Напоминание

"Магнит и его свойства"


Автор: Андреева Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Когалым ХМАО - Югра
Наименование материала: Познавательно - исследовательский проект
Тема: "Магнит и его свойства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Буратино»

Познавательно – исследовательский проект

«Магнит и его свойства»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработала

Воспитатель Андреева С.П.

г. Когалым, 2019

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –

экспериментальный.

Стратегия

осуществления

проекта:

данный

проект

осуществляется

в

подготовительной группе под руководством воспитателя Андреевой С. П.

Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей,

а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Актуальность:

Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети

любят экспериментировать, экспериментирование является тем методом

обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании

картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,

установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В соответствии ФГОС необходимо развивать, у детей дошкольного возраста

познавательную активность, учить самостоятельно, находить новые знания. В

процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется

стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового, проявляется

желание узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять

существующие между ними связи и отношения.

Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают

знания, следят за изменениями, делают выводы.

Проблема:

Первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда в группу принесли

магнитный конструктор. Сначала детей занимали только игры с

конструктором, но потом стало интересно, почему на магните всё так прочно

держится. Поэтому, детям захотелось выяснить, что же такое магнит, какие

тайны хранит он в себе.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со

свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с понятием «магнит»;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие:

развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства

со скрытыми свойствами магнита

развивать любознательность, логическое мышление и стремление к

самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные:

способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,

развитию коммуникативных качеств, умение работать в парах и микро

группах

воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники

безопасности.

Ожидаемый результат:

Дети:

проявляется устойчивый познавательный интерес к

экспериментированию

обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор

сформируются представления о магните и его свойствах, способах

использования магнита человеком

разовьётся умение самостоятельно работать в коллективе, стремиться к

познанию, размышлению, логическому мышлению, обосновывать свой

ответ

пополнится словарный запас дошкольников по теме.

Родители:

повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей

вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Педагог:

создание предметно развивающей среды по теме проекта

создание картотеки опытов по теме «Магнит»

повышение

уровня

педагогической

компетенции

родителей

и

активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и

детьми повысить готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.

Основные этапы деятельности по проекту:

1 этап. Подготовительный.

Знакомство

с

темой.

Выделили

ее

актуальность,

спланировали

деятельность.

Подбор методической, художественной и детской литературы;

Пополнение развивающей среды.

Разработка занятий, определение тематики бесед.

Тематическое планирование.

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап. Практический.

1.

Работа воспитателя с детьми:

рассматривание и чтение энциклопедии по теме.

рассказывание легенды о магнитах;

отгадывание загадок о магните;

просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики»

(серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»)

знакомство

с

модулем

«Магнит»

в

детской

цифровой

лаборатории

«Наураша в стране Наурандии»

НОД «Волшебные свойства магнита»

проведение опытов: «Всё ли притягивает магнит?», «Магнитное поле»,

«Сила магнита», «Полюса магнитов»

изготовление магнитов своими руками

игры «Рыбалов», с магнитными конструкторами, магнитной мозаикой,

азбукой

2.

Взаимодействие с родителями:

пополнение уголка экспериментирования материалом по теме проекта

мастер – класс «Проведение опытов с магнитами дома»

3 этап. Заключительный.

Оформление выставки «Магниты бывают разными»

Создание коллекции магнитов в группе

Показ НОД для педагогов.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до

школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.

Опыты и эксперименты для дошкольников». 2010.

3. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет». 2011.

4. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для

дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для

педагогов.- М.: Издательство «Ювента», 2016.

5. Ресурсы интернета.

Приложение.

Легенда о магните.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он

заметил,

что

его

сандалии,

подбитые

железом,

и

деревянная

палка

с

железным

наконечником

липнут

к

черным

камням,

которые

в

изобилии

валялись

под

ногами.

Пастух

перевернул

палку

наконечником

вверх

и

убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и

увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти

странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме

железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих

соседей. От имени пастуха Магниса и появилось название этих камней.

Опыт «Все ли притягивает магнит?»

Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево,

железо, пластмасса, бумага, ткань, резина).

Дети берут по одному предмету, называют материал и

подносят к нему магнит. Делается вывод, что

притягиваются только железные предметы.

Свои наблюдения дети фиксируют в карточке.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с

водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые

дощечки.

Педагог: А может магнит действовать через другие

материалы?

Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод:

магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.

В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне

скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что

магнит может действовать через стекло и воду.

Опыт «Взаимодействие двух магнитов».

Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или

отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец

(полюс) магнита называется южным (положительным), а

другой северным (отрицательным). Магниты

притягиваются разноименными полюсами, а

отталкиваются одноименными.

Вывод: разные полюса магнитов притягиваются.

Опыт «Магниты действуют на расстоянии».

Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь

потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором

скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими

магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг

магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то

назвали «магнитным полем».

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить

снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то

оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.

Делаем цепочку из таких висящих друг на друге

скрепок. Искусственное намагничивание легко

уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро

собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или

воспользоваться свойством магнита.

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию».

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов

на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами,

предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей,

объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к

исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к

экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа

экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как

ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него,

сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось,

лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы

к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте

спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к

ним.



В раздел образования