Автор: Андреева Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Когалым ХМАО - Югра
Наименование материала: Познавательно - исследовательский проект
Тема: "Магнит и его свойства"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Буратино»
Познавательно – исследовательский проект
«Магнит и его свойства»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала
Воспитатель Андреева С.П.
г. Когалым, 2019
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –
экспериментальный.
Стратегия
осуществления
проекта:
данный
проект
осуществляется
в
подготовительной группе под руководством воспитателя Андреевой С. П.
Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей,
а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Актуальность:
Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети
любят экспериментировать, экспериментирование является тем методом
обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании
картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей.
В соответствии ФГОС необходимо развивать, у детей дошкольного возраста
познавательную активность, учить самостоятельно, находить новые знания. В
процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется
стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового, проявляется
желание узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять
существующие между ними связи и отношения.
Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают
знания, следят за изменениями, делают выводы.
Проблема:
Первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда в группу принесли
магнитный конструктор. Сначала детей занимали только игры с
конструктором, но потом стало интересно, почему на магните всё так прочно
держится. Поэтому, детям захотелось выяснить, что же такое магнит, какие
тайны хранит он в себе.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со
свойствами магнита.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием «магнит»;
сформировать представления о свойствах магнита;
актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства
со скрытыми свойствами магнита
развивать любознательность, логическое мышление и стремление к
самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,
развитию коммуникативных качеств, умение работать в парах и микро
группах
воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники
безопасности.
Ожидаемый результат:
Дети:
проявляется устойчивый познавательный интерес к
экспериментированию
обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор
сформируются представления о магните и его свойствах, способах
использования магнита человеком
разовьётся умение самостоятельно работать в коллективе, стремиться к
познанию, размышлению, логическому мышлению, обосновывать свой
ответ
пополнится словарный запас дошкольников по теме.
Родители:
повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей
вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад».
Педагог:
создание предметно развивающей среды по теме проекта
создание картотеки опытов по теме «Магнит»
повышение
уровня
педагогической
компетенции
родителей
и
активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и
детьми повысить готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
Основные этапы деятельности по проекту:
1 этап. Подготовительный.
Знакомство
с
темой.
Выделили
ее
актуальность,
спланировали
деятельность.
Подбор методической, художественной и детской литературы;
Пополнение развивающей среды.
Разработка занятий, определение тематики бесед.
Тематическое планирование.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап. Практический.
1.
Работа воспитателя с детьми:
рассматривание и чтение энциклопедии по теме.
рассказывание легенды о магнитах;
отгадывание загадок о магните;
просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики»
(серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»)
знакомство
с
модулем
«Магнит»
в
детской
цифровой
лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
НОД «Волшебные свойства магнита»
проведение опытов: «Всё ли притягивает магнит?», «Магнитное поле»,
«Сила магнита», «Полюса магнитов»
изготовление магнитов своими руками
игры «Рыбалов», с магнитными конструкторами, магнитной мозаикой,
азбукой
2.
Взаимодействие с родителями:
пополнение уголка экспериментирования материалом по теме проекта
мастер – класс «Проведение опытов с магнитами дома»
3 этап. Заключительный.
Оформление выставки «Магниты бывают разными»
Создание коллекции магнитов в группе
Показ НОД для педагогов.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников». 2010.
3. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет». 2011.
4. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для
педагогов.- М.: Издательство «Ювента», 2016.
5. Ресурсы интернета.
Приложение.
Легенда о магните.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он
заметил,
что
его
сандалии,
подбитые
железом,
и
деревянная
палка
с
железным
наконечником
липнут
к
черным
камням,
которые
в
изобилии
валялись
под
ногами.
Пастух
перевернул
палку
наконечником
вверх
и
убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и
увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти
странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме
железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих
соседей. От имени пастуха Магниса и появилось название этих камней.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево,
железо, пластмасса, бумага, ткань, резина).
Дети берут по одному предмету, называют материал и
подносят к нему магнит. Делается вывод, что
притягиваются только железные предметы.
Свои наблюдения дети фиксируют в карточке.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с
водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые
дощечки.
Педагог: А может магнит действовать через другие
материалы?
Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод:
магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.
В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне
скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что
магнит может действовать через стекло и воду.
Опыт «Взаимодействие двух магнитов».
Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или
отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец
(полюс) магнита называется южным (положительным), а
другой северным (отрицательным). Магниты
притягиваются разноименными полюсами, а
отталкиваются одноименными.
Вывод: разные полюса магнитов притягиваются.
Опыт «Магниты действуют на расстоянии».
Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь
потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором
скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими
магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг
магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то
назвали «магнитным полем».
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить
снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то
оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.
Делаем цепочку из таких висящих друг на друге
скрепок. Искусственное намагничивание легко
уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро
собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или
воспользоваться свойством магнита.
Памятка для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к
познавательному экспериментированию».
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов
на детское «почему? »
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами,
предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей,
объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к
исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к
экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа
экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как
ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него,
сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось,
лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы
к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте
спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к
ним.