Напоминание

программа элективного курса по физической культуре


Автор: Анна Алексеевна Шебырева
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Ярашъюская ООШ
Населённый пункт: РК, Усть - Куломский район,пст. Ярашъю
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа элективного курса по физической культуре
Раздел: среднее образование





Назад




Программа элективного курса "Мое здоровье в моих руках"

Необходимость

создания

и

ведения

курса

обусловлена

огромным

образовательным

значением,

так

как

проблема

здоровья

подростков

актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов

тревожит

проблема

ухудшения

здоровья

подрастающего

поколения:

распространение

среди

подростков

вредных

привычек,

а

“болезни

поведения”

стали

проблемой

современности.

Важно,

чтобы

просвещение

подростков

было

своевременным,

необходимо

вовремя

сформировать

положительное

отношение

к

здоровому

образу

жизни,

научить

понимать

ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов

посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего

поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 9 часов.

Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 14-летних

подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем,

которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные

ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические

знания школьников.

Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать

научные ответы на многие волнующие вопросы.

Программа

элективного

курса

предусматривает

теоретические

знания,

решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков

и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и

укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека,

именно

в

школе

должны

решаться

задачи

формирования

ответственного

отношения к здоровью подростков.

Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:

1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической –

способность

управления

своими

чувствами

и

эмоциями;

культуры

интеллектуальной

способность

управлять

своими

мыслями

и

контролировать

их;

культуры

поведения

способность

понимать

своё

предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно –

научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

2.

Оказать

помощь

школьникам

в

осознанном

выборе

профессии

для

дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

Программа

элективного

курса

предлагает

решение

следующих

учебно-

познавательных задач:

расширение теоретических знаний школьников в образовательной области

“Мое здоровье в моих руках”;

создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры,

включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;

обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;

способствовать формированию положительной мотивации выработки своего

индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье

в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

cоставление проектов по темам исследований;

проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

оформление и защита исследовательских работ учащихся;

проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с

использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и

групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации,

работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного

курса

школьники

получат

теоретическую

и

практическую

подготовку

в

сохранении своего здоровья.

Рекомендуемая

тематика

для

исследовательских

работ,

проектов,

презентаций, по элективному курсу

“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;

“Отношение подростков школы к вредным привычкам”;

“Стресс и его воздействие на организм подростка”;

“Влияние шума на детский организм”;

“Влияние компьютеров на здоровье человека”;

“Как противостоять давлению среды”;

“Что значит быть счастливым?”;

“Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”.

Выполнив

программу

элективного

курса

“Мое

здоровье

в

моих

руках”

школьники будут знать:

причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

мотивы здорового образа жизни;

отрицательное

влияние

вредных

привычек,

“болезней

поведения”

на

организм подростка;

пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь,

использовать полученные знания на практике;

воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение

к своему здоровью.

Школьники будут применять:

полученные знания на практике;

полученные знания для осознанного выбора профессии.

Содержание программы элективного курса

1. Введение.

“Здоровье

как

одна

из

главных

ценностей

человека

и

пути

его

формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.

2. Вредные привычки, их профилактика.

2.1 Алкоголизм.

2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и

борьба

с

алкоголизмом.

Алкоголизм

подростка,

особенности

течения,

последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1

“Работа со статистическими данными”.

2.1.2.

Подросток

и

алкоголь.

Девушка

и

алкоголь,

влияние

на

организм

алкоголя,

причины,

особенности

течения

беременности,

осложнения

беременности при употребления алкоголя.

2.2. Курение.

2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы

органов подростка.

2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский

организм,

организм

подростка,

новорождённого,

девушки,

последствия.

Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих –

подростков, (анкетирование, тесты)”.

2.3. Наркомания.

2.3.1.

Понятие

о

наркомании,

её

виды,

наркотические

вещества

и

их

отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-

венерологом.

Практическая

работа

3

“Работа

со

статистическими

данными”.

2.4. Токсикомания.

2.4.1.

Понятие

о

токсикомании,

токсические

вещества,

их

отрицательное

влияние

на

организм

подростка.

Причины

и

последствия

детской

токсикомании.

Практическая

работа.

4

“Работа

со

статистическими

данными”.

3. Простудные заболевания.

3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на

организм

подростка

(ангина,

грипп,

ОРЗ).

Воздействие

на

организм

бактериальных

и

вирусных

инфекций:

грипп,

ангина,

герпес

и.т.д.

Как

избавить

себя

от

простуды,

профилактика

простудных

заболеваний.

Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников

простудой в своей школе”.

4. Стресс.

4.1.

Понятие

о

стрессе,

причины,

влияние

на

организм

подростка,

пути

снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа

над проектом по теме раздела”.

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы

заболевания,

пути

предотвращения

заболевания.

Распространение

СПИД/ВИЧ в мире, стране, Республике Коми. Практическая работа № 7

“Работа

со

статистическими

данными.

Презентация.

Работа

лекторской

группы по теме исследования”.

5.2. Встреча с врачами по проблеме.

5.3.

“Болезни

поведения”

подростков.

Профилактика

болезней

поведения

подростков,

клиника,

осложнения.

Беременность,

аборт,

нежелательная

беременность, последствия.

5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное

влияние

на

организм

подростка.

Стадии,

симптомы,

профилактика.

Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути

предохранения

от

нежелательной

беременности.

Молодая

семья

и

ее

ответственность

за

воспитание

детей.

Встреча

с

врачами

по

проблеме.

Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Первая медицинская помощь.

6.1.

Необходимость

оказания

первой

квалифицированной

помощи

при

отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и

токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа №

8

“Работа

в

медицинском

кабинете

по

решению

практических

задач,

связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме

элективного курса”.

7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.

Научно-практическая

конференция,

защита

исследовательских

работ,

проектов.

Подведение

итогов

исследовательских

работ

школьников,

представление

результатов

своей

деятельности:

защита

презентаций,

проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

Тематическое планирование элективного курса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Введение: пути формирования здорового образа жизни

подростка.

2

Вредные привычки, профилактика. 2

2.1

Алкоголизм

2.1.1 Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и

подростковый алкоголизм.

2.1.2 Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье

девушки.

2.2

Курение

2.2.1 Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка.

2.2.2 Психологическое и физиологическое влияние

табакокурения на детский организм.

1

2.3

Наркомания

1

2.3.1 Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах

наркомании, причины, последствия.

2.3.2 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 1

2.4

Токсикомания и подросток

1

2.4.1 Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины

токсикомании.

Последствия токсикомании на организм пвоздействие на

организм:

1

3

Стресс.

3.1

Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.

1

4

Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

4

4.1

Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире.

1

4.2

Встреча с врачами (конференция)

1

4.3

“Болезни поведения” подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.

1

4.4

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии,

симптомы.

1

5

Первая медицинская помощь.

1

5.1

Необходимость умения оказания первой медицинской

помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании

и.т.д.)1

6

Обобщение “Мое здоровье в моих руках”

Итоги исследовательских работ школьников. Представление

результатов своей деятельности: защита презентаций,

проектов, фильмов, собранной информации.

Литература:

(для учителя)

Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт.

Здоровья. № 8).

Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. –

224с. –

Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт –

т. Факт. Здоровья. № 7).

Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как

вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.:

АНС, 1992 – 400с.

Литература:

(для детей)

Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.

Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.

– М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”,

2001 – 320с.

Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. –

Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.

Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.;

Аванта + , 2002. – 640с.



В раздел образования