Автор: Анна Алексеевна Шебырева
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Ярашъюская ООШ
Населённый пункт: РК, Усть - Куломский район,пст. Ярашъю
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа элективного курса по физической культуре
Раздел: среднее образование
Программа элективного курса "Мое здоровье в моих руках"
Необходимость
создания
и
ведения
курса
обусловлена
огромным
образовательным
значением,
так
как
проблема
здоровья
подростков
актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов
тревожит
проблема
ухудшения
здоровья
подрастающего
поколения:
распространение
среди
подростков
вредных
привычек,
а
“болезни
поведения”
стали
проблемой
современности.
Важно,
чтобы
просвещение
подростков
было
своевременным,
необходимо
вовремя
сформировать
положительное
отношение
к
здоровому
образу
жизни,
научить
понимать
ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов
посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего
поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 9 часов.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 14-летних
подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем,
которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные
ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические
знания школьников.
Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать
научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа
элективного
курса
предусматривает
теоретические
знания,
решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков
и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и
укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека,
именно
в
школе
должны
решаться
задачи
формирования
ответственного
отношения к здоровью подростков.
Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической –
способность
управления
своими
чувствами
и
эмоциями;
культуры
интеллектуальной
–
способность
управлять
своими
мыслями
и
контролировать
их;
культуры
поведения
–
способность
понимать
своё
предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно –
научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
2.
Оказать
помощь
школьникам
в
осознанном
выборе
профессии
для
дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.
Программа
элективного
курса
предлагает
решение
следующих
учебно-
познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области
“Мое здоровье в моих руках”;
создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры,
включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего
индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье
в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
cоставление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с
использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и
групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации,
работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного
курса
школьники
получат
теоретическую
и
практическую
подготовку
в
сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая
тематика
для
исследовательских
работ,
проектов,
презентаций, по элективному курсу
“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
“Отношение подростков школы к вредным привычкам”;
“Стресс и его воздействие на организм подростка”;
“Влияние шума на детский организм”;
“Влияние компьютеров на здоровье человека”;
“Как противостоять давлению среды”;
“Что значит быть счастливым?”;
“Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”.
Выполнив
программу
элективного
курса
“Мое
здоровье
в
моих
руках”
школьники будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное
влияние
вредных
привычек,
“болезней
поведения”
на
организм подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь,
использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение
к своему здоровью.
Школьники будут применять:
полученные знания на практике;
полученные знания для осознанного выбора профессии.
Содержание программы элективного курса
1. Введение.
“Здоровье
как
одна
из
главных
ценностей
человека
и
пути
его
формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика.
2.1 Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и
борьба
с
алкоголизмом.
Алкоголизм
подростка,
особенности
течения,
последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1
“Работа со статистическими данными”.
2.1.2.
Подросток
и
алкоголь.
Девушка
и
алкоголь,
влияние
на
организм
алкоголя,
причины,
особенности
течения
беременности,
осложнения
беременности при употребления алкоголя.
2.2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы
органов подростка.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский
организм,
организм
подростка,
новорождённого,
девушки,
последствия.
Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих –
подростков, (анкетирование, тесты)”.
2.3. Наркомания.
2.3.1.
Понятие
о
наркомании,
её
виды,
наркотические
вещества
и
их
отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-
венерологом.
Практическая
работа
№
3
“Работа
со
статистическими
данными”.
2.4. Токсикомания.
2.4.1.
Понятие
о
токсикомании,
токсические
вещества,
их
отрицательное
влияние
на
организм
подростка.
Причины
и
последствия
детской
токсикомании.
Практическая
работа.
№
4
“Работа
со
статистическими
данными”.
3. Простудные заболевания.
3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на
организм
подростка
(ангина,
грипп,
ОРЗ).
Воздействие
на
организм
бактериальных
и
вирусных
инфекций:
грипп,
ангина,
герпес
и.т.д.
Как
избавить
себя
от
простуды,
профилактика
простудных
заболеваний.
Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников
простудой в своей школе”.
4. Стресс.
4.1.
Понятие
о
стрессе,
причины,
влияние
на
организм
подростка,
пути
снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа
над проектом по теме раздела”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы
заболевания,
пути
предотвращения
заболевания.
Распространение
СПИД/ВИЧ в мире, стране, Республике Коми. Практическая работа № 7
“Работа
со
статистическими
данными.
Презентация.
Работа
лекторской
группы по теме исследования”.
5.2. Встреча с врачами по проблеме.
5.3.
“Болезни
поведения”
подростков.
Профилактика
болезней
поведения
подростков,
клиника,
осложнения.
Беременность,
аборт,
нежелательная
беременность, последствия.
5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное
влияние
на
организм
подростка.
Стадии,
симптомы,
профилактика.
Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути
предохранения
от
нежелательной
беременности.
Молодая
семья
и
ее
ответственность
за
воспитание
детей.
Встреча
с
врачами
по
проблеме.
Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Первая медицинская помощь.
6.1.
Необходимость
оказания
первой
квалифицированной
помощи
при
отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и
токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа №
8
“Работа
в
медицинском
кабинете
по
решению
практических
задач,
связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме
элективного курса”.
7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.
Научно-практическая
конференция,
защита
исследовательских
работ,
проектов.
Подведение
итогов
исследовательских
работ
школьников,
представление
результатов
своей
деятельности:
защита
презентаций,
проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Тематическое планирование элективного курса
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
1
Введение: пути формирования здорового образа жизни
подростка.
2
Вредные привычки, профилактика. 2
2.1
Алкоголизм
2.1.1 Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и
подростковый алкоголизм.
2.1.2 Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье
девушки.
2.2
Курение
2.2.1 Состав компонентов табачного дыма.
Влияние сигарет на организм подростка.
2.2.2 Психологическое и физиологическое влияние
табакокурения на детский организм.
1
2.3
Наркомания
1
2.3.1 Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах
наркомании, причины, последствия.
2.3.2 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 1
2.4
Токсикомания и подросток
1
2.4.1 Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины
токсикомании.
Последствия токсикомании на организм пвоздействие на
организм:
1
3
Стресс.
3.1
Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.
1
4
Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
4
4.1
Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.
Распространение СПИДа в мире.
1
4.2
Встреча с врачами (конференция)
1
4.3
“Болезни поведения” подростков.
Профилактика болезней поведения подростков.
1
4.4
Инфекции, передаваемые половым путём, стадии,
симптомы.
1
5
Первая медицинская помощь.
1
5.1
Необходимость умения оказания первой медицинской
помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании
и.т.д.)1
6
Обобщение “Мое здоровье в моих руках”
Итоги исследовательских работ школьников. Представление
результатов своей деятельности: защита презентаций,
проектов, фильмов, собранной информации.
Литература:
(для учителя)
Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт.
Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. –
224с. –
Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт –
т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как
вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.:
АНС, 1992 – 400с.
Литература:
(для детей)
Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.
– М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”,
2001 – 320с.
Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. –
Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.;
Аванта + , 2002. – 640с.