Напоминание

Игровые технологии на уроках иностранного языка


Автор: Светлана Анатольевна Хорошевская
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Николаевская ООШ" Алексеевского городского округа
Населённый пункт: Белгородская область, Алексеевский район, с. Калитва
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии на уроках иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад




ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

Содержание

Введение. Игра как средство организации работы на уроке

1 Языковые игры

1.1 Фонетические игры

1.2 Орфографические игры

1.3 Лексические игры

1.4 Грамматические игры

2 Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим

материалом

3 Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-

грамматического оформления речевых высказываний

Литература

Введение. Игра как средство организации работы на уроке

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных

и умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать.

Игра обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она

посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать

первым в игре. Находчивость и сообразительность в игре оказываются порой

более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера радости,

ощущение посильности заданий - все это дает возможность преодолеть

стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и

благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается

языковой материал и возникает чувство удовлетворения.

Игра — небольшая ситуация, построение которой напоминает драматическое

произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе

игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом

варианте.

Цель подготовительных игр - формирование речевых навыков:

грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых

образцов, содержащих определенный грамматические трудности, создают

ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую

активность и самостоятельность учащихся.

лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях

приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную

деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с

сочетаемостью слова.

фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных

звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с

целью их воспроизведения по ролям.

орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких

слов.

Цель творческих игр - развитие речевых умений:

аудитивные игры — могут помочь в достижении следующих целей

аудирования:

а) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

б) научить учащихся выделять главное в потоке информации;

в) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов

в потоке речи;

г) развивать слуховую память учащихся;

д) развивать слуховую реакцию.

Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. Важно

что бы магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и

предъявлялись однократно. В противном случае они потеряют смысл.

Речевые игры имеют следующие задачи:

а) научить учащихся умению выражать мысли в их логической

последовательности;

б) научить учащихся практически и творчески получать и применять

полученные речевые навыки, обучать учащихся речевой реакции в процессе

коммуникации.

Урок немецкого языка — это не только игра. Доверительность и

непринужденность общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой

атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьезным

разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует

развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она

несет в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим.

1 Языковые игры

1.1 Фонетические игры

Monkey’s busy day.

– Meet a monkey.

– Познакомьтесь с обезьянкой. Она живет в небольшом домике, на одной из

самых красивых лесных полянок.

– Она просыпается рано утром и сладко потягивается: [a:], [a:], [a:].

– Затем она открывает окошко, [ш ], [ ш].

– Сегодня замечательный день. Ей очень нравится, и она говорит: [o-o:], [o-o:].

– Она бежит на улицу и делает утреннюю зарядку. Сначала она бегает: [r], [r],

[r/\n], [r/\n].

– Затем она прыгает: [dЗ ], [dЗ ], [dЗ /\mp].

– Затем она залазит на дерево и перелетает с ветки на ветку: [ai], [ai], [claim],

[flai].

– Потом она бежит на речку и долго– долго плавает: [i], [i], [swim], [swim].

– Вода в реке холодная. По дороге домой обезьянка греет лапки: [h], [h], [h].

– И поет свою любимую песенку: [la:], [la:], [la:].

– Сегодня к ней придет много гостей, поэтому она начинает убираться в своем

домике. Сначала она выбивает пыль из коврика: [d], [d], [d].

– Потом она выбивает пыль из дивана: [t], [t], [t].

– Потом вытирает пыль с мебели: [tS ], [tS ], [tS ].

– Вчера она стирала, поэтому, сегодня ей надо погладить белье. Утюг шипит: [s-

S ], [s-S ].

– Он очень горячий. Обезьянка обожглась: [ai], [ai], [ai].

– А тут как раз позвонили в дверь: [niη], [niη], [niη].

– Это пришел ее друг, английская собачка Рекс. Он рычит не так как русские

собачки. Послушайте: [r], [r], [r].

– И они вместе идут приглашать друзей в гости. По дороге они услышали гусей.

Но гуси летели так высоко, что они услышали только один звук: [g], [g], [g].

– А где-то далеко в лесу каркает ворона. Но она тоже так далеко, что друзья

услышали только один звук: [k], [k], [k].

– Они идут дальше и вдруг слышат: [u-u:], [u-u:]. Конечно, это филин проснулся

в чаще леса.

– Обезьянка испугалась и побежала дальше. И вдруг перед ней большая

солнечная поляна, на которой растет много красивых цветов. А там где цветы,

там всегда пчелки. Они жужжат так: [δ ], [δ ], [δ]. Обезьянка очень боится

пчелок. Она от них прячется. (Дети закрывают руками голову.)

– И убегает вглубь леса. А там темно и сыро. Там живут комарики: [z], [z], [z].

Обезьянка не любит комариков. Она их хлопает. (Дети хлопают в ладоши.)

– Слушаем внимательно, кто подлетел к обезьянке: пчелка или комарик, и

хлопаем или прячемся. [δ], [δ], [z], [δ].

– Наконец обезьянка нашла своего друга. Послушайте, кто это: [εэ], [eэ], [eэ].

– Конечно, это мишка. Она зовет его в гости: [ei], [ei], [ei].

– И они идут дальше все вместе. Вдруг они слышат такой звук: [θ], [θ], [θ].

– Это их знакомая змейка. Они тоже зовут ее с собой: [ei], [ei], [ei].

– Наши друзья вернулись домой. На плите весело свистит чайник: [i:], [i:], [i:].

– Обезьянка с друзьями садятся пить чай. Он очень горячий. Они дуют на него:

[w], [w], [w].

– Друзья включают телевизор: [t ].

– Там идут их любимые мультфильмы: [u:], [u:], [u:].

– Обезьянке очень весело. Она поет свою любимую песенку: [la:], [la:], [la:]

– И зовет вас тоже к себе в гости: [ei], [ei], [ei].

А теперь давайте скажем нашей обезьянке спасибо: [θзеnkju] и до свидания

[bai]– [bai].

1.2. «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова.

Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые

поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ...

или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих

на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

1.3 Орфографические игры

«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного

лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой

команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители

команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают

слово.

Например: g...t, schle..ht.

1.4 Лексические игры

1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.

Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель

произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы,

должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок

составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как

составлено несколько слов.

2. «Озвучивание картинки». Цель: активизация лексики по изученной теме,

развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым

прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью

необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит

диалог и правильно его воспроизведет.

3. «Рассказ по рисунку». Цель: активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с

изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы,

характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается

хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

1.5 Грамматические игры

1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных

глаголов в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с

заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это

предложение.

С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем

это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.

2. «Игра в мяч». Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды

придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из

второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч

повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч

партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.

3. «Кубики». Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены

картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две

команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и

называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее

сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное

предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее

количество очков.

2 Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим

материалом

Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-

познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и

грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной

работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления

конкретных языковых единиц.

«Запомните предметы». Цель: запоминание и контроль лексики.

Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать

название предметов, которые запомнили.

Литература

1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение,

1988.- 67с.

2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта

работы). - М.: Просвещение, 1984.-112с.

3. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе

обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4. с.26-27.

4. Бачаров Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней

ступенях обучения. // Ин.яз. в шк.- №3, 1996.- с.66-68.

5. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах. // Ин.яз.

в шк.- № 4, 1998. - с.54-55.

6. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков

английского языка. - М.: Просвещение, 1976. - 59с.

7. Настольная книга преподавателя иностранного языка (Справочное пособие).-

Мн.: «Высшая школа», 1992.

8. Buttner S. Tamburin (Немецкий для детей).- Мах Hueber Verlag.



В раздел образования