Автор: Ерофеева Елена Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "ЦЕНТ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Населённый пункт: Г. ЗАРЕЧНЫЙ ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: статья
Тема: Реализация практико-ориентированного обучения в объединении «Информатика и вычислительная техника»
Раздел: дополнительное образование
«Реализация практико-ориентированного обучения в объединении
«Информатика и вычислительная техника»
«Я слышу и забываю,
я вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю».
В настоящее время система образования ставит своей главной
целью
подготовку
для
общества
квалифицированных
специалистов,
в
частности, инженеров. Целью моей деятельности является формирование
средствами
информационных
технологий
компетенций,
необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе. Поэтому в
своём
объединении
я
систематически
и
целенаправленно
использую
практико-ориентированное
обучение.
Реализация
этого
принципа
по
определению
помогает
разрешить
противоречие
между
теорией
и
практикой, что позволяет обеспечить формирование профессионально-
значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков.
В
своём
объединении
я
помогаю
учащимся
использовать
полученный богаж знаний по изучаемой теме или разделу в реальной
жизненной
ситуации,
демонстрирую
межпрежметные
связи
со
школьными
общеобразовательными
предметами,
стараюсь
приблизить
воспитанников к решению задач с производственным содержанием.
Какие же задачи, представляющие собой реальные жизненные ситуации,
вызывают особый интерес у детей?
Например, обыгрывается ситуация затрат для проведения Дня
рождения, если дана определённая денежная сумма. И дети с огромным
удовольствием,
применяя
математические
формулы
в
электронной
таблице, калькулируют денежные расходы.
Как же раскрываются межпредметные связи на практике? Приведу лишь
несколько примеров.
Мои
воспитанники
при
малейшей
возможности
по
школьному
предмету используют знания, полученные на занятиях в объединении.
Начиная
с
малого:
получение
изображения
диаграммы
«Паучок»
в
графическом редакторе в качестве домашнего задания по технологии в 5-6
классе,
грамотное
форматирование
документа
—
реферата,
создание
презентации,
написание
в
помощь
учителю-предметнику
программы
«Конструктор тестов» на языке Visual Basic, составление недельного меню
школьника
с
учётом
сохранения
нормы
потребления
жиров,
белков,
углеводов и килокалорий (по предмету здоровый образ жизни), создание
электронного учебника, который так необходим при программируемой
технологии обучения.
Какие же задачи можно привести с производственным содержанием?
1. Сколько в связке электродов для электросварки, если дана их общая
масса и параметры электрода (длина и диаметр)?
2. Сколько
из
листа
оцинкованного
железа
прямоугольной
формы
указанного размера можно сделать бидонов с крышками, имеющих форму
прямоугольного параллелепипеда при заданных параметрах, если расход
на швы составляет 0,4% всей площади листа?
Такие задачи можно решать и на языках программирования (Бейсике,
Паскале, СИ) в различных средах (Турбо Бейсик, Borland Pascal,
Visual
Basic), и средствами Электронных таблиц.
Важно продемонстрировать учащимся и другой класс производственных
задач:
Например:
1.
Пусть
производство
продукции
осуществляется
на
4-х
предприятиях, а затем развозится в 5 пунктов потребления этой
продукции.
Дан
ряд
параметров.
Требуется
минимизировать
суммарные транспортные расходы по перевозке продукции.
2.
Столяр имеет в своем распоряжении заготовки – бруски. Заданы
параметры
для
изготовления
стола.
Найдите
все
возможные
варианты раскроя материала и выберите из них оптимальный.
3.
Или, при существующих данных при выпечке булочек и пирожных
определить, что выпекать выгоднее?
Для решение такого типа задач необходимо:
1.
Разработать математическую модель задачи.
2.
Найти минимальную стоимость перевозок, используя надстройку
«Поиск решения» в среде MS Excel.
Как же используются на практике знания, полученные по информатике в
нашем центре ?
Так, средствами электронных таблиц детьми была выполнена
мониторинговая
таблица,
первоначальный
вариант
которой
был
представлен средствами текстового редактора. А после изучения темы
«Условная функция» воспитанники без особых проблем создали шаблон
для заполнения результата мониторинга педагогами.
Я считаю, что педагоги дополнительного образования имеют
уникальную возможность приблизить учебную ситуацию к реальной, так
как признаками практико-ориентированного обучения являются:
•общее количество часов, отведенных на практическое образование,
составляет не менее 50 % времени обучения;
• использование в обучении креативных методов (метод проблемно-
ориентированного обучения, метод проектов и др.);
• ориентация обучения на работу в группе, команде;
• интеграция учебных дисциплин как способ создания целостного
представления о будущей профессиональной деятельности;