Автор: Василенко Людмила Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Экономика. Моя фирма".
Раздел: среднее образование
Рабочая программа спецкурса
«Моя фирма» для 9 класса
Пояснительная записка
Элективный курс «Моя фирма» создан в рамках организации предпрофильной
подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с
основными
положениями
концепции
профильного
обучения,
а
также
с
учётом
требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Курс разработан на основе учебного пособия Розановой Н. М. «Моя фирма»
(М.: Вита-Пресс, 2008).
Программа курса рассчитана на 17 часов(1 ч в неделю). В основу программы
положены
следующие
принципы:
доступность,
научность,
связь
с
жизнью,
преемственность.
Актуальность программы: современному молодому человеку в условиях
рыночной экономики совершенно необходимо ориентироваться в потоке
экономической информации, грамотно интерпретировать её содержание, определять
правила собственного финансового поведения, которые позволят реализовать
личный финансовый и карьерный планы.
Цель курса: ознакомление учащихся с разнообразными сторонами деятельности
фирмы.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с основными характеристиками фирмы и видами
фирм;
- рассмотреть основные цели фирмы;
- изучить типы структур рынка, ценовые и неценовые способы воздействия на
фирму ;
- рассмотреть особенности спроса на труд со стороны фирмы, источники
денежных ресурсов для фирмы;
-
развивать логическое и критическое мышление, творческие способности,
коммуникативные навыки;
-
воспитывать
важнейшие
качества:
целеустремлённость,
настойчивость,
выдержку, инициативность и самостоятельность, а также организованность и
уверенность.
Виды учебной деятельности: познавательная, информационно-коммуникативная,
рефлексивная .
Общая характеристика курса
Срок освоения курса - полугодие.
Программа курса рассчитана на 17 часов(1 ч в неделю). В основу программы
положены
следующие
принципы:
доступность,
научность,
связь
с
жизнью,
преемственность.
Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития
учащихся, уровнем их индивидуальных способностей. Ведущие методы –
проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную
активность учащихся.
Результаты освоения курса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
определение рынка, его сущности, виды;
основные
сферы
предпринимательской
деятельности
и
основные
понятия,
с в я з а н н ы е
с
р ы н о ч н ы м
м е х а н и з м о м :
уметь
оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы
экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать
собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить
собственное место в изучении экономических процессов;
анализировать и оценивать возможности объединения различных
экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
составлять производственный план;
рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки
самоокупаемости;
оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом;
аргументировано отстаивать собственные позиции.
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки
зрения;
осуществления
самостоятельного
поиска,
анализа
и
использования
экономической информации.
Формы контроля
текущий контроль: тесты, практикумы, творческие задания;
итоговый контроль: защита итоговых проектов.
Примерные темы итоговых проектов:
Темы эссе:
1."Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг
друга" (Э. Каннан)
2.«Бизнес, нацеленный на удовлетворение чьих-то потребностей, обычно бывает
успешным: бизнес, нацеленный на получение прибыли, редко бывает успешным».
(Н. Батлер)
3.«В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш
конкурент». ( А. Маршалл)
4.«Бизнес – это сочетание войны и спорта». (А. Моруа)
Темы рефератов:
1. Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной
цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг.
2. Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии.
3. Издержки производства, доходы и экономическая прибыль: их взаимосвязи и
проблемы максимизации последней.
4. Ценовая и неценовая конкуренция.
5. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
6. Понятие прибыли, ее значение, виды.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, темы
урока
Количес
тво
часов по
програм
ме
Из них
Теорет
ич.
заняти
я
Практ
ич.
занят
ия
1.
Где начинается и где
заканчивается фирма
2
1
1
2.
Как определить конечную цель
фирмы
2
1
1
3.
Конкуренция или
сотрудничество: выбор
стратегии поведения на рынке
2
1
1
4.
Сколько работников нужно
фирме
2
1
1
5.
Откуда взять деньги
2
1
1
6.
Можно ли воздействовать на
спрос: ценовые и неценовые
методы
2
1
1
7.
Как фирма переходит из
отрасли в отрасль
2
1
1
8.
Государство и фирма: всё ли
может фирма, что хочет
2
1
1
9.
Итоговое занятие по курсу
1
1
Итого
17
8
9
Календарно-тематический план
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Дата
пров
еден
ия
Прим
ечани
е
1.
Где начинается и где заканчивается фирма
2
1.1
Фирма как первичная организационная единица
бизнеса
1
1.2
Издержки, выручка и прибыль фирмы
1
2
.
Как определить конечную цель фирмы
2
2.1
Интересы собственников фирмы
1
2.2
Фирма, управляемая работниками
1
3.
Конкуренция или сотрудничество: выбор
стратегии поведения на рынке
2
3.1
Типы рыночных структур
1
3.2
Анализ рынка
1
4.
Сколько работников нужно фирме
2
4.1
Особенности спроса на труд
1
4.2
Работник на фирме
1
5.
Откуда взять деньги
2
5.1
Особенности финансового выбора фирмы
1
5.2
Виды финансовых ресурсов фирмы
1
6.
Можно
ли
воздействовать
на
спрос:
ценовые и неценовые методы
2
6.1
Понятие ценовой дискриминации
1
6.2
Реклама как фактор воздействия на спрос
1
7.
Как
фирма
переходит
из
отрасли
в
отрасль
2
7.1
Определение барьера входа на рынок
1
7.2
Динамика рынка
1
8.
Государство
и
фирма:
всё
ли
может
фирма, что хочет
2
8.1
Антимонопольная политика
1
8.2
Социальная ответственность современного бизнеса
1
9.
Итоговое занятие по курсу
1
Итого
17
Материально - техническое обеспечение курса
В
процессе
обучения
используется
программное
обеспечение,
компьютер,
ресурсы Интернет, технические средства обучения: видеозаписи, мультимедиа
продукты.
1. Липсиц И. В.” Введение в экономику и бизнес”. - М.: Вита-Пресс,2009.
2.Розанова Н.М. «Моя фирма». Учебное пособие по элективному курсу для 8-9
классов—М.: Вита – Пресс, 2009.
3.Симоненко В. Д. и др.” Основы предпринимательства”: Учебное пособие.- М.:
Вита – Пресс,2008-9.
4.Черняк В.З. “Введение в предпринимательство”.- М. Вита – Пресс, 2003.