Напоминание

«Роль педагога-психолога в образовательном процессе ДОУ»


Автор: Савуляк Лилия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 15
Населённый пункт: г Радужный, АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Доклад к конференции педагогов-психологов
Тема: «Роль педагога-психолога в образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Росинка»

Доклад

«Роль педагога-психолога в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила:

Савуляк Л.В., педагог-психолог

МАДОУ ДС № 15 «Росинка»

Радужный

2019г

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Россий-

ской

Федерации»,

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(далее

-

ФГОС

ДО),

утвержденный

приказом

Минобрнауки России от

17.10.13 г № 1155,

приказ Министерства труда и

социальной

защиты

Российской

Федерации

от

24

июля

2015

г.

N

514н

об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагога-психолога

(психолог

в

сфере образования)» вступивший в силу с

1 января 2017 года

определили новое

содержание

деятельности

педагога-психолога

в

дошкольной

образовательной

организации

по

психолого-педагогическому

сопровождению

образовательного

процесса.

П о с т р о е н и е организации

психолого-педагогического

сопровождения

образовательного

процесса на

основе

ФГОС

ДО,

повысило

роль

педагога-

психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое

сопровождение

является

необходимым

условием,

обеспечивающим

решение

задач,

определенных

ФГОС

ДО:

позитивная

социализация

ребенка,

его

всестороннее

личностное,

морально-нравственное

и

познавательное

развитие,

развитие инициативы и творческих способностей.

Психологизация системы

дошкольного

образования

рассматривается

как

участие педагога-психолога в образовательном процессе, и направленно:

-

на

психологическое

просвещение

персонала,

передачу

знаний

о

психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации

общения взрослого с ребенком и детей между собой, принципах организации

детских групп на основе изучения конкретных особенностей детей детского сада;

-

гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на

выполнение

программ

на

ориентацию

на

нужды,

самочувствие,

интересы

воспитанника;

- адаптацию ребенка к детскому саду;

- организацию разновозрастного общения.

Психологизация

образовательного

процесса

обеспечивает

психолого-

педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и

индивидуальных

особенностей

дошкольников,

создание

условий

для

психического развития и становления личности каждого ребенка. Необходимой и

важной

составляющей

психологизации

образовательного

процесса

признается

повышение психологической культуры воспитателя.

Психологизация – является процессом интеграции психологических знаний

в образование на всех его уровнях:

- на уровне сознания субъектов образования;

-

уровне

проектирования,

создания

и

использования

образовательной

среды;

-

уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная

среда.

Психологизация

предполагает,

что

психологические

знания

выступают

средством решения широкого круга обучающих, воспитательных, развивающих и

коррекционных задач.

Основные

принципы

психологизации

дошкольного

образования

можно

определить следующим образом:

1.Интеграция,

обеспечивающая полноту и целостность отражения

разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет

ему

создавать

новое

знание,

а

не

просто

продуцировать

готовые

знания,

полученные

от

взрослого.

В

рабочей

программе

педагог-психолог

принцип

интеграции реализует через взаимопроникновение разных видов деятельности на

основе

качественно

нового

проектирования

педагогической

деятельности,

обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач

в

многообразных

видах

детской

деятельности.

Интегрирование

разного

содержания,

разных

видов

деятельности

детей

и

форм

организации

об-

разовательного

процесса

соответствует

характеру

восприятия,

понимания,

воспроизведения

и

преобразования

действительности,

свойственному

дошкольникам.

2 .

Вариативность

в

отношении

образовательных

программ

и

свобода

выбора

образовательного

маршрута,

обеспечивающие

индивидуализацию

образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для

личностно

ориентированного

взаимодействия

взрослого

и

ребенка

в

образовательном процессе.

3

. Открытость

системы

дошкольного

образования

для

обогащения

культурообразующими

составляющими,

что

придает

результатам

образования

культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет

освоения

ребенком

культурных

практик,

приобретающих

для

него

культуросозидающий смысл, а именно: игра и родственные ей виды деятельности

(продуктивная,

познавательно-исследовательская

деятельно сть

и

коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра -

учебные

занятия».

Освоение

детьми

культурных

практик

приводит

к

дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта,

творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника.

Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование

дошкольного

возраста

- субъектную

позицию.

Важным

моментом

является

сохранение субкультуры детства.

Поле

реализации принципов

психологизации

выстраивается

в

триаде:

образовательная программа - образовательный маршрут - мониторинг качества

образования.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,

интеллектуальных

и

личностных

качеств

детей

решаются

на

о снове

полипрофессионального

подхода

в

процессе

освоения

всех

образовательных

областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной

области. В ст. 1.3 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной

программы дошкольного образования (далее - Программа) необходимо учитывать

индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на

разных этапах ее реализации.

Изучение и анализ такого рода потребностей и возможностей относится к

компетенции

педагога-психолога.

В

арсенале

педагога-психолога

находятся

диагностические средства, позволяющие дать развернутую оценку особенно-

стям

психического

развития

ребенка,

на

основе,

которой

возможно

конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить

методы

и

приемы,

которые

способствуют наиболее

успешному

достижению

образовательных результатов.

Функциональные

обязанности

педагога-психолога

включают

в

себя:

психологическую

диагностику,

анализ

и

оценку

возможностей

освоения

дошкольных

образовательных

программ на

различных

этапах

их

реализации.

Использование психологической диагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС

ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального

развития детей, которая решает следующие образовательные задачи:

1) индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения

его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей

его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития

детей

(выявление

и

изучение

индивидуально-психологических

особенностей

детей). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с

согласия его родителей (законных представителей).

В п.

8

ст.

1.6

ФГОС

ДО

говорится

о

формирования

в

дошкольной

образовательной

организации

социокультурно й

и

бе зо па с но й

с р е д ы ,

соответствующей

индивидуальным,

возрастным,

психологиче ским

и

физиологическим особенностям детей. В связи с этим возникла необходимость

участия

педагога-психолога

в

проектировании

данной

среды

(участие

в

экспертизе), что потребовало включения в функциональные обязанности педагога-

психолога

новых

позиций,

а

именно психологическое

проектирование

и

экспертиза образовательной среды

Одной

из

традиционных

функций

педагога-психолога

в

ДОО

является

психологическое

просвещение

родителей.

Согласно п.

9

ст.1.6.

ФГОС

ДО

дошкольная

образовательная

организация

должна

обеспечить

психолого-

педагогическую

поддержку

семьи

и

повысить

развитие

психолого-

педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Такой подход

потребовал

обновления

содержания

деятельности

педагога-психолога

и

включения в работу с родителями практико-ориентированные методы обучения.

Эти методы формируют у родителей умения и навыки, позволяющие в процессе

семейного воспитания развивать ребенка, укреплять его психическое здоровье и т.

д.

В

ФГОС

ДО

большое

внимание

уделяется развитию профессиональной

компетентности

педагогических

работников.

Необходимо,

чтобы

педагог-

психолог

не

только

повышал

свою

профессиональную

компетентность,

но

и

принимал участие в развитии психолого-педагогической компетентности своих

коллег, воспитателей.

Поскольку основная образовательная программа дошкольного образования

(ООП

ДО)

направлена

на

психолого-педагогическую

поддержку

позитивной

социализации и индивидуализации ребенка, развитие личности детей, то в ос-

новные

функциональные

обязанности

педагога-психолога

ДОО

включена

реализация

мероприятий,

обеспечивающих

психологическое

развитие

детей

и

оказание им коррекционно-развивающей помощи. Эти направления деятельности

непосредственно

способствуют

успешному

достижению

образовательных

результатов, заложенных в Программе.

В

развивающую

и

коррекционную

работу

педагога-психолога

входят

индивидуальные и групповые занятия, обеспечивающие овладение детьми такими

видами

деятельности,

как

общение,

игра,

познавательно-исследовательская

деятельность.

Необходимым

компонентом

функциональных

обязанностей

педагога-

психолога

должна

стать работа

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья. Именно профессиональные компетенции психолога могут обеспечивать

эффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и

социальной адаптации данной категории детей. Важно его участие в разработке и

реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

В ст. 3.2.1 ФГОС ДО перечислены психолого-педагогические требования к

условиям реализации программ ДОУ:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и

поддержка

их

положительной

самооценки,

уверенности

в

собственных

возможностях и способностях;

2)

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми,

соответствующих

их

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления

развития детей);

3 )

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых

с

детьми,

ориентированного

на

интересы

и

возможности

каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4 )

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей

друг

к

другу

и

взаимодействия

детей

друг

с

другом

в

разных

видах

деятельности;

5)

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране

и

укреплении

их

здоровья,

вовлечение

семей

непосредственно

в

образовательную деятельность.

Таким

образом,

основной

задачей

деятельности

педагога-психолога

в

дошкольной

образовательной

организации

является

участие

в

создании

психолого-педагогических условий реализации программ ДОУ.

Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО должны учитывать:

• тип и вид образовательной организации;

• специфику детского контингента;

• наличие других специалистов психологического профиля;

• материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Функциональные

обязанности

педагога-психолога

оформляются

документально и утверждаются руководителем образовательной организации.

Наименования трудовых функций:

психолого-педагогическое

и

методическое

сопровождение

реализации

основных и дополнительных образовательных программ;

психологическая

экспертиза

(оценка)

комфортности

и

безопасности

образовательной среды образовательных организаций;

психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;

коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе

работа по восстановлению и реабилитации;

психологическая диагностика детей и обучающихся;

психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;

психологическая

профилактика

(профессиональная

деятельность,

направленная

на

сохранение

и укрепление

психологического

здоровья

обучающихся

в

процессе

обучения

и

воспитания

в образовательных

организациях);

психологическое

просвещение

субъектов

образовательного

процесса

в

области

работы

по

поддержке

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей

и

обучающихся,

испытывающих

трудности

в освоении

основных

общеобразовательных

программ,

развитии

и

социальной

адаптации;

психологическая

профилактика

нарушений

поведения

и

отклонений

в

развитии

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей

и

обучающихся,

испытывающих

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями

здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных

общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с

ограниченными

возможностями

здоровья,

а

также

обучающихся,

испытывающих

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных

программ, развитии и социальной адаптации;

психологическая

диагностика

особенностей

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

обучающихся,

испытывающих

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных

программ,

развитии

и

социальной

адаптации,

в

том

числе

несовершеннолетних

обучающихся,

признанных

в случаях

и

в

порядке,

которые

предусмотрены

уголовно-

процессуальным

законодательством,

подозреваемыми,

обвиняемыми

или

подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или

свидетелями

преступления,

по

запросу

органов

и

учреждений

системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Рабочая

программа

педагога-психолога,

является

документом,

помогающим

организовать психологическое

сопровождение

образовательного

процесса

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС.

Под

психологическим

сопровождением

понимается

система

профессиональной

деятельности

педагога-психолога,

направления

на

реализацию

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования.

Цель

деятельности

педагога-психолога

ДО,

реализующаяся

в

рабочей

программе: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания

психологических

условий

достижения

ими

личностных

образовательных

результатов в процессе освоения образовательных областей; проектирование

социальных

ситуаций

развития

ребенка

и развивающей предметно-

пространственной

среды,

обеспечивающих

позитивную

социализацию,

мотивацию

и

поддержку

индивидуальности

детей

через

общение,

игру,

познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи деятельности педагога-психолога ДО:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия;

обеспечение

равных

возможностей

для

полноценного

развития

каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,

нации, языка, социального статуса;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

развитие

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений

с

другими

детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей,

принятых

в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование

предпосылок учебной деятельности;

формирование

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным

и

индивидуальным особенностям детей;

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение

компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

развития

и

образования, охраны и укрепления здоровья детей;

определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

обеспечение

преемственности

целей,

задач

и

содержания

дошкольного

общего

и

начального

общего

образования,

создание

соответствующих

психологических

условий

для

успешного

освоения

дошкольником

образовательных областей.

Основными видами деятельности педагога-психолога являются:

психологическая диагностика;

психологическая коррекция и развитие;

психологическое просвещение и профилактика;

психологическое консультирование.

В

деятельности

педагога-психолога

значительное

место

занимает

психологическая диагностика.

Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО, проводиться оценка развития детей, его динамики, в

том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка

производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-

педагогической

диагностики

(или

мониторинга).

Психолого-педагогическая

диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного

возраста.

Обязательным

требованием

является

связь

такой

оценки

с

оценкой

эффективности

педагогических

действий

и

дальнейшим

планированием

образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге)

допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты

психолого-педагогической

диагностики

(мониторинга)

используются

исключительно

только

для

решения

образовательных

задач,

а

именно:

-

индивидуализации

образования

том

числе

поддержки

ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции

особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель

диагностической

деятельности

педагога-психолога

ДО:

получение

полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического

развития детей,

которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных

маршрутов воспитанников.

«Психологическая диагностика» включает:

1.

Диагностика

«Оценка

развития

детей,

его

динамики,

измерение

личностных образовательных результатов».

Цель:

изучение

процесса

достижения

воспитанниками

личностных

образовательных результатов детей.

Результатом

изучения

является

выявление

и

дифференциация

образовательных потребностей каждого воспитанника, а также анализ степени их

удовлетворения

в

образовательном

процессе,

что

позволит

модернизировать

образовательный

процесс

для

повышения

его

эффективности

на

основе

индивидуализации.

2. «Психодиагностическая работа по проблемам психического развития

ребенка» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года).

Цель: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического

здоровья.

Результатом

изучения

является

создание

диагностической

основы

для

разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка с

учетом его психологического статуса, социальной ситуации развития.

3. «Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет»

(в течение учебного года).

Цель:

выявление

кризисных

изменений,

негативных

и

позитивных

симптомов психологического кризиса.

Результатом

изучения

является

создание

диагностической

основы

для

проектирования и реализации программ психологического сопровождения детей в

период

возрастных

кризисов,

направленных

на

преодоление

внутренних

конфликтов развития и нормализации социальной микросреды.

4. «Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе»

(воспитанники 5-6 лет - конец учебного года, 6-7 лет - начало и конец учебного

года).

Цели:

выявление

сформированности

компонентов

психологической

готовности к обучению в школе.

Результатом

изучения

является

создание

диагностической

основы

для

проектирования

и

реализации

комплекса

мер,

содействующих

формированию

психологической готовности детей к школьному обучению.

5.

«Психодиагностическая

работа

по

выявлению

ранних

признаков

одаренности».

Цель: выявление проявлений, структуры и вида одаренности у детей.

Результатом

изучения

является

создание

диагностической

основы

для

проектирования и реализации сопровождения развития детской одаренности.

6.

«Психодиагностическая

работа

по

изучению

личностных

качеств

и

профессиональных компетенций у педагогов ДОО».

Цель:

выявление

уровня

сформированности

личностных

качеств

и

профессиональных

компетенций

у

педагогов

ДОО

в

соответствии

с

«Профессиональным стандартом педагога».

Результатом

изучения

является

создание

диагностической

основы

для

проектирования

и

реализации

комплекса

мер,

содействующих

развитию

профессионализма педагога.

7.

«Психодиагностическая

работа

по

изучению

детско-родительских

отношений»

Цель: изучение и выявление детско-родительских отношений как фактора

развития личности ребёнка.

Результатом

изучения

является

гармонизация

детско-родительских

отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с

детьми.

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на

и зм е н е н и я

в о

в н у тренней,

психологической,

сфере

воспитанников,

рассматривается

как

развивающая.

Предполагается

организация

развивающих

занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом

развитии детей.

Психокоррекционные

технологии

включаются

в

контекст

развивающей

работы

с

дошкольниками.

Предметом

деятельности

педагога-психолога

по

данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а

выработка

у

них

способов

саморегуляции

в

разнообразных

образовательных

ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня

освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным

изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Обобщенная схема такой деятельности, с позиции Г. С. Абрамовой, может

быть

определена следующим образом: «что есть», «что должно быть», «как

сделать так, чтобы

стало должное». Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы

педагога-

психолога

по

данному

направлению,

определение

адресной

группы

воспитанников является результатом психологической диагностики.

Направление реализуется по следующим разделам:

«Развивающая

работа

в

процессе

освоения

детьми

образовательных

областей»;

• «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;

• «Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3 и 8 лет»;

• «Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО»;

«Развивающая

работа

по

преодолению

психологических

трудностей

в

развитии одаренных дошкольников»;

• «Индивидуально-коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с

ОВЗ по заключению ТПМПК»

Задачи

решаются

в

процессе

проведения

циклов

занятий

педагогом-

психологом.

Педагог-психолог

составляет

развивающую,

коррекционно-

развивающую

программу

по

определенной

проблеме

и

реализует

ее

на

протяжении

определенного

количества

встреч

с

детьми.

Задачи

разделов

реализуются

также

через

их

интегрирование

в

образовательный

процесс,

организуемый педагогами ДОУ, в чем педагог-психолог оказывает им помощь,

обучая педагогов интеграции развивающих задач в практику работы с детьми.

В

технологическом

аспекте

данное

направление

деятельности

педагога-

психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том

числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых

в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с

созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в

том

числе

психогимнастических;

свободной

недирективной

деятельности

воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, условия

для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического ин-

струментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность

ребенка.

Педагог-психолог

осуществляет

психолого - педагогичечкое сопровождение

развивающей

и

коррекционной

работы

в

ДОУ.

Зона

компетенции

педагога-

психолога в организации и проведении развивающей и коррекционной работы

ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению

умственной

работоспособности,

недостаткам

общей

и

мелкой

моторики,

трудностям

во

взаимодействии

с

окружающим

миром,

изменению

способов

коммуникации

и

средств

общения,

недо ст аточно сти

с л о в е с н о го

опосредствования,

в

частности

вербализации,

искажению

познания

окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении

личности.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика

в

контексте

идей

ФГОС

ДО

выступает

как

приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО

Цель

психопрофилактики

состоит

в

том,

чтобы

обеспечить

раскрытие

возможностей

возраста,

снизить

влияние

рисков

на

развитие

ребенка,

его

индивидуальности

(склонностей,

интересов,

предпочтений),

предупредить

нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание

благоприятных

психогигиенических

условий

в

образовательном

учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса

психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие

педагога-психолога с воспитателями и родителями, направленное на содействие

им

в

построении

психологически

безопасной

образовательной

среды

в

ДОО

согласно ФГОС ДО, а именно:

-

построение развивающего вариативного образования, ориентированного

на

«зону

ближайшего

развития»

каждого

воспитанника

и

учитывающего

его

психолого-возрастные

и

индивидуальные

возможности

и

склонности,

обеспечивающего:

вовлечение

всех

детей

в

разные

виды

деятельности

и

культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения,

интересов

и

познавательных

действий;

уважение

индивидуальности

каждого

ребенка,

его

право

быть

не

похожим

на

других;

недирективную

помощь

и

поддержку

детской

инициативы

и

самостоятельности

в

разных

видах

деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том

числе

игровое

время

и

пространство

и

ресурсы

полифункциональной

и

трансформируемой предметной образовательной среды; условия для овладения

культурными

средствами

деятельности,

находящимися

в

зоне

ближайшего

развития

детей;

организацию

видов

деятельности,

стимулирующих

развитие

мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

-

создание

в

ДОО

психологических

условий,

обеспечивающих

эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного

психологического

и

морально-нравственного

климата

в

группе,

обеспечения

условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том

числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общно-

стям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными)

возможностями

здоровья;

посредством

проявления

чуткости

к

интересам

и

возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком.

Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями

выступают:

-

предотвращение

дидактогений

(термином

принято

обозначать

те

негативные

психические

состояния

воспитанников,

которые

возникают

в

результате нарушения педагогического такта со стороны воспитателя, педагога);

- содействие в организации конструктивного общения детей в группе;

- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОО;

-

создание психологических условий для конструирования развивающего

пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными

потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в

дошкольном возрасте;

-

психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в

ДОО;

-

психологическая

экспертиза

программно-методического

обеспечения

образовательного процесса.

Психологическое

просвещение

предполагает

деятельность

педагога-

психолога

по

повышению

психологической

компетентности

воспитателей

и

родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

Направление

«Психопрофилактика

и

психологическое

просвещение»

представлено в рабочей программе тремя разделами: «Психогигиена общения»,

«Психогигиена деятельности» и «Психогигиена среды».

Реализация

задач

данного

направления

деятельности

педагога-психолога

предполагает максимальный учет данных диагностической работы.

Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении

проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог

осуществляет возрастно-психологическое консультирование - консультирование

по вопросам психического развития ребенка.

Задачи

психологического

консультирования

родителей

и

воспитателей

решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка,

а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального

развития ребенка;

-

оказание

психологической

помощи

в

ситуации

реальных

затруднений,

связанных

с

образовательным

процессом

или

влияющих

на

эффективность

образовательного процесса в ДОО;

-

обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих

ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и

обучающей функций;

-

помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении

трудных образовательных ситуаций;

-

формирование

установки

на

самостоятельное

разрешение

проблем.

Направление включает следующие разделы:

• «Консультирование по проблемам трудностей в обучении»;

« Ко н с ул ьт и р о в а н и е

п о

п р о бл е м а м

д е т с ко - р о д и т е л ь с к и х

взаимоотношений»;

• «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в

образовательном процессе»;

• «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»;

• «Консультирование по проблемам раннего развития детей»;

• «Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к

обучению в школе».

При

организации

образовательной

деятельности

по

направлениям,

обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам

Программы,

в

частности

принципам

поддержки

разнообразия

детства,

индивидуализации

дошкольного

образования,

возрастной

адекватности

образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в

соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие

интересов

и

мотивов

детей,

значительные

индивидуальные

различия

между

детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также

особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников,

и особенности места расположения Организации.

Экспертная работа

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках ПМПк ДОУ

Педагог-психолог ДОУ принимает активное участие в заседаниях ПМПк

ДО, проводит обследование в присутствии родителей, консультирует педагогов и

родителей. По результатам обследования участвует в составлении коллегиального

заключения ПМПк. Деятельность педагога –психолога как и других специалистов

ДОУ в ПМПк заключается в следующем:

своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за

детьми с отклонениями в развитии;

комплексная,

всесторонняя,

динамическая

диагностика

отклонений

в

развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

определение

специальных

условий

в

развития,

воспитания

и

обучения,

адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с

детьми;

своевременное направление детей иные учреждения для консультации, при

возникновении

трудностей

диагностики,

неэффективности

оказываемой

помощи;

консультирование родителей (законных представителей), педагогических и

медицинских

работников,

непосредственно

представляющих

интересы

ребенка в семье и образовательном учреждении.

Проведение анкетирования и обработки результатов; ответственные по «Неделе

прав ребенка»; член комиссии внутреннего контроля; участник ГМО педагогов-

психологов и др.

Взаимодействие

педагога-психолога

со

специалистами

ДОУ

и

специалистами социальных институтов города в условиях реализации ФГОС

С руководителем ДОУ

1.Участвует

в

обсуждении

актуальных

направлений

работы

образовательного

учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью

достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

2.Уточняет

запрос

на

психологическое

сопровождение

воспитательно-

образовательного

процесса,

на

формы

и

методы

работы,

которые

будут

эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в

коллективе.

4. Предоставляет отчетную документацию.

5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических

особенностей детей.

7.

При

необходимости

рекомендует

администрации

направлять

ребенка

с

особенностями развития на ТПМПК.

8.Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-

образовательного процесса.

9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных

ситуациях.

Со старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в

соответствии с ФГОС.

2.

Составляет

индивидуальные

образовательные

маршруты

(содержание

психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и

детей в освоении образовательных областей).

3.

Анализирует

психологический

компонент

в

организации

воспитательной

работы

в

учреждении

и

вносит

предложения

по

повышению

эффективного

психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4.

Участвует

в

разработках

методических

и

информационных

материалов

по

психолого-педагогическим вопросам.

5. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности

участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

6. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом

индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи

родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.

7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного

учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.

8.

Вносит

предложения

по

совершенствованию

образовательного

процесса

в

дошкольном

учреждении

с

точки

зрения

создания

в

нем

психологического

комфорта.

9. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей

среды.

10. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.

11.

Представляет

документацию

установленного

образца

(план

работы,

аналитические справки, анализ работы за год).

12. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С учителем-логопедом

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей

с отклонениями в развитии в группе.

2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на

занятиях логопеда.

3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития,

состояния

oбщей,

мелкой

артикуляционной

моторики,

а

также

особенностей

познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

4.

Разрабатывает

индивидуально-ориентированный

маршрут

психологического

сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с

другими специалистами.

5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в

развитии.

6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности

полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками,

упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом,

сооружение простых построек по образцу и др.

7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному

решению с логопедом.

8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга,

охраняя психику детей при введении отрицательных героев.

9. Участвует в ТПМПК (организация работы, составление заключений).

10.

Совместно

с

другими

специалистами

осуществляет

психологическое

сопровождение детей в период адаптации.

11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

С воспитателями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических

особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных

праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности

предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа

представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории

развития ребенка (в конце учебного года)

4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по

соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам

исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и

социального развития воспитанников.

6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые,

тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического

применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая

их социально-психологическую компетентность.

7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального

образовательного маршрута дошкольника.

8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции

отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности

воспитателя.

10.

Осуществляет

психологическое

сопровождение

воспитателя

в

процессе

самообразования.

11.

Оказывает

психологическую

профилактическую

помощь

воспитателям

с

целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с

другом (работа в паре).

13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения

психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации

детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к

письму, правильная осанка и т. д.).

16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок

учебной

деятельности

(активизация

внимания

и

памяти),

просвещает

воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности

музыкального руководителя.

2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.

3.

Участвует

в

подборе

музыкального

сопровождения

для

проведения

релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития

творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого

ребенка.

5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания,

работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных

музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6.

Оказывает

консультативную

помощь

в

разработке

сценариев,

праздников,

программ развлечений и досуга, распределении ролей.

7.

Осуществляет

сопровождение

на

занятиях,

при

подготовке

и

проведении

праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

8. Участвует в проведении музыкальной терапии.

9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых

праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре

1.

Участвует

в

составлении

программы

психолого-педагогиче ского

сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС.

2.

Участвует

в

выполнении

годовых

задач

детского

сада

по

физическому

развитию.

3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия

«здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и

психофизиологических

особенностей

детей,

уровня

их

развития

и

состояния

здоровья.

5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

6.

Формирует

потребность

в

двигательной

активности

и

физическом

совершенствовании.

7.

Способствует

взаимодействию

детей

разных

возрастов

(например,

при

организации

соревнований

между

возрастными

группами:

старшей

и

подготовительной).

8.

Участвует

в

поиске

новых

эффективных

методов

и

в

целенаправленной

деятельности по оздоровлению.

9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по

физическому развитию.

10.

Участвует

в

организации

взаимодействия

с

лечебно-профилактическими

учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).

11. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.

12. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т.

д.).

13.

Помогает

адаптироваться

к

новым

условиям

(спортивные

соревнования,

конкурсы вне детского сада).

14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения

психоэмоционального

напряжения

у

детей

(психопрофилактические

прогулки,

физкультурная терапия).

Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства, КДН и

ЗП города Радужный, реабилитационным центром, коррекционной школой для

детей-инвалидов и с детей ОВЗ, медицинскими учреждениями, МОУ СОШ города

на

основании

Соглашения

о

взаимодействии

(сотрудничестве)

между

ДОУ

и

данными организациями

Вывод:

Рационально

и

правильно

спланированная деятельность

педагога-

психолога способствует:

повышению качества образования воспитанников;

сохранению

и укреплению

психического

здоровья

и

эмоционального

благополучия детей;

обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства;

созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и

индивидуальными особенностями, развитию способностей и

творческого

потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений

с

другими

детьми, взрослыми и миром;

объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей,

принятых

в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формированию общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование

предпосылок учебной деятельности;

формированию

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным

и

индивидуальным особенностям детей;

обеспечению

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение

компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

развития

и

образования, охраны и укрепления здоровья детей;

определению индивидуальных образовательных потребностей детей;

предотвращению и преодолению трудностей развития дошкольников;

обеспечению

преемственности

целей,

задач

и

содержания

дошкольного

общего

и

начального

общего

образования,

создание

соответствующих

психологических

условий

для

успешного

освоения

дошкольником

образовательных областей.

Приложение 1

Объем нагрузки педагога – психолога дошкольного учреждения

(Хронометраж рабочего времени педагога - психолога в дошкольном учреждении)

Вид профессиональной деятельности

Среднее время, час

в месяц

в неделю

Психодиагностика:

-индивидуальная

-групповая

36

9

Психопрофилактика и психокоррекция:

-индивидуальная

-групповая

28

7

Обработка

результатов

диагностических

обследований,

коррекционных,

профилактических

и

развивающих

занятий

24

6

Оформление документации

12

3

Индивидуальное консультирование:

Родителей

Воспитателей и педагогов

12

12

3

3

Групповое

консультирование

(собрания,

семинары):

родителей

педагогов и воспитателей

4

4

1

1

Изучение

специальной

литературы

и

освоение

новых

технологий

4

1

По с ещение

районных,

окружных,

го р од с к и х ,

республиканских мероприятий (конференции, семинары)

4

1

Коллегиальное консультирование смежных специалистов

и работа в специализированных комиссиях

4

1

Всего

144

3 6

Приложение 2

Диагностическая работа

Психодиагностическая работа с воспитанниками

10 дошкольных образовательных учреждений города Радужный

Охват воспитанников - 2106 детей / 100%

за 2018-2019 учебный год

Дошкольные образовательные учреждения города Радужный

0%

20%

40%

60%

80%

100%

ДОУ №2

ДОУ №4

ДОУ №5

ДОУ №6

ДОУ №9

ДОУ №10

ДОУ № 12

ДОУ № 15

ДОУ № 16

ДОУ № 18

ДОУ №2

ДОУ №4

ДОУ №5

ДОУ №6

ДОУ №9

ДОУ №10

ДОУ № 12

ДОУ № 15

ДОУ № 16

ДОУ № 18

Психодиагностическая работа с педагогами

по изуче6нию личностных качеств и профессиональных компетенций педагогов ДОУ

10 дошкольных образовательных учреждений города Радужный

Охват - 252 педагога/ 100%

за 2018-2019 учебный год

Дошкольные образовательные учреждения города Радужный

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Д

О

У

2

Д

О

У

6

Д

О

У

1

2

Д

О

У

1

8

ДОУ №2

ДОУ №4

ДОУ №5

ДОУ №6

ДОУ №9

ДОУ №10

ДОУ № 12

ДОУ № 15

ДОУ № 16

ДОУ № 18

Психодиагностическая работа с родителями

10 дошкольных образовательных учреждений города Радужный

Охват - 2287 родителей / 100%

за 2018-2019 учебный год

Дошкольные образовательные учреждения города Радужный

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Д

О

У

2

Д

О

У

6

Д

О

У

1

2

Д

О

У

1

8

ДОУ №2

ДОУ №4

ДОУ №5

ДОУ №6

ДОУ №9

ДОУ №10

ДОУ № 12

ДОУ № 15

ДОУ № 16

ДОУ № 18

Приложение 3

Консультирование родителей

Мероприятия с родителями проводятся педагогом-психологом

в 2018-2019г

С родителями:

«Рекомендации в период адаптации»;

«Права детей – забота взрослых»;

«Заикание – как помочь ребенку?»;

«Если ребенок кусается»;

«Агрессивные дети»;

«Подготовка будущих первоклассников к школе»;

«Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов»;

памятка «Выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ»;

«Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»,

«Упражнения для развития зрительной памяти у детей 5-7 лет»;

«Права детей-инвалидов и их семей»;

«Детские страхи»;

«Здоровье в ладошках»;

"Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ";

"Роль сказкотерапии для детей с ОВЗ";

«Учимся любить и понимать»;

"Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

В школу – с радостью»

«Упражнения для развития зрительной памяти у детей 5-7 лет»

«Подготовка будущих первоклассников к школе»

«Скоро в школу!»

«Развиваем мелкую моторику!» и т.д.

Консультирование педагогов

Мероприятия с педагогами проводятся педагогом-психологом

в 2018-2019г

С педагогами:

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»;

«Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста»;

«Эффективные приёмы в устранении заикания у детей дошкольного возраста»;

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»;

«Конфликты с родителями (законными представителями) и как их предотвратить»;

«Психологические способы и приемы работы с конфликтами»;

«Права детей-инвалидов и их семей»;

«Снятие

эмоционального

и

мышечного

напряжения

с

помощью

телесно-ориентированных

практик»

«Профилактика жестокого обращения с ребенком»

«Детско-родительские взаимоотношения в семье воспитанника»и т.д.

Приложение 5

Психологическая коррекция, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях

города Радужный в 2018-2019 учебном году

Программы, используемые педагогами-психологами

1.Программа психологического сопровождения детей от 3 до 4 лет «Цветик-семицветик» основанная на

программе

интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.

Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова);

2.Программа психологического сопровождения детей от 4 до 5 лет «Цветик-семицветик» основанная на

программе

интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.

Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)

3. Программа психологического сопровождения детей от 5 до 6 лет «Цветик-семицветик» основанная на

программе

интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.

Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова);

4.Программа психологического сопровождения детей от 6 до 8 лет «Цветик-семицветик» основанная на

программе

интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.

Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)

5.Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы «Путешествие в

волшебную страну знаний» для детей 6-7 лет

6.«Школа добрых волшебников» Формирование гуманных отношений в группе детского сада

7.Ю.В. Царева «Коррекция поведенческих нарушений у детей: сборник упражнений и игр» .

8.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь хвастаюсь и радуюсь» Программа

эмоционального развития детей 4-6 лет.

9.О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

10.Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками М.Р. Григорьева

11.М.С. Пуртова «Скоро в школу»

12.Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста

13.Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»

14.Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по коррекции

агрессивности у детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно»

15.А.Н. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» .

16. Шепелева Л.Н. Программы Социально-психологических тренингов для детей, педагогов,

родителей.



В раздел образования