Автор: Меньщикова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Армизонского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика по ведению занятий хореографии
Раздел: дополнительное образование
Методика по ведению занятий по хореографии.
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей,
вызвать
у
них
желание
заниматься.
Для
этого
необходимо
предварительно продумать методические приемы, которые помогут
решать поставленные задачи.
Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав детей, можно сразу
переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и
осознанно
двигаться
под
музыку,
сделать
связь
музыки
с
движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого
начала
включить
в
занятия
самые
простые,
интересные
упражнения,
не
вызывающие
особых
затруднений
для
их
восприятия и исполнения.
В этом смысле очень хорош марш. Движение демонстрирует
преподаватель.
Он
объясняет
и
показывает
разницу
между
естественным
бытовым
шагом
и
шагом
танцевальным
–
с
вытягиванием пальцев ног. Надо проследить за тем, чтобы дети не
повторяли
сразу
за
преподавателем
движение,
а
внимательно
следили за его исполнением.
Обучение
движению
обычно
начинается
с
наименования
упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для
создания
зрительного
образа
и
последующего
осмысления
движений.
Объяснение
техники
должно
быть
лаконичным,
целенаправленным, понятным.
Вначале
второстепенные
детали
и
тонкости
движения
опускаются.
Первый
раз
движение
показывается
с
полной
амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его
характеру
и
форме.
Это
нужно
для
того,
чтобы
занимающиеся
поняли,
каков
идеал
к
которому
они
должны
стремиться.
При
несовершенном показе у детей создается неверное представление о
движении,
и
оно
заучивается
с
ошибками,
которые
могут
закрепиться и перейти в навык.
Далее можно демонстрировать отдельные части движений с
меньшей амплитудой или в более медленном темпе, сосредотачивая
внимание на важных деталях.
После первого исполнения упражнения детьми преподаватель
разъясняет, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует
вторичный образцовый показ.
…Так почему же все-таки выбираем марш?
Ребенок
в
быту
часто
встречается
с
маршевыми
ритмами,
слышит
их
по
радио,
телевидению.
Эта
музыкальная
форма
с
удобным
для
начинающего
счетом
наиболее
доступна
детскому
восприятию
и
наиболее
желательна
в
первоначальный
период
обучения. Но нельзя долго задерживать внимание детей на одном
упражнении, – в частности на движениях под марш. Занятие не
должно быть монотонным. Нужно разнообразить задания, чтобы
они всегда оставались занимательными для воспитанников.
Преподаватель
сам
должен
решить,
каковы
пропорции
каждого
из
движений,
предлагаемых
в
течение
25-30
минут
занятий. Но, во всяком случае, не маршируйте по пол часа. Это
утомляет и не дает желаемых результатов. А нам необходимо из
любого,
пусть
даже
краткого
раздела
занятия
извлечь
хотя
бы
малую пользу.
После маршировки можно провести различные упражнения,
связанные с отчетом ритма. Скажем, вы даете такт, состоящий из
четырех четвертей, - пусть дети на каждые три четверти хлопают в
ладоши, а на четвертую - выдерживают паузу. Затем тот же ритм
передается
притопами.
Хлопая
в
ладоши
и
притопывая,
можно
воспроизвести разнообразные ритмические рисунки.
Среди
любимых
детьми
и
очень
полезных
упражнений
–
«Круг
дружбы».
Ребята
встают
в
круг
и
один
за
другим
на
определенный музыкальный счет подают друг другу руки. Так в
игре вы помогаете им усвоить счет, что в дальнейшем даст ребенку
возможность безошибочно начать движение на указанную долю
музыкального такта. Когда дети хорошо усвоят счет, можно будет
задавать им движения, где маршировка уже соединена с хлопками в
ладоши, отмечающим, например, сильную долю такта.
Отлично усваивают дошкольники дирижерское упражнение, в
котором:
- на «раз» - руки опускаются вниз;
- на «два» - скрещиваются перед собой;
- на «три» - раскрываются в стороны;
- на «четыре» - поднимаются над головой для продолжения
упражнения.
Затем
дети
могут
учиться
шагать
на
целый
такт,
на
его
половинки,
четверти,
соединяя
движения
ног
с
движениями
«дирижирующих»
рук.
Так
закладываются
основы
координации
движений.
Пройдет какое-то время, дети освоят счет на четыре четверти.
Только тогда надо переходить к движениям на счет три четверти,
распространенный в танцах.
В занятия лучше включать такие движения и упражнения,
которые
оказывают
разностороннее
воздействие
на
организм
учащихся. Это построение и перестроение групп; разновидности
ходьбы,
бега
прыжков;
общеразвивающие
и
специальные
упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку
отдельных групп мышц и подвижности суставов.
На протяжении всего занятия и особенно на его начальных
этапах очень важно следить за формированием правильной осанки
детей.
С
этой
целью
рекомендуются
задания
на
различные
перегибания
и
выгибания
позвоночника.
Полезны
упражнения.
Способствующие укреплению мышц спины главным образом тех,
что прилегают к лопаткам.
Для
развития
у
детей
выразительности,
артистичности,
фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры.
Приведем пример музыкального этюда «художник».
Вначале предлагаем детям послушать музыку всю целиком. А
потом на каждую музыкальную фразу участники этюда по очереди
выбегают на середину зала и показывают придуманную позу. Затем
все вместе решаем, кто нашел самую интересную, красивую позу.
Малыши относятся к этому этюду как к занимательной игре. С
удовольствием дети играют в «зверей и птиц», «куклы» и во многое
другое. Так слаживается живое разнообразное занятие, помогающее
приобщить воспитанников к танцу.
Все
перечисленные
здесь
упражнения,
конечно,
не
разучиваются на одном занятии. Их надо распределять так, чтобы,
детально без пробелов освоить запланированный материал. Можно
на одном занятии маршировать, сделать упражнения на развитие
мышечного
сустава,
попрыгать,
поиграть,
на
другом
соединить
марш и «круг дружбы» и т. д.
Заканчивать
занятие
следует
заданиями
на
расслабление,
несложными
танцевальными
комбинациями,
составленными
из
элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и
дыхательных
упражнений.
Это
действует
успокаивающе.
И,
конечно, начинаться и заканчиваться занятие будет традиционно –
поклоном, маленьким знаком вежливости.
Рекомендации по ведению урока
:
- В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать
вслух,
так
как
это
притупляет
восприятие
мелодии
ребенком.
Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное
упражнение,
необходимо
дать
малышу
возможность
самому
вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом
начале обучения новому движению.
-
Танцевальные
способности
следует
развивать,
в
равной
степени
работая
над
движениями
рук
и
ног.
Если
внимание
обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова –
никогда
не
будет
достигнута
полная
гармония
движений,
и
не
сложится, должное впечатление от исполнения.
-
Основами
хореографии
все
дети
группы
занимаются
одновременно, благодаря чему повышается плотность занятия и
физиологическая нагрузка на организм ребенка. Упражнения строго
дозируются: сложные чередуются с легкими; движения, требующие
большого мышечного напряжения, - с движениями на расслабление.
- Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети
уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем
они приобретали все больше знаний и навыков.
- Не следует все время громко командовать. Иногда нужно
объяснять тихо но эмоционально. Это заставит учащихся соблюдать
тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.
Успешное
решение
поставленных
задач
на
занятиях
хореографией
возможно
только
при
использовании
открытых
педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к
предмету считается следующее:
Принцип доступности и индивидуализации,
Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей
ребенка
и
в
связи
с
этим
–
определение
посильных
для
него
заданий.
У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и
находится
в
стадии
развития.
И
если
нагрузки
превысят
допустимые
нормы,
то
это
может
неблагоприятно
повлиять
на
состояние здоровья ребенка.
Оптимальная мера доступности определяется соответствием
возрастных
особенностей
ребенка,
степени
сложности
заданий.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их
успешного преодоления путем физических и психических усилий
занимающегося.
Одним
из
основных
условий
доступности
является
преемственность
и
постепенность
усложнения
заданий.
Практически
это
достигается
правильным
распределением
материала
на
занятиях.
В
связи
с
этим
следует
отметить
целесообразность
использования
подготовительных,
подводящих
упражнений для усвоения многих двигательных навыков.
Индивидуализация подразумевает
учет
индивидуальных
особенностей
ребенка.
У
каждого
имеются
своеобразные
функциональные
возможности,
поэтому
по-разному
протекает
процесс
усвоения
движения,
организм
различно
реагирует
на
физическую
нагрузку.
Задача
состоит
в
том,
чтобы
улучшить
врожденные способности. Иногда выполнение изначально робким
ребенком ведущих ролей или показа какого-либо упражнения по
заданию
педагога
освобождает
его
от
застенчивости,
вызывает
интерес к занятиям.
Принцип
постепенного
повышения
т р ебо ва н и й ,
заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все
более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и
интенсивности нагрузок.
Обязательным условием успешного обучения также является
чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным
упражнениям
должен
происходить
постепенно,
по
мере
закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к
нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в
виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае
наблюдается снижения уже достигнутого уровня умелости.
Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что
пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то
непредвиденное
событие.
К
сожалению,
бывает
так:
сегодня
ребенок
занимается,
а
завтра
не
хочет,
недельку
–
другую
пропустит,
а
завтра
приходит
на
занятия.
Такая
позиция
совершенно не допустима. И дело даже не в том, что таким образом
мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для
самого учащегося. В процессе занятий у него должно выработаться
понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и
доводить до конца.
Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна
детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за
новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем
обернутся несобранностью,
которая будет мешать полноценной
деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том
числе и хореографией, дисциплинируют ребенка, приучают его к
методичной и регулярной работе.
Принцип
сознательности
и
активности,
предполагает
обучение,
опирающееся
на
сознательное
и
заинтересованное
отношение
воспитанника
к
своим
действиям.
Для
успешного
достижения цели ребенку необходимо ясно приставлять, что и как
нужно выполнить и почему именно так , а не иначе.
Принцип
повторяемости
материала, хореографические
занятия
требуют
повторения
вырабатываемых
двигательных
навыков.
Только
при
многократных
повторениях
образуется
двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в
упражнения
вносятся
какие-то
изменения
и
предполагаются
разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность
таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают
внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип
наглядности в обучении хореографии понимается
как
широкое
взаимодействие
всех
внешних
и
внутренних
анализаторов,
непосредственно
связывающих
ребенка
с
окружающей действительностью.
При
разучивании
новых
движений
наглядность
–
это
безукоризненный практический показ движений педагогом.
Но
если
в
начальной
стадии
разучивания
упражнения
главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта
роль переходит к движению.
Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного
слова
и
наглядности.
При
наличии
достаточного
двигательного
опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные
представления.
Все
вышеизложенные
принципы
отражают
определенные
стороны
и
закономерности
одного
и
того
же
процесса,
являющегося,
по
существу,
единым,
и
лишь
у с л о в н о
рассматривается
в
отдельности.
Они
могут
быть
удачно
реализованы только во взаимосвязи.
Организация занятий основами хореографии обеспечивается
рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание
творчества.
Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает
наиболее
эффективный
путь
объяснения
данного
музыкально-
двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог
предваряет
точным
показом.
Это
необходимо
и
потому,
что
в
исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит
воображение.
В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель
может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и
усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись
без
словесных
пояснений.
Разговорная
речь,
будучи
тесно
связанной,
с
движением,
жестом
и
музыкальной
интонацией,
оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным
звеном между движением и музыкой.
Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо,
чтобы
педагог
был
излишне
многословен),
точны,
образны
и
конкретны.
Детей
с
первых
же
занятий
нужно
познакомить
со
специальными
терминами.
В
словесном
методе
очень
важна
и
интонация,
и
то,
с
какой
силой
сказано
слово.
Словом
можно
стимулировать активность учеников, но можно и убить их веру в
себя.
Для
шести
семилетних
ребят
можно
дать
иногда
только
словесное
задание,
и
они
его
воспримут,
но
слишком
часто
прибегать к этому методу не целесообразно.
Музыкальное
сопровождение
как
методический
прием.
Рассчитывать на то, что ребята сами научаться чувствовать музыку,
вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь
детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.
Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции,
которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет
смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации,
то
есть
свободного,
непринужденного
движения,
такого,
как
подсказывает музыка.
Но
в
начале
педагог
зачастую
сталкивается
с
мышечной
зажатостью
малышей,
стеснительностью.
И
только
путем
различных
упражнений,
этюдов,
игр
он
может
помочь
детям
раскрепоститься,
обрести
внутреннюю
и
внешнюю
свободу
и
уверенность.
При
использовании
импровизационного
метода
на
занятии
никакого
предварительного
прослушивания
музыки
не
нужно.
Ребята
должны
сами
находить
необходимые
движения
под
непосредственным
ее
воздействием.
Не
рекомендует ся
подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе)
более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не
надо мешать детям свободно импровизировать, но при этом нужно
внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения,
не
связанные
с
музыкой.
Педагогу
следует
тактично
направить
внимание
ребенка
на
подлинный
характер
музыки,
на
поиск
собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстрированной наглядности. Занятия с детьми
вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной
тренировки.
Полноценная
творческая
деятельность
не
может
протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий,
без
знакомства
с
репродукциями,
книжными
иллюстрациями,
фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть
лишь
пассивным
созерцанием
предложенного
для
просмотра
материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился
или нет и почему, а может быть и помочь разобраться в увиденном.
И г р о во й
м етод . Крупнейший
ученый-педагог,
доктор
медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце 19века разработал теорию и
методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как
упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
У
детей
четырех-шести
лет
игровой
рефлекс
доминирует,
малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод
в обучении итак близок к ведущей деятельности дошкольника.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей
такую
игру,
которая
отвечает
задачам
и
содержанию
занятия,
возрасту и подготовленности занимающихся.
При обучении детей движениям хорошо использовать игровые
приемы,
способствующие
эмоционально-образному
уточнению
представлений о характере движений (например: «нужно прыгать,
как зайчик»; «побежим легко и тихо, как мышки»).
Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у
них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те
или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в
игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних
случаях подбадривающее слово педагога вызывает положительные
эмоции, в других – сдерживающее слово побуждает соотнести свое
поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по
мере
усвоения
детьми
определенных
движений,
танцевальных
композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает
все более сложные упражнения и задания.
Конечно,
не
все
дети
в
течении
занятий
не
одинаково
активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, что бы не
было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно,
каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он не выбрал,
главное,
чтобы
ребенок
занимался
с
удовольствием,
уходил
с
занятия
счастливым
и
с
нетерпением
ждал
новой
встречи
с
музыкой и танцем.