Напоминание

"Экономика. Моя фирма".


Автор: Василенко Людмила Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Экономика. Моя фирма".
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа спецкурса

«Моя фирма» для 9 класса

Пояснительная записка

Элективный курс «Моя фирма» создан в рамках организации предпрофильной

подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с

основными

положениями

концепции

профильного

обучения,

а

также

с

учётом

требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

Курс разработан на основе учебного пособия Розановой Н. М. «Моя фирма»

(М.: Вита-Пресс, 2008).

Программа курса рассчитана на 17 часов(1 ч в неделю). В основу программы

положены

следующие

принципы:

доступность,

научность,

связь

с

жизнью,

преемственность.

Актуальность программы: современному молодому человеку в условиях

рыночной экономики совершенно необходимо ориентироваться в потоке

экономической информации, грамотно интерпретировать её содержание, определять

правила собственного финансового поведения, которые позволят реализовать

личный финансовый и карьерный планы.

Цель курса: ознакомление учащихся с разнообразными сторонами деятельности

фирмы.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с основными характеристиками фирмы и видами

фирм;

- рассмотреть основные цели фирмы;

- изучить типы структур рынка, ценовые и неценовые способы воздействия на

фирму ;

- рассмотреть особенности спроса на труд со стороны фирмы, источники

денежных ресурсов для фирмы;

-

развивать логическое и критическое мышление, творческие способности,

коммуникативные навыки;

-

воспитывать

важнейшие

качества:

целеустремлённость,

настойчивость,

выдержку, инициативность и самостоятельность, а также организованность и

уверенность.

Виды учебной деятельности: познавательная, информационно-коммуникативная,

рефлексивная .

Общая характеристика курса

Срок освоения курса - полугодие.

Программа курса рассчитана на 17 часов(1 ч в неделю). В основу программы

положены

следующие

принципы:

доступность,

научность,

связь

с

жизнью,

преемственность.

Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития

учащихся, уровнем их индивидуальных способностей. Ведущие методы –

проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную

активность учащихся.

Результаты освоения курса

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;

определение рынка, его сущности, виды;

основные

сферы

предпринимательской

деятельности

и

основные

понятия,

с в я з а н н ы е

с

р ы н о ч н ы м

м е х а н и з м о м :

уметь

оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы

экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать

собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить

собственное место в изучении экономических процессов;

анализировать и оценивать возможности объединения различных

экономических ресурсов для производства товаров и услуг;

планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;

составлять производственный план;

рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;

составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки

самоокупаемости;

оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом;

аргументировано отстаивать собственные позиции.

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки

зрения;

осуществления

самостоятельного

поиска,

анализа

и

использования

экономической информации.

Формы контроля

текущий контроль: тесты, практикумы, творческие задания;

итоговый контроль: защита итоговых проектов.

Примерные темы итоговых проектов:

Темы эссе:

1."Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг

друга" (Э. Каннан)

2.«Бизнес, нацеленный на удовлетворение чьих-то потребностей, обычно бывает

успешным: бизнес, нацеленный на получение прибыли, редко бывает успешным».

(Н. Батлер)

3.«В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш

конкурент». ( А. Маршалл)

4.«Бизнес – это сочетание войны и спорта». (А. Моруа)

Темы рефератов:

1. Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной

цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг.

2. Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии.

3. Издержки производства, доходы и экономическая прибыль: их взаимосвязи и

проблемы максимизации последней.

4. Ценовая и неценовая конкуренция.

5. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

6. Понятие прибыли, ее значение, виды.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

урока

Количес

тво

часов по

програм

ме

Из них

Теорет

ич.

заняти

я

Практ

ич.

занят

ия

1.

Где начинается и где

заканчивается фирма

2

1

1

2.

Как определить конечную цель

фирмы

2

1

1

3.

Конкуренция или

сотрудничество: выбор

стратегии поведения на рынке

2

1

1

4.

Сколько работников нужно

фирме

2

1

1

5.

Откуда взять деньги

2

1

1

6.

Можно ли воздействовать на

спрос: ценовые и неценовые

методы

2

1

1

7.

Как фирма переходит из

отрасли в отрасль

2

1

1

8.

Государство и фирма: всё ли

может фирма, что хочет

2

1

1

9.

Итоговое занятие по курсу

1

1

Итого

17

8

9

Календарно-тематический план

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

пров

еден

ия

Прим

ечани

е

1.

Где начинается и где заканчивается фирма

2

1.1

Фирма как первичная организационная единица

бизнеса

1

1.2

Издержки, выручка и прибыль фирмы

1

2

.

Как определить конечную цель фирмы

2

2.1

Интересы собственников фирмы

1

2.2

Фирма, управляемая работниками

1

3.

Конкуренция или сотрудничество: выбор

стратегии поведения на рынке

2

3.1

Типы рыночных структур

1

3.2

Анализ рынка

1

4.

Сколько работников нужно фирме

2

4.1

Особенности спроса на труд

1

4.2

Работник на фирме

1

5.

Откуда взять деньги

2

5.1

Особенности финансового выбора фирмы

1

5.2

Виды финансовых ресурсов фирмы

1

6.

Можно

ли

воздействовать

на

спрос:

ценовые и неценовые методы

2

6.1

Понятие ценовой дискриминации

1

6.2

Реклама как фактор воздействия на спрос

1

7.

Как

фирма

переходит

из

отрасли

в

отрасль

2

7.1

Определение барьера входа на рынок

1

7.2

Динамика рынка

1

8.

Государство

и

фирма:

всё

ли

может

фирма, что хочет

2

8.1

Антимонопольная политика

1

8.2

Социальная ответственность современного бизнеса

1

9.

Итоговое занятие по курсу

1

Итого

17

Материально - техническое обеспечение курса

В

процессе

обучения

используется

программное

обеспечение,

компьютер,

ресурсы Интернет, технические средства обучения: видеозаписи, мультимедиа

продукты.

1. Липсиц И. В.” Введение в экономику и бизнес”. - М.: Вита-Пресс,2009.

2.Розанова Н.М. «Моя фирма». Учебное пособие по элективному курсу для 8-9

классов—М.: Вита – Пресс, 2009.

3.Симоненко В. Д. и др.” Основы предпринимательства”: Учебное пособие.- М.:

Вита – Пресс,2008-9.

4.Черняк В.З. “Введение в предпринимательство”.- М. Вита – Пресс, 2003.



В раздел образования