Автор: Попова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 85
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Классный час
Тема: "Этикет"
Раздел: начальное образование
Внеклассное занятие №1.
Тема: «Этикет».
Цели: а) обучающие: познакомить учащихся с такими понятиями как
«этикет», «речевой этикет», дать понятия о формулах речевого этикета;
б) развивающие: развивать устную речь учащихся, их познавательную
активность;
в) воспитательные: воспитывать уважительное отношение к собеседнику,
воспитывать культурную личность.
Оборудование: карточки со словами речевого этикета.
Тип урока: внеклассное занятие.
Этапы
Содержание
Примечание
ОНУ
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Основна
я
часть
Каждый из нас пользуется такими прекрасными
“волшебными “словами русской речи, как
“здравствуйте “, “спасибо “, “извините “,
“пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная
сила? Почему они так необходимы? И только ли
“волшебные “слова позволяют людям правильно
выражать отношение друг к другу, делают
общение вежливым, доброжелательным? Обо
всём этом мы поговорим сегодня на уроке.
ЭТИКЕТ - от французского etiquette - это
установленный порядок поведения, форм
обхождения. В наш словарный запас входит новое
слово, постарайтесь его запомнить, как оно
пишется, что обозначает. Повторим вслух его по
слогам.
То, что понимают под речевым этикетом,
используется в речи каждого из нас ежедневно и
многократно. Пожалуй, это самые
употребительные слова и выражения: мы по -
многу раз в день обращаемся к кому – то,
приветствуем своих знакомых, а иногда и
незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то
благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то
поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то
Запись на
доске:
ЭТИКЕТ
Карточка
соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и
приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет
собой совокупность словесных (только ли?) форм
учтивости, вежливости, т.е. то, без чего нам с
вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке
земли мы не находились.
Назовите мне разные вежливые слова, какими вы
пользуетесь.
Теперь попробуйте с разной интонацией
произнести следующие слова и фразы:
«Здравствуй!», «С Днём Рождения!», «Рад тебя
видеть», « До свидания».
А теперь скажите, важно знать только то, что
нужно сказать? Правильно, ещё нужно подобрать
и правильную интонацию.
А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с
помощью мимики и движений поздороваться так,
чтобы:
обидеть человека; выказать своё уважение к
его возрасту; показать, что ты соскучился;
выказать пренебрежение; показать своё
расположение.
Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что
продемонстрировали, доказывает, что речевой
этикет тесно связан с неречевыми особенностями
поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не
только говорим “Здравствуй “, но и обмениваемся
рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё
жесты мы используем? Молодцы! Правильно,
машем рукой. А как приветствуют друг друга
военные? Правильно, они отдают честь.
Все действия людей, выполняемые при
произнесении слов, необходимых по этикету (и,
естественно, интонация), значимы, они в себе
несут информацию, выражают отношение к тем
людям, кому они адресованы. Так, кивок
свидетельствует о желании остаться знакомыми;
поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает
уважение к ней; похлопывание по плечу - знак
фамильярного отношения.
Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно
заметить, что одни и те же слова могут звучать
вежливо, доброжелательно, ласково или
подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в
зависимости от их общей звуковой окраски.
Попробуйте ещё раз сказать слово “Здравствуй “с
оттенком:
равнодушия; радости; злости; ехидства;
уважения.
С какой интонацией приятнее здороваться и как
бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами?
Конечно, с интонацией радости и уважения.
Итог
урока
Итак, сегодня мы познакомились с понятием
этикета, узнали о разных сторонах его
проявления. Мы убедились, что этикет - это не
только правила говорения, но и правила
поведения в повседневной жизни. Вы хорошо
поработали, молодцы, у вас были очень хорошие
примеры. Особенно хорошо говорили у нас
сегодня ………, можно отметить ещё и ……….