Автор: Савуляк Лилия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 15
Населённый пункт: г Радужный, АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Доклад к конференции педагогов-психологов
Тема: «Роль педагога-психолога в образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Росинка»
Доклад
«Роль педагога-психолога в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила:
Савуляк Л.В., педагог-психолог
МАДОУ ДС № 15 «Росинка»
Радужный
2019г
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Россий-
ской
Федерации»,
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(далее
-
ФГОС
ДО),
утвержденный
приказом
Минобрнауки России от
17.10.13 г № 1155,
приказ Министерства труда и
социальной
защиты
Российской
Федерации
от
24
июля
2015
г.
N
514н
об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагога-психолога
(психолог
в
сфере образования)» вступивший в силу с
1 января 2017 года
определили новое
содержание
деятельности
педагога-психолога
в
дошкольной
образовательной
организации
по
психолого-педагогическому
сопровождению
образовательного
процесса.
П о с т р о е н и е организации
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного
процесса на
основе
ФГОС
ДО,
повысило
роль
педагога-
психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое
сопровождение
является
необходимым
условием,
обеспечивающим
решение
задач,
определенных
ФГОС
ДО:
позитивная
социализация
ребенка,
его
всестороннее
личностное,
морально-нравственное
и
познавательное
развитие,
развитие инициативы и творческих способностей.
Психологизация системы
дошкольного
образования
рассматривается
как
участие педагога-психолога в образовательном процессе, и направленно:
-
на
психологическое
просвещение
персонала,
передачу
знаний
о
психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации
общения взрослого с ребенком и детей между собой, принципах организации
детских групп на основе изучения конкретных особенностей детей детского сада;
-
гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на
выполнение
программ
на
ориентацию
на
нужды,
самочувствие,
интересы
воспитанника;
- адаптацию ребенка к детскому саду;
- организацию разновозрастного общения.
Психологизация
образовательного
процесса
обеспечивает
психолого-
педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и
индивидуальных
особенностей
дошкольников,
создание
условий
для
психического развития и становления личности каждого ребенка. Необходимой и
важной
составляющей
психологизации
образовательного
процесса
признается
повышение психологической культуры воспитателя.
Психологизация – является процессом интеграции психологических знаний
в образование на всех его уровнях:
- на уровне сознания субъектов образования;
-
уровне
проектирования,
создания
и
использования
образовательной
среды;
-
уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная
среда.
Психологизация
предполагает,
что
психологические
знания
выступают
средством решения широкого круга обучающих, воспитательных, развивающих и
коррекционных задач.
Основные
принципы
психологизации
дошкольного
образования
можно
определить следующим образом:
1.Интеграция,
обеспечивающая полноту и целостность отражения
разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет
ему
создавать
новое
знание,
а
не
просто
продуцировать
готовые
знания,
полученные
от
взрослого.
В
рабочей
программе
педагог-психолог
принцип
интеграции реализует через взаимопроникновение разных видов деятельности на
основе
качественно
нового
проектирования
педагогической
деятельности,
обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач
в
многообразных
видах
детской
деятельности.
Интегрирование
разного
содержания,
разных
видов
деятельности
детей
и
форм
организации
об-
разовательного
процесса
соответствует
характеру
восприятия,
понимания,
воспроизведения
и
преобразования
действительности,
свойственному
дошкольникам.
2 .
Вариативность
в
отношении
образовательных
программ
и
свобода
выбора
образовательного
маршрута,
обеспечивающие
индивидуализацию
образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для
личностно
ориентированного
взаимодействия
взрослого
и
ребенка
в
образовательном процессе.
3
. Открытость
системы
дошкольного
образования
для
обогащения
культурообразующими
составляющими,
что
придает
результатам
образования
культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет
освоения
ребенком
культурных
практик,
приобретающих
для
него
культуросозидающий смысл, а именно: игра и родственные ей виды деятельности
(продуктивная,
познавательно-исследовательская
деятельно сть
и
коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра -
учебные
занятия».
Освоение
детьми
культурных
практик
приводит
к
дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта,
творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника.
Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование
дошкольного
возраста
- субъектную
позицию.
Важным
моментом
является
сохранение субкультуры детства.
Поле
реализации принципов
психологизации
выстраивается
в
триаде:
образовательная программа - образовательный маршрут - мониторинг качества
образования.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств
детей
решаются
на
о снове
полипрофессионального
подхода
в
процессе
освоения
всех
образовательных
областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной
области. В ст. 1.3 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной
программы дошкольного образования (далее - Программа) необходимо учитывать
индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на
разных этапах ее реализации.
Изучение и анализ такого рода потребностей и возможностей относится к
компетенции
педагога-психолога.
В
арсенале
педагога-психолога
находятся
диагностические средства, позволяющие дать развернутую оценку особенно-
стям
психического
развития
ребенка,
на
основе,
которой
возможно
конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить
методы
и
приемы,
которые
способствуют наиболее
успешному
достижению
образовательных результатов.
Функциональные
обязанности
педагога-психолога
включают
в
себя:
психологическую
диагностику,
анализ
и
оценку
возможностей
освоения
дошкольных
образовательных
программ на
различных
этапах
их
реализации.
Использование психологической диагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС
ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей, которая решает следующие образовательные задачи:
1) индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей
(выявление
и
изучение
индивидуально-психологических
особенностей
детей). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
В п.
8
ст.
1.6
ФГОС
ДО
говорится
о
формирования
в
дошкольной
образовательной
организации
социокультурно й
и
бе зо па с но й
с р е д ы ,
соответствующей
индивидуальным,
возрастным,
психологиче ским
и
физиологическим особенностям детей. В связи с этим возникла необходимость
участия
педагога-психолога
в
проектировании
данной
среды
(участие
в
экспертизе), что потребовало включения в функциональные обязанности педагога-
психолога
новых
позиций,
а
именно психологическое
проектирование
и
экспертиза образовательной среды
Одной
из
традиционных
функций
педагога-психолога
в
ДОО
является
психологическое
просвещение
родителей.
Согласно п.
9
ст.1.6.
ФГОС
ДО
дошкольная
образовательная
организация
должна
обеспечить
психолого-
педагогическую
поддержку
семьи
и
повысить
развитие
психолого-
педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Такой подход
потребовал
обновления
содержания
деятельности
педагога-психолога
и
включения в работу с родителями практико-ориентированные методы обучения.
Эти методы формируют у родителей умения и навыки, позволяющие в процессе
семейного воспитания развивать ребенка, укреплять его психическое здоровье и т.
д.
В
ФГОС
ДО
большое
внимание
уделяется развитию профессиональной
компетентности
педагогических
работников.
Необходимо,
чтобы
педагог-
психолог
не
только
повышал
свою
профессиональную
компетентность,
но
и
принимал участие в развитии психолого-педагогической компетентности своих
коллег, воспитателей.
Поскольку основная образовательная программа дошкольного образования
(ООП
ДО)
направлена
на
психолого-педагогическую
поддержку
позитивной
социализации и индивидуализации ребенка, развитие личности детей, то в ос-
новные
функциональные
обязанности
педагога-психолога
ДОО
включена
реализация
мероприятий,
обеспечивающих
психологическое
развитие
детей
и
оказание им коррекционно-развивающей помощи. Эти направления деятельности
непосредственно
способствуют
успешному
достижению
образовательных
результатов, заложенных в Программе.
В
развивающую
и
коррекционную
работу
педагога-психолога
входят
индивидуальные и групповые занятия, обеспечивающие овладение детьми такими
видами
деятельности,
как
общение,
игра,
познавательно-исследовательская
деятельность.
Необходимым
компонентом
функциональных
обязанностей
педагога-
психолога
должна
стать работа
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья. Именно профессиональные компетенции психолога могут обеспечивать
эффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и
социальной адаптации данной категории детей. Важно его участие в разработке и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.
В ст. 3.2.1 ФГОС ДО перечислены психолого-педагогические требования к
условиям реализации программ ДОУ:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка
их
положительной
самооценки,
уверенности
в
собственных
возможностях и способностях;
2)
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми,
соответствующих
их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
3 )
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых
с
детьми,
ориентированного
на
интересы
и
возможности
каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4 )
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей
друг
к
другу
и
взаимодействия
детей
друг
с
другом
в
разных
видах
деятельности;
5)
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране
и
укреплении
их
здоровья,
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную деятельность.
Таким
образом,
основной
задачей
деятельности
педагога-психолога
в
дошкольной
образовательной
организации
является
участие
в
создании
психолого-педагогических условий реализации программ ДОУ.
Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО должны учитывать:
• тип и вид образовательной организации;
• специфику детского контингента;
• наличие других специалистов психологического профиля;
• материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Функциональные
обязанности
педагога-психолога
оформляются
документально и утверждаются руководителем образовательной организации.
Наименования трудовых функций:
психолого-педагогическое
и
методическое
сопровождение
реализации
основных и дополнительных образовательных программ;
психологическая
экспертиза
(оценка)
комфортности
и
безопасности
образовательной среды образовательных организаций;
психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе
работа по восстановлению и реабилитации;
психологическая диагностика детей и обучающихся;
психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
психологическая
профилактика
(профессиональная
деятельность,
направленная
на
сохранение
и укрепление
психологического
здоровья
обучающихся
в
процессе
обучения
и
воспитания
в образовательных
организациях);
психологическое
просвещение
субъектов
образовательного
процесса
в
области
работы
по
поддержке
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей
и
обучающихся,
испытывающих
трудности
в освоении
основных
общеобразовательных
программ,
развитии
и
социальной
адаптации;
психологическая
профилактика
нарушений
поведения
и
отклонений
в
развитии
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей
и
обучающихся,
испытывающих
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями
здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
также
обучающихся,
испытывающих
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации;
психологическая
диагностика
особенностей
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
обучающихся,
испытывающих
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных
программ,
развитии
и
социальной
адаптации,
в
том
числе
несовершеннолетних
обучающихся,
признанных
в случаях
и
в
порядке,
которые
предусмотрены
уголовно-
процессуальным
законодательством,
подозреваемыми,
обвиняемыми
или
подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или
свидетелями
преступления,
по
запросу
органов
и
учреждений
системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Рабочая
программа
педагога-психолога,
является
документом,
помогающим
организовать психологическое
сопровождение
образовательного
процесса
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС.
Под
психологическим
сопровождением
понимается
система
профессиональной
деятельности
педагога-психолога,
направления
на
реализацию
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования.
Цель
деятельности
педагога-психолога
ДО,
реализующаяся
в
рабочей
программе: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания
психологических
условий
достижения
ими
личностных
образовательных
результатов в процессе освоения образовательных областей; проектирование
социальных
ситуаций
развития
ребенка
и развивающей предметно-
пространственной
среды,
обеспечивающих
позитивную
социализацию,
мотивацию
и
поддержку
индивидуальности
детей
через
общение,
игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Задачи деятельности педагога-психолога ДО:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечение
равных
возможностей
для
полноценного
развития
каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
развитие
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений
с
другими
детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей,
принятых
в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным
и
индивидуальным особенностям детей;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития
и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
обеспечение
преемственности
целей,
задач
и
содержания
дошкольного
общего
и
начального
общего
образования,
создание
соответствующих
психологических
условий
для
успешного
освоения
дошкольником
образовательных областей.
Основными видами деятельности педагога-психолога являются:
психологическая диагностика;
психологическая коррекция и развитие;
психологическое просвещение и профилактика;
психологическое консультирование.
В
деятельности
педагога-психолога
значительное
место
занимает
психологическая диагностика.
Направление «Психологическая диагностика»
Согласно ФГОС ДО, проводиться оценка развития детей, его динамики, в
том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка
производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-
педагогической
диагностики
(или
мониторинга).
Психолого-педагогическая
диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного
возраста.
Обязательным
требованием
является
связь
такой
оценки
с
оценкой
эффективности
педагогических
действий
и
дальнейшим
планированием
образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге)
допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты
психолого-педагогической
диагностики
(мониторинга)
используются
исключительно
только
для
решения
образовательных
задач,
а
именно:
-
индивидуализации
образования
(в
том
числе
поддержки
ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель
диагностической
деятельности
педагога-психолога
ДО:
получение
полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического
развития детей,
которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных
маршрутов воспитанников.
«Психологическая диагностика» включает:
1.
Диагностика
«Оценка
развития
детей,
его
динамики,
измерение
личностных образовательных результатов».
Цель:
изучение
процесса
достижения
воспитанниками
личностных
образовательных результатов детей.
Результатом
изучения
является
выявление
и
дифференциация
образовательных потребностей каждого воспитанника, а также анализ степени их
удовлетворения
в
образовательном
процессе,
что
позволит
модернизировать
образовательный
процесс
для
повышения
его
эффективности
на
основе
индивидуализации.
2. «Психодиагностическая работа по проблемам психического развития
ребенка» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года).
Цель: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического
здоровья.
Результатом
изучения
является
создание
диагностической
основы
для
разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка с
учетом его психологического статуса, социальной ситуации развития.
3. «Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет»
(в течение учебного года).
Цель:
выявление
кризисных
изменений,
негативных
и
позитивных
симптомов психологического кризиса.
Результатом
изучения
является
создание
диагностической
основы
для
проектирования и реализации программ психологического сопровождения детей в
период
возрастных
кризисов,
направленных
на
преодоление
внутренних
конфликтов развития и нормализации социальной микросреды.
4. «Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе»
(воспитанники 5-6 лет - конец учебного года, 6-7 лет - начало и конец учебного
года).
Цели:
выявление
сформированности
компонентов
психологической
готовности к обучению в школе.
Результатом
изучения
является
создание
диагностической
основы
для
проектирования
и
реализации
комплекса
мер,
содействующих
формированию
психологической готовности детей к школьному обучению.
5.
«Психодиагностическая
работа
по
выявлению
ранних
признаков
одаренности».
Цель: выявление проявлений, структуры и вида одаренности у детей.
Результатом
изучения
является
создание
диагностической
основы
для
проектирования и реализации сопровождения развития детской одаренности.
6.
«Психодиагностическая
работа
по
изучению
личностных
качеств
и
профессиональных компетенций у педагогов ДОО».
Цель:
выявление
уровня
сформированности
личностных
качеств
и
профессиональных
компетенций
у
педагогов
ДОО
в
соответствии
с
«Профессиональным стандартом педагога».
Результатом
изучения
является
создание
диагностической
основы
для
проектирования
и
реализации
комплекса
мер,
содействующих
развитию
профессионализма педагога.
7.
«Психодиагностическая
работа
по
изучению
детско-родительских
отношений»
Цель: изучение и выявление детско-родительских отношений как фактора
развития личности ребёнка.
Результатом
изучения
является
гармонизация
детско-родительских
отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с
детьми.
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на
и зм е н е н и я
в о
в н у тренней,
психологической,
сфере
воспитанников,
рассматривается
как
развивающая.
Предполагается
организация
развивающих
занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом
развитии детей.
Психокоррекционные
технологии
включаются
в
контекст
развивающей
работы
с
дошкольниками.
Предметом
деятельности
педагога-психолога
по
данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а
выработка
у
них
способов
саморегуляции
в
разнообразных
образовательных
ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня
освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным
изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Обобщенная схема такой деятельности, с позиции Г. С. Абрамовой, может
быть
определена следующим образом: «что есть», «что должно быть», «как
сделать так, чтобы
стало должное». Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы
педагога-
психолога
по
данному
направлению,
определение
адресной
группы
воспитанников является результатом психологической диагностики.
Направление реализуется по следующим разделам:
•
«Развивающая
работа
в
процессе
освоения
детьми
образовательных
областей»;
• «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;
• «Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3 и 8 лет»;
• «Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО»;
•
«Развивающая
работа
по
преодолению
психологических
трудностей
в
развитии одаренных дошкольников»;
• «Индивидуально-коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ по заключению ТПМПК»
Задачи
решаются
в
процессе
проведения
циклов
занятий
педагогом-
психологом.
Педагог-психолог
составляет
развивающую,
коррекционно-
развивающую
программу
по
определенной
проблеме
и
реализует
ее
на
протяжении
определенного
количества
встреч
с
детьми.
Задачи
разделов
реализуются
также
через
их
интегрирование
в
образовательный
процесс,
организуемый педагогами ДОУ, в чем педагог-психолог оказывает им помощь,
обучая педагогов интеграции развивающих задач в практику работы с детьми.
В
технологическом
аспекте
данное
направление
деятельности
педагога-
психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том
числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых
в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с
созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в
том
числе
психогимнастических;
свободной
недирективной
деятельности
воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, условия
для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического ин-
струментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность
ребенка.
Педагог-психолог
осуществляет
психолого - педагогичечкое сопровождение
развивающей
и
коррекционной
работы
в
ДОУ.
Зона
компетенции
педагога-
психолога в организации и проведении развивающей и коррекционной работы
ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению
умственной
работоспособности,
недостаткам
общей
и
мелкой
моторики,
трудностям
во
взаимодействии
с
окружающим
миром,
изменению
способов
коммуникации
и
средств
общения,
недо ст аточно сти
с л о в е с н о го
опосредствования,
в
частности
—
вербализации,
искажению
познания
окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении
личности.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика
в
контексте
идей
ФГОС
ДО
выступает
как
приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО
Цель
психопрофилактики
состоит
в
том,
чтобы
обеспечить
раскрытие
возможностей
возраста,
снизить
влияние
рисков
на
развитие
ребенка,
его
индивидуальности
(склонностей,
интересов,
предпочтений),
предупредить
нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание
благоприятных
психогигиенических
условий
в
образовательном
учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса
психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие
педагога-психолога с воспитателями и родителями, направленное на содействие
им
в
построении
психологически
безопасной
образовательной
среды
в
ДОО
согласно ФГОС ДО, а именно:
-
построение развивающего вариативного образования, ориентированного
на
«зону
ближайшего
развития»
каждого
воспитанника
и
учитывающего
его
психолого-возрастные
и
индивидуальные
возможности
и
склонности,
обеспечивающего:
вовлечение
всех
детей
в
разные
виды
деятельности
и
культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения,
интересов
и
познавательных
действий;
уважение
индивидуальности
каждого
ребенка,
его
право
быть
не
похожим
на
других;
недирективную
помощь
и
поддержку
детской
инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том
числе
игровое
время
и
пространство
и
ресурсы
полифункциональной
и
трансформируемой предметной образовательной среды; условия для овладения
культурными
средствами
деятельности,
находящимися
в
зоне
ближайшего
развития
детей;
организацию
видов
деятельности,
стимулирующих
развитие
мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
-
создание
в
ДОО
психологических
условий,
обеспечивающих
эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного
психологического
и
морально-нравственного
климата
в
группе,
обеспечения
условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общно-
стям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями
здоровья;
посредством
проявления
чуткости
к
интересам
и
возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком.
Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями
выступают:
-
предотвращение
дидактогений
(термином
принято
обозначать
те
негативные
психические
состояния
воспитанников,
которые
возникают
в
результате нарушения педагогического такта со стороны воспитателя, педагога);
- содействие в организации конструктивного общения детей в группе;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОО;
-
создание психологических условий для конструирования развивающего
пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными
потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в
дошкольном возрасте;
-
психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в
ДОО;
-
психологическая
экспертиза
программно-методического
обеспечения
образовательного процесса.
Психологическое
просвещение
предполагает
деятельность
педагога-
психолога
по
повышению
психологической
компетентности
воспитателей
и
родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.
Направление
«Психопрофилактика
и
психологическое
просвещение»
представлено в рабочей программе тремя разделами: «Психогигиена общения»,
«Психогигиена деятельности» и «Психогигиена среды».
Реализация
задач
данного
направления
деятельности
педагога-психолога
предполагает максимальный учет данных диагностической работы.
Направление «Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении
проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог
осуществляет возрастно-психологическое консультирование - консультирование
по вопросам психического развития ребенка.
Задачи
психологического
консультирования
родителей
и
воспитателей
решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка,
а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:
- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального
развития ребенка;
-
оказание
психологической
помощи
в
ситуации
реальных
затруднений,
связанных
с
образовательным
процессом
или
влияющих
на
эффективность
образовательного процесса в ДОО;
-
обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих
ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и
обучающей функций;
-
помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении
трудных образовательных ситуаций;
-
формирование
установки
на
самостоятельное
разрешение
проблем.
Направление включает следующие разделы:
• «Консультирование по проблемам трудностей в обучении»;
•
« Ко н с ул ьт и р о в а н и е
п о
п р о бл е м а м
д е т с ко - р о д и т е л ь с к и х
взаимоотношений»;
• «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в
образовательном процессе»;
• «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»;
• «Консультирование по проблемам раннего развития детей»;
• «Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к
обучению в школе».
При
организации
образовательной
деятельности
по
направлениям,
обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам
Программы,
в
частности
принципам
поддержки
разнообразия
детства,
индивидуализации
дошкольного
образования,
возрастной
адекватности
образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в
соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие
интересов
и
мотивов
детей,
значительные
индивидуальные
различия
между
детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также
особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников,
и особенности места расположения Организации.
Экспертная работа
Содержание деятельности педагога-психолога в рамках ПМПк ДОУ
Педагог-психолог ДОУ принимает активное участие в заседаниях ПМПк
ДО, проводит обследование в присутствии родителей, консультирует педагогов и
родителей. По результатам обследования участвует в составлении коллегиального
заключения ПМПк. Деятельность педагога –психолога как и других специалистов
ДОУ в ПМПк заключается в следующем:
своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за
детьми с отклонениями в развитии;
комплексная,
всесторонняя,
динамическая
диагностика
отклонений
в
развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
определение
специальных
условий
в
развития,
воспитания
и
обучения,
адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с
детьми;
своевременное направление детей иные учреждения для консультации, при
возникновении
трудностей
диагностики,
неэффективности
оказываемой
помощи;
консультирование родителей (законных представителей), педагогических и
медицинских
работников,
непосредственно
представляющих
интересы
ребенка в семье и образовательном учреждении.
Проведение анкетирования и обработки результатов; ответственные по «Неделе
прав ребенка»; член комиссии внутреннего контроля; участник ГМО педагогов-
психологов и др.
Взаимодействие
педагога-психолога
со
специалистами
ДОУ
и
специалистами социальных институтов города в условиях реализации ФГОС
С руководителем ДОУ
1.Участвует
в
обсуждении
актуальных
направлений
работы
образовательного
учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью
достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2.Уточняет
запрос
на
психологическое
сопровождение
воспитательно-
образовательного
процесса,
на
формы
и
методы
работы,
которые
будут
эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в
коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических
особенностей детей.
7.
При
необходимости
рекомендует
администрации
направлять
ребенка
с
особенностями развития на ТПМПК.
8.Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-
образовательного процесса.
9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных
ситуациях.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в
соответствии с ФГОС.
2.
Составляет
индивидуальные
образовательные
маршруты
(содержание
психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и
детей в освоении образовательных областей).
3.
Анализирует
психологический
компонент
в
организации
воспитательной
работы
в
учреждении
и
вносит
предложения
по
повышению
эффективного
психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4.
Участвует
в
разработках
методических
и
информационных
материалов
по
психолого-педагогическим вопросам.
5. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности
участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
6. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи
родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного
учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
8.
Вносит
предложения
по
совершенствованию
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении
с
точки
зрения
создания
в
нем
психологического
комфорта.
9. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей
среды.
10. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
11.
Представляет
документацию
установленного
образца
(план
работы,
аналитические справки, анализ работы за год).
12. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей
с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на
занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития,
состояния
oбщей,
мелкой
артикуляционной
моторики,
а
также
особенностей
познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4.
Разрабатывает
индивидуально-ориентированный
маршрут
психологического
сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с
другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в
развитии.
6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности
полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками,
упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом,
сооружение простых построек по образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному
решению с логопедом.
8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга,
охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
9. Участвует в ТПМПК (организация работы, составление заключений).
10.
Совместно
с
другими
специалистами
осуществляет
психологическое
сопровождение детей в период адаптации.
11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
С воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических
особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных
праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности
предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа
представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории
развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по
соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и
социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые,
тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического
применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая
их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального
образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции
отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности
воспитателя.
10.
Осуществляет
психологическое
сопровождение
воспитателя
в
процессе
самообразования.
11.
Оказывает
психологическую
профилактическую
помощь
воспитателям
с
целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с
другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения
психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации
детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к
письму, правильная осанка и т. д.).
16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок
учебной
деятельности
(активизация
внимания
и
памяти),
просвещает
воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности
музыкального руководителя.
2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
3.
Участвует
в
подборе
музыкального
сопровождения
для
проведения
релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития
творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого
ребенка.
5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания,
работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных
музыкальных произведений (для комплексных занятий).
6.
Оказывает
консультативную
помощь
в
разработке
сценариев,
праздников,
программ развлечений и досуга, распределении ролей.
7.
Осуществляет
сопровождение
на
занятиях,
при
подготовке
и
проведении
праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
8. Участвует в проведении музыкальной терапии.
9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых
праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1.
Участвует
в
составлении
программы
психолого-педагогиче ского
сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС.
2.
Участвует
в
выполнении
годовых
задач
детского
сада
по
физическому
развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия
«здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и
психофизиологических
особенностей
детей,
уровня
их
развития
и
состояния
здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6.
Формирует
потребность
в
двигательной
активности
и
физическом
совершенствовании.
7.
Способствует
взаимодействию
детей
разных
возрастов
(например,
при
организации
соревнований
между
возрастными
группами:
старшей
и
подготовительной).
8.
Участвует
в
поиске
новых
эффективных
методов
и
в
целенаправленной
деятельности по оздоровлению.
9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по
физическому развитию.
10.
Участвует
в
организации
взаимодействия
с
лечебно-профилактическими
учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
11. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
12. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т.
д.).
13.
Помогает
адаптироваться
к
новым
условиям
(спортивные
соревнования,
конкурсы вне детского сада).
14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения
психоэмоционального
напряжения
у
детей
(психопрофилактические
прогулки,
физкультурная терапия).
Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства, КДН и
ЗП города Радужный, реабилитационным центром, коррекционной школой для
детей-инвалидов и с детей ОВЗ, медицинскими учреждениями, МОУ СОШ города
на
основании
Соглашения
о
взаимодействии
(сотрудничестве)
между
ДОУ
и
данными организациями
Вывод:
Рационально
и
правильно
спланированная деятельность
педагога-
психолога способствует:
повышению качества образования воспитанников;
сохранению
и укреплению
психического
здоровья
и
эмоционального
благополучия детей;
обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства;
созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и
индивидуальными особенностями, развитию способностей и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений
с
другими
детьми, взрослыми и миром;
объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей,
принятых
в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формированию общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формированию
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным
и
индивидуальным особенностям детей;
обеспечению
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития
и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определению индивидуальных образовательных потребностей детей;
предотвращению и преодолению трудностей развития дошкольников;
обеспечению
преемственности
целей,
задач
и
содержания
дошкольного
общего
и
начального
общего
образования,
создание
соответствующих
психологических
условий
для
успешного
освоения
дошкольником
образовательных областей.
Приложение 1
Объем нагрузки педагога – психолога дошкольного учреждения
(Хронометраж рабочего времени педагога - психолога в дошкольном учреждении)
Вид профессиональной деятельности
Среднее время, час
в месяц
в неделю
Психодиагностика:
-индивидуальная
-групповая
36
9
Психопрофилактика и психокоррекция:
-индивидуальная
-групповая
28
7
Обработка
результатов
диагностических
обследований,
коррекционных,
профилактических
и
развивающих
занятий
24
6
Оформление документации
12
3
Индивидуальное консультирование:
Родителей
Воспитателей и педагогов
12
12
3
3
Групповое
консультирование
(собрания,
семинары):
родителей
педагогов и воспитателей
4
4
1
1
Изучение
специальной
литературы
и
освоение
новых
технологий
4
1
По с ещение
районных,
окружных,
го р од с к и х ,
республиканских мероприятий (конференции, семинары)
4
1
Коллегиальное консультирование смежных специалистов
и работа в специализированных комиссиях
4
1
Всего
144
3 6
Приложение 2
Диагностическая работа
Психодиагностическая работа с воспитанниками
10 дошкольных образовательных учреждений города Радужный
Охват воспитанников - 2106 детей / 100%
за 2018-2019 учебный год
Дошкольные образовательные учреждения города Радужный
0%
20%
40%
60%
80%
100%
ДОУ №2
ДОУ №4
ДОУ №5
ДОУ №6
ДОУ №9
ДОУ №10
ДОУ № 12
ДОУ № 15
ДОУ № 16
ДОУ № 18
ДОУ №2
ДОУ №4
ДОУ №5
ДОУ №6
ДОУ №9
ДОУ №10
ДОУ № 12
ДОУ № 15
ДОУ № 16
ДОУ № 18
Психодиагностическая работа с педагогами
по изуче6нию личностных качеств и профессиональных компетенций педагогов ДОУ
10 дошкольных образовательных учреждений города Радужный
Охват - 252 педагога/ 100%
за 2018-2019 учебный год
Дошкольные образовательные учреждения города Радужный
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Д
О
У
№
2
Д
О
У
№
6
Д
О
У
№
1
2
Д
О
У
№
1
8
ДОУ №2
ДОУ №4
ДОУ №5
ДОУ №6
ДОУ №9
ДОУ №10
ДОУ № 12
ДОУ № 15
ДОУ № 16
ДОУ № 18
Психодиагностическая работа с родителями
10 дошкольных образовательных учреждений города Радужный
Охват - 2287 родителей / 100%
за 2018-2019 учебный год
Дошкольные образовательные учреждения города Радужный
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Д
О
У
№
2
Д
О
У
№
6
Д
О
У
№
1
2
Д
О
У
№
1
8
ДОУ №2
ДОУ №4
ДОУ №5
ДОУ №6
ДОУ №9
ДОУ №10
ДОУ № 12
ДОУ № 15
ДОУ № 16
ДОУ № 18
Приложение 3
Консультирование родителей
Мероприятия с родителями проводятся педагогом-психологом
в 2018-2019г
С родителями:
«Рекомендации в период адаптации»;
«Права детей – забота взрослых»;
«Заикание – как помочь ребенку?»;
«Если ребенок кусается»;
«Агрессивные дети»;
«Подготовка будущих первоклассников к школе»;
«Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов»;
памятка «Выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ»;
«Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»,
«Упражнения для развития зрительной памяти у детей 5-7 лет»;
«Права детей-инвалидов и их семей»;
«Детские страхи»;
«Здоровье в ладошках»;
"Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ";
"Роль сказкотерапии для детей с ОВЗ";
«Учимся любить и понимать»;
"Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
В школу – с радостью»
«Упражнения для развития зрительной памяти у детей 5-7 лет»
«Подготовка будущих первоклассников к школе»
«Скоро в школу!»
«Развиваем мелкую моторику!» и т.д.
Консультирование педагогов
Мероприятия с педагогами проводятся педагогом-психологом
в 2018-2019г
С педагогами:
«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»;
«Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста»;
«Эффективные приёмы в устранении заикания у детей дошкольного возраста»;
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»;
«Конфликты с родителями (законными представителями) и как их предотвратить»;
«Психологические способы и приемы работы с конфликтами»;
«Права детей-инвалидов и их семей»;
«Снятие
эмоционального
и
мышечного
напряжения
с
помощью
телесно-ориентированных
практик»
«Профилактика жестокого обращения с ребенком»
«Детско-родительские взаимоотношения в семье воспитанника»и т.д.
Приложение 5
Психологическая коррекция, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях
города Радужный в 2018-2019 учебном году
Программы, используемые педагогами-психологами
1.Программа психологического сопровождения детей от 3 до 4 лет «Цветик-семицветик» основанная на
программе
интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.
Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова);
2.Программа психологического сопровождения детей от 4 до 5 лет «Цветик-семицветик» основанная на
программе
интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.
Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
3. Программа психологического сопровождения детей от 5 до 6 лет «Цветик-семицветик» основанная на
программе
интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.
Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова);
4.Программа психологического сопровождения детей от 6 до 8 лет «Цветик-семицветик» основанная на
программе
интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В.
Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
5.Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы «Путешествие в
волшебную страну знаний» для детей 6-7 лет
6.«Школа добрых волшебников» Формирование гуманных отношений в группе детского сада
7.Ю.В. Царева «Коррекция поведенческих нарушений у детей: сборник упражнений и игр» .
8.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь хвастаюсь и радуюсь» Программа
эмоционального развития детей 4-6 лет.
9.О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет
10.Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками М.Р. Григорьева
11.М.С. Пуртова «Скоро в школу»
12.Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста
13.Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»
14.Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по коррекции
агрессивности у детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно»
15.А.Н. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» .
16. Шепелева Л.Н. Программы Социально-психологических тренингов для детей, педагогов,
родителей.