Напоминание

"Музыкально - игровая деятельность в ДОУ"


Автор: Артюшина Елена Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: рабочий поселок Линево Искитимсксий район Новосибирская область
Наименование материала: "Методическая разработка"
Тема: "Музыкально - игровая деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ детский сад «Огонёк» р. п. Линево

Искитимский район Новосибирская область

Мастер – класс на тему:

«Музыкально – игровая деятельность

в детском саду»

Подготовила :

Артюшина Е.Г. –

музыкальный руководитель

1 категории

2020 год

1

В.А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Музыкально – игровая деятельность в детском саду является

важнейшим средством развития и формирования личности ребенка.

ФГОС ДО (п.2.6) определяет : «Содержание образовательных областей

строится в соответствии с возрастными и индивидуальными

способностями ребенка, может реализоваться только в общении, игре,

познавательно – исследовательской деятельности - как сквозных

механизмах деятельности ребенка».

Основной вид деятельности дошкольного возраста - игра, игра

творческая и это школа жизни для ребенка, его естественное состояние.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.

В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая

среда для развития музыкальной игровой деятельности. Предметная

среда должна быть разнообразной, интересной, хорошо оборудованной,

что способствует поддержанию эмоционального благополучия детей,

их эстетическому развитию. Хорошо подобранная музыкальная среда

побуждает ребенка к действию, вызывая интерес к познанию и

творчеству.

Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада является

ценным средством музыкального и всестороннего развития детей.

Психологи давно доказали положительное влияние музыки на ребёнка.

Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, им

необходима практика, где они могли бы упражнять приобретенные

знания: повторять песни, танцевать, играть на ДМИ, экспериментировать

с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим

музицированием. Поэтому музыкальная игровая деятельность должна

присутствовать не только на музыкальных занятиях (два раза в неделю),

но и на утренниках, занятиях в группе , в режимных моментах и

просто в свободное время.

Значение музыкальной игры для дошкольников:

1) Обеспечивает развитие двигательных, умственных, вокальных,

речевых навыков.

2) Способствует всестороннему развитию личности ребенка.

3) Расширяет кругозор и сферу интересов, побуждает к действию.

4) Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции

действий.

2

5) Воспитывает и закрепляет волевые качества личности, эстетический

вкус, способствует социализации детей, повышает контактность.

6) Оздоровительное значение – укрепление дыхательной и сердечно –

сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, мелкой моторики,

снятие мышечного напряжения.

Виды игровой музыкальной деятельности детей в группе:

1. Игра на ДМИ.

Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, они могут

исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или

придумывают и исполняют свои мелодии, услышанные дома, на улице,

проявляя творчество, импровизацию.

Воспитатель должен поощрять творческую активность детей, учить

договариваться кто на каком инструменте играет, следить за

дисциплиной во время игры.

В группе обычно для игр на ДМИ используются детские металлофоны,

барабаны, бубны, дудки, ложки. Самые оригинальные инструменты

можно изготовить из использованных дома материалов : киндеры, банки,

коробки, пробки и т.д с помощью родителей. Такие инструменты у

детей вызывают особенный интерес и побуждают к творчеству.

2. Игра под фонограмму.

Воспитатель подбирает детскую песню и вместе с детьми играет на

ДМИ ритмический аккомпанемент к песне.

3. Импровизация звуковых картин на заданную тему.

Дети озвучивают картины природы, действия предметов, звуки, шумы.

4. Озвучивание стихов.

5. Сказки – шумелки.

6. Музыкальная игра - фонограммы музыкальных игр, игры с пением,

игры с танцами, игры с движением под музыку, сюжетно – ролевые

игры и т.д

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной

деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение

детей действовать самостоятельно, применяя усвоенное на

музыкальных занятиях в новых условиях. Под влиянием радостного

звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей

будут возникать яркие положительные эмоции. Всё это способствует

развитию эмоциональной сферы дошкольников, и выражению эмоций

во время пения, в танце, игре, а также способствует формированию

интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Типы музыкальных игр:

3

- подвижные

- хороводные

- настольные

Игра состоит из :

- обучающей задачи

- содержания

- правил игры

- игровых действий

Музыкально – игровая деятельность детей на занятиях по музыке.

По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к

дидактическим. На музыкальном занятии используются музыкально –

дидактические игры, которые имеют свои образовательные задачи.

Виды музыкально – дидактических игр:

- для развития звуковысотного слуха

- на развитие чувства ритма

- на развитие тембрового слуха

- на развитие диатонического слуха

- на развитие памяти и слуха

- на развитие детского творчества

- на развитие навыков игры на ДМИ

Все пособия условно разделены на три группы:

1) пособия, которые дают детям представление о характере музыки

( веселая, грустная) музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Например, я использую музыкально – дидактическую игру «Три

домика», в которой дети должны послушать музыку, определить по

характеру звучания к какому жанру она относится – распевная и

мелодичная песня, подвижный и веселый танец, бодрый и энергичный

марш;

«Раскрась музыку цветом» - муз. дид. игра в которой семь основных

цветов радуги, дети слушают музыку, определяют характер музыки и

подбирают соответствующий цвет к характеру музыки.

2) пособия, которые дают представления о содержании музыки, о

музыкальных образах, например «Три настроения» - игра, в которой дети

слушают музыку и определяют какое настроение она выражает –

грустное, веселое или сердитое. «Три танца» - дидактическая игра,

которая знакомит детей с видами танцев : вальс, народный танец, полька.

Дети слушают музыку определяют характер музыки и вид танца,

соответствующие к танцу движения.

4

3) пособия, которые формируют у детей представления о средствах

музыкальной выразительности, например «Два Брата – мажор и

минор», игра в которой дети учатся различать веселый, светлый -

мажор, от грустного, мрачного –минора; «Лесная азбука» - муз. дид.

игра которая знакомит детей в игровой форме с длительностями нот :

бегемоты шагают – целыми нотами, медвежата шагают – половинными,

волк – четвертными, белочки – восьмыми.

Для ознакомления с музыкальными инструментами использую в

качестве пособия «Картотеку предметных картинок» которая содержит

фото и краткое описание музыкальных инструментов, загадки про

инструменты, примеры стихов для озвучивания, правила игры на

музыкальных инструментах, понятие об оркестрах и дирижерах.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные

способы, средства познания детьми музыкального искусства ( а через

него и окружающей жизни, и самого себя) Основной принцип

музыкально – игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения

используются как средство более глубокого проникновения и

понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям

определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую

эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует

ребенка и поддерживает его интерес к знаниям и действию.

Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает

понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает

смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как

ее понял.

Виды музыкальных игр :

СЮЖЕТНЫЕ – наличие несложного сюжета, персонажей и музыки к ним

дети передают образы, согласуют движения с музыкой

«Зайчики и лисичка», «Кот и мыши» и т.д

НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры соревновательного типа, после фиксированных

последовательных движений соревнования на

ловкость и быстроту. «Игра с бубном», «Веселая шляпа»

ИНСЦЕНИРОВКИ ПОД МУЗЫКУ – на основе конкретного сюжета,

характерные движения под музыку по действию сюжета

с пением и без него «Я - просто музыкант», «Стирка»

ИГРЫ С ПЕНИЕМ - хороводы на основе игровых песен «Каравай»

«Васька –кот», «Веселый музыкант».

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН – действия детей определяются

содержанием песни характером персонажа «Кошка»,

«Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик»

5

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ – русские фольклорные игры, из

поколения в поколение «Гори, гори ясно», «Баба Яга»,

«Заплетись, плетень».

На музыкальных занятиях часто использую подвижные музыкальные

игры такие как: «Сапожник», «Стирка», «Слепой кот», «Кот и мыши»,

«Зайчики и лисичка», «В садик мы ходили», «Васька –кот» и т.д

В соответствии с календарными праздниками и временами года

использую игры по временам года например: Осенью - игры «Мухомор»,

«У медведя во бору», «Что нам осень принесёт?» (ст. под. группы ),

«Курочки и петушок», «Белые гуси» (2мл. ср. группы); Зимой – «Два

Мороза», «Паровоз деда Мороза» (ст. под. группы), «Снежки», «Заморожу»

(2мл. ср. группы); Весной – «Гори, гори ясно», «Ручеек» (ст. под. группы),

«Займи домик», «Дудочка» ( 2мл. ср группы); Летом – «Пчелы яровые»,

«Веселая шляпа», «Я – просто музыкант» (ст. под. группы), «Жуки»,

«Мячики», «Стирка для малышей» (2мл. ср. группы) и другие игры.

В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка.

Погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает

внешний мир. В музыкально – игровой деятельности происходит

активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и

способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков

поведения.

Современный стандарт образования стремится к использованию

музыкальных игр, которые предусматривают развитие всех способностей

ребенка, формируют художественный вкус и эстетические эмоции,

приобщают детей к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей

жизни.

Практическая часть.

1. Ознакомление с музыкально – дидактическим игровым материалом.

2. МДИ «Угадай на чем играю» на развитие тембрового слуха

3. МДИ «Сыграй сказку» на развитие фантазии, воображения.

4. МДИ «Домик с сюрпризом» на развитие чувства ритма, артистизма

5. МДИ «Наш оркестр»

6. Разминка «Музыкальная шкатулка»

7. Музыкальная игра «Я –просто музыкант»

Заключение: Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

6

Обеспечивший успех.

Разминка

«Музыкальная шкатулка»

1.Какими нотами можно измерить расстояние ?(Ми Ля Ми)

2. Какие две ноты растут в огороде? (Фа Соль)

3. Какая песня про насекомое звучит в сказке «Незнайка в солнечном

городе»?

(«В траве сидел кузнечик»)

4. Придумайте слова, в которых спрятались ноты ДО, РЕ, МИ, ФА,

СОЛЬ, ЛЯ, СИ ? (Помидор, дорога, река, лягушка, сирень)

5. Загадки :

а) Внутри –пустой, а голос – густой.

Сам молчит, а бьют - ворчит. (Барабан)

б) У какого инструмента есть и струны и педаль.

Что же это? Несомненно наш … (Рояль)

в) Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека поёт про ветер лунный.

Звучит мечтательный мотив, его названье… ( Скрипка)

г) Ящик на коленях пляшет, то поёт, то громко плачет. (Баян)

д) На листочке, на страничке то ли точки, то ли птички -

Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)

е) Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий называется …. (Свирель)

ж) Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен будет перезвон: динь –дон -дон, динь - дон – дон (Колокольчик)

6. Кто пишет музыку, а кто слова? (Композитор, поэт)

7. С помощью чего можно записать музыку? (Ноты)

8. Кто исполняет музыку? ( Музыкант)

9. Как называется одновременное звучание нескольких инструментов?

(Оркестр)

10. Как зовут человека, который руководит оркестром? (Дирижер)

11. Как называются люди, которые выступают на сцене? (Артисты)

12. Допойте песню «Жили у бабуси…»

7

13. Назовите виды искусств, взаимодействующие с музыкой? (Поэзия,

хореография, балет, театр, кино, живопись)

Высказывания великих людей о музыкальном воспитании

«Музыка - могучий источник мысли. Без

музыкального воспитания невозможно полноценное

умственное развитие.»

В.А. Сухомлинский

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

В.А. Сухомлинский

«Музыка объединяет моральную и эстетическую

сферы человека. Музыка – это язык чувств»

В.А. Сухомлинский

«Музыкальное воспитание – это не воспитание

музыканта, а прежде всего воспитание человека!»

В.А.Сухомлинский

«Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше,

умнее, добрее»

Д. Б. Кабалевский

8

«Музыкальное творчество детей - самый действенный

способ их развития»

Б.В. Асафьев

«Музыка – самое поэтическое, самое могущественное,

самое живое из всех искусств»

Гектор Берлиоз

«Музыка является самым чудодейственным, самым

тонким средством привлечения к добру, красоте,

человечности. Жизнь детей без музыки невозможна,

как невозможна без игры и без сказки…»

В.А Сухомлинский

Музыкально –дидактическая игра «Домик с сюрпризом»

Задания:

Карточка № 1 – проиграть на металлофоне,

треугольнике, дудочке (на выбор) имена сказочных

героев: Буратино, Дюймовочка, Красная Шапочка,

Гена Крокодил, Чебурашка, Чиполино, Кот в сапогах.

Карточка № 2 – Отгадать какой жанр звучит в

музыке: песня, танец, марш.

Карточка № 3 - «Обезьянка» - ребенок показывает

любые движения, дети за ним повторяют.

9

Карточка № 4 – Изобразить с платком : бабочку, лису,

принцессу, волшебника, бабушку, фокусника.

Карточка № 5 - Проиграть на бубне как идут часы:

а) на башне б) на стене в) на руке

Карточка №6 - назовите :

1) три темпа в музыке 2) три регистра

10



В раздел образования