Автор: Страдымова Любовь Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО - Дом детского творчества города Аркадак Населённый пункт: город Аркадак Саратовской области Наименование материала: Конспект занятия Тема: Тема занятия: "Аркадакский край" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования – Дом Детского творчества
города Аркадак Саратовской области
Конспект занятия
историко-краеведческого объединения
«Поиск»
Тема занятия:
«Аркадакский район»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Страдымова Л. Ю
Тема: «Аркадакский район»
Цель:
совершенствование поисковой, учебно – исследовательской
деятельности, через
ИКТ, иcпользование
которого направлено на
формирование интереса обучающихся к истории своего края.
Задачи:
Образовательная - познакомить с историей района, научить активным
формам деятельности с использованием ИКТ;
Развивающая
–
развивать
интерес
к
изучению
исторического
прошлого
края,
совершенствоавать
поисковую,учебно
–
исследовательскую деятельность.
Воспитательная
–
воспитывать
интерес
к
истории
своего
края,
способствовать формированию любви к родине
Тип занятия: комбинированный.
Форма
занятия:
нетрадиционная,
с
использованием
презентаций,
игры, виртуального путешествия,
Оборудование :
ноутбук,
презентации
к
занятию,
карточки
с
заданиями, записи песен « Россия», « Хочу в деревню»,
«Звуки природы. Деревня», « Алексеевка», « Друзья»,
Информационные
источники:
Кравцов
В.М
«Край
родной
навек
любимый», материалы газет «Сельская новь», архивные документы
ДДТ по истории края,
интернет-энциклопедия «Википедия»
.
Методы:
метод
витагенного
обучения,
наглядный,
практический
для
креативного мышления, проблемного изложения, исследовательский,
эвристический.
Формы: игровые, исследовательские, оценочные.
Предварительная работа: наблюдения на экскурсиях, ознакомление
с загадками, пословицами, архивными материалами ДДТ по истории
района, подготовка выступлений, презентации по теме.
План занятия
Организационный момент
– 3 мин
1.Введение в тему - 2 мин
2.Постановка цели и задач занятия -1 мин
Основная часть
- 22 мин
1. Работа со словарём -1мин
2.Игра « Хочу всё знать»
3. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
4.Заочная экскурсия по району.
5.Физминутка – 1 мин
6. Исследовательские работы воспитанников- 19 мин
( презентации- 14 мин, сообщения- 5 мин)
7.Физминутка для глаз. – 1 мин
Подведение итогов
– 13 мин
1.Игра - 3 мин
2.Работа с карточками 3 мин
3.Исторический диктант 1 мин
Обобщение. Вывод .- 7мин
Рефлексия
Ход занятия
I Организационный момент . (3 мин)
1 Введение в тему(2 мин)
Песня «Россия»( 1 мин)
Пословицы
1.Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя
2.И лук сладок, как мёд, если на родине растёт.
1.
Человек без родины своей, что без леса одинокий соловей.
2.
В родном краю и воздух исцеляет.
Стихотворение.
Аркадакский край.
Нет прекрасней Родины на свете,
Аркадакская наша земля!
Малой точкой на планете –
Твои рощи, леса и поля….
Здесь всё дорого нам , здесь родные
Эти улицы, парк, отчий дом,
Для нас травы цветут луговые.
Наше счастье в цветении том.
И. Ястребова
- Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и
живёт. Наша малая родина называется – Аркадак
Погружение в проблему урока.
Городов на Земле очень много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый. Попробуй,
прочитай слово ГОРОД с другой стороны! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
Аркадакский район, Аркадакский край.
- Покажите Аркадакский район на карте Саратовской области
- Как вы думаете, почему наш район получил название Аркадакский
район?
( - Потому, что находится на реке Аркадачка.)
- Кто догадался о чём пойдет речь на нашем занятии….?
2. Формулировка занятия. Постановка целей и задач(1 мин)
Основная часть(25мин)
1Работа со словарём.(1 мин)
Край
- административно-территориальная единица (Толковый
словарь Ожегова).
2.Введение в игру.
«Хочу всё знать»
- Сегодня ребята, у нас будет очень интересное занятие. Мы его
посвятим
нашему
родному
краю.
Предлагаю
сыграть
в
телевизионную игру «Хочу знать». Мы будем выполнять интересные
задания, узнаем много нового.
Начинаем передачу.
Вы разделитесь на корреспондентов и зрителей, а я – ведущая.
В.
–
Посмотрите,
сколько
пришло
писем
с
вопросами
к
нам
на
передачу. Многие хотят узнать о нашем Аркадакском крае.
Первое письмо пришло от Снегиревой Кристины из города Уфа. В
своем письме она спрашивает:
«Расскажите, какие деревни, сёла есть вашем района »?
На этот вопрос ответят наши корреспонденты - Ф И обучающихся.
3. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно. .
- Аудиозапись « Звуки природы. Деревня»( 1 мин)
-Песня « Хочу в деревню»- 1 мин
В. Письмо пришло из города Мурманска от Серебрякова Ивана. Он
спрашивает: « Расскажите, что вы знаете об истории сёл и деревень?»
В. Для ответа на этот вопрос придётся совершить путешествие по
району.
4.Заочная экскурсия по Аркадакскому краю –( 22 мин)
Мы отправляемся в путешествие, будьте внимательными, старайтесь
всё запомнить.
5.Физминутка.-
1 мин
Сейчас – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
6. Выступления корреспондентов ( 22 мин)
Презентации- 14 мин
Ведущий: В России городом считают населенный пункт с численностью более 12 тыс. человек
Между городом и селом есть переходная форма поселения – это поселок городского типа (раньше
их называли посады, слободы), где жители работают в промышленности, на транспорте. Село, как
правило, имеет церковь, школу, магазины. Деревня обычно без церкви и поменьше села. Хутор
и м е е т
о д и н ,
д в а
д о м а
в д а л и
о т
с е л
и
д е р е в е н ь .
Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции
з е м л е д е л и я ,
н р а в с т в е н н ы е
у с т о и
и з д а в н а
х р а н и л и с ь
в
д е р е в н е .
В сельской местности живет 1/3 населения, а вначале ХХ века 85% населения было сельским.
- село Красное знамя ( Андреевка) ( презентация)- 3 мин
- Баклуши (презентация)- 4 мин
-село Новосельское (презентация)- 3 мин
- Малиновка (презентация)- 4 мин
Сообщения корреспондентов - стихотворение о селе Ростоши - 2мин
Осиновка,
Шебалово,
Семёновка,
Львовка,
Ивановка,
Ольшанка,
Кистендей- 5мин,
Алексеевка( песня) – 1 мин
7.Физминутка для глаз . – 1 мин
Подведение итогов. 7 мин
Работа с периодической печатью.
1.Игра
«Найди
названия
сёл,
деревень,
посёлков
Аркадакского
района в материалах газеты «Сельская новь» (работа в парах.)-3 мин
2.
Работа с карточками . «Аркадакский край родной». Отметить в
списке населённых пунктов, села, посёлки и т.д., о которых ребята
узнали на занятии.- 3 мин
( Работа в группах.)
3.Исторический диктант «Угадай-ка»( 1 мин)
Сельские поселения
Городские поселения
село
Поселок городского типа
деревня
город
станица
мегаполис
хутор
аул
Обобщение.
. - В конце нашего занятия я попрошу Вас продолжить предложения:
1.
Моя Родина – это…
2.
Я знаю, что моя Родина много…
3.
Самыми трудными событиями моей Родины были…
4.
Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5.
Когда я вырасту, я хочу…
6.
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Я благодарен(а) своей Родине за то, что…
Вывод
: Мы познакомились с названиями сёл, частично с их историей Мы
продолжим изучение истории сёл, района. Знать историю своего края просто
необходимо. История – это память народа и она должна жить вечно.
Мы говорили сегодня о нашем крае?
- И где бы ни находился человек, его мысли, и дела всегда будут связаны с
родной землей.
Аркадакский край – это наша родина, любить свой край родной , значит
любить страну в которой, ты живёшь.
Сильная, независимая держава с вековыми традициями, которой
восхищается весь мир, это наша Родина – наша Россия.
Рефлексия.
-
Понравились вам занятие?
- Молодцы ребята!
Сюрпризный момент.
-
Наше занятие закончено. Спасибо за помощь в его проведении.