Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание через слово"


Автор: Гробок Тамара Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бердск,Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно - нравственное воспитание через слово"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание младших школьников через слово

И было слово изначально.

И значит, так тому и быть.

Учитесьсловом восхищаться.

Учитесь словом дорожить.

Ловите слово чистым сердцем

И в нём храните, как очаг.

Горитесловом и дышите.

Есть слово – друг, есть слово – враг.

Елена Потехина

Если задать вопрос – Что же такое СЛОВО? – и попытаться ответить на него,

расширяя наше представление и отходя от его толкования как сочетания звуко-

букв, лишь несущего определённую информацию, то мы увидим в Слове нечто

иное, большее, основу, основ, с чего началось единение людей, их становление

как социальных существ, развитие человеческой культуры. Слово – это не просто

звуковое оформление наименования предмета, действия, признака. Слово – это

МЫСЛЬ, РАЗУМ человека, его духовная, идеальная сущность.

Ведь

не

случайно

американский

писатель

фантаст

Рей

Брэдбери

в

своей

повести « 451 градус по Фарингейту» раскрывает страшную картину жизни там,

где чрезмерный перевес в сторону технического продвижения извратил смысл

человеческого

существования:

личность

становится

придатком,

рабом

машинного монстра и гибнет нравственно. И лишь только небольшая кучка

людей,

обнищавших,

голодных,

но

сохранивших

в

своих

сердцах

Веру,

скрывается

в

лесах

от

преследователей.

Эти

люди

беспокоятся

не

о

своей

безопасности,

а

о

будущих

поколениях,

которым

они

обязаны

сохранить

нравственные

и

культурные

ценности,

заложенные

в

гениальных

творениях

мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Современный

ребенок

больше

времени

проводит

с гаджетом.

У

него

уже

сформировалась

экранная

зависимость.

Ребенка

поощряют,

наказывают,

воспитывают,

обещая

или

забирая гаджет. В планшетных играх есть только

яркие,

сопровождаемые

музыкой,

меняющиеся

картинки,

которые

очень

увлекают

детей,

раскачивают

доречевой

уровень

активности

и

фиксируют

ребенка на нем. Ребёнок «застреваёт» на безречевом уровне общения.

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения,

регуляции

и

овладения

своим

поведением,

это

средство

осознания

своих

переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом.

У детей часто возникают трудности в обучении чтению и восприятии

информации на слух. Многим трудно воспринимать информацию на слух – они

не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения,

понимать, схватывать смысл. Им трудно читать – понимая отдельные слова и

короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они

не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать

даже самые хорошие детские книжки.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые

проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и

разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди

школьников — дисграфии(нарушение письма) и дислексии(нарушение чтения).

Самое главное, что школьники не хотят принимать знания о правильном

написании! Зачем учить правила, когда в телефоне и на компьютере неправильно

написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются?

Что же делать? Оберегать детей, будущее человечества, от всего наносного,

разрушительного. Возродить в детях понимание весомости и значимости Слова.

Как это выглядит на практике. Обучая чтению и письму, стараюсь показать

детям, для чего это нужно. В это нужно « для чего – то» я вкладываю

обогащение речи и чувств ребёнка. Стараюсь расширять смысловой пласт его

внутренней жизни, желаний упражняться в собственном воображении и умении

фантазировать. Предлагаю задания, которые развивают способность удивляться

и восхищаться красотой вокруг, приобщают ребёнка к прекрасному, к поиску

книг для нахождения понравившихся произведений и развивают способность к

сочинительству.

Естественность письма для детей проявляется в добровольности его действий,

свободном творчестве и предвкушении удовольствия порадовать учителя и

одноклассников полётом своей фантазии при сочинении рассказов, маленьких

стихов, басен. Об этом свидетельствуют такие, примерно, работы детей, как:

значение письменной речи в жизни человека; добровольное приобщение к

высокой поэзии, умение выразительно читать лучшие образцы поэзии (участие в

конкурсах чтецов различного уровня и формата). Ученики моего класса являются

лауреатами и победителями. На занятиях мы учимся утверждать, доказывать,

оценивать, преодолевать трудности; отчёты о прочитанных книгах.

Более ясное представление о том, какой многосторонней и активной работой

заняты дети в процессе овладения речью, может дать название рубрик уроков:

Приветствие. Настрой на урок. Мы – вдумчивые слушатели. Творческое письмо.

Мы – стихотворцы. Поразмышляем вокруг темы, рассказа, стихотворения….

Пословицы о богатстве, бедности, человечности, языке. Подготовка сборников

стихов, словарей, газет. Подведение детьми итога урока.

Каждый урок начинается с постоянной рубрики - « Приветствие. Настрой на

урок» Значимость этой рубрики велика. Начало урока тщательно продумываю.

Приветствие, иногда вовсе не бывает связано с данным уроком. Это может быть

установка на создание расположения друг к другу, к учителю. На что нацелена

данная рубрика?

Несомненно, на создание доброжелательной атмосферы в классе, когда

формальные отношения сменяются теплом и улыбкой. Мои дети привыкли к

такому настрою. Это для них норма. Они ждут такой встречи с учителем и

одноклассниками.

Как может проявляться «Приветствие. Начало на урок»:

Ожидание учителем радости, которую ему доставят ученики;

Тишина, возникшая в начале урока, когда учитель и дети стоят переддруг другом,

настраиваясь на урок, и создающая невидимую нить понимания, единой

устремлённости к познанию в сотрудничестве;

Желание учителя поделиться своими планами о том, как готовилась к уроку, о

чём думала…

Таким отношением, помимо других факторов, учитель заслуживает уважение

детей; тёплая улыбка благоприятствует сотрудничеству, взаимопониманию

между учителем и его учеником.

Рубрика - «Итог урока» тоже очень важный этап. Форма подытоживания так же

может быть разной:

В конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что особенно было

интересным;

Высказывают пожелания на следующий урок;

Иногда учитель подводит итог, выражая восхищение за творческие полёты, за

желание помочь учителю…



В раздел образования