Напоминание

Педагогическая диагностика в условиях ФГОС


Автор: Нагорнова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ №4
Населённый пункт: г.Усть-Катав. Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая диагностика в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогическая диагностика в условиях ФГОС

“Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать

проблему беспроблемной”.

Д. Добсон

“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать

социально – психологические изменения в группе, формирование отношений

детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения.

Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен

уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий

деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью

деятельности”.

Щуркова Н.Е.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя,

в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и

возможностей личности учащегося с целью оптимального решения

педагогических задач.

Педагогическая

диагностика

в

профессиональной

работе

педагога

выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию

учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий

на

объект;

2)

выполняет

роль

канала

обратной

связи

для

получения

сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости —

подсказывает пути их коррекции.

Виды диагностики

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить

трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по

результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника

применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение

педагогической диагностики в повышении качества начального образования

заключается в том, что ее результаты позволяют учителю: – выяснить, как у

учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется

уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и

за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить

способы работы, которыми овладели ученики; – пронаблюдать за

результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень

самостоятельности учащихся. В этом же, прежде всего, педагогическая

диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ,

тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных

знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовкуПедагог имеет

возможность проследить за качественными изменениями, которые

происходят с учеником в результате обу- чения, чего невозможно сделать,

используя только привычные методы оценки знаний и умений

учащихся. Сравнение же полученных результатов регулярно проводимых

диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики

известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную

задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят

с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных

требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает учителю основу

возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и

индивидуализацию обучения

В

зависимо сти

от

задач

изучения,

п р и м е н я е м ы е методы

педагогической диагностики подразделяются :

1 . Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия

какой-нибудь

психологической

особенности):

анкетирование, анализ

продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2 . Диагностические

(для

количественного

измерения)

:

шкалирование,

тестирование

(тесты

общих

умственных

способностей,

умственного

развития;

тесты

специальных

способностей

в

различных

областях

деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений;

тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления,

характера

и

др.);

тесты

для

определения

уровня

воспитанности,

(сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других

качеств).).

3 . Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод

применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он

может

использоваться

в

повседневной

деятельности

преподавателя

для

проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших

себя приемов работы.

4

. Формирующие

(для

выявления

возможностей

развития):

анализ,

программирование, сообщение результатов.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования

в

качестве

нового

образовательного

результата

предлагает

совокупность

основных

образовательных

результатов

личностных,

метапредметных

(универсальных

учебных

действий:

познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов

освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения

метапредметных

компетенций

и

личностных

качеств

требует

изучения

и

разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим

вариативные

методики

определения

уровня

развития

выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог

(педагог)

выбирает

одну-две

методики

по

каждому

критерию.

Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из

этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями

личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями личностного развития

ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка»

предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

Ее

целью

является

наблюдение

за

личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по

критериям,

указанным

в

карте.

Результаты

наблюдений

являются

необходимыми

для

оценки

особенностей

личностного

развития

детей,

сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с

родителями ребенка.

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Описание

задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно

больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1.

Дифференцированность

количество

категорий

(социальные

роли,

умения,

знания,

навыки;

интересы,

предпочтения;

личностные

свойства,

оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений и характеристик «Я».

3.

Самоотношение

соотношение

положительных

и

отрицательных

оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1.

Учащиеся

называют

конкретные

действия

учусь

в

школе),

свои

интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3.

Учащиеся

указывают

свою

социальную

роль

ученик),

обобщенные

личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое

количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие

или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание

нейтральных

суждений

(амбивалентное

или

недостаточно

позитивное

самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и

адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная

диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у

них в два столбика:

А Б

аккуратный драчливый

вежливый злой

честный ленивый

добрый упрямый

любознательный невнимательный

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка

.

Если К

1

0,6, К

2

0,3, то самооценка завышена,

К

1

0,3, К

2

0,6, то самооценка занижена,

К

1

К

2

0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

Методика «Ты гражданином быть обязан»

Цель:

выявить

представления

воспитанников

о

качествах

человека,

ха-

рактеризующих его гражданскую сферу.

Ход обследования: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм,

трудолюбие,

требовательность,

самообладание,

выдержка,

творческое

отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиаль-

ность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернацио-

нализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность,

отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострада-

тельность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм.

Необходимо записать все эти слова в три колонки:

– самые значимые для тебя слова, характеризующие тебя как гражданина;

– слова, которые присущи тебе;

– слова, не значимые для тебя.

Обработка данных:

слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – 3

балла.

Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать

причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в

целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, харак-

терных и нехарактерных

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

1. Методика «Как поступить?»

Цель:

выявление

отношения

ребенка

к

нравственным

категориям

«честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением

моральных норм (выходная диагностика).

Учитель знакомит учащихся с ситуацией и предлагает написать свое

решение

с

кратким

объяснением,

почему

именно

так

поступишь.

Обращается внимание детей на честность, принципиальность при решении

ситуации.

Ситуация 1

Идет контрольная работа. Ты выполнил все задания. Твой товарищ не

знает решения задачи и просит тебя дать ему списать. Как ты поступишь и

почему?

Ситуация 2

Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает

списать у него. Как поступишь?

Ситуация 3

Ты получил плохую отметку и знаешь, что если родители узнают об

этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям о плохой отметке?

Обработка данных.

I уровень – устойчиво-положительное отношение к нравственным

категориям;

II

уровень – неустойчиво-ситуативное (В зависимости от условий

ситуации. Например, «Если он мне даст, тогда и я ему дам»);

III уровень – устойчиво-отрицательное.

Уровень

определяется

по

каждой

ситуации.

Общий

уровень

отношения учащегося к нравственным нормам определяется следующим

образом:

1.

Если все ситуации решены на I уровне (II

или III), то общий уровень,

соответственно, - I (II или III).

2.

Если две ситуации имеют решение одинакового уровня, а третья уровнем

выше или ниже, то общий уровень – II.

3.

Если при решении ситуации у одного ребенка выявлен I, II и III уровни, то

общий уровень - II.

Подсчитать количество (%) учащихся по группам I, II, III уровня.

2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель:

выявление

уровня

развития

у

ребенка

качеств

личности,

проявляющихся

в

его

отношениях

к

другим

людям

(выходная

диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок,

выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву,

соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут

быть написаны на доске.

1.

Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.

2.

Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.

3.

Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.

4.

Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных

отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а)

оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и

выставляет

соответствующие

баллы.

Далее

вычисляется

среднее

арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и

баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются

три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5

баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать

вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно

существует,

является

устойчивым.

Полученные

результаты

заносятся

в

таблицу 6 условным знаком (+):

3. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование).

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Инструкция: Прочитай текст, проверь его, исправь ошибки.

Критерии оценивания: подсчтитывается количество пропущенных ошибок.

Исследователь

должен

обратить

внимание

на

количество

пропущенных

ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное

написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.

Уровни сформированности внимания:

0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания.

3-4 – средний уровень внимания;

Более 5 – низкий уровень внимания.

3. Методика “Изучение саморегуляции” (по У.В. Ульенковой)

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллекту-

альной деятельности.

Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на

тет-

радном листе в линейку, простой карандаш.

Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на

тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в

образ-

це, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной

по-

следовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной

строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе

экспе- риментатор фиксирует, как

принимается и выполняется задание - полностью,

частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также

каче-

ство

самоконтроля

по

ходу

выполнения

задания

(характер

допущенных

ошибок,

реакция

на

ошибки,

т.е.

замечает

или

не

замечает,

исправляет

или

не

исправляет

их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается

основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, во-

обще

не

просматривает

работу,

а

отдает

ее

экспериментатору

сразу

по

окончании). Исследование проводится индивидуально.

Обработка

и

анализ

результатов.

Определяют

уровень

сформированности

саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов

об-

щей способности к учению.

1 уровень Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах,

сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь,

при-

мерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает от-

дельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их;

не

спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае

необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была

выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца

занятия;

по

ходу

работы

допускает

немногочисленные

ошибки,

но

не

замечает и

самостоятельно

не

устраняет

их;

не

устраняет

ошибок

и

в

специально

отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым

просмотром

написанного,

качество

оформления

работы

его

не

заботит,

хотя

общее

стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень Ребенок принимает цель задания частично и не может ее

сохранить

во

всем

объеме

до

конца

занятия;

поэтому

пишет

знаки

беспорядочно; в

процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и

по-

тому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не

замечает,

не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании

работы

не

проявляет

желания

улучшить

ее

качество;

к

полученному

результату

вообще

равнодушен.

4 уровень Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу

же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не

исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения

задания в

конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к

качеству

выполненной работы равнодушен.

5 уровень Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более

того,

чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в

лучшем

случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать

карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая

лист как

получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на

за-

ключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Познавательные УУД

1. Методика "Логические задачи"

Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики

уровня

сформированности

теоретического

анализа

и

внутреннего

плана

действий

у

младших

школьников.

Результаты

исследования

позволяют

установить степень развития теоретического способа решения задач в целом,

сделать

вывод

об

особенностях

формирования

у

ребенка

такого

интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок

может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в

качестве

исходных,

без

привлечения

других

соображений,

связанных

с

ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное

использование.

Ориентировочное время работы: 30-35 минут.

Инструкция испытуемым:

"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые

четыре

задачи

простые:

для

их

решения

достаточно

прочитать

условие,

подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по

вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым

из тех, о ком говорится в задаче.

Теперь

посмотрите

на

задачи

с

5

по

10.

В

них

используются

искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши

обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например,

наее) обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7

и 8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах 9 и 10

они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете "в уме "

(про себя) вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова.

Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, заменяющее

имя человека.

Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них

про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное.

Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных,

к о т о р ы е

д а ю т с я

в

у с л о в и и

з а д а ч .

В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто

как

считает

правильным:

либо

одно

имя,

либо

два.

В

задачах

19

и

20

обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21

и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

Задачи для предъявления:

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?

3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

5. Катя наее, чем Лиза. Лиза наее, чем Лена. Кто наее всех?

6. Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?

Результаты исследования

1. Уровень развития умения понять учебную задачу

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

От 5 до 10 задач - средний уровень.

Менее 5 задач - низкий уровень.

2. Уровень развития умения планировать свои действия.

Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.

Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.

Менее 10 задач - низкий уровень.

Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в

минимальной степени.

Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия,

затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное,

например, отношение "больше" на отношение "меньше".

3. Методика «Нахождение схем к задачам»

(по А.Н. Рябинкиной)

Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и

способ ее решения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: моделирование,

Метод

оценивания: фронтальный

опрос

или

индивидуальная

работа

с

детьми.

Описание

задания: учащемуся предлагается найти соответствующую схему

(рис. 4, 5) к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами. Предлагаются

следующие задачи:

1. Миша сделал 6 флажков, а Коля — на 3 флажка больше. Сколько флажков

сделал Коля?

6. Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов

нашла Таня?

Критерии

оценивания:

умение

выделять

структуру

задачи

смысловые

единицы текста и отношения между ними;

находить способ решения; соотносить элементы схем с компонентами задач

— смысловыми единицами текста; проводить логический и количественный

анализ схемы.

Уровни сформированности:

1.

Не

умеют

выделять

структуру

задачи;

не

идентифицируют

схему,

соответствующую данной задаче.

2. Выделяют смысловые единицы текста задачи, но находят в данных схемах

их части, соответствующие смысловым

единицам.

3. Выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и

находят среди данных схем соответствующую структуре задачи.

Коммуникативные УУД

1. Методика “Ковёр”

Цель:

изучение

уровня

сформированности

навыков

группового

взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Проводится

коллективно

на

уроке

художественного

труда.

Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее

адекватно

принимают

на

себя

социальную

роль

«ученика»

и

чувствуют

ответственность за выполнение определённого задания.

Учитель

делит

детей

на

4

произвольные

команды,

которые

работают

за

отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые

набором

всевозможных

фигур,

выполненных

из

цветной

бумаги.

Это

позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом

педагог

демонстрирует

образцы

нескольких

готовых

ковров.

На

основе

анализа

этих

образцов

коллективно

с

детьми

устанавливаются

общие

признаки

любого

ковра,

которые

одновременно

для

учеников

являются

правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием

симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках

математики и конструирования.)

Инструкция: “Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо

работать дружно и слаженно.”

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут

соорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой.

Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети

анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель

которого

организация

рефлексивно-содержательного

анализа

совместного

действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень

соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

2.

Задание

«Дорога

к

дому» (модифицированный

вариант

методики

«Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по

передаче информации и отображению предметного содержания и условий

деятельности.

Оцениваемые

универсальные

учебные

действия: коммуникативно-речевые

действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод

оценивания: наблюдение

за

процессом

совместной

деятельности

учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив

друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному

дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а),

другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б). Первый ребенок

говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к

дому — по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть

на

карточку

с

изображением

дороги.

После

выполнения

задания

дети

меняются ролями, намечая новый путь к дому

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на

образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или

формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются

непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство

узоров с образцами; указания отражают часть необходимых

ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и

позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается

частичное взаимопонимание.

3 . Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного

диалога дети достигают взаимопонимания и

обмениваются

необходимой

и

достаточной

информацией

для

построения

узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые

пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат

(нарисованную дорогу) с образцом.

3.

«Решение

ситуаций»

(адаптированный

вариант

проективной

методики Рене Жиля).

Цель:

выявление

устойчивости

агрессивного

стиля

поведения

ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Детям предлагается ситуация:

-

Одноклассник назвал тебя обидным словом. Как ты поступишь в

данной ситуации? Напиши.

Учащимся, которые затрудняются с ответом, учитель может дать

устный комментарий к возможному варианту ответа: заплакать, толкнуть,

обозвать, пойти жаловаться, обидеться, промолчать и другие.

Обработка

данных. (группа

учащихся

с

агрессивным

стилем

поведения)

позволяет

выявить

детей

с

устойчивой

агрессивностью

в

поведении в конфликтных ситуациях.

Проведение педагогической диагностики и е е анализ -дело, безусловно,

достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных

результатах

своей

педагогической деятельности, х о ч е т достичь

результатов, определенных в новом стандарте начального образования,

среди которых особое место занимает формирование универсальных

учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую

трудно переоценить.



В раздел образования