Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников.


Автор: Кайгородцева Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 370"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка (в соответствии с ФГОС)
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 370-центр развития ребенка» г.Перми

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

(методические рекомендации в соответствии с ФГОС)

Разработала : Кайгородцева Е.Б., воспитатель высшей категории

Пермь 2020г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

(методические рекомендации)

Время детства - это тот период в жизни, когда человек не только обогащается

знаниями,

но

и

находит

свой

собственный

путь

к

духовным

ценностям

поколений, открывает для себя чувство любви и долга, учится сострадать,

помогать

другим.

Если

ребенок

в

детстве

испытывает

чувство

жалости

к

другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей,

уважение

к

трудящемуся

человеку,

восхищение

подвигом,

подъем

от

соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобретает «эмоциональный

опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

Актуальность

В современном обществе, когда один криз сменяется другим, нестабильность в

социально-экономической,

политической,

культурной

сферах,

наблюдается

равнодушие, агрессия, попирание прав неимущих, расслоение общества на

богатых и бедных, духовно-нравственные качества человека занимают далеко

не главное место. Многие родители главными приоритетами в воспитании

ребенка ставят его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и

процветания во взрослой жизни, в основном, материального. Все начинается с

детства. Дошкольное детство - один из важнейших периодов в жизни ребенка.

Именно в этот период формируются основные представления о добре и зле, об

окружающем мире, о семейном укладе и родной земле. Необходимо приложить

максимум

усилий

для

того,

чтобы

в

формировании

личности

ребенка

преобладали духовно- нравственные качества: доброта, гуманность, любовь,

милосердие,

сострадание,

положительное

отношение

к

миру,

адекватное

проявление своих чувств и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. В

нравственном

воспитании

современных

детей

появились

негативные

тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и

компьютера.

Персонажи

сказок,

герои

мультфильмов

не

всегда

отличаются

нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во

многих семьях возвышаются над духовными и поэтому у детей искажены

представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте,

милосердии и великодушии. В погоне за развитием

интеллекта

многие

родители

упускают

из

вида

необходимость

работы

над

воспитанием

души

своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького

человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные

знания

могут

оказаться

бесполезными.

И

как

результат

-

эмоциональная,

волевая и духовная незрелость взрослой личности. ФГОС ДО выдвигает одним

из основополагающих принципов ДО - «приобщение детей к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства.» Стандарт направлен на

решение

задач,

в

том

числе

и

на

объединение

обучения

и

воспитания

в

целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно-

нравственных

и

социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения

в интересах человека, семьи, общества.

Цель:

Дать

основы

духовно-нравственной

личности

с

активной

жизненной

позицией, способность к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- интеллектуальное и духовное обогащение детей

- формирование патриотизма и гражданственности

- воспитание гуманного отношения к людям и окружающей природе.

-

формирование

духовно-

нравственного

отношения

и

воспитание

чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа.

-воспитание уважения к своей нации.

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего

народа.

- воспитание уважения к представителям других национальностей.

-формирование

положительных,

доброжелательных,

коллективных

взаимоотношений.

-воспитание уважительного отношения к труду

-ориентировать

семью

на

духовно-нравственное

воспитание

детей,

ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии,

формирование представлений о формах семейного уклада.

ФГОС

ДО

определил

направления

развития

и

образования

детей-

образовательные области.

Социально-коммуникативное

развитие

направлено

на

усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирования

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье

и

к

сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к

различным видам труда и творчества.

Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных

действий,

становление

сознания;

развитие

воображения

и

творческой

активности;

формирование

первичных

представлений

о

малой

родине

и

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках.

Речевое

развитие

включает

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

знакомство

с

книжной

культурой,

понимание

на

слух

текстов

различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок

целостно-смыслового

восприятия

произведений

искусства,

мира

природы;

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

восприятие

музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной

творческой деятельности детей. Содержание образовательных областей в сфере

духовно-нравственного

воспитания

детей

дошкольного

возраста

зависит

от

возрастных и индивидуальных особенностей и реализуется в различных видах

деятельности:

игровой,

коммуникативной,

восприятии

художественной

литературы

и

фольклора,

конструировании

из

различного

материала,

изобразительной, музыкальной.

Физическое развитие включает кроме всего прочего, описанного в документе

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными

нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при

формировании полезных привычек и др.).

В

Требованиях

к

условиям

реализации

ООП

ДО

закреплены

условия,

необходимые

для

создания

социальной

ситуации

развития

детей,

которые

предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к

каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

-установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий

для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе

принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям

и социальным слоям;

-

взаимодействие

с

родителями

по

вопросам

образования

ребенка,

непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Одним их

требований к развивающей предметно-пространственной среде является учет

национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная

деятельность.

Таким

образом,

ФГОС

дает

нам

возможность

более

углубленно

и

целенаправленно

заниматься

проблемой

духовно-нравственного

воспитания

дошкольников.

В своей деятельности мы попытались найти новые подходы, новое содержание,

новые

формы,

новые

решения

в

воспитании

у

детей

духовности

и

нравственности. Отметим, что, на наш взгляд, необходимо очень бережно и

осторожно при этом использовать православную культуру и вообще все, что

касается веры и религии.

Социально-коммуникативное развитие

Работа с детьми

Младший возраст

Игровое

упражнение-знакомство

«

Как

тебя

зовут?»,

упражнение с зеркалом « В зеркальце смотри, кого в нем

видишь-назови…»

Игровое

занятие

«

Наша

Маша

маленькая,

на

ней

шубка

аленькая»

(вызвать

у

детей

эмоционально

положительное

отношение

к

приходу

гостей,

стимулировать

и

поощрять

самостоятельные,

инициативные

проявления

в

го с т е п р и и м с т в е ) .

Коллективная

практическая

деятельность

«

Поможем

кукле

Даше

аккуратно

уложить

вещи

на

место».

Дидактическая игра « Найди отличия» ( на фланелеграфе

фигурки мальчиков и девочек). Прямая образовательная

ситуация « Наша куколка больна»( воспитывать чувство

заботы, сопереживания к больному), проблемная ситуация

в дидактической игре « Покатаем кукол на санках» по

стихотворению О. Высотской « На санках», проблема-

одна кукла сидит в сторонке, дети приглашают ее играть

вместе, воспитатель выражает благодарность за дружную

игру

и

поводит

итог

о

необходимости

играть

дружно,

делиться игрушками, не ссориться. С-р игры « Напоим

куклу теплым чаем», « Успокоим малыша»

Средний возраст

Игра

«

Ласковушки»

(взрослый

осторожно,

бережно

дотрагивается

до

разных

игрушек

и

кукол

ласково

называет их, дети повторяют с этой же интонацией.)

Старший возраст

Дидактическая

игра

«

Хорошо-плохо»

(дети

поясняют

почему то или иное действие, изображенное на картинке

плохое

или

верное.)

Продуктивная

деятельность

«

Правила нашей группы»

Подготовительный

возраст

Проблемная

ситуация:

«

Почему

в

народе

говорили

«

Нетрудное

дело,

да

не

всякому

дается?»,

проблемная

ситуация « Я забыл поздравить друга с праздником».

Познавательное развитие

Работа с детьми

Младший возраст

Дидактическая

игра

«

Чем

лечат

больного?»,

дидактическая игра « Няни» (воспитывать чувство

заботы

и

бережного

отношения

друг

к

другу.)

Исследовательская деятельность « Из чего состоит

матрешка?»

Средний возраст

Дидактичекие игры « как растет мое имя вместе со

м н о й ? » ,

«

Л а с ко в о е

и м е ч ко » ,

И г р а

«

Достопримечательности нашего города»

Старший возраст

Прямая образовательная ситуация « Путешествие в

Дымковскую сказку», игра « Ярмарка», КОП « Флаг

России»

Подготовительный

возраст

Прямая

образовательная

ситуация

«

Соломенная

Золотиста»

(

познакомить

детей

с

историей

возникновения

кукол-«стригушек»

из

соломы;

формировать культуротворчество, обогащать опыт

и г р о в о го

о б щ е н и я . ,

и с с л е д о в а т е л ь с к а я

деятельность

:

из

чего

сделаны

эти

вещи,

рассматривание ржи, пшеницы, овса.

Художественно-эстетическое развитие

Работа с детьми

Младший возраст

Театрализованные

представления

по

мотивам

русских

народных

сказок,

игра

«

Каравай»,

разучивание

колыбельных

песенок,

рисование

«Наш детский сад», рассматривание иллюстраций к

русским

народным

сказкам

разных

художников-

иллюстраторов.

Средний возраст

Игры-инсценировки

по

фрагментам

ранее

заученных стихотворений : Н. Найденова « Моя

сестренка»,

В.

Донникова

«

Хозяюшка»,

изготовление

кукол-оберегов,

рассматривание

старинных

этнических

кукол

:

дымковская

барышня,

богородская,

филимоновская

игрушки.

Упражнение « Узнай своих друзей» ( фото детей в

младшей

группе),

танец

«

Полечка»

(

создание

условий для закрепления танцевальных движений

девочек и мальчиков в парном танце.

Старший возраст

Фонотека

музыкальных

произведений,

выставка

детского

творчества

«

Народные

куклы»,

инсценировка

русской

народной

песни

«Пошла

Млада

за

водой»

(обработка

В.

Агафонникова),

Слушание песни « Самовар» (музыка и слова Э.

Фасхутдиновой),

инсценировка

«

Где

был

Иванушка?»

(русская

народная

песня;

обработка

М.Иорданского),

музыкально-пантомимическая

игра-импровизация

«

Дымковские

барышни»,

выставка

детских

работ

«

Родина

наша,

нет

ее

краше»

Подготовительный

возраст

Русский народный хоровод « Мы на луг ходили,

хоровод

водили»,

Развлечение

«

Матрешкины

именины»

(дать

предст авление

детя м

о

традиционных промыслах, о матрешке как символе

изобилия и плодородия; формировать мотивацию к

использованию

потешек,

шуток,

частушек

о

матрешках

для

усиления

эм о ц и о н а л ь н о й

выразительности

речи).

Аппликация

«

Веселая

коляда», теневой театр « Ночь перед Рождеством»,

праздник « День рождения Книги»

Речевое развитие

Работа с детьми

Младший возраст

Заучивание

потешек,

стихотворения

А.

Барто

«

Машенька», чтение уговорушки Е. Благининой «

Аленушка»

,

чтение

русских

народных

сказок,

чтение стихотворения В. Приходько « Матрешка»,

Г. Лагздынь « Деревянная матрешка», К. Чуковский

« Айболит», чтение стихотворения

Е. Осеевой «

Детский сад».

Средний возраст

Рассказы детей « Как мы дома маме помогаем?»,

чтение художественной литературы С. Черный «

Больная

кукла»,

В.

Берестова

«

Непослушная

кукла», В. Маяковский « Кем быть?», Д. Родари «

Чем пахнут ремесла?», рассказы детей « Есть ли у

семьи имя?»

Старший возраст

Чтение стихотворения В. Приходько « Матрешка на

окошке».

Беседы

«

Ложь

человека

не

красит»,

чтение стихотворения « Зависть победить сумей»,

чтение сказки « Злой камешек»

Подготовительный

возраст

Русская

народная

игра

–забава

«

Терешечка-

гусачок» ( Движения к словам дети придумывают

сами,

главное-выразительность

образа),

игра

в

кругу « Цепочка слов», Дидактическая игра « Были

и небылицы», чтение стихотворения «Хвастливый

Андрей», чтение рассказа Толстого « Косточка».

Физическое развитие

Работа с детьми

Младший возраст

Игра с водой « Умывание куклы», рассматривание

иллюстраций

О.

Жуковой

«

Мое

тело»,

чтение

стихотворения

А.

Барто

«

Девочка

чумазая»,

заучивание

потешек

при

умывании.

Подвижная

игра « Солнечные зайчики», дидактическая игра «

Куда

села

бабочка?»

(познакомить

и

закрепить

название частей тела человека). Хороводные игры,

народные

объединяющие

подвижные

игры

:

«

Курочка-хохлатка»,

«

Ножки

по

дорожке»,

«

Мотыльки», « Тишина».

Средний возраст

Дидактическая игра « Моя фигура», пальчиковые

игры,

Игра

«

Золотые

ворота»,

народные

объединяющие

игры

:

«

Заботливая

курочка»,

«Конь», « Дети и волк»

Старший возраст

Игра

«

Цепи-кованые»

,

русские

народные

подвижные игры, игры народов Прикамья.

Подготовительный

возраст

Игра

«

Петушиный

бой

на

льду»

,

«

Санное

м н о го б о р ь е » ,

«

Кто

с ва л и л

в е л и к а н а ? »

(

перетягивание

каната),

разучивание

русских

народных подвижных игр , игр народов Прикамья.

Работа с родителями.

Фундамент

становления

личности

закладывается

в

семье,

поэтому

без

вовлечения

родителей

в

воспитательный

процесс

и

порой

переосмысление

сложившихся

в

семье

духовно-нравственных

приоритетов,

невозможно

сформировать

у

детей

такие

качества,

как

сострадание,

отзывчивость,

честность,

справедливость,

чувство

долга,

преданность

своему

народу,

добросовестность.

Многим

родителям

просто

неизвестно,

что

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит

усвоение

социальных

норм,

моральных

требований и образцов поведения на основе подражания. Необходимо помочь

родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и

передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые

предками.

Работа с родителями является партнерской, родители вместе с детьми активно

участвуют

и

организуют

мероприятия,

которые

способствуют

развитию

личности как гражданина своей Родины.

Консультации и беседы для родителей : « Как воспитать правдивость в детях», «

Организация семейного досуга»

Сообщества

родителей:«

Клуб

любящих

родителей»

для

родителей

детей

младшего

возраста,

«Семейная

гостиная»

-

для

родителей

детей

старшего

возраста.

Программа по предупреждению социального сиротства « Дом надежды»

Проект по благоустройству территории детского сада « Цвети, наш детский

сад!»

Проект « Православные праздники»,

Совместные детско-родительские творческие проекты :

« Семья», « Семейный оркестр»», « Костюм пестрой птицы», « Праздники и

традиции нашей семьи», « Счастливый выходной».

Мастер-класс для родителей « Сувенир на пасху»

« Сила наших богатырей» спортивное соревнование пап и дедушек.

Работа с детьми с ОВЗ и их родителями : акция « Подарок другу», развлечение

« Возьмемся за руки, друзья».

Конкурс семейных работ « Семейный логотип», « Наше генеалогическое древо»

Квест –игра « Бабушкин сундук»

КВН « История нашего города»

«

Дружно

отдыхаем

всей

семьей»

(концерт

родителей

и

детей

на

участке

детского сада)

Экскурсии в библиотеку, походы в музей совместно с родителями. Изготовление

лэпбуков: « Наш город», « Сказки для малышей», «Дружба».

:

Работа с

детьми

Самообразование

педагогов

Духовно- нравственное

воспитание дошкольников

Социальные

партнеры:

Музей, православная

гимназия, библиотека

Работа с

родителями

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых

отражены

социально-нормативные,

возрастные

характеристики

возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В

соответствии

с

целевыми

ориентирами

духовно-нравственная

культура

дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру;

способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и

правилам;

адекватного

проявления

своих

чувств

во

взаимоотношениях

со

взрослыми и сверстниками.

В

результате

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию

дети

ближе

познакомились

с

историей

своей

страны,

своего

города,

приобщаются

к

культурному

наследию

своих

предков,

имеют

представления

о

семейных

традициях,

проявляют

сострадание,

сопереживание,

сочувствие,

радость

от

успехов других детей, стремятся к добру, не принимают зло.



В раздел образования