Автор: Гробок Тамара Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бердск,Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно - нравственное воспитание через слово"
Раздел: начальное образование
Духовно – нравственное воспитание младших школьников через слово
И было слово изначально.
И значит, так тому и быть.
Учитесьсловом восхищаться.
Учитесь словом дорожить.
Ловите слово чистым сердцем
И в нём храните, как очаг.
Горитесловом и дышите.
Есть слово – друг, есть слово – враг.
Елена Потехина
Если задать вопрос – Что же такое СЛОВО? – и попытаться ответить на него,
расширяя наше представление и отходя от его толкования как сочетания звуко-
букв, лишь несущего определённую информацию, то мы увидим в Слове нечто
иное, большее, основу, основ, с чего началось единение людей, их становление
как социальных существ, развитие человеческой культуры. Слово – это не просто
звуковое оформление наименования предмета, действия, признака. Слово – это
МЫСЛЬ, РАЗУМ человека, его духовная, идеальная сущность.
Ведь
не
случайно
американский
писатель
–
фантаст
Рей
Брэдбери
в
своей
повести « 451 градус по Фарингейту» раскрывает страшную картину жизни там,
где чрезмерный перевес в сторону технического продвижения извратил смысл
человеческого
существования:
личность
становится
придатком,
рабом
машинного монстра и гибнет нравственно. И лишь только небольшая кучка
людей,
обнищавших,
голодных,
но
сохранивших
в
своих
сердцах
Веру,
скрывается
в
лесах
от
преследователей.
Эти
люди
беспокоятся
не
о
своей
безопасности,
а
о
будущих
поколениях,
которым
они
обязаны
сохранить
нравственные
и
культурные
ценности,
заложенные
в
гениальных
творениях
мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Современный
ребенок
больше
времени
проводит
с гаджетом.
У
него
уже
сформировалась
экранная
зависимость.
Ребенка
поощряют,
наказывают,
воспитывают,
обещая
или
забирая гаджет. В планшетных играх есть только
яркие,
сопровождаемые
музыкой,
меняющиеся
картинки,
которые
очень
увлекают
детей,
раскачивают
доречевой
уровень
активности
и
фиксируют
ребенка на нем. Ребёнок «застреваёт» на безречевом уровне общения.
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения,
регуляции
и
овладения
своим
поведением,
это
средство
осознания
своих
переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом.
У детей часто возникают трудности в обучении чтению и восприятии
информации на слух. Многим трудно воспринимать информацию на слух – они
не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения,
понимать, схватывать смысл. Им трудно читать – понимая отдельные слова и
короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они
не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать
даже самые хорошие детские книжки.
Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые
проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и
разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди
школьников — дисграфии(нарушение письма) и дислексии(нарушение чтения).
Самое главное, что школьники не хотят принимать знания о правильном
написании! Зачем учить правила, когда в телефоне и на компьютере неправильно
написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются?
Что же делать? Оберегать детей, будущее человечества, от всего наносного,
разрушительного. Возродить в детях понимание весомости и значимости Слова.
Как это выглядит на практике. Обучая чтению и письму, стараюсь показать
детям, для чего это нужно. В это нужно « для чего – то» я вкладываю
обогащение речи и чувств ребёнка. Стараюсь расширять смысловой пласт его
внутренней жизни, желаний упражняться в собственном воображении и умении
фантазировать. Предлагаю задания, которые развивают способность удивляться
и восхищаться красотой вокруг, приобщают ребёнка к прекрасному, к поиску
книг для нахождения понравившихся произведений и развивают способность к
сочинительству.
Естественность письма для детей проявляется в добровольности его действий,
свободном творчестве и предвкушении удовольствия порадовать учителя и
одноклассников полётом своей фантазии при сочинении рассказов, маленьких
стихов, басен. Об этом свидетельствуют такие, примерно, работы детей, как:
значение письменной речи в жизни человека; добровольное приобщение к
высокой поэзии, умение выразительно читать лучшие образцы поэзии (участие в
конкурсах чтецов различного уровня и формата). Ученики моего класса являются
лауреатами и победителями. На занятиях мы учимся утверждать, доказывать,
оценивать, преодолевать трудности; отчёты о прочитанных книгах.
Более ясное представление о том, какой многосторонней и активной работой
заняты дети в процессе овладения речью, может дать название рубрик уроков:
Приветствие. Настрой на урок. Мы – вдумчивые слушатели. Творческое письмо.
Мы – стихотворцы. Поразмышляем вокруг темы, рассказа, стихотворения….
Пословицы о богатстве, бедности, человечности, языке. Подготовка сборников
стихов, словарей, газет. Подведение детьми итога урока.
Каждый урок начинается с постоянной рубрики - « Приветствие. Настрой на
урок» Значимость этой рубрики велика. Начало урока тщательно продумываю.
Приветствие, иногда вовсе не бывает связано с данным уроком. Это может быть
установка на создание расположения друг к другу, к учителю. На что нацелена
данная рубрика?
Несомненно, на создание доброжелательной атмосферы в классе, когда
формальные отношения сменяются теплом и улыбкой. Мои дети привыкли к
такому настрою. Это для них норма. Они ждут такой встречи с учителем и
одноклассниками.
Как может проявляться «Приветствие. Начало на урок»:
Ожидание учителем радости, которую ему доставят ученики;
Тишина, возникшая в начале урока, когда учитель и дети стоят переддруг другом,
настраиваясь на урок, и создающая невидимую нить понимания, единой
устремлённости к познанию в сотрудничестве;
Желание учителя поделиться своими планами о том, как готовилась к уроку, о
чём думала…
Таким отношением, помимо других факторов, учитель заслуживает уважение
детей; тёплая улыбка благоприятствует сотрудничеству, взаимопониманию
между учителем и его учеником.
Рубрика - «Итог урока» тоже очень важный этап. Форма подытоживания так же
может быть разной:
В конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что особенно было
интересным;
Высказывают пожелания на следующий урок;
Иногда учитель подводит итог, выражая восхищение за творческие полёты, за
желание помочь учителю…