Автор: Кайгородцева Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 370"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка (в соответствии с ФГОС)
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 370-центр развития ребенка» г.Перми
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
(методические рекомендации в соответствии с ФГОС)
Разработала : Кайгородцева Е.Б., воспитатель высшей категории
Пермь 2020г.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
(методические рекомендации)
Время детства - это тот период в жизни, когда человек не только обогащается
знаниями,
но
и
находит
свой
собственный
путь
к
духовным
ценностям
поколений, открывает для себя чувство любви и долга, учится сострадать,
помогать
другим.
Если
ребенок
в
детстве
испытывает
чувство
жалости
к
другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей,
уважение
к
трудящемуся
человеку,
восхищение
подвигом,
подъем
от
соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобретает «эмоциональный
опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Актуальность
В современном обществе, когда один криз сменяется другим, нестабильность в
социально-экономической,
политической,
культурной
сферах,
наблюдается
равнодушие, агрессия, попирание прав неимущих, расслоение общества на
богатых и бедных, духовно-нравственные качества человека занимают далеко
не главное место. Многие родители главными приоритетами в воспитании
ребенка ставят его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и
процветания во взрослой жизни, в основном, материального. Все начинается с
детства. Дошкольное детство - один из важнейших периодов в жизни ребенка.
Именно в этот период формируются основные представления о добре и зле, об
окружающем мире, о семейном укладе и родной земле. Необходимо приложить
максимум
усилий
для
того,
чтобы
в
формировании
личности
ребенка
преобладали духовно- нравственные качества: доброта, гуманность, любовь,
милосердие,
сострадание,
положительное
отношение
к
миру,
адекватное
проявление своих чувств и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. В
нравственном
воспитании
современных
детей
появились
негативные
тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и
компьютера.
Персонажи
сказок,
герои
мультфильмов
не
всегда
отличаются
нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во
многих семьях возвышаются над духовными и поэтому у детей искажены
представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте,
милосердии и великодушии. В погоне за развитием
интеллекта
многие
родители
упускают
из
вида
необходимость
работы
над
воспитанием
души
своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького
человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные
знания
могут
оказаться
бесполезными.
И
как
результат
-
эмоциональная,
волевая и духовная незрелость взрослой личности. ФГОС ДО выдвигает одним
из основополагающих принципов ДО - «приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства.» Стандарт направлен на
решение
задач,
в
том
числе
и
на
объединение
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-
нравственных
и
социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества.
Цель:
Дать
основы
духовно-нравственной
личности
с
активной
жизненной
позицией, способность к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
- интеллектуальное и духовное обогащение детей
- формирование патриотизма и гражданственности
- воспитание гуманного отношения к людям и окружающей природе.
-
формирование
духовно-
нравственного
отношения
и
воспитание
чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа.
-воспитание уважения к своей нации.
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего
народа.
- воспитание уважения к представителям других национальностей.
-формирование
положительных,
доброжелательных,
коллективных
взаимоотношений.
-воспитание уважительного отношения к труду
-ориентировать
семью
на
духовно-нравственное
воспитание
детей,
ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии,
формирование представлений о формах семейного уклада.
ФГОС
ДО
определил
направления
развития
и
образования
детей-
образовательные области.
Социально-коммуникативное
развитие
направлено
на
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирования
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества.
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения
и
творческой
активности;
формирование
первичных
представлений
о
малой
родине
и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
Речевое
развитие
включает
владение
речью
как
средством
общения
и
культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
знакомство
с
книжной
культурой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
целостно-смыслового
восприятия
произведений
искусства,
мира
природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей. Содержание образовательных областей в сфере
духовно-нравственного
воспитания
детей
дошкольного
возраста
зависит
от
возрастных и индивидуальных особенностей и реализуется в различных видах
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
восприятии
художественной
литературы
и
фольклора,
конструировании
из
различного
материала,
изобразительной, музыкальной.
Физическое развитие включает кроме всего прочего, описанного в документе
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
В
Требованиях
к
условиям
реализации
ООП
ДО
закреплены
условия,
необходимые
для
создания
социальной
ситуации
развития
детей,
которые
предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к
каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
-установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий
для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям
и социальным слоям;
-
взаимодействие
с
родителями
по
вопросам
образования
ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Одним их
требований к развивающей предметно-пространственной среде является учет
национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность.
Таким
образом,
ФГОС
дает
нам
возможность
более
углубленно
и
целенаправленно
заниматься
проблемой
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников.
В своей деятельности мы попытались найти новые подходы, новое содержание,
новые
формы,
новые
решения
в
воспитании
у
детей
духовности
и
нравственности. Отметим, что, на наш взгляд, необходимо очень бережно и
осторожно при этом использовать православную культуру и вообще все, что
касается веры и религии.
Социально-коммуникативное развитие
Работа с детьми
Младший возраст
Игровое
упражнение-знакомство
«
Как
тебя
зовут?»,
упражнение с зеркалом « В зеркальце смотри, кого в нем
видишь-назови…»
Игровое
занятие
«
Наша
Маша
маленькая,
на
ней
шубка
аленькая»
(вызвать
у
детей
эмоционально
положительное
отношение
к
приходу
гостей,
стимулировать
и
поощрять
самостоятельные,
инициативные
проявления
в
го с т е п р и и м с т в е ) .
Коллективная
практическая
деятельность
«
Поможем
кукле
Даше
аккуратно
уложить
вещи
на
место».
Дидактическая игра « Найди отличия» ( на фланелеграфе
фигурки мальчиков и девочек). Прямая образовательная
ситуация « Наша куколка больна»( воспитывать чувство
заботы, сопереживания к больному), проблемная ситуация
в дидактической игре « Покатаем кукол на санках» по
стихотворению О. Высотской « На санках», проблема-
одна кукла сидит в сторонке, дети приглашают ее играть
вместе, воспитатель выражает благодарность за дружную
игру
и
поводит
итог
о
необходимости
играть
дружно,
делиться игрушками, не ссориться. С-р игры « Напоим
куклу теплым чаем», « Успокоим малыша»
Средний возраст
Игра
«
Ласковушки»
(взрослый
осторожно,
бережно
дотрагивается
до
разных
игрушек
и
кукол
ласково
называет их, дети повторяют с этой же интонацией.)
Старший возраст
Дидактическая
игра
«
Хорошо-плохо»
(дети
поясняют
почему то или иное действие, изображенное на картинке
плохое
или
верное.)
Продуктивная
деятельность
«
Правила нашей группы»
Подготовительный
возраст
Проблемная
ситуация:
«
Почему
в
народе
говорили
«
Нетрудное
дело,
да
не
всякому
дается?»,
проблемная
ситуация « Я забыл поздравить друга с праздником».
Познавательное развитие
Работа с детьми
Младший возраст
Дидактическая
игра
«
Чем
лечат
больного?»,
дидактическая игра « Няни» (воспитывать чувство
заботы
и
бережного
отношения
друг
к
другу.)
Исследовательская деятельность « Из чего состоит
матрешка?»
Средний возраст
Дидактичекие игры « как растет мое имя вместе со
м н о й ? » ,
«
Л а с ко в о е
и м е ч ко » ,
И г р а
«
Достопримечательности нашего города»
Старший возраст
Прямая образовательная ситуация « Путешествие в
Дымковскую сказку», игра « Ярмарка», КОП « Флаг
России»
Подготовительный
возраст
Прямая
образовательная
ситуация
«
Соломенная
Золотиста»
(
познакомить
детей
с
историей
возникновения
кукол-«стригушек»
из
соломы;
формировать культуротворчество, обогащать опыт
и г р о в о го
о б щ е н и я . ,
и с с л е д о в а т е л ь с к а я
деятельность
:
из
чего
сделаны
эти
вещи,
рассматривание ржи, пшеницы, овса.
Художественно-эстетическое развитие
Работа с детьми
Младший возраст
Театрализованные
представления
по
мотивам
русских
народных
сказок,
игра
«
Каравай»,
разучивание
колыбельных
песенок,
рисование
«Наш детский сад», рассматривание иллюстраций к
русским
народным
сказкам
разных
художников-
иллюстраторов.
Средний возраст
Игры-инсценировки
по
фрагментам
ранее
заученных стихотворений : Н. Найденова « Моя
сестренка»,
В.
Донникова
«
Хозяюшка»,
изготовление
кукол-оберегов,
рассматривание
старинных
этнических
кукол
:
дымковская
барышня,
богородская,
филимоновская
игрушки.
Упражнение « Узнай своих друзей» ( фото детей в
младшей
группе),
танец
«
Полечка»
(
создание
условий для закрепления танцевальных движений
девочек и мальчиков в парном танце.
Старший возраст
Фонотека
музыкальных
произведений,
выставка
детского
творчества
«
Народные
куклы»,
инсценировка
русской
народной
песни
«Пошла
Млада
за
водой»
(обработка
В.
Агафонникова),
Слушание песни « Самовар» (музыка и слова Э.
Фасхутдиновой),
инсценировка
«
Где
был
Иванушка?»
(русская
народная
песня;
обработка
М.Иорданского),
музыкально-пантомимическая
игра-импровизация
«
Дымковские
барышни»,
выставка
детских
работ
«
Родина
наша,
нет
ее
краше»
Подготовительный
возраст
Русский народный хоровод « Мы на луг ходили,
хоровод
водили»,
Развлечение
«
Матрешкины
именины»
(дать
предст авление
детя м
о
традиционных промыслах, о матрешке как символе
изобилия и плодородия; формировать мотивацию к
использованию
потешек,
шуток,
частушек
о
матрешках
для
усиления
эм о ц и о н а л ь н о й
выразительности
речи).
Аппликация
«
Веселая
коляда», теневой театр « Ночь перед Рождеством»,
праздник « День рождения Книги»
Речевое развитие
Работа с детьми
Младший возраст
Заучивание
потешек,
стихотворения
А.
Барто
«
Машенька», чтение уговорушки Е. Благининой «
Аленушка»
,
чтение
русских
народных
сказок,
чтение стихотворения В. Приходько « Матрешка»,
Г. Лагздынь « Деревянная матрешка», К. Чуковский
« Айболит», чтение стихотворения
Е. Осеевой «
Детский сад».
Средний возраст
Рассказы детей « Как мы дома маме помогаем?»,
чтение художественной литературы С. Черный «
Больная
кукла»,
В.
Берестова
«
Непослушная
кукла», В. Маяковский « Кем быть?», Д. Родари «
Чем пахнут ремесла?», рассказы детей « Есть ли у
семьи имя?»
Старший возраст
Чтение стихотворения В. Приходько « Матрешка на
окошке».
Беседы
«
Ложь
человека
не
красит»,
чтение стихотворения « Зависть победить сумей»,
чтение сказки « Злой камешек»
Подготовительный
возраст
Русская
народная
игра
–забава
«
Терешечка-
гусачок» ( Движения к словам дети придумывают
сами,
главное-выразительность
образа),
игра
в
кругу « Цепочка слов», Дидактическая игра « Были
и небылицы», чтение стихотворения «Хвастливый
Андрей», чтение рассказа Толстого « Косточка».
Физическое развитие
Работа с детьми
Младший возраст
Игра с водой « Умывание куклы», рассматривание
иллюстраций
О.
Жуковой
«
Мое
тело»,
чтение
стихотворения
А.
Барто
«
Девочка
чумазая»,
заучивание
потешек
при
умывании.
Подвижная
игра « Солнечные зайчики», дидактическая игра «
Куда
села
бабочка?»
(познакомить
и
закрепить
название частей тела человека). Хороводные игры,
народные
объединяющие
подвижные
игры
:
«
Курочка-хохлатка»,
«
Ножки
по
дорожке»,
«
Мотыльки», « Тишина».
Средний возраст
Дидактическая игра « Моя фигура», пальчиковые
игры,
Игра
«
Золотые
ворота»,
народные
объединяющие
игры
:
«
Заботливая
курочка»,
«Конь», « Дети и волк»
Старший возраст
Игра
«
Цепи-кованые»
,
русские
народные
подвижные игры, игры народов Прикамья.
Подготовительный
возраст
Игра
«
Петушиный
бой
на
льду»
,
«
Санное
м н о го б о р ь е » ,
«
Кто
с ва л и л
в е л и к а н а ? »
(
перетягивание
каната),
разучивание
русских
народных подвижных игр , игр народов Прикамья.
Работа с родителями.
Фундамент
становления
личности
закладывается
в
семье,
поэтому
без
вовлечения
родителей
в
воспитательный
процесс
и
порой
переосмысление
сложившихся
в
семье
духовно-нравственных
приоритетов,
невозможно
сформировать
у
детей
такие
качества,
как
сострадание,
отзывчивость,
честность,
справедливость,
чувство
долга,
преданность
своему
народу,
добросовестность.
Многим
родителям
просто
неизвестно,
что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований и образцов поведения на основе подражания. Необходимо помочь
родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и
передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые
предками.
Работа с родителями является партнерской, родители вместе с детьми активно
участвуют
и
организуют
мероприятия,
которые
способствуют
развитию
личности как гражданина своей Родины.
Консультации и беседы для родителей : « Как воспитать правдивость в детях», «
Организация семейного досуга»
Сообщества
родителей:«
Клуб
любящих
родителей»
для
родителей
детей
младшего
возраста,
«Семейная
гостиная»
-
для
родителей
детей
старшего
возраста.
Программа по предупреждению социального сиротства « Дом надежды»
Проект по благоустройству территории детского сада « Цвети, наш детский
сад!»
Проект « Православные праздники»,
Совместные детско-родительские творческие проекты :
« Семья», « Семейный оркестр»», « Костюм пестрой птицы», « Праздники и
традиции нашей семьи», « Счастливый выходной».
Мастер-класс для родителей « Сувенир на пасху»
« Сила наших богатырей» спортивное соревнование пап и дедушек.
Работа с детьми с ОВЗ и их родителями : акция « Подарок другу», развлечение
« Возьмемся за руки, друзья».
Конкурс семейных работ « Семейный логотип», « Наше генеалогическое древо»
Квест –игра « Бабушкин сундук»
КВН « История нашего города»
«
Дружно
отдыхаем
всей
семьей»
(концерт
родителей
и
детей
на
участке
детского сада)
Экскурсии в библиотеку, походы в музей совместно с родителями. Изготовление
лэпбуков: « Наш город», « Сказки для малышей», «Дружба».
:
Работа с
детьми
Самообразование
педагогов
Духовно- нравственное
воспитание дошкольников
Социальные
партнеры:
Музей, православная
гимназия, библиотека
Работа с
родителями
Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых
отражены
социально-нормативные,
возрастные
характеристики
возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В
соответствии
с
целевыми
ориентирами
духовно-нравственная
культура
дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру;
способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и
правилам;
адекватного
проявления
своих
чувств
во
взаимоотношениях
со
взрослыми и сверстниками.
В
результате
работы
по
духовно-нравственному
воспитанию
дети
ближе
познакомились
с
историей
своей
страны,
своего
города,
приобщаются
к
культурному
наследию
своих
предков,
имеют
представления
о
семейных
традициях,
проявляют
сострадание,
сопереживание,
сочувствие,
радость
от
успехов других детей, стремятся к добру, не принимают зло.