Автор: Иванова Людмила Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ гимназии №70
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " ЕГЭ-современный формат образования"
Раздел: среднее образование
«Система подготовки к ЕГЭ по математике»
Математика - обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ
как формы его проведения нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем,
что такая независимая экспертиза знаний уч-ся требует от учителя, прежде всего ориентации на
результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по
приведению знаний обучающихся к требованиям Единого государственного экзамена.
Результаты
государственной
(итоговой)
аттестации
в
форме
ЕГЭ
во
многом
зависят
от
предварительной подготовки к этому ответственному периоду.
Можно выделить следующие составляющие готовности уч-ся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:
- Информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правила заполнения
бланков и т.д.);
-
Предметная
готовность
(качество
подготовки
по
математике,
умение
выполнять
задания
КИМов);
-
Психологическая
готовность
(внутренняя
настроенность
на
определенное
поведение,
ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей
личности для успешных действий в ситуации сдачи экзаменов).
В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в
форме ЕГЭ администрация ОУ и коллектив руководствуются нормативно-распорядительными
документами
федерального,
регионального,
муниципального,
школьного
уровней.
Данные
документы систематизируются и оформляются в папки по уровням прохождения информации
(федеральный уровень; региональный; муниципальный, школьный). Папки пополняются по мере
поступления
документов.
Все
нормативно-распорядительные
документы
рассматриваются
в
течение года на совещаниях различного уровня.
Содержание информационной работы с педагогами:
•
на
административных
совещаниях
изучаются
нормативно-правовые
документы
различных уровней по организации и проведению ЕГЭ;
•
н а
з а с е д а н и я х
М О
у ч и т е л е й - п р е д м е т н и к о в
а н а л и з и р у ю т с я
инструктивнометодические письма по итогам ЕГЭ прошлого года и учитываются рекомендации
по подготовке к ЕГЭ в текущем году;
•
проводятся педагогические советы по вопросам подготовки к ЕГЭ;
•
учителя направляются на городские семинары по подготовке к ЕГЭ
Содержание информационной работы с родителями учащихся
При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является
обеспечение
их
информацией
о
процедуре
проведения
ЕГЭ.
С
этой
целью
организуются
родительские собрания, информационные стенды по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации, на школьном сайте размещается раздел по подготовке к ЕГЭ.
Разрабатываются
памятки
для
родителей
и
выпускников.
Памятки
включают
в
себя
следующие разделы:
1.
Общие положения проведения ЕГЭ.
2.
Формы проведения ЕГЭ.
3.
Сроки и общие правила проведения ЕГЭ.
4.
Порядок подачи апелляции.
5.
Оценка результатов ЕГЭ.
Содержание информационной работы с учащимися
1. Инструктажи учащихся:
правила поведения на экзамене;
правила заполнения бланков.
2.
Расписание работы кабинета математики (часы свободного доступа к ресурсам Интернета).
3.
Оформление информационного стенда для учащихся.
4.
Подготовка папки с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии
КИМов по всем предметам); папка находится в школьной библиотеке, предметных кабинетах.
Информационная работа с учащимися также осуществляется в течение двух лет. С учащимися
провожу
инструкции
по
правилам
поведения
на
экзамене,
правилам
заполнения
бланков.
Обучение заполнению бланков является неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ. Эту работу
провожу, начиная с 10 класса. Тем не менее, учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки
при их заполнении во время диагностических работ, кто от волнения, кто по невнимательности.
Поэтому работа в этом направлении ведется с отдельными уч-ся на консультациях.
Основная составляющая в моей работе это предметная подготовка обучающихся по математике.
Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ,
пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен.
Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых у школьника не формируется устойчивый
общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у уч-ся появляется
чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные.
Естественно запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить
обучающихся общим универсальным приемам и подходам к решению.
В своей работе придерживаюсь следующих принципов построению методической подготовки к
ЕГЭ.
Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая правило -
от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления уч-ся
осуществляется с помощью различных типов задач с нарастающей трудностью. Расположение
однотипных
задач
группами
особенно
полезно,
поскольку
дает
возможность
научиться
логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.
Мною
используются
в
работе
тематические
подборки
заданий
части
В
наиболее
часто
встречающиеся в ЕГЭ в нескольких вариантах, что можно использовать и при организации
самостоятельной, домашней и индивидуальной работы с уч-ся.
Второй принцип - переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия, когда
непосредственная
подготовка
к
экзамену
начинается
в
ходе
обобщающего
повторения.
У
обучающихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их
применении
на
заданиях
любой
степени
сложности.
Каждая
тема
дается
в
сжатом
виде
с
основными акцентами, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые
задания. На каждую тему отводится два - три занятия. Основная отработка заданий части В
ведется в комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.
Третий
принцип
-
все
тренировочные,
диагностические
работы
следует
проводить
с
жестким
ограничением
времени. Занятия
по
подготовке
к
тестированию
стараюсь
всегда
проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот
режим очень тяжел уч-ся на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя
намного спокойней и собраннее.
Четвертый принцип - в шутливой форме звучит так: «Отважные герои всегда идут в
обход!» Нужно
научить
уч-ся
использовать
наличный
запас
знаний,
применяя
различные
«хитрости»
и
«правдоподобные
рассуждения»
для
получения
ответа
наиболее
простым
и
понятным
способом.
Например:
при
отработке
заданий
на
нахождение
наибольшего
и
наименьшего значений функции после отработки навыков восполнения заданий по алгоритму,
нужно показать уч-ся метод логического рассуждения.
Подготовка
к
единому
государственному
экзамену
требует
индивидуального,
личностно
-
ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 10-11 классов
имеется 1 час элективных занятий в рамках подготовки к ЕГЭ по математике. Кроме того,
систематически
провожу
дополнительные
консультации.
Для
организации
разноуровневого
обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы.
Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке
учащихся к ЕГЭ:
•
знакомство учащихся с процедурой проведения ЕГЭ;
•
знакомство учащихся со структурой и содержанием КИМов;
•
работа по КИМам;
•
индивидуализация процесса обучения (разноуровневое обучение);
•
обучение учащихся заполнению бланков; • развитие навыков самоанализа и
самоконтроля.
Организация разноуровневого обучения
Диагностика уровня остаточных знаний и степени усвоения программного
материала по различным предметам учащимися 10-11-х классов проводится с
помощью административных
тренировочно-диагностических
контрольных
работ.
Для
более
успешного
повторения
материала
необходима
система
разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому
языку.
Метод
разноуровневого
обучения
и
обобщающего
повторения
обеспечивает
достижение следующих целей:
•
повышение уровня обученное учащихся и качества знаний;
•
установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и
начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени (для
последующей
корректировки
поурочных
планов
работы
учителя,
направленной на ликвидацию выявленных
пробелов в знаниях учащихся
класса).
Для
организации
разноуровневого
обучения
и
обобщающего
повторения
учащихся класса можно разделить на. 4 группы (3 группы):
•
1 группа - неудовлетворительный уровень подготовки (по итогам диагностической
работы – от 1 балл до минимального проходного балла тестового балла);
•
2
группа
–
низкий
уровень
подготовки
-
удовлетворительный
(по
итогам
диагностической работы – от минимального проходного тестового балла до 40
тестовых баллов);
•
3 группа - средний уровень подготовки (хороший) (по итогам диагностической
работы – от 40 тестовых баллов до 60 тестовых баллов);
•
4 группа – высокий уровень подготовки (отличный) (по итогам диагностической
работы – более 60 тестовых баллов);
Пример деления учащихся класса для подготовки к ЕГЭ по математике
1 группа
2 группа
3 группа
Группа "риска" -
учащиеся, которые могут
не набрать минимальное
количество баллов,
подтверждающее
освоение
основных
общеобразовательных
программ сред-
него (полного) общего
образования
Учащиеся, которые при
добросовестном отношении
мо-
гут набрать минимальное
количество баллов, подтвер-
ждающее освоение основных
общеобразовательных про-
грамм среднего (полного)
общего образования
У ч а щ и е с я
–
претенденты
на
по-
лучение высоких
баллов
Учитывая
степень
обученности
и
мотивацию
к
учению
каждой
группы
школьников, учитель-предметник планирует свою работу по подготовке к ЕГЭ как в
урочное, так и во внеурочное время. Организуются дополнительные занятия для
учащихся
группы
риска.
Подготовка
этих
учащихся
должна
находиться
на
персональном административном контроле.
После
проведения
диагностической
работы
учитель-предметник
заполняет
диагностические карты подготовки к ЕГЭ. На основе анализа диагностических карт
учитель
вырабатывает
стратегию
организации
разноуровневого
обобщающего
повторения параллельно с изучением нового материала.
Для учащихся "группы риска" составляются индивидуальные планы на месяц.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы
на уроке, учитель дает слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные
задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп может
быть проведена на различных этапах урока: пока группа "сильных" учащихся
выполняет
задания
повышенного
уровня,
с
остальными
учениками
рассматриваются задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие
работают самостоятельно, в то время как с сильными учениками рассматриваются и
анализируются выполненные задания.
Работая
с
учениками
"группы
риска",
учитель
должен
помнить,
что
им
свойственно
быстрое
забывание
невостребованных
знаний.
Следовательно,
для
этих учащихся необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если
ученик
начал
правильно
выполнять
задание
по
определенным
темам,
то
в
последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать
хотя бы по одному заданию базового уровня сложности, одновременно включать
задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, учитель отрабатывает с
учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий.
Анализируя
результаты
следующей
контрольной
работы,
учитель
планирует
деятельность на следующий месяц. К февралю, проанализировав диагностические
карты слабоуспевающих учеников, учитель выявляет у каждого из них 6-8 тем, по
которым
наблюдается
положительная
динамика.
На
этой
основе
составляются
индивидуальные планы подготовки по отработке заданий на данные темы. Особое
внимание
уделяется
обучению
учащихся
элементам
самоконтроля,
различным
способам выполнения одного и того же задания.
Вся
работа
по
подготовке
учащихся
11-х
классов
к
ЕГЭ
отслеживается
администрацией. В рамках ВШК в течение года ежемесячно ставятся на контроль
вопросы подготовки к государственной (итоговой) аттестации. Лист контроля по
вопросу подготовки к ЕГЭ оформляется в декабре
Психологическая подготовка.
1.
В первую очередь работаю над повышением уровня мотивации как основы хороших
результатов.
2.
Продолжаю
развивать
такие
качества
личности,
как
усидчивость,
сосредоточенность,
внимательность, способность к самопроверке, самостоятельность.
3.
Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности,
исполнительности, самостоятельности.
4.
Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне собственной
подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях
и стремиться их устранить.
5.
Готовлю уч-ся к длительному самостоятельному занятию предметом, требую объяснить
каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам
к решению.
6.
Обязательно учу стратегии выполнения работы, правильно распределять свое время при
выполнении работы, уметь конкретизоваться на выполнении работы, что достигается
настойчивыми тренировками.
Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем
раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка - это не
только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а это готовность уч-ся работать с
КИМами, изучение программного материала с включением заданий текстов и в той форме, что и
в
ЕГЭ,
работа
над
устранением
пробелов
в
знаниях,
развитие
умений
рационально
организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных
заданий.
Все эти действия помогают выпускникам подготовить себя психологически к процессу сдачи
экзамена, укрепляет в уч-ся чувство уверенности в себе.