Автор: Проничева Евгения Армановна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыка – главное, составляющее нашей жизни".
Раздел: дошкольное образование
"Музыка – главное, составляющее нашей жизни".
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка –
это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит
с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи
слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с
детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще
маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и
засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что
такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой,
изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы
живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них,
мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в
нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В
литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на
них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество
литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих
простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на
другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего
рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли,
рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь
рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить
отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем
благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или,
наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить
жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному,
каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие
произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся
мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует
к себе особого отношения, - например, симфонии Бетховена или реквием
Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».
Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка.
Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы.
Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных
соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в
самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть
нашей жизни.
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно
обойтись без слов — здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает,
веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот
способен ее слушать. А «глухих» к музыке людей практически нет.
Музыка заставляет замирать зал, внимающий нежным звукам скрипки или
мощным звукам целого оркестра. Она звучит внутри нас, и мы поем
«домашними» голосами, а то и вовсе без них, потому что желаем выразить
свои чувства таким образом. Мы слышим музыку в журчании ручья и в
шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели.
Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть,
она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без
переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили,
что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой
информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких
струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.
«Она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его,
оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она
властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его
существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической
приподнятостью и пламенной восторженностью – пишет о музыке Гоголь в
известной статье «Скульптура, живопись и музыка».
Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с
собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или
ласкает слух тихим, нежным напевом?.. Если мы хотим понять, почему и как
музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.
«Неопределенность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов
отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где
кончаются слова». А Тургенев в «Вешних водах» пишет: «Не беремся
описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма.
Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и
сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их
передать». Из-за этого воздействие музыки может показаться поистине
загадочным, волшебным, непостижимым.
Так же соотносится ритмическая сторона музыки с ритмом движений
человека, его жестов. Прямого соответствия может не быть, но общие
принципы выразительности едины (например, учащенный ритм во многих
случаях выражает беспокойство, возбуждение; прерывистый и неправильный
– тревогу, смятение; ровный и неторопливый – уверенность и спокойствие).
Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое
содержание скрыто в ее звуках. Речь – основное средство общения людей
между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас
сторона речи – ее интонация – служит в основном для выражения эмоций, то
есть чувств, настроений, страстей (тогда как смысловая, логическая роль
интонации — подчиненная). Вот почему какая-либо фраза, произнесенная
монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве
случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая
речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по
интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим.
Такую же роль играют в человеческом общении жесты. Частично они
помогают передать мысль, но главное их назначение – выразить чувство.
Поэтому жесты, как и мимику и речевую интонацию, психология называет
выразительными движениями.
Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность
выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств,
настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.
Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает
тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных
инструментальных и вокальных сочинениях. Но и без текста музыка также
способна выразить определенную мысль.
Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той
или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка,
глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к
миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса
восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее
сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека.
Эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее
всего описано в откликах на нее. Никакое другое искусство не вторгается с
такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. И
объясняется это именно тем, что язык музыки, как уже отмечалось,
аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть главным, самым сильным
средствам выражения эмоций в реальной жизни, Обобщив и умножив
выразительные возможности интонаций и ритма, музыка и обрела огромное
могущество эмоционального воздействия.
Каждый знает по себе, что музыка оказывает и определенное
физиологическое воздействие на человека. Хорошо известно также, как
пользуются этим в своих целях многие авторы и исполнители: насыщая
музыку назойливо повторяющимися резкими звучаниями и конвульсивными
ритмическими фигурами, они стараются «загипнотизировать» слушателей,
«наэлектризовать» их.
Характеризуя воздействие музыки, очень часто говорят и о том, что она,
помимо всего прочего, просто «доставляет удовольствие». Недаром ведь
многие считают, что концерт – это лучший отдых, а праздник без музыки – не
праздник.
Где источник удовольствия, приносимого музыкой? Порою – это сам объект
отражения. В произведении может быть отражено или выражено то, что
приятно или интересно для нас и в реальной жизни. Мы испытываем
естественное удовольствие, видя на портрете симпатичное лицо, на картине –
красивый ландшафт, встречая в музыке воспроизведение привлекательных
звучаний природы (например, пения птиц) или выражение приятных эмоций
(например, беспечной радости или сладкого томления). Художественное
произведение может нравиться нам и тем, что оно удовлетворяет наш
познавательный интерес: знакомит с неизвестными людьми, событиями и
странами (в частности, в музыке – через воспроизведение народных песен и
танцев этих стран), раскрывает перед нами новые стороны жизни и
духовного мира человека, психологии общества.
Разумеется, музыка никак не могла влиять ни на природу, ни на изображения
богов и духов, к которым обращались исполнители священных напевов. Но
на людей она безусловно воздействовала. И когда во время заклинания,
которое должно было принести удачу охотникам, они исполняли ритуальную
пляску с луками и копьями, музыка пробуждала у стариков отвагу юности, а
молодые становились более ловкими и бесстрашными.
Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между
собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на
него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем
обязательно – воспитательную. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет
как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она так или
иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их
духовный мир.
Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной
культурой в целом, а через это – с их жизнью, традициями, духовным миром,
не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в
огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания,
дружеских чувств. Вот почему в нашей стране высоко ценят способность
музыки служить делу мира и дружбы между народами.