Напоминание

«Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка»


Автор: Габидуллина Альфия Насимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №8
Населённый пункт: РБ г.Янаул
Наименование материала: Статья
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее

арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к

театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению,

открытости, яркости, неповторимости.

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в

процессе деятельности создаются условия для развития:

1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных

произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным

средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к

размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать,

оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию

умственных способностей.

3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря,

совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая

сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный

эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами

художественной выразительности.

4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не

связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов,

вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует

произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко

раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и

другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах

положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети

стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами

и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его

поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует

развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость

образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу.

Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Итак, театрализованная деятельность позволяет успешно разрешить многие образовательные, воспитательные,

развивающие, психологические задачи. Таким образом, педагогическая задача усложняется, так как в ней весь

спектр способностей личности интегрируется и находит свое выражение в самых разнообразных видах детской

творческой активности:

1) в словесном творчестве – дети сами изменяют текст художественного произведения, сочиняют новый сюжет; 2)

в изобразительной деятельности и техническом моделировании – подготовка декораций, костюмов, атрибутов; 3)

в музыкальном воспитании – исполнение песен; 4) в хореографии – выражение эмоций, переживаний с помощью

движений, пластики; 5) в самой игре.

Театрализованная деятельность приносит детям счастье и радость, является эффективным средством личностного

развития и создания благоприятной психологической обстановки.

Приобщать ребенка к искусству и творчеству нужно постепенно. Во-первых, необходимо познакомить с

культурой зрителя. Во-вторых, по мере возможности организовывать посещение детских театров или просмотр

видеозаписей театральных постановок. В-третьих, нужно обсуждать увиденное, чтобы обратиться к

чувственному восприятию театрализованного действа:

1. Что тебе понравилось/не понравилось в спектакле?

2. Что запомнилось?

3. Какой самый яркий (напряженный, страшный, интересный) момент?

4. Кто из героев тебе наиболее интересен? Почему? На кого из действующих лиц ты хотел бы быть похож?

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание искусства, специфическое «театральное восприятие»,

основанное на общении «живого артиста» и зрителя.

Для того, чтобы театрализованная деятельность эффективно решала педагогические задачи, при ее организации

важно учитывать, что проведению спектакля предшествует цикл подготовительных занятий:

1. Знакомство со сказкой и ее персонажами.

2. Адаптация готового драматического или прозаического текста для постановки в семейном театре с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Подготовка ребенка к режиссерскому и актерскому воплощению драматургического материала.

4. Сама игра-драматизация, показ спектакля. На представление можно пригласить близких родственников и

друзей семьи.

Организованная таким образом театрализованная деятельность становится эффективным средством развития

личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Помимо этого у детей совершенствуются

организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения

со всеми членами семьи.



В раздел образования