Автор: Башкурова Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Белый Яр Сургутский район Тюменская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС
Новые социальные запросы определяют
цели образования как общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
учащихся,
обеспечивающие
такую
ключевую
компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности
«универсальных
учебных
действий»,
обеспечивающих
компетенцию
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин.
ВИДЫ УУД:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные УУД
В процессе проектно-исследовательской деятельности у обучающихся формируется:
адекватная самооценка;
•
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя,
подав ценную идею, обучающийся ощущает возросшую уверенность в себе, что, в
свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
•
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
•
вырабатывается
внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
положительного
отношения к школе.
Регулятивные УУД
В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектная
деятельность играет важную роль:
•
обучающиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы.
Познавательные УУД
Проектная деятельность даёт возможность:
•
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов
библиотек и сети Интернет;
•
строить
логическое
рассуждение,
осуществлять
сравнение,
с и н те з;
классифицировать;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Коммуникативные УУД
Обучающиеся учатся:
строить понятные для партнёра высказывания;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•
учитывать
разные
мнения,
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
•
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической формой речи
Обмен опытом
Я хочу поделиться опытом формирования УУД на примере реализации проекта
«новые значения старых слов». Для отслеживания формирования результатов УУД у нас в
школе разработаны следующие стенды:
1.
«Секрет успеха»
2.
«Мир моего я»
3.
«Мои результаты»
А сейчас я расскажу, как разработанные нами стенды помогают в формировании УУД.
Этап первый. Постановка цели.
Тема проекта озвучена на классном часе. Например,
по плану нам необходимо
выполнить проект «Старые значения новых слов».
Обучающиеся
продумывают шаги
реализации проекта. Каждый обучающийся по-своему видит проект. Обсуждаем, где
может быть использован этот проект на ближнюю и дальнюю перспективу, и в чём его
значение.
Проект может быть использован на уроках русского языка, на внеклассных
мероприятиях, на занятиях по внеурочной деятельности и при подготовке к экзаменам.
Этап второй. Подготовка проекта
Мы идем к стенду «Секрет успеха». Чтобы дойти до цели - создать проект, нужно
пройти ступеньки. Несколько обучающихся не будут делать проект вообще, не хотят.
Некоторым обучающимся нужно объяснить шаги проекта, кто-то будет работать без
меня. Это лидеры проекта. Я даю детям круглешки. Они их прикрепляют их на веревки.
Круглешки оказываются на разных ступеньках. Исходя из количества круглешков на
разных ступеньках, я делю обучающихся на три или четыре группы (по их желанию).
Делаем вывод. Обучающихся, которые не хотят делать, я тоже определяю в группу,
чтобы они наблюдали за действиями других ребят. Таким образом, мы формируем УУД.
ЭТАП ТРЕТИЙ. РАБОТА С ЛИДЕРАМИ ПРОЕКТА
Работа с лидерами заключается в том, что я выслушиваю их точку зрения по поводу
создания проекта. Они самостоятельно, без моей помощи и руководства могут создать
проект. Лидеры приступают к созданию проекта.
ЭТАП ЧЕТВЁРТЫЙ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Мы идем к стенду «Мир моего я». Обучающиеся по группам презентуют и защищают
свои проекты и анализируют свои действия:
Я стараюсь….
Я стремлюсь……
Я хочу уметь……
ЭТАП ПЯТЫЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ
Следующий этап работы. Идем к стенду «Мои результаты». Снова раздаем
обучающимся круглешки, они прикрепляют их на веревки и узнают, на какой ступеньке
они находятся:
1 ступенька– я приобрёл знания….
2 ступенька - я приобрёл знания под руководством….
3 ступенька - я лидер….
Обучающиеся учатся анализировать свои действия и рефлексировать.
Таким образом, благодаря созданным стендам, отслеживаем результаты деятельности и
формируем УУД.