Автор: Орунова Татьяна Леонидовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №19»
Населённый пункт: Колпашево
Наименование материала: Представление опыта работы
Тема: «Работа по профориентации и самоопределению обучающихся в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Представление опыта работы
инструктора по физической культуре МАДОУ № 19 г. Колпашево
Оруновой Татьяны Леонидовны
по теме «Работа по профориентации и самоопределению обучающихся в ДОУ»
Профориентация –
есть
неотъемлемая
часть
общекультурной
среды,
формирующая
целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок
п р и н и м а е т
м и р
в з р о с л ы х
с
е го
п р о бл е м а м и ,
у с п еха м и ,
р е ш е н и я м и .
Посредством профориентационной р а б о т ы
у д о в л е т в о р я ю т с я
важнейшие социальные потребности:
ребенок
через
игру
знакомится
с
атрибутами
разных профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых
обоснована
ФГОС ДО,
и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее
содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес
к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве.
Отношение
к
профессии
вырабатывается
в
процессе
социализации
личности,
который
охватывает и дошкольный период.
В
р а м к а х
п р е е м с т в е н н о с т и
п о
п р о ф о р и е н т а ц и и
д е т с к и й
с а д
я в л я е т с я
первоначальным
звеном
в
единой
непрерывной
системе образования. Дошкольное учреждение –
первая ступень в формировании базовых знаний о
профессиях.
Именно
в
детском
саду
дети
знакомятся
с
многообразием
и
их
широким
выбором.
Учитывая
тот
факт,
что
одним
из
приоритетных
направлений
современной
социальной
политики
государства
является
с ох р а н е н и е
и
у к р е п л е н и е
з д о р о в ь я
дошкольника и видя большой интерес ребят к
спорту, мы решили ещё более активизировать
его, расширив представления детей о людях
спортивных профессий. Это оказалось очень
интересно и для детей, и для взрослых, ведь
эта
тема
достаточно
редко
находит
своё
отражение в образовательном процессе ДОУ.
Был разработан проект «Ступеньки к здоровью»
Цель: расширение представлений детей о труде взрослых и создание позитивного
образа людей спортивных профессий через интеграцию двигательной и продуктивной
видов деятельности.
Задачи:
сформировать
интерес
к
профессиям,
связанных
со
спортом
и
здоровьем,
знакомство с процессом работы, трудовыми действиями, результатом труда;
вовлечь
детей
в
различные
виды
спорта (футбол,
хоккей,
волейбол
и
др.);
расширить навыки действия со спортивными снарядами (лыжи, сани, клюшка и
др.); сформировать культуру здоровья;
укрепить
связи
и
создать
взаимопонимания
между
педагогами,
детьми
и
родителями;
воспитывать
уважение
к
людям
труда;
формирование
культуры
труда,
положительного отношения к нему; развитие настойчивости, целеустремлённости,
способности к преодолению трудностей для достижения поставленной цели.
Участниками
данного
проекта
стали:
инструктор
по
физической
культуре,
дети
старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Методы исследования:
беседы с детьми на заданную тему, демонстрация видеоряда, видеофильмов;
встречи с людьми спортивных профессий;
наблюдения за трудом людей спортивных профессий;
подбор информации из различных источников (самостоятельно и совместно со
взрослыми)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Проект начался с обсуждения с дошкольниками
вопросов
по
теме
проекта.
Дети
совместно
с
воспитателем и родителями составили «Дерево
познания», на котором размещалась информация
о том, что знают дети и что они хотят узнать о
данной профессии.
К
родителям
обратились
с
просьбой
принять
активное
участие
в
проекте,
найти
с
детьми
информацию о спортивных профессиях, принести фотографии для создания альбома,
подобрать стихи или составить мини рассказ.
Основной этап
Изучение
темы
началось
на
фронтальных
занятиях.
Дети
знакомились
с
названием,
содержанием
и
значимостью
профессии
(спортсмен,
тренер,
спортивный
врач ,
спортивный
комментатор,
спортивный
журналист,
спортивный
фотограф.).
В
процессе
работы
дети
заучивали
стихи,
от г а д ы в а л и
з а г а д к и ,
р а с с м а т р и в а л и
иллюстрации.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и
экскурсии.
Экскурсии
дают
реальное
представление детям о профессии. В
нашем случаи экскурсия проходила на
стадионе,
где
дети
встретились
с
т р е н е р а м и ,
с о
с п о р т с м е н а м и .
Побывали
в
гостях
в
медицинском
кабинете.
Прошлись
по
спортивным
залам, познакомились со спортивными
снарядами
и
т.д.
Очень
впечатлило
наблюдение
за
работой
тренеров:
тяжелой атлетики, фитнеса и т.д.
Дети
подготовительной
группы
принимали
участие
в
продуктивной
деятельности:
пробовали себя в роли инструктора по физической культуре, давая разминочный комплекс
упражнений. В процессе сюжетно-ролевых игр с удовольствием примеряли на себя роль
спортивного комментатора, фотографа, корреспондента.
Заключительный этап
Итоги проекта:
В
процессе
проведенной
работы
дети
п о л у ч и л и
з н а н и я
о
с п о р т и в н ы х
профессиях;
Совместное
творчество
способствовало
созданию атмосферы взаимопонимания и
дове ри т е ль н ы х
от н ош е н и й
м е ж д у
родителями, педагогами и детьми;
Наш проект закончился детско-родительскими спортивным праздником «Планета
Спортландия»,
выставкой
рисунков
«Рисуем
спорт»,
созданием
фотоальбома
«Спортивные профессии» изготовленного при помощи родителей и детей.
В
ходе
проекта
дети
стали
с
большим
интересом
относиться
к
миру
спорта.
Круглогодично
с
ребятами
мы
посещаем
на
стадион,
уже
несколько
детей
из
подготовительной
группы
начали
активно
посещать
спортивные
секции.
Ребята
с
удовольствием стали смотреть спортивные соревнования, как по телевидению, так и в
жизни, делясь друг с другом впечатлениями. Пополнилась и «армия» болельщиков.
В заключении, хочется отметить, что ключевой фигурой в ФГОС ДО прописан ребенок, но
и педагогу отводится немаловажная роль. Стандарт дошкольного образования нацелен на
Концепцию социальной успешности человека, у руля стоит – его величество ребенок.
Главная наша задача - развить мотивационно-ценностную сферу: чувство гордости у
ребенка за свои достижения; повысить мотивацию у дошкольников - развить качества -
сотрудничество
со
сверстниками;
умение
самостоятельно
строить,
планировать
свою
деятельность в игре, а не с помощью взрослых выполнять алгоритм действий; развивать
социализацию жизненных навыков.