Напоминание

"Искусство как особая форма самовыражения человека на примере произведений русской культуры"


Автор: Соколова Ирина Геннадиевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №187
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Искусство как особая форма самовыражения человека на примере произведений русской культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока музыки в 3 классе на тему «Искусство как особая форма

самовыражения человека на примере произведений русской культуры»

(по учебнику В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр «Музыка. 3 класс», Москва,

издательский центр «Вентана – Граф», 2013, стр.68 – 70.)

Информационная карта урока

Учитель: Соколова Ирина Геннадиевна

Предмет: музыка

Класс:

Тема

урока:

«Искусство

как

особая

форма

самовыражения

человека

на

примере произведений русской культуры»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: диалог

Цель урока:

Проникновение

ребёнка

в

мир

художественных

образов

произведений

русской

культуры

через

интонационно

образное

пр очте ние

художественного текста.

Задачи урока:

развивать

эмоционально

нравственный

отклик

на

художественное

произведение;

развивать

навык

восприятия

музыки

и

её

интонационно

образного

анализа;

♫ продолжать формирование музыкального вкуса учащихся;

♫ прививать любовь и уважение к произведениям русских композиторов;

♫ стимулировать проявление умений анализировать, сравнивать, обобщать

через восприятие художественного текста;

закреплять

представления

о

классической

музыке

как

о

жанре

музыкального искусства;

♫ воспитывать самостоятельность в суждениях, личной позиции, взглядах,

способность к сопереживанию художественному образу;

♫ активизировать умение говорить о произведении искусства;

♫ включать каждого обучающегося в творческий процесс.

Форма организации деятельности:

- Индивидуальная;

- Фронтальная;

- Коллективная.

Элементы урока:

1. Художественно – педагогическая идея;

2. Завязка;

3. Разработка;

4. Кульминация;

5. Эпилог.

Психолого – педагогический алгоритм урока:

1. Постановка проблемы перед учащимися, психологическое включение в

деятельность, создание эмоциональной атмосферы урока;

2.

Организация

восприятия,

обобщение

детского

опыта,

закрепление

первоначальной универсальной информации;

3.

Усвоение

социо

культурных

способов

работы

с

материалом

через

воспроизведение и вариативный тренаж;

4. Решение проблемных ситуаций, творческих задач на основе использования

усвоенных знаний и умений; обмен версиями, своим пониманием материала;

5. Рефлексивная практика как самоанализ ценностного аспекта ребёнка;

6. Контроль за результатами деятельности.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Танцевальная разминка: С. Ранда «Скрипочка».

3. Углубление темы урока.

- Прочтение художественного полотна: М. К. Чюрлёнис «Дружба».

-

Слушание

музыкального

произведения:

М.

К.

Чюрлёнис

«Прелюдия

ля

бемоль мажор»;

- Ролевая игра «Я – творец».

-

Исполнение

песен:

М.

Минков

«Дорога

Добра»

и

Е.

Птичкин

«Землю

обмотали».

4. Кульминация урока.

Слушание музыкального произведения: С. В. Рахманинов «Концерт №3 для

фортепиано с оркестром» (I часть).

5. Рефлексия, подведение итогов урока.

Музыкальный ряд:

♪ С. Ранда «Скрипочка»;

♪ М. К. Чюрлёнис «Прелюдия ля бемоль мажор»;

♪ М. Минков «Дорога Добра»;

♪ Е. Птичкин «Землю обмотали»;

♪ С. В. Рахманинов «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» (I часть).

Зрительный ряд:

♪ Репродукция картины М. К. Чюрлёниса «Дружба»;

♪ Портрет русского композитора С. В. Рахманинова;

♪ Портрет литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса.

Литературный ряд:

♪ Г. Алексеев «Протяни руку…».

Метод обучения:

♪ Наглядный;

♪ Практический;

♪ Проблемно – поисковый;

♪ Исследовательский.

Методы организации учебной деятельности:

♪ Эстетическое созерцание, чувствование, вглядывание, духовно – идеальное

постижение сущности художественного произведения;

♪ Интонационный и художественный анализ произведений;

♪ Переинтонирование образа через постановку различных художественных

задач;

♪ «Перевод» языка одного искусства в другую модальность;

♪ «Выход» за пределы предмета во вне художественные сферы, в контекст

жизни, проведение аналогий, ассоциаций;

♪ Партитура вопросов;

♪ Организация разноуровневых диалогов;

♪ Обмен способностями.

Виды и формы контроля:

♪ Слушание музыки;

♪ Рассуждения о музыке;

♪ Творческие задания.

Оборудование:

♪ ПКД «SONI – СD 33»;

♪ Колонки акустические;

♪ Пианино «Сибирь»;

♪ Фонотека для уроков музыки в 3 классе;

♪ Репродукция картины М. К. Чюрлёниса «Дружба»;

♪ Портрет русского композитора С. В. Рахманинова;

♪ Портрет литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса;

Учебник

В.

О.

Усачёвой,

Л.

В.

Школяр

«Музыка.

3

класс»,

Москва,

издательский центр «Вентана – Граф», 2013, стр.68 – 70.

Предполагаемый результат:

- Заинтересованность детей;

- Эффект личного участия каждого ребёнка;

- Активное участие детей в групповой работе;

- Выявить эмоциональное своеобразие произведения искусства;

- Выразить своё отношение к художественному произведению, мотивировать

суждение, сопоставить точку зрения автора и свою;

- Провести художественные параллели, обобщить произведения под углом

темы, найти интонационно – смысловое тождество;

- Осмысленное владение способами певческой деятельности.

Планируемые результаты

научится

Получит возможность научиться

Личностные

1.Сформулированность

эмоционального

отношения

к

искусству,

эстетического

взгляда

на

мир

в

его

целостности,

художественном

и

самобытном разнообразии;

размышлять об истоках

возникновения русского

музыкального искусства;

наблюдать за музыкой в жизни

человека и звучанием

природы.

расширить музыкальный кругозор и

получить общие представления о

музыкальной жизни современного

социума.

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация

творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)

музицирования.

участвовать в коллективном

пении, вовремя начинать и

заканчивать пение, слушать

паузы, понимать дирижёрские

жесты.

участвовать в коллективном

обсуждении учебной проблемы и

анализе условий учебной задачи.

Предметные

1.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки

в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии

проявлять личностное отношение

при восприятии музыкальных

произведений, эмоциональную

отзывчивость;

понимать степень значения роли

музыки в жизни человека.

пониманию истоков музыки и её

взаимосвязи с жизнью;

воспринимать учебный материал

небольшого объёма со слов

учителя, умению внимательно

слушать;

узнавать на слух основную часть

произведений.

2.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на

материале музыкальной культуры родного края

ориентироваться в

музыкально- поэтическом

творчестве,

сопоставлять

различные образцы

народной

и профессиональной музыки;

ценить отечественные

народные музыкальные

традиции;

пониманию истоков музыки и ее

взаимосвязи с жизнью;

реализовывать творческий

потенциал, осуществляя

собственные музыкально -

исполнительские замыслы в

различных видах деятельности.

3.Развитие

художественного

вкуса

и

интереса

к

музыкальному

искусству и музыкальной деятельности

накопления музыкально-

слуховых представлений и

воспитания художественного

вкуса.

обогащению индивидуального

музыкального опыта.

4.Умение

воспринимать

музыку

и

выражать

своё

отношение

к

музыкальному произведению

высказывать свое отношение к

различным музыкальным

сочинениям, явлениям.

определять и сравнивать

характер, настроение в

музыкальных произведениях;

эмоционально откликнуться на

музыкальное произведение и

выразить свое впечатление.

5.Использование музыкальных образов при создании

театрализованных и музыкально-пластических композиций,

исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

принимать участие в

элементарной импровизации и

исполнительской деятельности;

участвовать в коллективном

пении.

передавать настроение музыки в

пении;

передавать настроение музыки в

пластическом движении, пении,

давать определения общего

характера музыки.

Метапредметные

1)

Применение знаково-символических и речевых средств длярешения

коммуникативных и познавательных задач;

использовать музыкальную речь

как способ общения между

людьми и передачи информации,

выраженной в звуках;

приобретать (моделировать) опыт

музыкально-творческой

деятельности через сочинение,

исполнение, слушание.

выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи;

приобретать (моделировать) опыт

музыкально - творческой

деятельности через сочинение,

исполнение, слушание; найти

нужную речевую интонацию для

передачи характера и настроения

песни.

2.Участие

в

совместной

деятельности

на

основе

сотрудничества,

поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

участвовать в коллективной

творческой деятельности при

воплощении различных

музыкальных образов.

видеть взаимосвязь всех

школьных уроков друг с другом и

роль музыки в отражениях

различных явлениях жизни;

оказывать помощь в организации

и проведении школьных

культурно-массовых

мероприятий.

Краткая характеристика класса:

Обучающиеся 3а класса работают третий год по программе «Музыка»

Л.В.Школяр, В.О.Усачёвой.

Обучающиеся

класса

активные,

любознательные,

эмоциональные,

творческие дети. Способны мыслить, рассуждать, высказывать свои мнения.

Дети тонко чувствуют нить художественного текста. Способны сопереживать,

сострадать.

С

удовольствием

дети

слушают

музыкальные

произведения,

любят петь и танцевать, умеют понять эмоциональный строй музыкального

произведения,

контраст

интонаций,

способны

создавать

целостные

интерпретации.

Обучающиеся

раскрывают

творческие

способности

в

восприятии

произведений

искусства

и

художественной

деятельности,

осознают

необходимость творческой деятельности.

Обучающиеся

класса

отличаются

эмоциональностью

речи,

эмоциональностью

восприятия

произведений

искусства,

творческим

отношением к выполняемым заданиям.

Многие обучающиеся способны мыслить нестандартно, оригинально,

способны

к

воображению.

Большинство

обучающихся

способны

разрабатывать творческие идеи.

Ход урока:

- Здравствуйте, мои ребятки!

Загляну я в Ваши глазки!

Что увижу в них – улыбку,

Радость, смех или грустинку?

Откроем музыке сердца,

И пусть сейчас звучит она!

В театре нашем музыкальном

Сегодня будут чудеса!

С. Ранда «Скрипочка» (танцевальная разминка)

- Какое настроение подарила нам песня?

- Какие чувства наполнили Ваши сердца?

- Что хотел сказать нам автор?

(Ответы детей).

-

Как

Вы

думаете,

зачем

композиторы,

художники,

поэты

создают

свои

произведения?

(Ответы детей).

- Автор, создавая своё произведение, хочет донести до нас свои мысли,

чувства, переживания. Как Вы считаете, мы, слушатели, способны понять

мысль

автора

произведения?

Мы

способны

проникнуть

в

мир

другого

человека?

(Ответы детей).

-Сегодня мы с Вами попробуем услышать Автора, Человека, Художника. Наш

разговор на тему «Искусство как особая форма самовыражения человека на

примере произведений русской культуры» (тема открывается на доске перед

обучающимися).

- Немецкий поэт Л. Тик сказал: «Без музыки земля – пустой, недостроенный

дом, в котором никто не живёт». Как Вы понимаете эти слова?

(Ответы детей).

- А я бы расширила эту мысль: не только без музыки, но и вообще без

искусства наша жизнь была бы скучна и неинтересна. Так давайте наполним

искусством наши сердца.

Репродукция картины М. К. Чюрлёниса «Дружба».

- Ваши мысли.

- Что Вас удивляет? Что непонятно?

- Какие вопросы Вы бы задали автору?

- Повторите этот жест. Что мы сейчас делаем? Мы отдаём или забираем себе?

(Ответы детей).

- Мы отдаём что – то нам не нужное, лишнее или отдаём самое дорогое?

- А всегда нам легко отдать самое дорогое, что мы имеем? Только настоящий

человек способен на это.

- Что же мы можем отдать?

(Ответы детей: свет своей души, тепло своего сердца и т.д.)

- А в Вашей жизни были такие ситуации?

- Я предлагаю Вам ответить на этот вопрос про себя, подумайте об этом,

глядя на картину и слушая музыку.

М. К. Чюрлёнис «Прелюдия ля бемоль мажор» (слушание)

- Дайте название картине.

(Ответы детей: «Душа», «Сердце человека», «Самое дорогое» и т.д.).

- Эта картина называется «Дружба». Автор – литовский художник Микалоюс

Константинас Чюрлёнис.

(Портрет М. К. Чюрлёниса)

- Он также является автором этой прекрасной музыки «Прелюдия ля бемоль

мажор». Удивительно талантливый человек. Будучи трёхлетним ребёнком,

говорил: «Если люди не спят, значит, они думают». И мы с Вами сейчас

благодаря произведениям этого Человека задумались о себе, о самом главном

в нашей жизни, о самых дорогих нам людях.

Е. Птичкин «Землю обмотали» (исполнение)

- Говорят, каждый человек – мелодия. Мы все звучим, мы все чувствуем, мы

все испытываем какие – то эмоции.

- Давайте поделимся своими чувствами, своими эмоциями друг с другом.

Ролевая игра «Я – творец»:

Приглашаются трое учащихся. Дети передают различные эмоциональные

состояния.

Способы

передачи

эмоционального

состояния

дети

выбирают

сами: интонация слова, жест, взгляд, скульптурная композиция и т. д. Само

задание вслух не сообщается всем детям, а, значит, задача всех ребят - понять

эмоциональное состояние, которое выражает их одноклассник:

1. «Кому бы ты хотел рассказать о своей мечте?»;

2. «Поделись с другом своей радостью»;

3. «Я – самый счастливый на свете!»

- Какие Вы молодцы! Как Вы тонко смогли почувствовать эмоциональное

состояние своих одноклассников. Но ведь мы видели друг друга, мы знаем

друг друга. А если к нам обратится совершенно незнакомый нам человек –

сможем ли мы понять, что он чувствует? Не случайно Антуан де Сент –

Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не

увидишь». Как Вы понимаете эти слова?

(Ответы детей).

- Попробуем и мы с Вами услышать самое главное сердцем.

-

Сейчас

Вы

услышите

своеобразное

звуковое

послание

человека

из

прошлого. Сможем ли мы с Вами понять, что хотел сказать нам человек? Что

он чувствовал? Какие эмоции испытывал?

С. В. Рахманинов «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» (I

часть)

(слушание).

- Ваши мысли.

(Ответы, мысли, рассуждения детей).

Для более полного анализа музыкального произведения С. В. Рахманинова

проводится работа в творческих группах:

«Композиторы».

Задание:

«Расскажите

о

музыке,

об

особенностях

мелодии,

о

средствах

музыкальной выразительности».

«Собеседники».

Задание: «Расскажите об этом человеке, что он чувствовал, какие эмоции

испытывал?»

«Художники».

Задание: «Какую картину Вы бы нарисовали, слушая эту музыку?»

«Скульпторы».

Задание: «Создайте скульптурную композицию, созвучную этой музыке».

«Поэты».

Задание: «Сочините стихотворные строки, созвучные этой музыке».

«Философы».

Задание: «Сформулируйте основную мысль, которую хотел донести до нас

автор».

(После повторного прослушивания I части «Концерта №3» С. В. Рахманинова

дети выступают по проблеме своей творческой группы).

- Кто из известных Вам композиторов мог так рассказать о себе?

(Ответы детей, могут быть высказаны разные варианты, в том числе дети

могут назвать имя С. В. Рахманинова).

-Автор

этого

произведения

русский

композитор

Сергей

Васильевич

Рахманинов.

(Портрет С. В. Рахманинова).

-Как бы Вы назвали это произведение?

(Ответы детей).

-Давайте обратимся к нашему учебнику, и мы узнаем ещё больше об этом

произведении.

(Работа по учебнику В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр «Музыка. 3 класс»,

Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013, стр.68 – 70).

- Теперь Вы знаете, что называется это произведение Сергея Васильевича

Рахманинова

«Концерт

№3

для

фортепиано

с

оркестром».

И

как

сказал

замечательный пианист Иосиф Гофман: «Сталь – в его руках, золото – в его

сердце». Это был настоящий Человек!

-

Ребята,

стремитесь

быть

настоящими

людьми,

совершайте

хорошие

поступки, всегда идите по Дороге Добра!

М. Минков «Дорога Добра» (исполнение)

- Ребята, какие выводы Вы можете сделать, завершая наш разговор? Что Вы

сегодня узнали? Что Вас удивило? О чём задумались?

(Ответы детей).

- Сегодня мы с вами познакомились с произведениями русской культуры. Мы

вслушивались в произведения русских художников, музыкантов, поэтов. Мы

слушали ЧЕЛОВЕКА, его мысли, его ощущения, его эмоции. Мы слушали

СЕБЯ.

- Протяни руку,

И на твою ладонь

Упадет дождевая капля.

Протяни руку

И на твою ладонь сядет

Стрекоза,

большая, зеленая стрекоза.

Только протяни руку,

И к тебе на ладонь

Спустится райская птица

Ослепительной красоты,

Настоящая райская птица!

Протяни же руку,

Чего ты стесняешься?

Ты же не нищий!

Постой минуту с протянутой рукой,

И кто-то положит тебе на ладонь

Свое пылкое, восторженное, горячее сердце...

А если положат камень,

Не обижайся,

Будь ВЕЛИКО-ДУШНЫМ!

(Г. Алексеев)

- Будьте великодушны!

- Будьте счастливы!

- До свидания!



В раздел образования