Автор: Лариса Ивановна Сухова
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А. И. ЕФРЕМОВА»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативного навыка как основного компонента успешной социализации личности через организационно-досуговую деятельность ДДТ им. А.И. Ефремова
Раздел: дополнительное образование
Мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города
Новосибирска
Департамент земельных и имущественных отношений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А. И. ЕФРЕМОВА»
Формирование коммуникативного навыка как
основного компонента успешной социализации
личности через организационно-досуговую
деятельность ДДТ им. А.И. Ефремова
Автор: Лариса Ивановна Сухова
Педагог-организатор
Новосибирск
2020 г
«Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»
педагог- новатор Василий Александрович Сухомлинский
Одна
из
основных
функций
педагога-организатора
ДДТ
им.
А.
И.
Ефремова заключается в написании сценариев мероприятий и их воплощении
на сцене в качестве ведущего – человека, который играет решающую роль в
организации всего праздничного события.
В среднем на базе учреждения в месяц проводится 8-10 мероприятий
различной
направленности:
как
традиционных,
так
и
по
запросу
самых
разных категорий населения. Чтобы избежать повторений и однотипного, а
значит,
не
очень
интересного,
проведения
(особенно
это
касается
традиционных мероприятий), всякий раз необходимы определённые новые
идеи и формы, «фишки», нестандартный креативный подход.
Учитывая формат и концепцию конкретных мероприятий, я в своей
деятельности начала привлекать к работе ведущими детей – воспитанников
творческих коллективов ДДТ, готовых попробовать себя в новом качестве.
Это даёт возможность разнообразить мероприятия, привнести новую струю в
их проведение, но в то же время вскрывает недостающие у ребят умения и
навыки
для
того,
чтобы
быть
успешными
ведущими.
В
частности,
вскрываются проблемы коммуникации – фундамента, на котором строится
развитие личности. Часто ребята не имеют элементарных навыков речевой
культуры,
ясной
и
грамотной
речи,
им
сложно
формулировать
мысли
посредством
слов.
Безусловно,
речь
не
идёт
о
тех
объединениях,
где
ключевым моментом содержания программы является художественное слово,
но желание выйти на сцену в качестве ведущего находит положительный
отклик
у
детей
любого
объединения,
будь
то
театральная
студия
или
спортивная секция. И где, как не здесь, на сцене родного ДДТ, мы можем
предоставить нашим детям возможность индивидуального самовыражения и
нового
опыта,
тем
самым
дополняя
их
успешность
в
своём
творческом
коллективе. Но прежде чем предоставить им эту возможность, я провожу
предварительную работу по проверке ораторских способностей ребят, их
эрудированности, умения самостоятельно подготовить текст выступления.
Исходя из этого мы вместе корректируем дальнейшую работу по развитию
необходимых навыков коммуникации, а также работу над дикцией, культурой
речи, развитием памяти, внимания и т.д.
Все дети очень разные, по-разному настраиваются на выход перед
зрителями, по-разному ведут себя на сцене. Моя задача, в первую очередь,
такова: каждому из них найти свои инструменты для того, чтобы они могли
уверенно выступать на сцене, владеть своим голосом и вниманием аудитории,
а главное, получать удовольствие от общения.
Поскольку
привлечение
ребят
к
работе
ведущими
мероприятий
является сопутствующим моментом их основных занятий, то изначально
особая роль в развитии коммуникативных навыков отводится тем педагогам,
у которых эти дети занимаются. Именно они, являясь образцом для ребенка,
должны помочь ему осознать свою индивидуальность и выработать свой
стиль
общения,
помочь
расширить
словарный
запас,
научить
умело
им
пользоваться, вести беседы и дискуссии, выражать свое мнение и мысли.
Через
коммуникацию
происходит
освоение
культуры,
общечеловеческого
опыта, умение взаимодействовать с другими людьми. Эффективность этой
деятельности напрямую зависит от качества полученной информации.
В
этой
статье
я
хочу
обратиться
к
педагогам
дополнительного
образования, учителям, воспитателям: говорите с детьми, выстраивайте с
ними конструктивный диалог, показывайте собственным примером, как это
делать, а это, в свою очередь, накладывает на нас ответственность в плане
собственной
речевой
культуры,
коммуникационных
способностей
и
расширения кругозора.