Автор: Талыпова Светлана Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 35 г. Челябинск" (филиал)
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока «Городское и сельское население России»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока «Городское и сельское население России»
Учитель: Талыпова Светлана Михайловна
Класс: 8 Раздел: Население России
Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство : 8 класс: учебник-М. : Дрофа, 2018
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формирование представления об особенностях населения России.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, персональный компьютер, раздаточный материал.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
-видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
-устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Метапредметные:
-развитие навыков создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-развивать навыки работы с источниками информации, продолжить развитие умения сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи.
Личностные:
-развивать творческую, познавательную активность, абстрактное мышление, развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать,
обобщать, делать выводы.
Характеристика этапов урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1 этап.
Организационный
Цель: создание
положительного и
эмоционального
фона на уроке
заинтересовать
предстоящей
работой (2 мин)
Здравствуйте, класс.
Давайте отметим, кто присутствует у нас на уроке.
Сегодня у нас с вами новая тема урока, но сначала проверим
домашнее задание.
Приветствуют учителя,
настраиваются на работу.
Личностные:
мобилизация внимания,
уважение к окружающим.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
2 этап.
Актуализация
знаний. Проверка
домашнего
задания Цель:
подготовка
мышления
Проверка пересказа параграфа 36 по учебнику:
1.
Сколько народов живёт в России
2.
На каких языках говорят россияне
3.
Какие религии исповедуют жители России
Отвечают на поставленные
вопросы.
Познавательные:
структурировать знания,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Логические: анализ,
сравнение, синтез.
учащихся к
новой учебной
деятельности
(5-7 мин).
Регулятивные: контроль и
оценка прогнозирования (в
процессе анализа учебного
действия)
3 этап.
Формулирование
темы задач
урока. Цель:
осмысление
поставленных
задач (1 мин).
-Чтобы определить тему нашего урока, послушайте одну историю:
«Два друга-корреспондента, выполнявшие задания российской
газеты , связались по радиотелефону:
Первый пожаловался – «Ну и занесло же меня! Кругом одни
одноэтажные дома, трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного
фонаря. Воды, кажется, тоже нет».
«Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. –
Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы.
Столько машин – никак не припаркуюсь».
Вопрос: где находится каждый из корреспондентов? (ответы
деревня, город).
-Итак, какую тему мы с вами будем сегодня проходить? Правильно,
городское и сельское население. Записывайте в тетрадь.
Слушают учителя, определяют тему
урока.
Записывают тему урока в тетрадь:
«Городское и сельское население».
Познавательные: сравнен
ие и структурирование
учебной информации,
составление схемы;
Коммуникативные: учебн
ое сотрудничество с
учителем и сверстниками;
развитие умения
достаточно полно и точно
выражать свои мысли;
владение диалоговой
формой речи.
4 этап.
Введения и
осмысления
нового
материала. Цель:
составление
модели
определения
(15-20 мин).
1.
Какое население в России называют городским:
Всё население страны в зависимости от типов поселений, в
которых оно проживает, делится на городское и сельское. К
городскому населению в нашей стране относят жителей городских
поселений : городов и поселков городского типа. Критерии
выделения города в разных странах мира неодинаковы.
Запишите в тетрадь:
В РФ город- населённый пункт с числом жителей более 12
тыс., 85% из которых заняты несельскохозяйственным
трудом.
Вопрос:
Как вы думаете, чем отличаются посёлок городского типа от
города?
Посёлок городского типа отличается от города меньшим числом
жителей ( от 3 до 12 тыс.)
Вопрос:
А чем один город может отличаться от другого?
-Города России разнообразны и не похожи друг на друга. Их
отличает множество особенностей: время возникновения,
географическое положение, форма и характер застройки, но
основной из них – численность населения (людность).
Запишите в тетрадь:
Записывают в тетрадь:
В РФ город- населённый пункт с
числом жителей более 12 тыс.,
85% из которых заняты
несельскохозяйственным трудом.
Записывают в тетрадь:
По людности города делятся на:
малые ( до 20 тыс.жителей),
средние( до 100 тыс.), большие
( более 100 тыс.).
Большие города же
подразделяются на крупные( более
Регулятивные:
целепологание,
планирование;
Личностные:
смыслообразование.
Познавательные: запись
определений;
Личностные: оценивание
усвоенного материала.
Коммуникативные: учебн
ое сотрудничество с
учителем;
По людности города делятся на: малые ( до 20 тыс. жителей),
средние ( до 100 тыс.), большие ( более 100 тыс.).
Большие города же подразделяются на крупные ( более 250 тыс.),
крупнейшие ( от 500 до 1 млн) и города-миллионеры.
Вопрос: По численности населения г. Челябинск относится к какой
категории городов?( город-миллионер)
Откройте атлас на странице 37 карта «Размещение населения».
Посмотрите на карту. На ней показано размещение населения,
указаны крупные города с разной численностью населения.
Посмотрите в правый нижний угол карты. Здесь вы видите, что
зеленым кружочком обозначены города-миллионеры.
Маленький зелёный кружок – от 1 млн до 3 млн.
И большой зелёный кружок города с численностью более 3 млн
чел.
-А теперь посчитайте по карте сколько у нас в России городов-
миллионеров.(15) Назовите их.
Задание: В атласе по карте найдите и запишите в тетрадь в 3
столбика города миллионеры. ( Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань,
Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь,
Красноярск, Воронеж.)
-Как вы думаете, какой из этих городов самый крупный? (Москва,
Санкт-Петербург).
Для сравнения, в Москве проживает 12,1 млн. чел, в Санкт-
Петербурге 5, 1 млн. чел, а в Челябинске 1,2 млн. чел. Т.е. в
Челябинске населения в 12 раз меньше, чем в Москве.
Запишите в тетрадь для сравнения: в Москве проживает 12,1 млн.
чел, , а в Челябинске 1,2 млн. чел.
-В жизни страны города выполняют разные функции. Крупные
города обычно выполняют несколько функций, поэтому их
называют многофункциональными. Чем больше у города функций,
тем успешнее он развивается. Сложнее всего развиваться городам,
выполняющим одну функцию, основу которых составляют малые и
средние города.
Запишите в тетрадь: Функции городов: транспортные,
строительные, промышленные, финансовые, научные, культурные,
рекреационные, административные.
250 тыс.), крупнейшие ( от 500 до
1 млн) и города-миллионеры.
Отвечают на вопрос: город-
миллионер.
Открывают атлас на странице 37
карта «Размещение населения».
Открывают атлас, изучают карту
«Размещение населения».
Отвечают на вопрос( 15 городов-
миллионеров)
Задание: Выписывают в тетрадь
города: Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск, Екатеринбург,
Нижний Новгород, Самара, Казань,
Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону,
Уфа, Волгоград, Пермь,
Красноярск, Воронеж.
Самый крупный г.Москва,
Записывают в тетрадь: в Москве
проживает 12,1 млн. чел, , а в
Челябинске 1,2 млн. чел.
Записывают в тетрадь: Функции
городов: транспортные,
строительные, промышленные,
финансовые, научные, культурные,
рекреационные,
административные.
Транспортные функции: Город как транспортный узел.
Железнодорожные, речные (в том числе каналы) морские,
шоссейные пути города. Авиалинии. Пассажирские связи города
с другими регионами. Вокзалы, порты, аэропорты.
Характеристика собственно городского транспорта.
Обеспеченность различных районов города транспортными
связями. Возможность беспересадочного (прямого) перемещения
в городской черте от одного пункта к другому. Доля населения,
занятого на транспорте в целом и его отдельных видах.
Проблемы транспорта, перспективы развития.
Промышленные: Промышленная структура города. Основные
предприятия по отраслям. Крупнейшие промышленные
предприятия. Уникальные производства. Размещение
предприятий по территории города. Выдающиеся инженеры,
предприниматели, чья жизнь и научная деятельность была
связана с городом.
Финансовые: Главные городские банки.
Научные: Научные учреждения, их специализация. Высшие,
средние специальные учебные заведения. Общеобразовательные
школы, гимназии, лицеи. Научные общества.
Культурные: Музеи. Библиотеки. Клубы. Дома и дворцы
культуры. Театры. Кинотеатры. Концертные залы. Выставочные
залы. Музыкальные, художественные школы. Дома моды.
Выдающиеся деятели культуры (литераторы, музыканты,
художники, скульпторы и др.), чья жизнь и творчество были
связаны с городом. Художественные, живописные, литературные
и др. произведения, отражающие своеобразие данного города.
Современное городское искусство.
Рекреационные: Город, как центр отечественного и
международного туризма. Турагенства. Экскурсионные бюро,
экскурсионные маршруты. Основные достопримечательности,
рекомендуемые для посещения туристами.
Административные: Государственные и общественно-
политические учреждения в городе. Система охраны
общественного порядка. Выдающиеся политические деятели,
чья жизнь и политическая деятельность были связаны с городом.
И др. функции.
-20 век в России, как и во всём мире, характеризовался процессом
урбанизации.
Запишите в тетрадь:
Урбанизация – процесс повышения роли городов в жизни
общества.(процесс роста городов)
Урбанизация характеризуется:
1. Постоянным увеличением числа городских поселений,
2. Ростом численности горожан,
3. Повышением доли городского населения в общей численности
населения страны,
4. Распространением городского образа жизни.
-В России число новых городов стремительно возрастало в
советский период. Строительство новых предприятий порождало к
жизни новые города. В среднем ежегодно возникало 8 городов.
Всего же за это время было образовано более 600 городов. Таких
темпов городского строительства не было ни в одной стране мира.
Быстро росло и население городов.
За прошедший век Россия превратилась в страну горожан. Доля
городского населения увеличилась в 5 раз и составляет сейчас 74%.
По этому показателю Россия не уступает развитым странам мира.
Запишите в тетрадь: На сегодняшний день, доля городского
населения в России составляет 74%.
Самые высокие показатели урбанизации на Европейском
Севере(около 80%). Наименьшие показатели – на Северном
Кавказе ( чуть более 50% ).
Сейчас в России 1099 городов, 2/3 из которых возникли в 20 веке.
Россия-страна новых городов, но и одновременно больших
городов. Однако, больших городов 164( 15% всех городов страны),
но в них проживает 68 млн. человек. Это почти половина
населения России и почти 2/3 её горожан.
Среди больших городов особое место занимают города
миллионеры, которые мы с вами уже рассмотрели. Они не только
концентрируют значительную часть населения, но и являются
центрами огромных скоплений городов – городских агломераций.
Запишите определение в тетрадь:
Городская агломерация- скопление городских поселений.
Вопрос: Как вы думаете, города в России размещены равномерно?
Зависит ли от чего-нибудь размещение городов ?В какой части
страны находится больше всего городов?
Записывают в тетрадь:
Урбанизация – процесс
повышения роли городов в жизни
общества.(процесс роста городов)
Урбанизация характеризуется:
1. Постоянным увеличением числа
городских поселений,
2. Ростом численности горожан,
3. Повышением доли городского
населения в общей численности
населения страны,
4. Распространением городского
образа жизни.
Записывают в тетрадь:
На сегодняшний день, доля
городского населения в России
составляет 74%.
Записывают в тетрадь:
Городская агломерация-
скопление городских поселений.
Отвечают на поставленный вопрос.
( Неравномерно, зависит от природных и исторических
особенностей территории, от уровня экономического развития
города и от хозяйственного освоения). Большая часть городов
( 80%) находится в европейской части страны. В северных и
восточных районах страны сеть городов очень редкая.
-Мы с вами говорили, что города по численности бывают разными.
Малые, средние, крупные, крупнейшие и миллионеры.
Так вот, большие города и городские агломерации образуют
территориальную основу страны – опорный каркас расселения.
Запишите определение в тетрадь:
Опорный каркас расселения- сочетание крупных центров,
фокусов экономической, политической и культурной жизни
страны (региона) и соединяющих их магистралей.
Мы с вами поговорили о том что же такое городское население, и
какое же население у нас ещё осталось? Правильно, сельское.
2. Какие поселения называют сельскими:
Вопрос: Как вы думаете, что называется сельским населением?
Ответ: Вся обитаемая территория, расположенная за пределами
городских поселений, называется сельской местностью.
Запишите определение в тетрадь:
Сельская местность - вся обитаемая территория,
расположенная за пределами городских поселений.
Если количество городов в 20 веке увеличивалось, то сельских
населённых пунктов уменьшалось. В дореволюционной России
насчитывалось около 500 тыс. сельских населённых пунктов, тогда
как сейчас их около 153 тыс., с общим числом жителей 37, 5 млн
человека. Таким образом, в среднем в каждом сельском поселении
страны проживает 2 тыс. человек.
-Также как и города, сельские населённые пункты разнообразны по
величине, внешнему облику и выполняемым функциям.
Рассмотрим типы сельских поселений:
Запишите в тетрадь:
Аулы ( в горных районах Северного Кавказа)
Станицы( в южных районах страны, где традиционно жили
казаки)
Сёла и деревни ( в центральных районах страны,
крупные/мелкие поселения с церковью, магазином, школой)
Хутора ( отдельная усадьба, удалённая от села или деревни)
Записывают определение в
тетрадь:
Опорный каркас расселения-
сочетание крупных центров,
фокусов экономической,
политической и культурной жизни
страны (региона) и соединяющих
их магистралей.
Отвечают на поставленный вопрос.
Записывают определение в
тетрадь:
Сельская местность - вся
обитаемая территория,
расположенная за пределами
городских поселений.
Записывают в тетрадь:
Аулы
Станицы
Сёла и деревни
Хутора
Сельские поселения, как и города, выполняют определённые
функции:
Запишите в тетрадь:
-
Сельскохозяйственные: земледельческие,
животноводческие, смешанные животноводческо-
земледельческие;
-
Несельскохозяйственные: промышленные, транспортные,
рекреационные, лесохозяйственные.
По роли, которые выполняют сельские поселения в стране, их
объединяют в 3 группы:
Запишите в тетрадь:
1.
Сельскохозяйственные поселения( люди заняты в с/х, число
таких поселений сокращается),
2.
Несельскохозяйственные поселения ( их жители работают
на промышленных предприятиях, в лесном хозяйстве,
обслуживают места отдыха),
3.
Смешанные поселения, которые выполняют одновременно
с/х и не с/х функции.
Записывают в тетрадь:
-Сельскохозяйственные:
земледельческие,
животноводческие, смешанные
животноводческо-земледельческие;
-Несельскохозяйственные:
промышленные, транспортные,
рекреационные,
лесохозяйственные.
Записывают в тетрадь:
1.Сельскохозяйственные
поселения( люди заняты в с/х,
число таких поселений
сокращается),
2.Несельскохозяйственные
поселения ( их жители работают на
промышленных предприятиях, в
лесном хозяйстве, обслуживают
места отдыха),
3.Смешанные поселения, которые
выполняют одновременно с/х и не
с/х функции.
5 этап.
Закрепление
материала по
теме. Цель:
промежуточная
проверка
усвоенного
материала.
Итак, мы с вами изучили тему «Городское и сельское население»
Сейчас закрепим с вами изученную тему и просмотрим
видеоролик про городское и сельское население.
Давайте с вами повторим основные понятия урока : городское
население, виды городов по численности населения, функции
городов, сельское население, виды сельского населения, функции
сельского населения, городская агломерация.
Смотрят видеоролик про городское
сельское население.
Учащиеся формулируют основные
понятия урока.
Личностные: оценивание
усвоенного материала.
Коммуникативные: учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками
Регулятивные: оценка
знаний
6 этап.
Рефлексия. Цель:
зафиксировать
содержание
урока;
организовать
рефлексию и
самооценку
Запишите домашнее задание: учебник :параграф 37 читать,
учить, стр. 195 задание 2, задание 5* На этапе рефлексия учащимся
предлагается продолжить предложение:
Учащиеся формулируют основные
понятия урока. Записывают в
дневники домашнее задание.
Регулятивные: оценка
знаний.
учащимися
собственной
учебной
деятельности.