Напоминание

"Музыка – главное, составляющее нашей жизни".


Автор: Проничева Евгения Армановна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыка – главное, составляющее нашей жизни".
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Музыка – главное, составляющее нашей жизни".

Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка –

это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит

с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи

слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с

детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще

маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и

засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что

такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!

Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой,

изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы

живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них,

мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в

нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В

литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на

них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество

литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих

простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на

другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего

рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли,

рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь

рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить

отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем

благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или,

наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить

жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Музыка хранит в себе много загадок и тайн.

Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному,

каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие

произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся

мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует

к себе особого отношения, - например, симфонии Бетховена или реквием

Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».

Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка.

Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы.

Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных

соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в

самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть

нашей жизни.

Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно

обойтись без слов — здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает,

веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот

способен ее слушать. А «глухих» к музыке людей практически нет.

Музыка заставляет замирать зал, внимающий нежным звукам скрипки или

мощным звукам целого оркестра. Она звучит внутри нас, и мы поем

«домашними» голосами, а то и вовсе без них, потому что желаем выразить

свои чувства таким образом. Мы слышим музыку в журчании ручья и в

шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели.

Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть,

она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без

переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили,

что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой

информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких

струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.

«Она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его,

оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она

властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его

существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической

приподнятостью и пламенной восторженностью – пишет о музыке Гоголь в

известной статье «Скульптура, живопись и музыка».

Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с

собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или

ласкает слух тихим, нежным напевом?.. Если мы хотим понять, почему и как

музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.

«Неопределенность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов

отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где

кончаются слова». А Тургенев в «Вешних водах» пишет: «Не беремся

описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма.

Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и

сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их

передать». Из-за этого воздействие музыки может показаться поистине

загадочным, волшебным, непостижимым.

Так же соотносится ритмическая сторона музыки с ритмом движений

человека, его жестов. Прямого соответствия может не быть, но общие

принципы выразительности едины (например, учащенный ритм во многих

случаях выражает беспокойство, возбуждение; прерывистый и неправильный

– тревогу, смятение; ровный и неторопливый – уверенность и спокойствие).

Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое

содержание скрыто в ее звуках. Речь – основное средство общения людей

между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас

сторона речи – ее интонация – служит в основном для выражения эмоций, то

есть чувств, настроений, страстей (тогда как смысловая, логическая роль

интонации — подчиненная). Вот почему какая-либо фраза, произнесенная

монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве

случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая

речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по

интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим.

Такую же роль играют в человеческом общении жесты. Частично они

помогают передать мысль, но главное их назначение – выразить чувство.

Поэтому жесты, как и мимику и речевую интонацию, психология называет

выразительными движениями.

Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность

выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств,

настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.

Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает

тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных

инструментальных и вокальных сочинениях. Но и без текста музыка также

способна выразить определенную мысль.

Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той

или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка,

глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к

миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса

восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее

сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека.

Эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее

всего описано в откликах на нее. Никакое другое искусство не вторгается с

такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. И

объясняется это именно тем, что язык музыки, как уже отмечалось,

аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть главным, самым сильным

средствам выражения эмоций в реальной жизни, Обобщив и умножив

выразительные возможности интонаций и ритма, музыка и обрела огромное

могущество эмоционального воздействия.

Каждый знает по себе, что музыка оказывает и определенное

физиологическое воздействие на человека. Хорошо известно также, как

пользуются этим в своих целях многие авторы и исполнители: насыщая

музыку назойливо повторяющимися резкими звучаниями и конвульсивными

ритмическими фигурами, они стараются «загипнотизировать» слушателей,

«наэлектризовать» их.

Характеризуя воздействие музыки, очень часто говорят и о том, что она,

помимо всего прочего, просто «доставляет удовольствие». Недаром ведь

многие считают, что концерт – это лучший отдых, а праздник без музыки – не

праздник.

Где источник удовольствия, приносимого музыкой? Порою – это сам объект

отражения. В произведении может быть отражено или выражено то, что

приятно или интересно для нас и в реальной жизни. Мы испытываем

естественное удовольствие, видя на портрете симпатичное лицо, на картине –

красивый ландшафт, встречая в музыке воспроизведение привлекательных

звучаний природы (например, пения птиц) или выражение приятных эмоций

(например, беспечной радости или сладкого томления). Художественное

произведение может нравиться нам и тем, что оно удовлетворяет наш

познавательный интерес: знакомит с неизвестными людьми, событиями и

странами (в частности, в музыке – через воспроизведение народных песен и

танцев этих стран), раскрывает перед нами новые стороны жизни и

духовного мира человека, психологии общества.

Разумеется, музыка никак не могла влиять ни на природу, ни на изображения

богов и духов, к которым обращались исполнители священных напевов. Но

на людей она безусловно воздействовала. И когда во время заклинания,

которое должно было принести удачу охотникам, они исполняли ритуальную

пляску с луками и копьями, музыка пробуждала у стариков отвагу юности, а

молодые становились более ловкими и бесстрашными.

Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между

собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на

него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем

обязательно – воспитательную. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет

как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она так или

иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их

духовный мир.

Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной

культурой в целом, а через это – с их жизнью, традициями, духовным миром,

не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в

огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания,

дружеских чувств. Вот почему в нашей стране высоко ценят способность

музыки служить делу мира и дружбы между народами.



В раздел образования