Автор: Протодьяконова Феодосия Анемподистовна
Должность: учитель изобразительного искусства, черчения, технологии
Учебное заведение: МБОУ "Салбанская СОШ им.Е.М.Ларионова МО "Намский улус" РС(Я)"
Населённый пункт: с.Хонгор- Бие, Намского улуса, Республики Саха (Якутия).
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие творческого потенциала личности школьников в процессе работы с бумагой»
Раздел: среднее образование
МБОУ «Салбанская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Ларионова
МО «Намский улус» Республика Саха (Якутия)»
«Развитие творческого потенциала личности школьников
в процессе работы с бумагой»
Выполнила: Протодьяконова Феодосия Анемподистовна,
учитель изобразительного искусства, черчения, технологии.
2019
Оглавление
1
1. Введение………………………..……………………………………… 3
2. Основная часть:
1.1.Бумагопластика – как средство художественной продуктивной
активности учащихся………………………………............................7
1.2.Практическое применение бумагопластики во внеурочной деятельности.
………………………………………..……………… .9
3. Заключение………………………………………………………………. 24
4. Использованная литература…………………………….………………. 26
5. Приложения………………………………………………………………. 27
Введение
Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник твор-
ческой мысли. Другими словами: чем
больше мастерства в детской ладошке, тем
умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
2
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют
внимание
философы,
социологи,
педагоги
и
психологи.
Это
связано
с
постоянно
возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных
ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности,
множественности
выбора,
постоянного
совершенствования
накопленных
обществом
знаний,
так
как
«в
наши
дни
талант
и
творческая
одаренность
становятся
залогом
экономического процветания и средством национального престижа». [1]
Актуальность
-
тема
развитие
детского
творчества
является
актуальной
проблемой
современной
педагогики
и
ставят
перед
системой
образования
основную
цель
-
воспитания
у
подрастающего
поколения
творческого
подхода
к
преобразованию
окружающего
мира,
активности
и
самостоятельности
мышления,
способствующих
достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у
наших
детей
смекалку,
инициативу,
любознательность,
воображение,
фантазию
-
т.е.
качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Объект
–процесс
формирования
творческой
деятельности
и
развития
творческих
способностей у детей.
Цель
-
создание
условий
для
самореализации
ребенка
в
творчестве,
воплощения
в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
-
формирование
творческих
способностей,
духовную
культуру
и
эмоциональное
отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и
генерирования идей.
Предмет – формирование условий взаимодействия педагога с детьми в эстетическом
воспитании.
гипотезу исследования: особое значение приобретает проблема творчества; способности
детей,
развитие
которых
выступает
своеобразной
гарантией
социализации
личности
ребенка в обществе.
Практическая
значимость
исследования заключается
в
разработке
рекомендаций
педагогом дополнительного образования.
Методологической основой работы:
3
Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и
занимаются многие педагоги, психологи: Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина,
Ф.Я. Байков, М.И. Бойцов, А.И. Денисов, Н.А. Ковина, Л.С. Беляева, Х.Х. Габраль, Л.Л.
Литвиненко, В.В. Мерцалова, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, Я.И. Пономарев, Т.И. Шамова
и другие[5;19].
Учреждение:
МБОУ
«Салбанская
средняя
общеобразовательная
школа
имени
Е.М.
Ларионова МО «Намский улус» Республика Саха (Якутия)»
Основная часть
Искусство-это,
прежде
всего
воспитание
души,
чувств,
уважение
к
духовным
ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о
прекрасном, делает богаче человеческую душу.Мы всегда с восторгом смотрим на детские
рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир,
окружающую жизнь.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а
эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении
каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто
4
новое. Вот здесьтребуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность,
умение
сопоставлять
и
анализировать,
находить
связи
и
воображать
все
то,
что
в
совокупности и составляет творческие способности.Умение сопоставлять, анализировать,
комбинировать,
находить
и
зависимости
–
все
это
в
совокупности
и
составляют
творческие способности.
Творчество
ребенка
–
это
его
своеобразная
сфера
духовной
жизни,
его
понимание
окружающего
мира,
его
самовыражение.
В
творчестве
дети
показывает
свое
самоутверждение
и
самовыражение,
показывает
свою
личность.
Творчество,
это
деятельность, связанная с создание нового, и неважно какое это будет иметь значение.
Здесь ребенок воспринимает окружающий мир, пропуская его через себя, интерпретируя
его, понимая по - своему.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями
развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не
остаются
неизменными
и
с
возрастом
постепенно
угасают,
слабеют.
Чем
старше
становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут
развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по
себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой
жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного
развития творческого начала. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью,
искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Воспитание творческого отношения к делу, умение видеть красоту в обыденных вещах,
испытывать чувство радости от процесса труда, способность находить выход из сложных
жизненный ситуаций – одна из наиболее сложных и интересных задач современной
педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот
период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых
центральное
место
отводится
воображению,
фантазии,
интересу
к
новому.
Если
эти
качества не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой
функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления,
гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
5
1.1.
Бумагопластика – как средство художественной продуктивной
активности учащихся
Как
помочь
ребенку
открыть
себя
наиболее
полно?
Как
создать
условия
для
динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во
всех
его
ярких
красках
и
проявлениях?
Именно
эти
вопросы
поможет
решить
бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с
бумагой. Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя
волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных и т.п., постичь
свойства,
структуру,
насладиться
палитрой
цветовых
гамм,
сочетанием
комбинаций
различных форм, величин.
6
Бумага
–
поистине
гениальное
изобретение
человечества.
Вы,
наверное,
слышали
поговорку: бумага все стерпит. Действительно, бумагу можно резать, клеить, красить,
складывать,
придавать
ей
объем
–
и
каждый
раз
получать
удивительный
результат.Выразительность,
наглядность,
прочность
и
дешевизна
-
эти
качества
переопределили
долгую
жизнь
бумаге
как
исходному
материалу
для
творчества
и
взрослых, и детей.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки,
минимум
инструментов).
Способность
бумаги
сохранять
придаваемую
ей
форму,
известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне
нужные
для
повседневного
обихода
предметы
(закладки,
упаковки
для
подарков,
подставки под карандаши, пеналы, подвесные украшения, объемные игрушки и т.д.).
Занятия
бумажной
пластикой
предполагают
наличие
суммы
сведений
из
различных
областей искусства:
умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения
выкроек различной сложности;
способность чувствовать пространственную среду;
владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные
практические навыки в конструировании.
Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате
конструкторской деятельности.
Этому
способствуют
упражнения
в
создании
несложных
композиций
и
отдельных
изделий.
В
любом
случае,
конструирование
предполагает
аналитический
характер
деятельности,
формирует
способность
нестандартного
мышления,
использование
минимума средствпри максимальной выразительности приобщает к целостному видению
как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом. Помимо
перечисленного занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают
такие
качества
как
усидчивость,
трудолюбие,
умение
анализировать,
самостоятельно
мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.
Привлекая
ребенка
к
такому
виду
продуктивного
творчества
как
бумагопластика,
развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети
через практическую деятельность мира, аналитическое и пространственное мышление,
восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также
решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание,
усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому.
Сейчас известно достаточное количество способов работы с бумагой: аппликация во
всех
своих
проявлениях,
скручивание,
киригами,
айрис
фолдинг
декупаж,
квилинг,
7
торцевание,
оригами.
В
методах
работы
с
ней
(скручивание,
вырезание,
обрывание,
складывание).
Тут
огромное
поле
для
творческого
развития.
Вырезание,
сгибание,
склеивание
и
наклеивание
бумаги
вызывают
у
детей
интерес
к
работе,
пробуждают
творческие
способности,
воспитывают,
формируют
умения
и
навыки,
а
также
способствуют развитию мелкой моторики, а также развивает:
логическое мышление, эстетическое восприятие;
фантазию, воображение;
волевые качества;
аккуратность, точность движений;
усовершенствуются навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой;
навыки конструкторской работы;
навыки учебно-исследовательской работы.
1.2.
Практическое применение бумагопластики во внеурочной
деятельности.
Известно,
что
детское
творчество
–
явление
уникальное.
Многие
педагоги
и
психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий
художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Создание
изделий
своими
руками
–
это
универсальное
образовательное
средство,
способное
уравновесить
одностороннюю
интеллектуальную
деятельность
маленького
человека,
чтобы
он
развивался
всесторонне.
Занятия
художественным
трудом
призваны
8
воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
При этом решается и психологическая задача.
В
кружках
складывается
непринужденная
работа,
обеспечивающая
большую
творческую деятельность для каждого школьника. Отсутствие оценок, свобода выбора
практической деятельности привлекает в кружки творческих ребят.
На протяжении ряда лет мы занимаемся с детьми в кружке «Бумажная фантазия».
Структура программы кружкапредставлена тремя этапами. Каждый этап предусматривает
занятия
по
бумагопластике,
связанным
с
использованием
бумаги.
Программа кружка
составлена по принципу последовательного усложнения техники. Таким образом, по этой
программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя, и
углубляя свои знания и умения.
1 этапназывается«Волшебный мир оригами». Для начальных классов. Оригами -
идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и
пространственное мышление, воображение и интеллект. Занятия по изготовлению поделок
оригами не только воспитываютаккуратность, но также формируют ловкость пальцев и
к и с т е й
р е б е н к а , с п о с о б с т в у е т
р а з в и т и ю
о с н о в н ы х
п с и х и ч е с к и х
процессов(внимания,памяти,
мышления),
улучшает
восприятие,
формирует
у
ребенка
навыкипространственной ориентации, стимулирует речевое развитие. Оригами знакомит
детей с основными геометрическими понятиями(угол,сторона, квадрат, треугольник и т.
д.),развивает
глазомер,
активизируетмыслительные
процессы,
обогащает
словарь
специальными
терминами.
Занятия
оригами
с
точки
зрения
психологии
получаются
эмоционально-разгрузочными,
они
служат
стимулом
для
интеллектуального
и
эстетического развития учащихся.
2
этап называется"Бумажные фантазии", занимались вырезанием из бумаги.
Для
средних,
5-7
классов.
Создали
альбом
«Бумажные
снежинки».
Название
этому
виду
декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы
появилась
ажурная
бумажная
картинка,
нужны
только
лист
бумаги,
ножницы
и
фантазия.Вырезание снежинок является одним из направлений этого древнего и всеми
любимого искусства. Такая вырезка впервые появилась России еще задолго до появления
здесь бумаги, для этого использовали бересту.
Вырезали снежинки:
• Снежинки-орнаменты. В этих снежинках преобладают орнаментальные мотивы,
основанные на повторе и чередовании составляющих их элементов. Орнамент может быть
простым или сложным, выдуманным или реально существующим. Орнаменты бывают
растительные, геометрические, животные, предметные и другие. Простор доля творчество
огромный.
9
• Снежинки-силуэты.
Они
украшены
сюжетными
композициями
и
напоминают
силуэтную
графику.
Они
самые
сложные
по
исполнению,
но
при
этом
и
самые
живописные.
Все снежинки вырезаются ножницами. Для вырезания бумаги важно выбрать
хорошие
острые
ножницы.
Лезвия
ножниц
должны
свободно
раздвигаться,
но
не
болтаться
на
скрепляющем
винте.
Большое
значение
при
выполнении
работы
имеет
качество клея. Самым удобным и лучшим для работы является синтетический клей ПВА, а
также клей – карандаш. По итогам работ была организовано выставка в республиканском
семинаре «Личностно-ориентированное воспитание».
3 этап называется «Бумажное очарование». Третий этап для девочек 8-9 классов. В
нем
занимаются
созданием
авангардной
моды
из
бумаги.
Воплощение
творческих
фантазий в создании костюмов и образов. Мода,практически у всех людей она вызывает
живой
интерес,
любопытство.
Свои
работы
дети
демонстрируют
в
различных
мероприятиях, как «День школы», «День учителя» и т.д. Раскованные, пластичные и
обаятельные модели. Каждый образ подчеркивает природную детскую красоту модели.
Особую роль в формировании эстетической культуры детей играет опыт выступлений в
мероприятиях. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную
зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Занятие в этом кружкедает:
- право самовыражения ребенку;
- помогает развить вкус;
- фантазию, потребность в красоте;
- развитие сценической пластики;
- умение двигаться под музыку (развитие чувства темпа и ритма);
- овладение элементами пантомимы;
- развитие гибкости;
- знакомство с основными принципами гримирования;
- основные понятия в области моды;
- демонстрировать заданный вид одежды.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе
личностно-ориентированной.Занятия кружка по выполнению работ из бумаги обычно
проводятся по следующему плану:
- беседа на выбранную тему;
- анализ формы объекта, выбранного для художественной работы;
- показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы;
- составление плана работы;
10
- самостоятельная работа учащихся;
- обсуждение готовых работ.
Способы отслеживания результатов освоения программы кружка:
- для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и
навыков проводятся контрольные занятия (выставка, показ мод);
-
отслеживание
развития
личностных
качеств
ребенка
проводится
с
помощью
методов наблюдения и опроса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для
реализации
программы
используются
разнообразные
формы
и
методы
проведения занятий. Это беседы, из которых дети
узнают
много
новой
информации,
практические задания для закрепления теоретических знаний. Занятия сопровождаются
рассказами
об
истории. Программно-методическое
иинформационное
обеспечение
помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое
отслеживание результатов деятельности.
Таблица 1
Параметры
Критерии
Образова-
тельные
результаты
Освоение детьми содержания образования.
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к
деятельности.
4. Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
11
Эффективность
воспитательных
воздействий
1. Культура поведения ребенка.
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на
рабочем месте.
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца
Социально-
педагогические
результаты
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
3. Характер отношений в коллективе.
4. Отношение к преподавателю.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать
инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать
инструменты.
Н и з к и й : имеет
слабые
технические
навыки,
отсутствует
умение
использовать
инструменты.
2. Глубина и широта знании по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными
понятиями, свободно
использует
технические
обороты, пользуется
дополнительным
материалом.
Средний: имеет
неполные
знания
по
содержанию
курса,
оперирует
специальными
терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет
активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной
творческой
активности,
самостоятельно
занимается
дома,
помогает
другим,
активно
участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности,
настойчив
в
достижении цели, проявляет
активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует
на
занятиях, не активен, выполняет задания только по четким
инструкциям, указаниям педагога.
12
4.Развитие
познавательных
способностей:
воображения,
памяти,
речи,
сенсомоторики
Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой
моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко
отвечать
на поставленные
вопросы,
обладает
творческим
воображением;
у
ребенка
устойчивое внимание.
Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая
моторика
рук, репродуктивное
воображение
с
элементами
творчества,
воспитанник
знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать
внимание.
Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо,
воображение репродуктивное.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействии
1.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы
поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение,
дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими
нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми
нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное
участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в
делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий
уровень:
без
напоминания
преподавателя
перед
началом
занятий
и
после
использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем,
красками и фломастерами.
Средний:
выполняет
санитарно-гигиенические
требования
не
постоянно
или
после
13
напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-
гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами,
шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий:
выполняет
правила
техники
безопасности
только
под
строгим
контролем
преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий
уровень:
постоянно
доброжелательное
отношение
к
другим
учащимся,
стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание
выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с
товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при
выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий
уровень:
внимательно
слушает
преподавателя,
старательно
выполняет
все
требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания
только по принуждению.
Заключение
Всем известно, что бумага - один из самых технологичных, декоративных, вполне
конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно
представить
в
школе.Одной
из
целей
своей
работы
мы
считаем
формирование
у
школьников активно-творческого отношения к окружающему миру. Каков внутренний мир
человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок
научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё
увиденное
людям,
тем
ярче,
богаче
и
чище
он
будет развивать
любознательность,
наблюдательность,
воображение,
фантазию,
изобретательность
и
художественное
творчество. Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог
14
жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»? Детская душа в
одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной
мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт.
И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную
среду, основанную на доверии и понимании.
Бумагопластика
сегодня
является
перспективным
направлением
дизайнерского
формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен
вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан.
Исходя
из
всего
выше
сказанного,
можно
подвести
итог:
развитие
творчества
школьников происходит только в комплексе, в систематической работе над этим; в ходе
развития творческого потенциала детей нужно использовать новые методы, подходы,
материалы - только тогда будет эффективная работа над развитием детского творчества.
Использованная литература:
1.
Андреев
В.И.
Педагогика
творческого
саморазвития,
книга
1.
–
Казанский
университет, 1996.
2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. – М.: «Просвещение», 1986.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М., 1989.
4. Белоусов В.И. Новаторство: от идеи до внедрения. – М.: «Советская Россия»,
1985.
5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности -
СПб.: издательство Буковского, 1994.
6. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. – М.: «Педагогика»,
1987. – С. 101-140.
15
7. Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе.
1993. - № 1.
8. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на
начальном этапе становления личности. // Школа – 1997. - №2.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: «Просвещение»,
1987.
10. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. –
М.: «Академия», 2007.
11. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.
12. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. – М.: «Астрель», 2005.
13.
Мещерякова
Л.В.
Развитие
творческого
потенциала
учителя
в
процессе
освоения педагогических инноваций. – Челябинск, 1998.
14. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). –
М.: «Педагогический вестник», 1997.
15.
Муравьев
Е.М.
Симоненко
В.Д.
Общие
основы
методики
преподавания
технологии. – Брянск, 2000.
16. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:
Просвещение, 1991.
17. Нефедычев И. П. Руки трудовые, умелые. // Школа-пресс. – 1994. - №3 – С. 13.
18.
Николаева
Н.М.
Ученический
проект
как
инструмент
развития
самостоятельной
деятельности
у
учащихся
8-х
и
9-х
классов
в
предметной
области
«Технология». – Оренбург, 2003.
19. Петровский А.В. Способности и труд. – М., 1966.
20. Подласый И.П. Педагогика, книга 1. – М.: «Владос», 2003. – С. 475.
21.
Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала
учителя (теория взаимодействия). – М., 1997.
22. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. – М., 2001.
23. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
24.
Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как
средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного
образования.- Минск, 1995.
16