Автор: Артюшина Елена Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: рабочий поселок Линево Искитимсксий район Новосибирская область
Наименование материала: "Методическая разработка"
Тема: "Музыкально - игровая деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ детский сад «Огонёк» р. п. Линево
Искитимский район Новосибирская область
Мастер – класс на тему:
«Музыкально – игровая деятельность
в детском саду»
Подготовила :
Артюшина Е.Г. –
музыкальный руководитель
1 категории
2020 год
1
В.А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Музыкально – игровая деятельность в детском саду является
важнейшим средством развития и формирования личности ребенка.
ФГОС ДО (п.2.6) определяет : «Содержание образовательных областей
строится в соответствии с возрастными и индивидуальными
способностями ребенка, может реализоваться только в общении, игре,
познавательно – исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах деятельности ребенка».
Основной вид деятельности дошкольного возраста - игра, игра
творческая и это школа жизни для ребенка, его естественное состояние.
Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.
В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая
среда для развития музыкальной игровой деятельности. Предметная
среда должна быть разнообразной, интересной, хорошо оборудованной,
что способствует поддержанию эмоционального благополучия детей,
их эстетическому развитию. Хорошо подобранная музыкальная среда
побуждает ребенка к действию, вызывая интерес к познанию и
творчеству.
Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада является
ценным средством музыкального и всестороннего развития детей.
Психологи давно доказали положительное влияние музыки на ребёнка.
Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, им
необходима практика, где они могли бы упражнять приобретенные
знания: повторять песни, танцевать, играть на ДМИ, экспериментировать
с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим
музицированием. Поэтому музыкальная игровая деятельность должна
присутствовать не только на музыкальных занятиях (два раза в неделю),
но и на утренниках, занятиях в группе , в режимных моментах и
просто в свободное время.
Значение музыкальной игры для дошкольников:
1) Обеспечивает развитие двигательных, умственных, вокальных,
речевых навыков.
2) Способствует всестороннему развитию личности ребенка.
3) Расширяет кругозор и сферу интересов, побуждает к действию.
4) Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции
действий.
2
5) Воспитывает и закрепляет волевые качества личности, эстетический
вкус, способствует социализации детей, повышает контактность.
6) Оздоровительное значение – укрепление дыхательной и сердечно –
сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, мелкой моторики,
снятие мышечного напряжения.
Виды игровой музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на ДМИ.
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, они могут
исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или
придумывают и исполняют свои мелодии, услышанные дома, на улице,
проявляя творчество, импровизацию.
Воспитатель должен поощрять творческую активность детей, учить
договариваться кто на каком инструменте играет, следить за
дисциплиной во время игры.
В группе обычно для игр на ДМИ используются детские металлофоны,
барабаны, бубны, дудки, ложки. Самые оригинальные инструменты
можно изготовить из использованных дома материалов : киндеры, банки,
коробки, пробки и т.д с помощью родителей. Такие инструменты у
детей вызывают особенный интерес и побуждают к творчеству.
2. Игра под фонограмму.
Воспитатель подбирает детскую песню и вместе с детьми играет на
ДМИ ритмический аккомпанемент к песне.
3. Импровизация звуковых картин на заданную тему.
Дети озвучивают картины природы, действия предметов, звуки, шумы.
4. Озвучивание стихов.
5. Сказки – шумелки.
6. Музыкальная игра - фонограммы музыкальных игр, игры с пением,
игры с танцами, игры с движением под музыку, сюжетно – ролевые
игры и т.д
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной
деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение
детей действовать самостоятельно, применяя усвоенное на
музыкальных занятиях в новых условиях. Под влиянием радостного
звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей
будут возникать яркие положительные эмоции. Всё это способствует
развитию эмоциональной сферы дошкольников, и выражению эмоций
во время пения, в танце, игре, а также способствует формированию
интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Типы музыкальных игр:
3
- подвижные
- хороводные
- настольные
Игра состоит из :
- обучающей задачи
- содержания
- правил игры
- игровых действий
Музыкально – игровая деятельность детей на занятиях по музыке.
По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к
дидактическим. На музыкальном занятии используются музыкально –
дидактические игры, которые имеют свои образовательные задачи.
Виды музыкально – дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха
- на развитие чувства ритма
- на развитие тембрового слуха
- на развитие диатонического слуха
- на развитие памяти и слуха
- на развитие детского творчества
- на развитие навыков игры на ДМИ
Все пособия условно разделены на три группы:
1) пособия, которые дают детям представление о характере музыки
( веселая, грустная) музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Например, я использую музыкально – дидактическую игру «Три
домика», в которой дети должны послушать музыку, определить по
характеру звучания к какому жанру она относится – распевная и
мелодичная песня, подвижный и веселый танец, бодрый и энергичный
марш;
«Раскрась музыку цветом» - муз. дид. игра в которой семь основных
цветов радуги, дети слушают музыку, определяют характер музыки и
подбирают соответствующий цвет к характеру музыки.
2) пособия, которые дают представления о содержании музыки, о
музыкальных образах, например «Три настроения» - игра, в которой дети
слушают музыку и определяют какое настроение она выражает –
грустное, веселое или сердитое. «Три танца» - дидактическая игра,
которая знакомит детей с видами танцев : вальс, народный танец, полька.
Дети слушают музыку определяют характер музыки и вид танца,
соответствующие к танцу движения.
4
3) пособия, которые формируют у детей представления о средствах
музыкальной выразительности, например «Два Брата – мажор и
минор», игра в которой дети учатся различать веселый, светлый -
мажор, от грустного, мрачного –минора; «Лесная азбука» - муз. дид.
игра которая знакомит детей в игровой форме с длительностями нот :
бегемоты шагают – целыми нотами, медвежата шагают – половинными,
волк – четвертными, белочки – восьмыми.
Для ознакомления с музыкальными инструментами использую в
качестве пособия «Картотеку предметных картинок» которая содержит
фото и краткое описание музыкальных инструментов, загадки про
инструменты, примеры стихов для озвучивания, правила игры на
музыкальных инструментах, понятие об оркестрах и дирижерах.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные
способы, средства познания детьми музыкального искусства ( а через
него и окружающей жизни, и самого себя) Основной принцип
музыкально – игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения
используются как средство более глубокого проникновения и
понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям
определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую
эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует
ребенка и поддерживает его интерес к знаниям и действию.
Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает
понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает
смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как
ее понял.
Виды музыкальных игр :
СЮЖЕТНЫЕ – наличие несложного сюжета, персонажей и музыки к ним
дети передают образы, согласуют движения с музыкой
«Зайчики и лисичка», «Кот и мыши» и т.д
НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры соревновательного типа, после фиксированных
последовательных движений соревнования на
ловкость и быстроту. «Игра с бубном», «Веселая шляпа»
ИНСЦЕНИРОВКИ ПОД МУЗЫКУ – на основе конкретного сюжета,
характерные движения под музыку по действию сюжета
с пением и без него «Я - просто музыкант», «Стирка»
ИГРЫ С ПЕНИЕМ - хороводы на основе игровых песен «Каравай»
«Васька –кот», «Веселый музыкант».
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН – действия детей определяются
содержанием песни характером персонажа «Кошка»,
«Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик»
5
НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ – русские фольклорные игры, из
поколения в поколение «Гори, гори ясно», «Баба Яга»,
«Заплетись, плетень».
На музыкальных занятиях часто использую подвижные музыкальные
игры такие как: «Сапожник», «Стирка», «Слепой кот», «Кот и мыши»,
«Зайчики и лисичка», «В садик мы ходили», «Васька –кот» и т.д
В соответствии с календарными праздниками и временами года
использую игры по временам года например: Осенью - игры «Мухомор»,
«У медведя во бору», «Что нам осень принесёт?» (ст. под. группы ),
«Курочки и петушок», «Белые гуси» (2мл. ср. группы); Зимой – «Два
Мороза», «Паровоз деда Мороза» (ст. под. группы), «Снежки», «Заморожу»
(2мл. ср. группы); Весной – «Гори, гори ясно», «Ручеек» (ст. под. группы),
«Займи домик», «Дудочка» ( 2мл. ср группы); Летом – «Пчелы яровые»,
«Веселая шляпа», «Я – просто музыкант» (ст. под. группы), «Жуки»,
«Мячики», «Стирка для малышей» (2мл. ср. группы) и другие игры.
В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка.
Погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает
внешний мир. В музыкально – игровой деятельности происходит
активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и
способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков
поведения.
Современный стандарт образования стремится к использованию
музыкальных игр, которые предусматривают развитие всех способностей
ребенка, формируют художественный вкус и эстетические эмоции,
приобщают детей к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей
жизни.
Практическая часть.
1. Ознакомление с музыкально – дидактическим игровым материалом.
2. МДИ «Угадай на чем играю» на развитие тембрового слуха
3. МДИ «Сыграй сказку» на развитие фантазии, воображения.
4. МДИ «Домик с сюрпризом» на развитие чувства ритма, артистизма
5. МДИ «Наш оркестр»
6. Разминка «Музыкальная шкатулка»
7. Музыкальная игра «Я –просто музыкант»
Заключение: Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнованья,
6
Обеспечивший успех.
Разминка
«Музыкальная шкатулка»
1.Какими нотами можно измерить расстояние ?(Ми Ля Ми)
2. Какие две ноты растут в огороде? (Фа Соль)
3. Какая песня про насекомое звучит в сказке «Незнайка в солнечном
городе»?
(«В траве сидел кузнечик»)
4. Придумайте слова, в которых спрятались ноты ДО, РЕ, МИ, ФА,
СОЛЬ, ЛЯ, СИ ? (Помидор, дорога, река, лягушка, сирень)
5. Загадки :
а) Внутри –пустой, а голос – густой.
Сам молчит, а бьют - ворчит. (Барабан)
б) У какого инструмента есть и струны и педаль.
Что же это? Несомненно наш … (Рояль)
в) Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека поёт про ветер лунный.
Звучит мечтательный мотив, его названье… ( Скрипка)
г) Ящик на коленях пляшет, то поёт, то громко плачет. (Баян)
д) На листочке, на страничке то ли точки, то ли птички -
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)
е) Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий называется …. (Свирель)
ж) Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен будет перезвон: динь –дон -дон, динь - дон – дон (Колокольчик)
6. Кто пишет музыку, а кто слова? (Композитор, поэт)
7. С помощью чего можно записать музыку? (Ноты)
8. Кто исполняет музыку? ( Музыкант)
9. Как называется одновременное звучание нескольких инструментов?
(Оркестр)
10. Как зовут человека, который руководит оркестром? (Дирижер)
11. Как называются люди, которые выступают на сцене? (Артисты)
12. Допойте песню «Жили у бабуси…»
7
13. Назовите виды искусств, взаимодействующие с музыкой? (Поэзия,
хореография, балет, театр, кино, живопись)
Высказывания великих людей о музыкальном воспитании
«Музыка - могучий источник мысли. Без
музыкального воспитания невозможно полноценное
умственное развитие.»
В.А. Сухомлинский
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
В.А. Сухомлинский
«Музыка объединяет моральную и эстетическую
сферы человека. Музыка – это язык чувств»
В.А. Сухомлинский
«Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека!»
В.А.Сухомлинский
«Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше,
умнее, добрее»
Д. Б. Кабалевский
8
«Музыкальное творчество детей - самый действенный
способ их развития»
Б.В. Асафьев
«Музыка – самое поэтическое, самое могущественное,
самое живое из всех искусств»
Гектор Берлиоз
«Музыка является самым чудодейственным, самым
тонким средством привлечения к добру, красоте,
человечности. Жизнь детей без музыки невозможна,
как невозможна без игры и без сказки…»
В.А Сухомлинский
Музыкально –дидактическая игра «Домик с сюрпризом»
Задания:
Карточка № 1 – проиграть на металлофоне,
треугольнике, дудочке (на выбор) имена сказочных
героев: Буратино, Дюймовочка, Красная Шапочка,
Гена Крокодил, Чебурашка, Чиполино, Кот в сапогах.
Карточка № 2 – Отгадать какой жанр звучит в
музыке: песня, танец, марш.
Карточка № 3 - «Обезьянка» - ребенок показывает
любые движения, дети за ним повторяют.
9
Карточка № 4 – Изобразить с платком : бабочку, лису,
принцессу, волшебника, бабушку, фокусника.
Карточка № 5 - Проиграть на бубне как идут часы:
а) на башне б) на стене в) на руке
Карточка №6 - назовите :
1) три темпа в музыке 2) три регистра
10