Напоминание

"Этикет"


Автор: Попова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 85
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Классный час
Тема: "Этикет"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное занятие №1.

Тема: «Этикет».

Цели: а) обучающие: познакомить учащихся с такими понятиями как

«этикет», «речевой этикет», дать понятия о формулах речевого этикета;

б) развивающие: развивать устную речь учащихся, их познавательную

активность;

в) воспитательные: воспитывать уважительное отношение к собеседнику,

воспитывать культурную личность.

Оборудование: карточки со словами речевого этикета.

Тип урока: внеклассное занятие.

Этапы

Содержание

Примечание

ОНУ

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Основна

я

часть

Каждый из нас пользуется такими прекрасными

“волшебными “словами русской речи, как

“здравствуйте “, “спасибо “, “извините “,

“пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная

сила? Почему они так необходимы? И только ли

“волшебные “слова позволяют людям правильно

выражать отношение друг к другу, делают

общение вежливым, доброжелательным? Обо

всём этом мы поговорим сегодня на уроке.

ЭТИКЕТ - от французского etiquette - это

установленный порядок поведения, форм

обхождения. В наш словарный запас входит новое

слово, постарайтесь его запомнить, как оно

пишется, что обозначает. Повторим вслух его по

слогам.

То, что понимают под речевым этикетом,

используется в речи каждого из нас ежедневно и

многократно. Пожалуй, это самые

употребительные слова и выражения: мы по -

многу раз в день обращаемся к кому – то,

приветствуем своих знакомых, а иногда и

незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то

благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то

поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то

Запись на

доске:

ЭТИКЕТ

Карточка

соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и

приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет

собой совокупность словесных (только ли?) форм

учтивости, вежливости, т.е. то, без чего нам с

вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке

земли мы не находились.

Назовите мне разные вежливые слова, какими вы

пользуетесь.

Теперь попробуйте с разной интонацией

произнести следующие слова и фразы:

«Здравствуй!», «С Днём Рождения!», «Рад тебя

видеть», « До свидания».

А теперь скажите, важно знать только то, что

нужно сказать? Правильно, ещё нужно подобрать

и правильную интонацию.

А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с

помощью мимики и движений поздороваться так,

чтобы:

обидеть человека; выказать своё уважение к

его возрасту; показать, что ты соскучился;

выказать пренебрежение; показать своё

расположение.

Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что

продемонстрировали, доказывает, что речевой

этикет тесно связан с неречевыми особенностями

поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не

только говорим “Здравствуй “, но и обмениваемся

рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё

жесты мы используем? Молодцы! Правильно,

машем рукой. А как приветствуют друг друга

военные? Правильно, они отдают честь.

Все действия людей, выполняемые при

произнесении слов, необходимых по этикету (и,

естественно, интонация), значимы, они в себе

несут информацию, выражают отношение к тем

людям, кому они адресованы. Так, кивок

свидетельствует о желании остаться знакомыми;

поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает

уважение к ней; похлопывание по плечу - знак

фамильярного отношения.

Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно

заметить, что одни и те же слова могут звучать

вежливо, доброжелательно, ласково или

подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в

зависимости от их общей звуковой окраски.

Попробуйте ещё раз сказать слово “Здравствуй “с

оттенком:

равнодушия; радости; злости; ехидства;

уважения.

С какой интонацией приятнее здороваться и как

бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами?

Конечно, с интонацией радости и уважения.

Итог

урока

Итак, сегодня мы познакомились с понятием

этикета, узнали о разных сторонах его

проявления. Мы убедились, что этикет - это не

только правила говорения, но и правила

поведения в повседневной жизни. Вы хорошо

поработали, молодцы, у вас были очень хорошие

примеры. Особенно хорошо говорили у нас

сегодня ………, можно отметить ещё и ……….



В раздел образования