Автор: Рузиева Эльмира Турсуновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №295
Населённый пункт: Фрунзенский район Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.Путешествие по стране Русского языка"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 295
Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Методическая разработка:
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. Путешествие по стране
Русского языка. Глаголия»
(для учащихся 5-6 классов)
Автор-составитель: Рузиева Эльмира Турсуновна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2016
Введение
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень
Зачем нужно учиться?
Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым
людям
с
высшим
образованием
(а
иногда
и
не
с
одним),
бывает
трудно
его
сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают
путь к знанию, необходима четкость.
«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?
Древние говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». В те
далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и
учились мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении
пещеры учитель и ученики постигали истину.
В
современных
условиях
важнейшей
задачей
школы
становится
подготовка
ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и
принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть
ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.
Актуальность
Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к
стратегии
социального
проектирования
и
конструирования,
от
простой
ретрансляции
знаний
к
развитию
творческих
способностей
обучающихся,
раскрытию
своих
возможностей,
подготовке
к
жизни
в
современных
условиях
на
основе
системно
-
деятельностного
подхода
и
придания
образовательному
процессу
воспитательной
функции.
Стандартом
предусматривается
обеспечение
исследовательской
проектной
деятельности
обучающихся,
направленной
на
овладение
обучающимися
учебно-
познавательными приемами, практическими действиям для решения
личностно - и
социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.
Актуальность этой проблемы побудила выбрать тему методической работы.
Тема: « Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Цель:
включение
учащихся
в
проектную
деятельность,
формирование
первоначальной системы исследовательских теоретико-методологических, методических и
практических знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей.
Задачи:
- углубление своих знаний о проектной деятельности;
- организация работы с классом по данной теме;
- формирование опыта сотрудничества;
-развитие творческих способностей, исследовательских навыков учащихся;
- развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений;
- воспитание коммуникативных качеств;
- повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели
и полученным результатам.
Предмет
исследования: проектная деятельность (материалы по русскому языку,
раздел «Глагол.Причастие.Деепричастие»)
Технологии урока:
1.Педагогика сотрудничества
2.Здоровьесбережения
3.Учебно-исследовательская и проектная деятельность
4.Групповая деятельность
5.Рефлексия
6.Самодиагностика развития творческих способностей учащихся
Сроки реализации проекта: (февраль-март )
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (февраль)
2.Основной (март)
3. Заключительный (апрель-май)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Повышение качества знаний обучающихся 5-6 классов по данным разделам.
2.Применение разработанных материалов для формирования у обучающихся
всех видов УУД и их оценки.
3.Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
по
актуальным
вопросам внедрения ФГОС
Гипотеза: проектная
деятельность
обучающихся,
направлена
на
овладение
обучающимися
учебно-познавательными
приемами,
практическими
действиям
для
решения
личностно - и
социально значимых задач, нахождения путей разрешения
проблем.
Целевая группа проекта: учащиеся 5-6 классов
Основная часть
1. Из истории метода проектов
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-
1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих
работ
он
не
употребляет
слово
«проект»
применительно
к
педагогическому
методу.
Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью,
с
личным
опытом
ребенка
и
коллективным
опытом
человеческого
общества,
деятельностью.
С
начала XX
в.
метод
проектов
становится
необыкновенно
популярным
в
американской
школе.
Он
как
нельзя
лучше
соответствует
духу
и
укладу
жизни
предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали
метод проектов — «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в
одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию
учебных проектов:
1)
«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является
у ч а с т и е
в
р а з н о г о
р о д а
г р у п п о в о й
д е я т е л ь н о с т и
( р а з л и ч н ы е
и г р ы ,
н а р од н ы е
т а н ц ы ,
д р а мат и з а ц и и ,
р а з н о го
р од а
р а з
влечения и т. д.);
2)
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение
проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
3)
«повествовательные
проекты» -
разрабатывая
их,
дети
имели
целью
«получить
удовольствие
от
рассказа
в
самой
разнообразной
форме»:
в
устной,
письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)
и т. д.;
4)
«конструктивные проекты»
нацелены на создание конкретного,
полезного продукта.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса
исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и
доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92
«конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шес-
тьюстами проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.
Это
история,
полная
драматизма.
Сначала
-
«перспективный»,
а
вскоре
и
«универсальный метод». Через пять с небольшим лет - «легкомысленное прожектерство».
Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Современные
исследователи
истории
педагогики
отмечают,
что использование
«метода
проектов»
в
советской
школе
в
1920-е
гг. действительно
привело
к
недопустимому падению качества обучения.
В качестве причин этого явления выделяют:
1)
отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с
проектами;
2)
слабая разработанность методики проектной деятельности;
3)
гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
4)
сочетание
«метода
проектов»
с
педагогически
неграмотной
идеей «комплексных программ».
2. Основные требования к проекту
Работа
по
методу
проектов — это относительно высокий уровень
сложности
педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если
большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком-
понентов учебного процесса - учителя,
ученика (или группы учеников) и учебного материала,
который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской,
информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы.
В
идеальном
случае
проблема
обозначена
перед
проектной группой внешним
заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого
заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика
может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета
русского языка и литературы), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и
проведение школьного праздника).
Поиск социально значимой проблемы -
одна из наиболее трудных организационных
задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися -
проектантами.
2.Выполнение
проекта
начинается
с
планирования
действий по разрешению
проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения
вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в
которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от
начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельност и - поиск информации,
которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы
4
. Р е з ул ь т а т о м
р а б о т ы
н а д
п р о е к т о м , иначе
говоря,
в ы ходом
проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники
проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5 . Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику
и
(или)
представителям
общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее
приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект - это «пять П»:
Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт -
Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное
правило:
каждый
этап
работы
над
проектом
должен иметь
свой
конкретный продукт!
3. Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся
Учебный
проект,
как
комплексный
и
многоцелевой
метод,
имеет
большое
количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере
три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную
специфику каждого проекта.
Практика - ориентированный
проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт
заранее
определен
и
может
быть
использован
в
жизни класса,
школы,
микрорайона, города, государства.
Исследовательский
проект по
структуре
напоминает
подлинно научное
исследование.
Он
включает
обоснование
актуальности
избранной
темы,
обозначение
задач
исследования,
обязательное
выдвижение
гипотезы с
последующей
ее
проверкой,
обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки:
лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный
проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ в т. ч. в Интернете.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или
школы.
Творческий
проект предполагает
максимально
свободный
и
нетрадиционный
подход
к
оформлению
результатов.
Это
могут
быть альманахи,
театрализации,
спортивные
игры,
произведения
изобразительного
или
декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой
проект. Разработка
и
реализация
такого
проекта
наиболее
сложна.
Участвуя
в
нем,
проектанты
берут
на
себя
роли
литературных
или
исторических
персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого
окончания.
Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен
договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности
учащихся-
проектантов
реализуются
в
каждом
проекте. В
этом
смысле
любой
проект
-
исследовательский, точно так же как любой - творческий,
ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет
не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или
иного проекта.
4. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) можно
выделить два типа проектов.
1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета
или
одной
области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и
деятельности.
Руководителем
такого
проекта
выступает
учитель-предметник, консультантом -
учитель другой дисциплины.
Такие
проекты
могут
быть,
например,
литературно-творческими,
естественно-
научными,
экологическими,
языковыми
(лингвистическими),
культуроведческими,
спортивными,
историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция
осуществляется
в
данном
случае
на
этапе
подготовки
продукта
и
презентации:
например,
компьютерная
верстка
литературного
альманаха
или
музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие
проекты
могут
проводиться
(с
определенными
оговорками)
в
рамках
классно-урочной деятельности.
2)Межпредметные
проекты выполняются
исключительно во внеурочное время и
под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они
требуют
глубокой
содержательной
интеграции
уже
на
этапе постановки
проблемы.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между
участниками. Они
могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными (разного масштаба);
- межрегиональными (в рамках одного государства);
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило,
являются
телекоммуникационными,
поскольку требуют для координации деятельности
участников
взаимодействия
в
сети
Интернет
и,
следовательно,
ориентированы
на
использование средств современных компьютерных технологий.
5. Классификация проектов по продолжительности
Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,
тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке
презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии
руководителя.
Возможно
сочетание
классных
форм работы
(мастерские,
лекции,
лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки
и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю
оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные
проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В
ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь
годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются
во внеурочное время.
6. Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача
участников
проекта. От
ее
решения
в
значительной
степени
зависит,
насколько
выполнение
проекта
будет
увлекательным,
защита
проекта
—
презентабельной
и
убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально
значимой проблемы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
-
Web-сайт;
-
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
-
Видеофильм;
-
Видеоклип;
-
Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Игра;
- Карта страны «Лексикология»
- Мультимедийный продукт;
- Оформление кабинета;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Публикация;
- Сказка;
- Справочник
7. Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)
Название проекта.
2)
Руководитель проекта.
3)
Консультант(ы) проекта.
4)
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5)
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6)
Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7)
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
8)
Тип
проекта
(реферативный,
информационный,
исследовательский,
творческий, практико-ориентированный, ролевой).
9)
Заказчик проекта.
10)
Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11)
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12)
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на
которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13)
Необходимое оборудование.
14)
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,
личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).
15)
Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16)
Этапы
работы
над
проектом
(для
каждого
этапа
указать
форму,
продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
8. Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта,
предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
-
четко организовать работу каждого участника проектной группы;
-
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы
над проектом;
-
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
-
судить о личных достижениях и росте каждого участника
проекта на протяжении
его выполнения;
-
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других
проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1)
паспорт проекта;
2)
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3)
промежуточные отчеты группы;
1)
вся
собранная
информация
по
теме
проекта,
в
том
числе
необ
ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
4)
результаты исследований и анализа;
5)
записи всех идей, гипотез и решений;
6)
отчеты
о
совещаниях
группы,
проведенных
дискуссиях,
«мозговых
штурмах» и т. д.;
7)
краткое
описание
всех
проблем,
с
которыми
приходится
сталкиваться
проектантам, и способов их преодоления;
8)
эскизы, чертежи, наброски продукта;
10)
материалы к презентации (сценарий);
11)
другие рабочие материалы и черновики.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи
учащихся
должны
быть
по
возможности
краткими,
в форме небольших
набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
9. Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и бо лее сложная, чем
выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации,
вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в
сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов
— артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.
д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
-
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
-
Деловая игра.
-
Демонстрация
видеофильма
-
продукта,
выполненного на
о с н о ве
информационных технологий.
-
Диалог исторических или литературных персонажей.
-
Защита на Ученом Совете.
-
Игра с залом.
-
Иллюстрированное
сопоставление
фактов,
документов,
событий,
эпох,
цивилизаций...
-
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Научный доклад.
-
Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
-
Путешествие.
- Реклама.
-
Ролевая игра.
-
Соревнования.
-
Спектакль.
-
Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
10. Система оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на
следующие вопросы:
- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую
оценку проекта?
-
Предполагается ли присуждение мест (I,
II,
III) или номинаций (за лучшее
исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
-
Предполагается
ли
оценка
проектов
по
предметным
секциям
(например,
лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
-
предметная
компетентность
жюри (жюри
должно
обязательно
включать
специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
-
все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и
номинации.
В
этом
случае
лучше
обнародовать
рейтинговые
оценки
всех
представленных
проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились
наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по
числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в
целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до
защиты.
11. Критерии оценок проекта:
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
12. Какова роль учителя?
-
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания»,
сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей,
и на этой базе
- возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
-
Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким
уровнем
общей
культуры,
комплексом
творческих
способностей.
И
прежде
всего
—
развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов
ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способ-
ности
быть
инициатором
интересных
начинаний.
Впереди
оказывается
тот,
кто
провоцирует
самостоятельную
активность
учащихся,
кто
бросает
вызов
их
сообразительности и изобретательности.
-
В
определенном
смысле
учитель
перестает
быть
«предметником»,
а
становится
педагогом
широкого
профиля.
Как
именно
учителю
предстоит
создавать
условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
-
Ответ
на
этот
вопрос
даст список ролей, которые предстоит «прожить»
педагогу в ходе руководства проектом:
-
1 ) энтузиаст (повышает
мотивацию
учащихся,
поддерживая,
поощряя
и
направляя их в сторону достижения цели);
-
2 ) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех
областях);
-
3 ) консультант (организатор
доступа
к
ресурсам,
в
т.
ч.
к
другим
специалистам);
-
4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
-
5)
«человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту- тот, кто организует
обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
-
6) координатор всего группового процесса;
-
7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
-
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся,
работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен
решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
-
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что
степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности,
от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
-
Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.
-
Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е
гг. стало именно «принижение роли учителя».
-
В
отечественной
практике
проектной
деятельности
начала XXI
в.
пре-
обладает
противоположная
крайно сть.
Даже
в
проект ах,
в ы п ол н е нных
старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководителя».
-
А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой
зависимости
от
степени
ее
самостоятельности.
Вопрос
в
том,
чтобы
для
каждого
возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые
были бы адекватны возрасту.
-
Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, ка кая-то композиция,
выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна
задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных тем.
Еще лучше — совместная выработка темы в группе « учащиеся + учитель » по принципу
скрытой
координации.
Планирование,
реализация
и
оценка
проектов
также
должны
осуществляться
в
первую
очередь
самими
детьми.
Не
будем
забывать,
что
ученик
подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением,
где он обречен играть лишь одну роль - роль исполнителя.
13. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
- “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания
применить”.
Эти
слова
вполне
могут
служить
девизом
для
участников
проектной
деятельности.
-
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для
проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как
отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка
анализа
и
обобщения.
Интересная
работа
в
группах
дает
ребятам
возможность
почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные
проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной
деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
1.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.
Команды не соревнуются.
3.
Все
члены
команды
должны
получать
удовольствие
от
общения
друг
с
другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не
должно быть так называемых “спящих” партнеров.
6.
Ответственность
за
конечный
результат
несут
все
члены
команды,
выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в
проекте”.
План действий учащихся в проекте
1.
Выбор темы проекта (исследования).
2.
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?
Записать ответы).
3.
Если
это
исследование,
то
затем
нужно
выдвинуть
предположение
–
гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать
ответы).
4.
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать
план своих действий, время выполнения каждого шага).
5.
Собираем
данные
(ставим
эксперименты,
собираем
необходимую
информацию,
материал,
оформляем
его,
сверяем
свои
действия
по
времени,
которое
определили для каждого шага).
6.
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
7.
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8.
Делаем
выводы.
(Планируем
дальнейшую
деятельность).
Даем
оценку
действиям в группе.
9.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти
памятки
помогают
учащимся
успешно
двигаться
к
достижению
цели
–
созданию проекта.
Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на
определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным
разделам”,составить
словарик
фразеологизмов,
составить
словарик
“Из
истории
фразеологизмов”, дают учащимся возможность добывать нужную информацию из разных
источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий,
фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать
сопричастность
к
миру,
соприкоснуться
с
собственным
творчеством,
найти
в
себе
читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения,
инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по
времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение
того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины
неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся
адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Чтобы
у
учащихся
выработать
навыки
сотрудничества,
вовлечь
в
активный
процесс получения и переработки информации, я организую взаимодействие,
которое
включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик - учитель”, “учитель - ученик”, “ученик
-
класс”,
при
помощи
методов,
фиксирующих
внимание
на
большой
группе:
опрос,
дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные
на уроках или дома.
Мини-проект
литературное
творчество
на
тему:
«Читаем
о
Рождестве».
Предлагается написать произведение в прозе (рассказ, сочинение).
Алгоритм создания письменного текста.
1.
Инвентаризация.
Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит
смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.
2.
Составление чернового текста.
Это
работа
по
перенесению
своих
мыслей
на
бумагу.
Такая
работа
носит
предварительный экспериментальный характер. Пока составляется черновой текст, не
следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание
почерк.
Этот
этап
ещё
можно
назвать
«Свободное
письмо»
(письмо
на
время,
без
остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге
возникают неожиданные идеи, образы.
3. Правка.
Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести
содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и
грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два
этапа.
4. Редактирование.
На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже
страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию.
Навыки редактирования состоят из трёх моментов:
-забота о том, чтобы произведение было правильным;
-умение видеть ошибки;
-умение исправить ошибки.
5. Издание.
Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается
правило окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Творения (идеи)
одноклассников могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.
Какие темы на уроках русского языка в средней школе возможно
сделать объектом проектной деятельности? Знакомые и значимые для детей.
Полагаю, те, которые сложны для учащихся и для закрепления которых
требуется больше времени и тренировки. Сама сложность темы помогает
сформулировать цель проекта: помочь товарищам разобраться в трудном
материале.
Тема «Глагол» многокомпонентна, осваивается в течение нескольких лет, а если не поняты
основы (деление глаголов по типу спряжения, выбор суффиксов и проч.), то глагол,
навсегда остается бедой и врагом ученика.
Глагол – необыкновенная часть речи
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает
действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения
бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его
деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной,
политической и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В
общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми
частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть,
пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать,
сделать, делать, значить.
Высокая эстетическая ценность глагола
Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола,
он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали
внимание многие писатели.
Вот одно из наиболее ярких высказываний известного советского писателя
А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится
самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –
выражать само действие!».
Идея проектной работы – «подружить» детей со сложной темой, помочь совместными
усилиями освоить лингвистический материал, довести знакомство с ним до стадии его
«присвоения». Проект групповой, практикоориентированный (его итогом будет
плакат-«шпаргалка»), кратковременный (2 сдвоенных урока).
Несложно составить циклограмму мини-проекта.
1.Этапы деятельности
учащихся
2.Постановка проблемы
3.Обсуждение путей решения.
4.Деление на группы
5.Планирование деятельности
6.Подготовка продукта
7.Подготовка презентации
8.Презентация
9.Самооценка и самоанализ
10.Сбор информации
11.Структурирование
информации
12.Изготовление продукта
13.Оформление продукта
14.Мини-проект
1-й урок (в числе двух спаренных) 0 - 20-я минуты; 1 - 2-й уроки 20 - 50-я минуты; 2-й
урок (в числе 2-х спаренных) 70 -90-я минуты
Прокомментировать этапы работы над проектом поможет сравнение
его с созданием любого печатного издания. Группы составляются учителем
так, чтобы в них попали и сильные, и слабые ученики. В каждой группе
должен быть руководитель и исполнители, свой художник, который
справится с оформительскими задачами, свой «умник», который хорошо
разбирается в тонкостях проблемы, свой критик. Групп может быть две или
три, каждая из них готовит свой плакат-«шпаргалку», лучшая по содержанию
и исполнению займет место на учебном стенде. Все группы имеют
одинаковый набор канцелярских принадлежностей, листы ватмана, словари и
справочную литературу.
На первом этапе командам предлагается создать макет будущего
плаката. У кого-то в основе зрительный образ корабля, плывущего по волнам
грамматики, у кого-то – темный лес. Фантазия детей часто богаче, чем
подсказки учителя. На втором этапе группы должны:
1. Отобрать наиболее важный материал,
2. Сформулировать, в каком варианте он будет размещен на плакате,
3. Придумать, как его отразить зрительно,
4. Распределить работу между участниками группы.
Учителю стоит обращать внимание детей на время, чтобы работа
напрасно не затягивалась. На практике это выглядит примерно так: в ходе
«мозгового штурма» решается, какой общий образ будет использован
(бескрайнее море, темный лес, сказочная страна, мультик и т.д.). Один
ученик от группы приглашается к доске, чтобы схематично изобразить макет
плаката. Остальные договариваются о содержании.
Несложно подобрать иллюстрации, а затем продолжить тематический ряд
примеров, иллюстрируя темы «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонения
глагола», «Спряжение глагола», «Правописание суффиксов глаголов» и другие. Если
группа небольшая (5 – 6 человек), то необязательно охватывать всю тему, достаточно
остановиться на 3 – 4 «больных» вопросах, например, как узнать глагол, как выбрать
суффиксы при его образовании, НЕ с глаголами. Дело учителя – помочь при отборе
материала. Каждый участник проекта создает свою часть, выполняет свой
фрагмент плаката. Дело руководителя группы – каждого обеспечить работой,
будь то иллюстрирование или проверка по словарю трудных примеров. Дело
«умника» - проверка правильности размещенной информации, дело
«критика» - поиск слабых сторон работы, подготовка к самоанализу. В конце
второго этапа отдельные фрагменты соединяются в единый продукт, как
части мозаики – в единое целое.
Последний этап работы – представление проектов. На доске
размещаются плакаты всех групп, представители команд комментируют свои
работы. По окончании презентации наступает время самоанализа. Для этого
можно заранее раздать вопросы, предложить на них ответить письменно
(тайно), или дать слово «критикам», которые расскажут об удачах и просчетах своих
групп.
Вопросы для самоанализа:
- Что, по–вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?
- Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить,
усовершенствовать? Каким образом?
- Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее
удовлетворение? Почему?
Задача учащихся – создать веселую и небанальную газету-подсказку,
которая поможет на уроке работа, над которой сама по себе будет уроком
совместной деятельности и грамматики. Задача учителя – дать детям в
игровой форме еще раз проговорить трудности, связанные с морфологией и
орфографией сложных частей речи. В педагогическом отношении работа над
проектом – пример педагогики сотрудничества учителя и детей, в
методическом отношении – возможный вариант проведения урока
закрепления и повторения материала.
Другой пример проектной деятельности на уроке русского языка в 6
классе – создание индивидуальных опорных конспектов обобщающего
характера по темам «О – Е после шипящих в словах разных частей речи» и
«Правописание НЕ с разными частями речи». Созданные самостоятельно и
прокомментированные на уроке, такие «помощники» остаются с детьми,
вложенные в учебник или в тетрадь, чтобы при необходимости ученик мог
ими воспользоваться, вспомнить на наглядном примере тот или иной случай
применения правила.
Задача, поставленная перед учащимися, - записать все или
большинство правил в виде схемы, отражающие закономерности написания.
Использовать можно стрелочки, знаки вопроса, слова «да» и «нет», зигзаги,
«смайлики» - любые обозначения, кроме словесной записи правила. Задание,
данное шестиклассникам, больше похоже на игру, дается в качестве
домашней работы по выбору учащихся. Если задание сложно, можно
показать образец – другая тема, записанная в виде опорного конспекта.
Приветствуются иллюстрации, обязательны примеры на фрагменты правил.
Оба проекта проводились перед изучением темы «Глагол», для
того чтобы показать особое место глагола в русской грамматике.
И последняя группа проектных работ – задания на весенние каникулы
ученикам 8 класса. Тема проекта в целом – лексика современного русского
языка. Задача, поставленная перед учащимися, базировалась на осознании
разрыва между правильным, нормированным языком, языком учебника, и
живым разговорным языком. Во-первых, в школьной практике все чаще
появляются тексты, касающиеся чистоты родного языка. Учащиеся
принимают живое участие в обсуждении их проблематики. Во-вторых,
естественно стремление учителя указать на неправильности, нормировать
речь своих питомцев, и не только потому, что впереди экзамен, на котором
проверяют в том числе владение нормами речи. Косноязычие, нарушение
общепринятых норм языка режет слух, мешает общению.
Задание состояло в следующем. Учащимся предлагалось составить
серию словарей, которые могли бы рассказать о современной ситуации в
русском языке. Вот примеры словариков, которые были созданы.
1. Словарь орфоэпических неправильностей. Какие слова чаще всего
подвергаются искажению?
2. Словарь школьного сленга.
3. Словарь смс.
4. Словарь пользователя компьютера.
5. Словарь интернета.
6. Словарик спортивного комментатора.
7. Словарик слов, употребляемых в несвойственном значении
(адекватный, реальный, конкретный и др.)
8. Словарик новых заимствований.
Перечисленные темы говорят сами за себя. Они, безусловно, личностно
значимы для подростков, каждый из учащихся является «активным
пользователем» того языка, который остался за страницами школьных
учебников. Работа над словарем – возможность взглянуть со стороны на себя
как на носителя языка.
Проект носит среднесрочный характер, время выполнения – 2 недели.
Дети работали над своими словарями в основном индивидуально, но были те,
кто соединился в пары, их словари были объемнее.
Характер проекта смешанный, кроме сбора и исследования языкового
материала требовалось обдумать и форму словаря. Продуктом, который
юные исследователи представили на презентации (заключительном уроке),
были орфоэпические, толковые, грамматические словари объемом от 20 до
100 словарных статей.
Конечно, каждый учитель назовет немало тем, направлений, проблем,
которые могут лечь в основу проектной деятельности. Хочется лишь
предостеречь от легкомысленного отношения к методу проектов. Залогом
успеха в этой области является кропотливая совместная работа учителя и
учеников, базирующаяся на серьезном учебном процессе, когда проект не
подменяет, а дополняет традиционный урок, делая его ступенькой в
интеллектуальном взрослении ученика и профессиональном росте учителя.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя Рузиева Эльмира Турсуновна
Класс 5 «А» Дата 08.02.2018 Предмет русский язык № урока 123
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Технологии урока:_ПС (педагогика сотрудничества), ЗТ (здоровьесбережения), УИ и ПД
(учебно-исследовательская и проектная деятельность), ГД (групповая деятельность), Р
(рефлексия, самодиагностика развития творческих способностей учащихся).
Цель урока
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Достижение
обучающимися
предметных и
метапредметных
результатов
Научиться выделять
глагол среди других
частей речи по
морфологическим
признакам и его
значению с
помощью созданных
Познавательные:
уметь объяснять
морфологические
признаки глагола в
ходе защиты проекта.
Регулятивные:
формировать
Формирование
навыков
исследовательской
деятельности.
Формирование
навыков
самоанализа.
и представленных
опор.
ситуацию рефлексии –
самодиагностики
коллективной
деятельности.
Коммуникативные:
уметь обсуждать
разные точки зрения и
вырабатывать общее
мнение.
Этап урока
Деятельность
учителя
(применяемые
технологии, приёмы)
Деятельность
обучающихся
(формы организации
деятельности)
Формируемые УУД
1.
Организац
ионный
Включение в
деловой ритм.
Сообщение учителя
о начале урока.
На слайде
№ 1
колокольчик,
который призывает
начать урок.
На слайде №2
«Продолжаем
путешествие»
Подготовка к работе.
Самоопределение к
деятельности.
Коммуникативная: готовность к
сотрудничеству.
Личностная: действие
смыслообразования.
2.
Мотивацио
нный
Формирование
проблемной
ситуации.
Слайд № 3
Карта государства
Русский язык
Слайд № 4
Вспомним
пройденный
маршрут.
Какие слова
необходимо
вставить, чтобы
рассказать о том, что
делали?
Какой части речи
эти слова?
Слайд № 5
Самопроверка
На партах лежат
открытые тетради-
справочники с картой
государства Русский
язык.
А) Работа со
словосочетаниями,
подбор пропущенных
слов.
1.………. фонетику
2.………. реку
орфографии
3.………. морфемику
4.………. с лексикой
5.………. в лесу
пунктуации
Б) Самопроверка и
самооценка.
1
изучали фонетику
2
преодолевали
реку орфографии
3
строили
Познавательная: самостоятельное
осознание познавательной цели.
Регулятивная: целеполагание.
Коммуникативная: участие в беседе.
Личностная: самоопределение.
морфемику
4
знакомились с
лексикой
5
блуждали в лесу
пунктуации
Ответ на поставленный
вопрос.
Рассказать о том, что
делали, помогают
глаголы.
3.
Целеполага
ние
Слайд № 6
Карта государства
Русский язык.
Чему будет
посвящён наш урок?
Запись всех
вариантов тем,
предложенных
обучающимися.
Слайд № 7
Морфологические
признаки глагола
Можно сказать, что
эта тема непростая?
Почему?
Можно ли сделать
так, чтобы она стала
понятнее?
К уроку вы
постарались сделать
опоры для изучения
глагола на уроках.
В итоге беседы ставят
цели. Формулируют тему
урока.
Обсуждение
предложенных вариантов
тем урока, выбор более
удачных.
Запись темы урока в
тетради.
Работа на странице 303.
Чтение образца
морфологического
разбора глагола.
Выделение тех пунктов,
которые вызывают
затруднение.
Ответ на вопрос: сколько
пунктов вызвали
затруднение?
Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели.
Регулятивная: целеполагание.
Коммуникативные: участие в обсуждении.
Личностная: самоопределение.
4.
Работа со
словом
Что такое опора?
Слайд № 8
Определяют лексическое
значение слова
Опора- это….
Познавательные: поиск ответа на
поставленный вопрос в паре.
Регулятивные: волевая саморегуляция,
самооценка.
Коммуникативные: принятие решения.
Личностные: самоопределение.
5.
Реализация
домашнего
задания.
Представление
проектов
«Глаголия»
Слайд № 9
Какие
морфологические
признаки глагола
поможет понять
представленная
опора?
В процессе презентаций
отвечают на вопрос
домашнего задания:
Какие признаки глагола
поможет понять
представленная опора?
Слова для работы:
поможет узнать о
……………..
вспомним, что
…………………
познакомимся с
……………….
научимся
отличать…………….
сможем разобраться
…………
Познавательные: самостоятельный поиск
ответа на поставленный вопрос;
Регулятивные: волевая саморегуляция,
самооценка.
Коммуникативные: принятие решения.
Личностные: самоопределение.
6.
Этап
здоровьесб
ережения.
Под музыку
Слайд № 10
Смайлик
Встают по группам,
выходят к доске и
отмечают
приготовленными дома
смайликами
понравившейся проект.
Познавательные: умение определять
объект в соответствии с содержанием.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: построение
продуктивного взаимодействия со
сверстниками.
Личностные: самоопределение.
7.
Этап
углубления
знаний.
Слайд № 11
Опора «Строение
текста типа
рассуждения-
доказательства)
Какая опора
понравилась больше
всего и почему?
Работают над текстом
типа рассуждение-
доказательство, опираясь
на слайд № 11.
В тексте выделяют
глаголы.
Чтение вслух
получившихся работ.
Познавательные: умение строить текст
типа рассуждение-доказательство.
Регулятивные: развитие способности к
регуляции учебной деятельности.
Коммуникативные: построение
продуктивного взаимодействия со
сверстниками и учителем.
Личностные: формирование способности
оценивать содержания текста.
8.
Рефлексия
деятельнос
ти (итог
урока)
Организует
рефлексию.
Открыт слайд № 12
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Личностные: смыслообразование,
действие нравственно – этического
оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: осознание качества и
уровня усвоения, контроль, оценка
Познавательные: рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли
9.
Запись
Слайд № 13
1 группа – ведущие урок.
Коммуникативные: прогнозирование,
домашнего
задания.
Инструктаж
обучающихся.
Задание к уроку по
группам.
Авторы опоры «Не с
глаголами».
2 группа - упражнение
№ 596 (2)
3 группа – принимаются
варианты домашней
работы.
планирование дальнейшей
самостоятельной деятельности.
10. Рефлексия
Слайд № 14
Благодарю за
сотрудничество!
Под мелодию 10 слайда
«От улыбки станет всем
светлей» собираются и
выходят из кабинета.
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе
Приложение
Спасибо за сотрудничество!
В качестве домашнего задания учащимся можно предложить и
мини-проекты:
написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать
наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что
обязательно обсуждается в классе.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков,
если в этом есть педагогическая целесообразность.
Заключение
1.Мониторинг исследования количества школьников, вовлеченных в проектную
деятельность.
Таблица 1 2017-2018, 2018-2019,
ывод: Включение
в
образовательный
процесс
проектной
деятельности
способствует
становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт
организации
школьником
своих
внутренних
и
внешних
ресурсов
для
достижения
поставленной им цели.
Если ученик не учится творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копировать.
Л.Н.Толстой.
Список литературы
1.
Селевко
Г.К.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации,
интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий,
2005.
2.
Сергеев
И.С.
Как
организовывать
проектную
деятельность
учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ,
2005.
3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
4.
Полат
Е.С.
Метод
проектов
в
современной
школе.
Методология
учебного
проекта. – М., 2000.
5.Чечель
И.Д.
Исследовательские
проекты
в
практике
обучения.//
Управление
исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.
6.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. -
Волгоград, Учитель, 2008.
7.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих
и
педагогических
технологий
как
средство
развития
учреждений
образования.
–
М.:
МПГУ, 1998.
8.Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и
исследовательская деятельность.-Брянск,2012.