Автор: Образцова Любовь Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Методы развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук
Раздел: дошкольное образование
Методы развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Истоки способностей и дарований детей – на их кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
.
В коррекционной работе по развитию мелкой моторики пальцев необходимо концентрировать
внимание не на быстроте и количестве сделанного, а на правильности и тщательности выполнения
детьми каждого задания. Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, а в конце
двумя руками. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью
переключения с одного движения на другое. Развитию мелкой моторики рук способствует работа с
пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании
под углом, скатывании округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения
преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций
проявляется
в
скованности,
неловкости,
недостаточной
четкости
и
скоординированности
движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно заметно в таких видах деятельности, как
ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами),
при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровки, завязывания бантов и др.
Специалистами доказано, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с
ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3 – 4 недели уже в первом
полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас
слов, способствует их осмысленному использованию.
Занятия, стимулирующие развитие мелкой моторики детей, можно организовать в различных
условиях. Причем развивать необходимо не только ведущую руку, но и слабую, менее активную.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение,
желание
и
возможности.
Главное,
чтобы
занятия
приносили
детям
только
положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и
мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение.
Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его
интерес к играм и занятиям.
Развитие мелкой моторик рук является важным моментом в системе обучения дошкольников, так
как результатом этой работы является подготовка руки к выполнению графических движений. Она
должна охватывать не только учебно-воспитательный процесс в саду, но и реализовываться в
повседневной жизни в разных видах деятельности. Например:
1.
Ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. С помощью
ниткописи выкладываются
сначала контуры простых предметов, затем более сложных
(цветок,
рыбка,
домик
и
т.
д.).
Старшие
дошкольники
выкладывают
геометрические
фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит
технику
ниткописи,
ему
можно
предложить
выкладывать
сюжеты
картинки
с
использованием ниток нескольких цветов.
Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т. п.) и бархатная бумага.
Нитки
и
бумага
должна
быть
контрастных
цветов.
Дети,
слегка
прижимая
нить
пальцем,
укладывают ее по краю вырезанной из бархатной бумаги фигуры. Нить легко отделяется от
бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточности в работе.
2.
Бисерография – выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью ниток с
нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Занятия
по
бисерографии
следует
начинать
с
детьми
4-5
лет.
Ребенок
выкладывает
на
пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был нанизан
заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и сюжеты,
заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров («бусинка к бусинке»).
Дети
действуют
с
помощью
пинцета.
Такая
много
раз
повторяющаяся
операция
способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной
нагрузки руки.
3.
Игры-манипуляции с рамками-застежками и различными предметами.
Оборудование: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5
тесемок. Содержание: ребенку предлагается завязать и развязать банты, соединяя две половинки
ткани.
Можно
использовать
рамки
с
разными
видами
застежек:
большими
и
маленькими
пуговицами, кнопками, петлями, застежками из ремешков и др.
Упражнения с предметами: «Шнуровка», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из
палочек» по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
4.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
Хороший эффект дает проведение специальной пальчиковой гимнастики, сочетающей развитие
всех пальцев руки (а не только трех первых пальцев, или более активных в деятельности и
составляющих «социальную зону руки») и движений кисти рук трех видов: сжатие, растяжение и
расслабление. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течение 2-3 минут на каждом
занятии
по
5-7
раз
в
медленном
темпе,
с
хорошей
амплитудой;
каждой
рукой
отдельно,
поочередно или вместе – это зависит о направленности упражнения.
Вначале
даются
однотипные
и
одновременные
движения,
направленные
на
развитие
согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более
сложные разнотипные движения. Основная цель такой работы – не механическая тренировка
движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным
действиям.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой
руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони от себя, пальцы переплетаются между собой.
Упражнения,
которые
позволяют
детям
изображать
предметы
транспорта
и
мебели,
диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
«Гнездо»
- пальцы обеих рук слегка согнуть и соединить кончики пальцев, большие пальцы
убрать внутрь ладоней.
«Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, пальцы раздвинуть и тянуть вниз.
Упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук.
«Пальчики здороваются» - соединить кончики пальцев рук под счет от 1 до 5.
«Посчитай-ка» - сжать сначала правую, а затем левую руку в кулак, считать пальцы, разгибая их
поочередно.
Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.
«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставит пальцы (локти опираются на
стол).
«Очки» - соединить указательные и большие пальцы рук в виде кружков.
Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.
«Человечек» - указательный и средний пальцы «бегают» по столу.
«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость, способствующие
совершенствованию слухозрительных анализаторов.
Отстукивание» - карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок по образцу
педагога.
«Оса-кольцо», «Зайчик-кольцо»- переходы из одной статической позы в другую. Упражнения
сначала выполняются одной рукой, потом другой, затем – обеими руками.
Игры на развитие тонкой моторики и координации движений.
«Съедобное и несъедобное» (эта игра широко известна и не требует подробного описания).
5.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы рук, или выпрямлять по очереди каждый палец, или
сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки (б-п); (т-д); (к-г).
6.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук предложили И. и Г.
Деннисоны.
С
помощью
таких
упражнений
компенсируется
работа
левого
полушария.
Их
выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко»
-
поочередно
перебирать
пальцы
рук,
соединяя
в
кольцо
с
большим
пальцем
последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак – ребро - ладонь»- последовательно менять три положения: сжатия в кулак ладонь, ладонь
ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем
двумя руками).
Упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук.
«Кулак – ладонь» - поочередно выполнять движения каждой рукой, затем обеими руками.
«Барабанщик» - один ребенок «барабанит» пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой
повторяет.
Имитационные игры и упражнения для кистей рук.
«Оркестр» - одна группа детей имитирует игру на разных музыкальных инструментах, другая –
отгадывает, кто, на чем играет. Затем меняются ролями.
«Поймай рыбку» - ребенок с помощью игрушечной удочки пытается «поймать» пластмассовых
рыбок.
7.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В
данных
упражнениях
используются
традиционные
для
массажа
движения:
разминание,
растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и
предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при
массаже, пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальцев (как всех вместе, так и
поочередно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание
ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной стороне руки, имитация скатывания
колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
В упражнениях используются плоды каштана, массажные щетки для волос, воздушные шары
(наполненные солью, мукой, мелкими камешками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети
выполняют
такие
упражнения
с
удовольствием,
потому
что
занятия
превращаются
в
занимательную
игру
(«Пальчики-лыжники»,
«Пальчики-фокусники»,
«Пальчики
гуляют
по
зоопарку» и др.).
Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день,
причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа.
Дети старшего возраста выполняют самомассаж по 5-10 мин. Используется от 3 до 5 упражнений,
между которыми необходимо расслаблять мышцы рук. Упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза
для каждой руки.
Все массажные движения осуществляются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков
пальцев
к
запястью
и
от
кисти
к
локтю.
После
каждого
упражнения
следует
проводить
расслабляющее поглаживание или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения,
нужно
проговаривать
действия.
Затем
взрослый
делает
самомассаж
рук
вместе
с
детьми,
показывая движения на себе. Далее дети выполняют упражнения
по словесной инструкции
взрослого.
Начинать
следует
с
прогревающих
движений,
так
как
согревание
делает
мышца
более
податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж проводится на обеих руках
попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом до 4 для каждой
руки, музыкальным сопровождением.
«Помоем руки под горячей струей воды» - имитировать мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растирать каждый палец
левой, начиная с мизинца, сверху вниз. Затем растирать ладонь.
Массаж
пальцев
от
ногтевых
фаланг
к
основаниям
и
потягивание
сцепленных
пальцев
в
противоположные стороны. Можно использовать стихотворное сопровождение.
Для
наиболее
эффективного
самомассажа
кисти
используют
грецкий
орех,
плод
каштана,
шестигранный карандаш, массажный мячик.
Нормализации тонуса мелких мышц способствуют игры с горячей и холодной водой, кубиком
л ь д а ,
г р е ц к и м
о р е хо м ,
м а л е н ь к и м
м а с с а ж н ы м
м я ч о м .
Д е ф и ц и т
р а з в и т и я
сложнокоординированных
графических
движений
руки
значительно
затрудняет
овладение
письмом. В данном случае полезны следующие упражнения:
Штриховка в разных направлениях, с различной силой нажима и амплитудой движения
руки;
Штриховка различными видами линий: сплошной, пунктирной, волнистой;
Раскрашивание
листа
в
разных
направлениях
с
ограничением
и
без
ограничения
закрашиваемой поверхности;
Обведение рисунка по контуру, копирование;
Рисование по опорным точкам;
Графический диктант.
8.
Дидактическое упражнение «Трудные виражи».
Цель: соединить 2 изображения безотрывной и волнистой линией. Оборудование: карандаш, схема
(рисунок) пути для машинки. Содержание: на одном конце дорожки нарисована машинка, на
другом – домик (гараж). Инструкция: «Ты водитель, тебе надо провезти свою машину к дому.
Дорога,
по
которой
ты
поедешь,
непростая.
Постарайся
ехать
посередине
дорожки.
Будь
внимателен
и
осторожен.
Движение
прекращать
нельзя.
Тебе
нужно
доехать
до
дома
без
остановок».
9.
Театр в руке.
Цель:
повысить
общий
тонус,
развить
внимание
и
память,
снять
психоэмоциональное
напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний
пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами производить
быстрые движения ( «трепетание пальцев»).
«Рыбки» - кисти левой и правой рук изображают плавные движения рыб, Сначала они плавали
порознь, а потом решили, что вместе веселее.
10.
Вырезание.
Работа с ножницами способствует развитию навыка быстрой смены напряжения и расслабления
мелкой мускулатуры руки, поэтому, чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше его
работы.
11.
Обрывание листа бумаги.
Эта работа связана с деятельностью обеих рук. Технику обрывания и вырезания используют на
занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Восторг вызывает у детей создание
запланированного беспорядка: разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание
вверх, разноцветный «бумажный дождь» с последующим собиранием обрывков и выполнением
аппликации, а также сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа
бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации). Можно предложить задания
не только на произвольное обрывание, но и обрывание по контуру (геометрические фигуры,
предметы, животные).
12.
Считалочка-бормоталочка.
Попросите ребенка выучить слова: «идет бычок, качается» и несколько раз подряд произнесите
их. В первый раз произносятся вслух три слова, во второй раз – только слова «идет бычок», а
слово «качается»- про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз ребенок произносит
вслух только слово «идет», а «бычок , качается» - про себя, сопровождая каждое слово хлопком в
ладоши. В четвертый проговариваются три слова про себя, выполняя три хлопка в ладоши.
1.
Идет- бычок-качается.
2.
Идет-бычок-хлопок.
3.
Идет-хлопок-хлопок.
4.
Хлопок-хлопок-хлопок.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые
систематически
с
раннего
возраста,
помогают
детям
научиться
уверенно
держать
карандаш,
самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора,
лепить и т. д.
Таким образом, если развиваются пальцы, то будут развиваться речь и мышление ребенка.