Напоминание

"Сказки и речевой этикет"


Автор: Попова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 85
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Урок - игра
Тема: "Сказки и речевой этикет"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное занятие №5.

Тема: «Урок – игра «Сказки и речевой этикет».

Цели: а) обучающие: формировать и закреплять навыки внутригрупповой

коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; продолжить

ознакомление и усвоение основ речевого этикета;

б) развивающие: развивать устную речь учащихся, их познавательную

активность;

в) воспитательные: воспитывать уважительное отношение к собеседнику,

воспитывать культурную личность.

Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3, со знаком «-», со словами «Лиса»

и «Журавль».

Тип урока: внеклассное занятие.

Этапы

Содержание

Примечание

ОНУ

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Основна

я часть

Сегодня мы поучимся у любимых сказочных

героев общаться, говорить друг другу приятные

слова; доброжелательно высказывать не совсем

положительное мнение о человеке, его поступках,

если нас что – то не удовлетворяет в его

поведении; вежливо отказать в просьбе, если не

хотим или не можем её выполнить; научимся

утешать товарища, когда ему приходится трудно,

а также попробуем научиться правильно

поздравлять друг друга с праздником.

Главная задача нашего сегодняшнего урока -

научиться по – доброму относиться друг к

другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова: “

ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ, ТЫ ЕГО НЕ

ОСТАВЛЯЙ, ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ

ДЕЛОМ УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! “

Конкурс первый. “Давайте говорить друг

другу комплименты “

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то

хвалят? А сами вы умеете говорить людям

приветливые и добрые слова? Вот сейчас мы и

попробуем это сделать. Представьте, что мы

находимся в сказочной стране и участвуем в

конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных

героев (члены жюри сидят в костюмах Кощея,

Бабы Яги и Золушки) . Наверное, не все они вам

нравятся, но ваша задача - выбрать из

предложенных комплиментов для каждого из них

такой, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но в

то же время правдивые слова. (Отвечают

карточками: 1 - для Кощея , 2 для Бабы Яги, 3 -

для Золушки. Знак “– “, если комплимент никому

не подходит.) (Сперва читаются все комплименты,

затем - по одному, а учащиеся сигнализируют

карточками ответы. Группа оценивается по

количеству правильных ответов в ней.)

“Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду

успеваешь “(2) “Наверное, ты всегда будешь

счастлива, ведь ты такая ловкая и

трудолюбивая “(3) “Как хорошо иметь такого

друга, на тебя всегда можно положиться “(-)

“Ты так долго живёшь на свете, и ты

наверняка много видел “(1)

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно

говорить людям приятные и, что очень важно,

правдивые слова. Попробуйте сегодня дома

сказать похвальные слова родным, друзьям,

знакомым и делайте это как можно чаще!

Конкурс второй. “Вежливая критика “.

Вам, наверное, не раз приходилось высказывать

своё мнение о человеке, его поступках, и оно не

всегда было положительным. Давайте попробуем

это сделать вежливо и доброжелательно.

Представьте себе, что героев сказки “Лиса и

журавль “ пригласил к себе в гости Ёжик. Во

время обеда они высказывают своё мнение о том,

как их принимали в гостях друг у друга. Вам

нужно обсудить, кому принадлежит какое

высказывание. (Игроки поднимают карточки с

надписями “ЛИСА “ или “ЖУРАВЛЬ “).

“Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое

обращение, и хорошее угощение. Жаль только

попробовать ничего не удалось. Не подумала

хозяйка о подходящей посуде. “(Журавль) “Уж

не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни

крошечки нельзя съесть из этой посуды.

Больше не просите, не приду. “(Лиса)

Как вы думаете, что мог сказать Ёжик на это?

Выберите и покажите номер наиболее вежливой

реплики.

Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он

тебя не обидел ни одним словом. Лисонька, ты,

мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая

пригласила Журавля к себе в гости. Ну, ребята,

вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (-)

Ну вот, надеемся, что вы поняли, что критика

тоже может быть и должна быть

доброжелательной.

Конкурс третий. “Утешители “.

Дорогие команды, к вам попала записка для

ослика Иа – иа, который потерял свой хвост и

очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда -

записка порвалась, вам нужно её собрать. Для

этого на листочках у себя запишите через запятую

номера предложений утешительной записки.

(Предложения записаны на доске.)

Не огорчайся, дорогой Иа – иа! Полно

печалиться, дело поправится. Стоит ли

переживать из – за таких пустяков! Я

обязательно помогу тебе. И все наши друзья

помогут. Мы найдём твою потерю. Нечего

искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ - 1,2,4. Мы уверены, что ослик

успокоится после таких слов, а вы, конечно,

выполните обещание помочь ему.

Конкурс четвёртый. “В гостях хорошо, а дома

лучше.

Сейчас вам предстоит вежливо отказать в

просьбе, которую вы не можете выполнить.

Представьте, что вы - Садко. Вы попали в

подводное царство и морской царь предлагает вам

сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него

навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и

пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из

вариантов отказа вы выберите? Объясните,

почему?

О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял

любое из твоих бесценных сокровищ, но никак

не могу остаться в твоём царстве. Не нужны

мне твои сокровища, я хочу домой! Благодарю

тебя, о великий царь, за прекрасные подарки!

Но не могу взять их и остаться в твоём

царстве, т.к. ждут меня на земле друзья и

невеста.

((1) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты

не можешь остаться. (2) Царь рассердится на тебя

и бросит в темницу. Подумай, как ответить ему в

следующий раз. (3) Ты убедил царя, он отпустит

тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное

ожерелье.)

Конкурс пятый. “Поздравления “.

Папа Карло решил написать поздравительные

письма к женскому празднику героиням сказки

“Золотой ключик “. Но по рассеянности он забыл

написать имена адресатов. (На доске записано

слово и объяснено.) Помогите ему разобраться.

Сигнализируем карточками:

Мальвина Лиса Алиса Черепаха Тортила

“Достопочтенная…! Поздравляю Вас с

праздником! Желаю Вам быть по – прежнему

доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад.

Вы по – прежнему обаятельны. Так держать!

Ваш преданный друг Карло. “(3)

“Изобретательная…! Поздравляю Вас с

женским днём! Желаю Вам оставаться такой

же умной, лукавой и привлекательной! Пусть

Вам повезёт с честным и предприимчивым

другом и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник Ваших талантов Карло. “(2)

“Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с

праздником больших и маленьких женщин!

Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни,

стать звездой театра и кино, а ещё -

сохранить дружбу со старыми друзьями -

Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

“(1)

Ребятам предлагается представить себя Красной

Шапочкой, пишущей своей бабушке открытку ко

Дню Рождения.

Ещё один конкурс - кто больше вежливых слов

назовёт.

Итог

урока

Итак, сегодня мы с вами поиграли, вспомнили

любимых сказочных героев, поучились вежливо

общаться друг с другом. Убедились в том, что

можно думать, фантазировать, помогать друг

другу в общем деле, а всё это необходимо, чтобы

стать

настоящим другом.

Жюри объявляет результаты. Награждаются все.



В раздел образования