Автор: Бышева Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Павловская основная школа", дошкольная группа
Населённый пункт: Кольчугинский район, Владимирская область
Наименование материала: НОД занятия
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. ПРИТЧА О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА.
Раздел: дошкольное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ
ИСКУССТВА.
ПРИТЧА О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА.
Воспитатель: Бышева Светлана Евгеньевна
Программное содержание:
1.Воспитывать интерес к произведениям искусства. Учить детей рассматривать слайды,
замечать художественные средства выразительности.
2.Побуждать детей рассуждать.
3.Развивать воображение, творческую активность.
4.Познакомить со значением слова «притча».
5.Использовать в активной речи слова: «музей», «литература», «скульптура»,«памятник»,
«произведения искусства».
6.Воспитывать чувство уважения и любви к стране, в которой живем.
7.Учить детей работать в коллективе, выполнять общую задачу, уметь слушать друг друга.
8.Способствовать эмоциональному восприятию картины и других произведений
искусства.
Наглядный материал: костюм сказительницы, слайды картин В.Васнецова, В.Шишкина,
произведения декоративного искусства, иллюстрации картин русских художников,
куклы бибабо, ширма, книга с иллюстрациями картин, скульптур.
Ход НОД:
Приглашаю детей в помещение « театра».
- Ребята, вы любите сказки? А кто их придумывает? Кого из сказочных героев вы знаете?
Сказка — это волшебный мир, наполненный чудесами, невиданными героями,
волшебными и фантастическими силами. В сказке | всегда встречаются Добро и Зло. Они
борются друг с другом: Иван Царевич с Кощеем, Богатырь со Змеем Горынычем, добрая
фея со злой колдуньей. Кто всегда побеждает в сказках? (ответы)
Но бывают сказки и с грустным концом. Например, «Снегурочка» или «Русалочка». Есть и
такие которые совсем не похожи на сказки, а скорее на историю о древних временах. И
тогда того, кто ее рассказывает, зовут уже не сказочник, а сказитель. Вот и сегодня я буду
не просто Светлана Евгеньевна, а сказительница.
(Переодеваюсь в «сказительницу»).
-Хочу поведать вам, дорогие ребята, сказ один. И даже не сказ, а притчу. Притчей в
старину называли рассказ, в котором скрыт иной смысл, и притча обязательно чему-то
поучает. Притча всегда рассказывалась особенным языком, и в ней всегда была загадка.
Давайте ее разыграем.
(Звучит музыка, достаю куклу (царь) и сажает ее на «трон»).
- Давным-давно жил был царь. Сильный, здоровый, в расцвете лет, книжки любил читать
про страны разные, про диковинки всякие. И вот однажды позвал он к себе советников.
Предлагаю детям взять кукол бибабо и быть «советниками», подойти к «царю».
- Позвал царь советников и говорит: «Хочу, чтобы в моем царстве-государстве было много
прекрасных, дорогих вещей всяких, которые мастера по всему свету белому сделали,
придумали! Идите в разные страны и привезите мне это все в мое царство-государство!
Даю вам на это 10 лет. И пока не доставите мне это все, я из своих палат даже не выйду».
(Кукла-царь уходит за ширму.)
И вот во все концы света белого отправились искатели, чтобы раздобыть-найти все самое
прекрасное и изумительное, что только не может сделать человек.
Даю задание детям-советникам разойтись вразные концы зала (на север, на юг, на запад,
на восток), выбирая из представленных предметов — предметы искусства.
И вот 10 лет уже на исходе. Какого только добра не привез люд простой ко двору: на
телегах вез, на конях, даже на верблюдах, на кораблях. Столько всякой красоты навезли,
глазом не окинуть! Вышел царь…
(Кукла-царь выглядывает из-за ширмы.)
Стал смотреть: картины, украшения, одежда, оружие, книги прекрасные, статуи
необыкновенные. А еще, сколько в тюках, ящиках, мешках лежит! И говорит царь:
«Желаю, чтобы мне из всего, что вы привезли, выбрали все еще более распрекрасное,
неповторимое и уникальное. Даю вам на это еще 10 лет!» И снова ушел царь в свои покои.
И замок закрылся.
(Кукла-царь уходит за ширму. Куклы-советники раскладывают принесенные предметы
искусства.)
Прошло 10 лет. Вот уже в тронном зале советниками выставлено все самое прекрасное-
распрекрасное, искусствоведами оцененное, а мастерами изученное. А сколько еще
осталось…
(Из-за ширмы появляется кукла-царь.)
Вышел царь, посмотрел, прошелся туда-сюда, задумался…И говорит: «Хочу, чтобы
ученые мужи моего царства-государства книжку умную написали и описали в ней все
самое прекрасное и распрекрасное, что есть теперь у меня, собранное со всего белого
света. Даю вам на это…»
-Как вы думаете, сколько царь дал сроку на выполнение этого задания? (ответы).
Правильно, 10 лет.
(Кукла-царь уходит за ширму, дети сажают кукол бибабо за стол, на котором лежит
книга.)
И снова царь ушел и закрылся ото всех во дворце своем. 10 лет минули. И вот несут
советники да вельможи ко дверям палат царских книгу новую, писанную вензелями да
узорами. Но… не стало царя, не дождался он этой книги.
Вот такой печальный конец у притчи.
- Напомню вам, ребята, что притча — это рассказ-загадка, т.е. рассказ, который содержит в
себе особый смысл. Человек или люди, которые сочинили эту притчу, наверное, хотели
нам что-то объяснить, чему-то научить. Как вы думаете, чему учит эта притча? Правильно
ли поступал царь? Правильно ли он жил? А как было бы лучше ему поступить? Можно ли,
сидя во дворце, увидеть все то,прекрасное, что придумало и сделало человечество? Можно
ли увидеть все произведения искусства, которые создало человечество, в одном месте?
Снимаю наряд сказительницы. Звучит классическая музыка.
-В мире столько всего удивительного, созданного талантливыми людьми: художниками,
музыкантами, писателями и поэтами, архитекторами и скульпторами. И этот прекрасный
мир называется миром искусства. Да и далеко ходить не надо, чтобы увидеть его. Он
рядом с нами. И мы встречаемся с ним достаточно часто. Я приглашаю вас туда, где можно
увидеть мир удивительных и прекрасных картин.
Воспитатель открывает занавес на сцене, где висят картины в рамках. Предлагает
детям встать поближе, чтобы рассмотреть их.
Вам знакомы эти картины? Где здесь портрет, пейзаж, натюрморт?(Дети называют.)
Как вы думаете, какую страну изображали художники? Какое настроение вызывает эта
картина? А как она называется?
Весь мой рассказ сопровождала музыка. А мир музыки ни с чем ни сравним, его не видно.
Закройте глаза,мы слышим этот мир, в котором можно пофантазировать, потанцевать.
Предлагаю детям поднять руки вверх, покачаться вправо,
влево, покружиться вокруг себя, встать на носочки, снова покружиться, опустить руки,
открыть глаза и сесть напротив экрана для просмотра слайдов.
- Посмотрите, ребята, какой многообразный мир искусства: мир живописи мы видим в
музеях, в мире музыки мы можем оказаться тогда, когда звучит музыка. А в мир
литературы попадаем тогда, когда слышим сказки, и рассказы, и притчи. А сейчас я вас
приглашаю в мир архитектуры и скульптуры.
( Показываюдетям слайды).
Это красивые здания — памятники культуры, современные и старинные. Это скульптуры
— памятники знаменитым людям нашей страны или статуи в музеях. Все эти
произведения искусства мы можем увидеть в музеях.
Я бы пожелала вам, ребята, не сидеть на месте, как царь из нашей притчи, который только
и ждал, когда ему принесут все на блюдечке с голубой каемочкой. Нужно обладать
желанием узнать много нового и интересного, а еще научиться понимать язык мира
искусства. Это ведь нам только кажется, что мы все уже увидели и узнали. В мире
прекрасного есть много еще таинственного и неразгаданного. Надо еще научиться видеть
прекрасное. Будем учиться вместе: вы и я!