Автор: Рязанова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №69 "Мальвина"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Сценарий НОД
Тема: Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества" в рамках образовательной области "Речевое развитие"
Раздел: начальное образование
План конспект занятия по коммуникации
детей подготовительной группы группы.
Тема:
«
Лимерики как средство формирования у дошкольников
навыков самостоятельного словотворчества»
в рамках образовательной области
«Речевое развитие»
1
Вид занятия: интегрированный
Тип занятия: Отрабатывание ранее приобретённых знаний, умений, навыков.
Тема:
«
Лимерики как средство формирования у дошкольников
навыков самостоятельного словотворчества
»
Возраст детей: 6-7 лет
Способ организации детей на занятии: по подгруппам
Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству.
Задачи:
Образовательные:
Отрабатывать умение подбирать рифмующиеся между собой слова;
Формировать фонематический слух;
Закреплять навык составлять две рифмующиеся между собой строки;
Формировать умение детей создавать варианты рифмующихся текстов;
Формировать умение работать
над заданной рифмой и ритмом;
Вызвать заинтересованность к самостоятельному словотворчеству.
Развивающие:
Развивать навык дошкольника составлять четыре рифмующихся между собой
строчки, следуя пошаговому алгоритму;
Продолжать развивать связную и монологическую речь;
Развивать способность к художественной чувствительности в
выразительности образности описываемого объекта, используя такие виды
троп: метафора, синекдоха, передавая его точность;
Воспитательные:
Воспитывать желание составлять рифмованные тексты о маме;
Воспитывать желание приносить радость окружающим
Воспитывать любовь к родному языку;
2
Материал:
Алгоритм составления двустрочных рифмовок;
Предметные картинки;
«Домик признаков»;
Алгоритм составления лимериков;
Буквы к слову «Лимерик»;
Мяч
Картинка Мамонтёнок
Словарная работа:
Расширять словарный запас рифмующимися между собой словами;
Продолжать закреплять понятие «рифма»;
Активизация словаря по теме: «рифмовки о маме»;
Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
Продолжать подбирать существительные, прилагательные, глаголы, наречия
по данной теме
Предварительная работа: обсуждение предстоящего праздника для мам, беседа
на тему: «Моя мама самая лучшая», описание характера мамы её достоинств,
положительных качеств. Дидактические игры: «Прекрасные слова для мамы»,
«Опиши характер (мамы)» «Склад – несклад», «Доскажи словечко…» «Загадки-
добовлялки», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Подбери
рифму к слову», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики», «Домик
признаков» , «Назови мамины достоинства»
Ход занятия:
Игровое упражнение «Давайте познакомимся».
Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте мы со всеми
поздороваемся (все дети громко говорят: «Всем, всем, доброе утро!»). А, вы знаете
что надо делать когда в гости приходят незнакомые люди? Давайте мы с вами
представимся нашим гостям, но не просто скажем свое имя, а стихами. Вот
послушайте, как это сделаю я:
я поэт зовусь Татьяна от меня вам 2 банана.
(Представление детей. Например: Я поэт, зовусь Аленка – от меня вам всем пеленка и
т. д.)
3
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся на прогулку по парку. Но прежде чем
пойти на прогулку давайте вспомним осенние месяцы. Скажите, какой праздник мы
отмечаем в конце ноября?
День матери.
Слышите, кто – то плачет и прячется за деревьями?
Дети: заглядывают за дерево, но ничего не видят.
Воспитатель: чтобы найти того, кто прячется нужно отгадать загадку
Загадка про Мамонтёнка
Он один совсем остался,
Сам не знал как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать родную маму.
С хоботком, но не слонёнок,
Это, детки, ..... (МАМОНТЁНОК)
Дети: ответы детей. (МАМОНТЁНОК)
Воспитатель: воспитатель вынимает картинку Мамонтёнка из – за дерева
Ребята, приближается праздник, на котором мы будем чествовать, поздравлять и
желать всех благ нашим мамам. У Мамонтёнка тоже есть мама, но он боится зайти в
парк и заблудиться. Поможет ему найти в парке маму?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в большой парк, там много загадок и
препятствий. Все препятствия преодолеем, разгадаем все загадки, и поможем найти
маму Мамонтёнку.
Первое задание, чтобы пройти по дорожке в парк нужно узнать его название. А
узнать не просто, за правильно сделанное задание Мамонтёнок вам даст букву, а из
этих букв, можно будет составить название этого чудесного парка.
Дорожка вьётся и разбегается во все стороны, чтобы выбрать правильное
направление нужно – будет, составить вам рифмованные пары.
А поможет нам в этом атракцион, который называется, как?
Дети: Круги Луллия
(На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года,
на2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и
т.д.), с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги
подбирают пару подходящую по рифме.)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы за это Мамонтёнок передаёт вам первую букву
«Л» и прикрепите её к доске.
2 препятствие – аттракцион:
Следующий атракцион с мячом. Как он называется?
Дети: Рифмобол
4
Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).
Дидактическая игра «Рифмобол»
(Воспитатель бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом,
созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко,
колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…
3 препятствие – задание : Рифмы-лабиринты
Нужно пройти по лабиринту, шагая лишь по словам связанным рифмой. Слова, которые
встретятся на пути, указаны вверху.
4 препятствие – аттракцион:
Дидактическая игра «Назови ласковые слова о маме»
(игра с мячом – стоя в круге)
1.
Ласковая
2.
Добрая
3.
Милая
4.
Отзывчивая
5.
Красивая
6.
Доброжелательная
7.
Хорошая
8.
Пригожая
9.
Счастливая
10.Задорная
11.Светлая
12.
Ясная
13.Нарядная
14. Красатулечка
Воспитатель: Ребята, вы молодцы вам Мамонтёнок отдаёт ещё одну букву. Вы
отлично справились с поручением, подобрав рифмующиеся слова возьмите,
пожалуйста, букву «М».
6 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра «На кого (на что) была, может
быть мама похожая?»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, на кого наша мама может быть похожа?
Дети: ответы детей:
1.
На водителя была похожая
2.
Была она от солнышка Лучик
3.
Была она на пламя похожая
4.
На акробатку похожая
5.
На танцовщицу похожая
6.
На сказочника была похожая, сказки читала, героев прославляла
7.
Была на (баскетболистку) спортсменку похожая
5
8.
Была она на гонщика похожая
9.
Бала она прекрасная как солнышко ясное
10.Была она на фею похожая
11.На бабочку была похожая
12.Была она на актрису похожая
13.На незабудку похожая
14.На солнышко она была похожая
15.На птичку была похожая
16.На пёрышко была похожая
17.На облачко была похожая
18.На мотылька была похожая
Воспитатель: Ребята, вас хвалит Мамонтёнок. Вы хорошо справились с заданием,
возьмите, пожалуйста, букву «И».
4
препятствие
–
задание
: Дидактическая
игра:
«Придумай
рифмованные
строчки»
(применяем модель составления двустрочных рифмовок, начиная со слов Жила –
была…, Наша мама… )
Воспитатель: Я, дам вам два рифмующихся между собой слова, а вы должны
составить из них две стихотворные строчки.
1.
Прекрасное - Атласное
Дети: Жила – была мама прекрасная
У неё было платье атласное
2.
Пригожа - Похожа
Дети: Жила – была мама пригожая
На водителя была похожая
3.
Милая – Красивая
Дети: Жила – была мама милая
Была она очень красивая
4.
Нарядная - Приятная
Дети: Жила – была мама нарядная
Во всех отношениях приятная
5.
Хороша - Душа
Дети:Наша мама хороша
В ней и сила и душа
6.
Активная – Спортивная
Дети: Жила – была мама активная
Была она очень спортивная
7.
Мамулечка – Красатулечка
Дети: Жила – была мама мамулечка
Была она красатулечка
8.
Хорошая – Похожая
Дети: Жила – была мама хорошая
Была она на пламя похожая
6
9.
Любимая- красивая
Дети: Наша мама любимая
У неё было платье красивое
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с поставленной задачей, вам
Мамонтёнок отдаёт ещё одну букву. «Е».
5 аттракцион – задание : «Яблонька признаков»
Я называю признак, а вы по очереди называете значение этого признака.
Например, Воспитатель:Цвет-
Дети: красный, желтый; размер: высокий, низкий; рельеф-мягкий, твёрдый...
6 аттракцион – задание: «Домик стихов»
(Дети сидят – перед алгоритмом составления рифмованных текстов)
На верхнем этаже- крыше домика, располагается объект, герой о котором дети сочиняют
стихотворение- это первая строчка стиха, и начинается она так: жил- был…
На втором этаже (сверху- вниз) размещаются картинки, которые будут говорить о том какой
этот объект, его признаки, на, что или кого похож он- это вторая строчка стихотворения. Нужно
помнить, что первая и вторая строчка рифмуются.
На третьем этаже размещаются картинки, которые описывают, где он жил, что делал- это
третья строчка стихотворения.
На четвертом этаже с кем дружит или дружил, общается или общался
наш герой- это
четвертая строчка стихотворения. Третья и четвертая строчка лимерика тоже рифмуются.
А пятая строчка не рифмуются. Пятая строчка- это вывод стихотворения,
которая сопровождается словами: вот какой…
Для
удобства
использования
в
работе
с
детьми,
в
левой
части
пособия
размещены схематические изображения, играющие роль «напоминалки» того, о чём
нужно сказать.
Прекрасное - Атласное
Дети: Жила – была мама прекрасная
У неё было платье атласное
Она очень его любила и перед зеркалом в нём кружила
Вот такая мама прекрасная
(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)
Воспитатель:: Возьмите букву «И».
7 аттракцион – задание: Дидактическая игра «Этапы сочинения рифмованных
текстов»
(около стола – опираясь на алгоритм – схема составления рифмованного текста)
Воспитатель: Ребята, перед вами алгоритм – схема составления лимериков.
Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг какой?
Дети: Первый шаг: надо выбрать человека, героя или (объект).
Воспитатель: Какой второй шаг?
Дети: Второй шаг: описать какой, он сравнивая его с окружающими объектами?
Воспитатель: Какой третий шаг? (надо подобрать его «поступки, действия»)
Воспитатель: Какой четвёртый шаг? (ещё нужна рифма, чтобы получилось
складно)
7
Воспитатель: Какой пятый шаг? (вывод)
Воспитатель: Ребята, Мамонтёнок рад, что вы ответили на все вопросы возьмите
следующую букву «К».
8 аттракцион – задание: «Сочиняем разные лимерики»
(опираясь на алгоритм – схему составления лимериков)
Воспитатель: Ребята, мы с вами беседовали, о том какой праздник скоро наступит.
Воспитатель: В этот день мы с вами поздравляем наших мам. Желаем всего
хорошего и я предлагаю сочинить о наших любимых мамах лимерики.
Дети: «мама», «прекрасная - атласная»
Воспитатель: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жила – была…».
Воспитатель: Ребята, Мамонтёнок очень обрадовался, что вы сочинили стихи о
маме возьмите следующую букву «И». Какое слово получилось
Дети: «Ли-ме-ри-ки».
Воспитатель: Мы с вами сочинили шутливые стихи о маме.
Мамонтёнок тоже теперь может сочинить лимерик для свое мамы.
Ребята, посмотрите вперёд, там за деревьями виднеется чей-то хобот. (Дети
заглядывают за дерево, там стоит слон – это мама Мамонтёнка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большой путь, помогли слонёнку не
заблудиться в таком большом парке и найти свою маму. А ещё вы для своих мам
сочинили шутливые стихи (лимерики), которые можно будет прочитать на празднике.
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, кого мы сегодня встретили около парка и помогли?
Ребята, как называется парк, в котором мы сегодня с вами были ? («Лимерики»)
Скажите ребята, пожалуйста, что такое «Лимерики»?
Что такое «Рифма»?
Почему мы называем этот текст, стихотворением, а не рассказом?
О ком мы сегодня сочиняли стихотворения?
Для чего, мы сочиняли стихотворения?
8