Автор: Родыгина Ирина Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)"
Тема: методическая помощь учителю
Раздел: начальное образование
Рабочая программа учебного предмета
Родной язык (русский)
наименование учебного курса
___
Родной язык и литературное чтение на родном языке
предметная область
начальное общее образование
уровень образования
3 года
срок реализации программы
Составитель: Родыгина И.С., учитель начальных классов МАОУ «СОШ
№43» (город Сыктывкар)
Сыктывкар 2018
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Родной язык (русский)».
Личностными
результатами
изучения
предмета
«Родной
язык
(русский)»
являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия
–
умение осознавать
и определять
эмоции
других
людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты (художественные
произведения, статьи словарей и справочников), вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык (русский)»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии
оценки
и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служит
технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Предметными
результатами
изучения
курса
«Родной
язык
(русский)»
является сформированность следующих умений:
исправлять,
редактировать
свою
речь,
работать
над
наиболее
распространёнными речевыми и грамматическими ошибками.
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью
толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.
выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили
речи с учётом особенностей текста.
редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок
слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, редактировать
текст.
распространять предложение, добавлять пропущенные части текста.
правильно оформлять
письменный текст:
размещение заголовка,
соблюдение красной строки, правильное заполнение строк.
создавать тексты по образцу (изложения), затем – собственных
текстов
на
основе
увиденного,
прочитанного,
услышанного
(сочинения).
2 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей
и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению
курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Родной
язык
(русский)»
является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-
вступать
в
диалог
(отвечать
на
вопросы,
задавать
вопросы,
уточнять
непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций;
-
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
-
изобразительно-выразительные
средства
языка:
метафоры,
сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
Уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонация);
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
-
отличать
текст
как
тематическое
и
смысловое
единство
от
набора
предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные
слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
3 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
эмоциональность;
умение
осознавать
и
определять
(называть)
свои
эмоции;
эмпатия
–
умение
осознавать
и
определять
эмоции
других
людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Родной
язык
(русский)»
является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии
оценки
и
определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать
информацию,
представленную
в
разных
формах
(сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
монологической
и
диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
определять
вид
предложения
по
цели
высказывания
и
интонации,
правильно
произносить
предложения
с
восклицательной
и
невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое,
ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них
относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения
сочетания слов, связанных между собой;
видеть
в
предложении
однородные
члены,
ставить
запятую
в
предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом
и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков
препинания в письменном общении;
читать
художественные
тексты,
осмысливая
их
до
чтения,
во
время
чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с
опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,
пересказывать текст по плану;
читать
и
понимать
учебно-научные
тексты
(определять
количество
частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать
по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного
текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка,
сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в
собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию
своей речи.
4 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей
и чувств;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Родной
язык
(русский)»
является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии
оценки
и
определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
задавать вопросы;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми;
выражать
свои
мысли
с
соответствующими
возрасту
полнотой
и
точностью;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
основные
качества
речи:
правильность,
точность,
богатство,
выразительность;
монолог и диалог как разновидность речи;
лексическое значение слов;
прямое и переносное значение слов;
иностранные заимствования;
устаревшие слова;
речевой этикет: формы обращения;
предложение: простое и сложное;
тему, микротему, основную мысль текста;
стили речи: разговорный, книжный, художественный;
типы
текста:
повествование,
описание,
рассуждение,
оценка
действительности;
композицию текста.
Уметь:
-
исправлять,
редактировать
свою
речь,
работать
над
наиболее
распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового
словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с
учётом особенностей текста;
- редактировать простое и сложное предложение; тексты различного стиля;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,
распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение
красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на
основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
2. Содержание учебного предмета
Программа
учебного
курса «Родной язык (русский)» на уровне начального
общего образования предполагает изучение следующих разделов:
2 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать
громкость
и
высоту
голоса.
Знание
скороговорок.
Умение
коллективно
разметить
текст
для
выразительного
чтения;
обсудить
тембр,
темп
чтения,
расставить
паузы,
выделить
логически
ударенные
слова
и
сочетания
слов,
продумать мелодику чтения.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы.
Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение,
олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексиче ское
значение
слова
по
словарю,
контексту,
на
о с н о ве
словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и
переносное
значения,
определять
основу
переноса
значения.
Умение
сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу,
из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением
при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Основные виды деятельности:
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова
и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки
–
на
какой
вопрос
отвечает)
и
составлять
предложение
с
данным
словом.
Находить опасные места в словах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять
порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять
неудачно
употреблённые
слова.
Умение
интонационно
правильно
читать
(произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение
редактировать
текст
с
точки
зрения
лексики
и
грамматики.
Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по
данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Основные виды деятельности:
Называть признаки предложения.
Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.
Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Списывать предложения, правильно оформлять
их на письме.
Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со
смыслом и интонацией
предложения.
Читать предложения с разной интонацией.
Называть признаки текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Уметь
распознавать
типы
текстов:
рассуждение,
сравнительное
описание,
повествование.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной
интонацией, мимикой.
Основные виды деятельности:
Уметь
писать
творческое
изложение
с
языковым
разбором,
сочинение
по
данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова,
которые
называют
одушевлённые
и
неодушевлённые
предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы.
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
3 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Речь.
Общее
понятие
о
культуре
речи.
Основные
качества
речи:
правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила,
темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение
самостоятельно
подготовиться
к
выразительному
чтению
произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной
подготовки.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства
языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в
тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в
художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения,
употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные
слова.
Умение
выделять
их
в
тексте,
объяснять
значение
с
помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь
слова.
Откуда
берутся
слова?
Как
живут
слова?
Основные
источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение,
стилистическую принадлежность.
Основные виды деятельности:
Повторить материал, изученный во 2-ом классе.
Знать
опознавательные
признаки
изученных
орфограмм
и
грамотно
писать
слова с данными орфограммами.
Иметь
представление
о
значении
слова,
словах
синонимах,
антонимах,
омонимах, фразеологизмах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять
порядок
слов
и
порядок
частей,
заменять
неудачно
употреблённые
слова,
устранять
лишние
и
восстанавливать
недостающие
слова,
распространять
предложения.
Тема,
микротема,
основная
мысль
текста.
Опорные
слова.
Структура
текста. План, виды плана.
Стили
речи:
разговорный
и
книжный
(художественный
и
научный).
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст
в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять
описание
предметов
и
явлений,
рассуждение
в
художественном
и
научном
стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
Средства
связи
при
цепном
построении
текста.
Средства
связи
в
тексте
с
параллельным
построением.
Видо-временная
соотнесённость
глаголов,
единообразие синтаксических конструкций.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся должны знать:
-предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
-
типы
текста:
пове ствование,
описание,
рассуждение,
о ц е н ка
действительности;
- композицию текста.
Обучающиеся должны уметь:
- редактировать простое и сложное предложение;
- определять стили речи с учётом особенностей текста;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,
распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение
красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на
основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Раздел 3. Культура общения.
«Волшебные
слова»:
слова
приветствия,
прощания,
просьбы,
благодарности,
извинения.
Умение
дискутировать,
использовать
вежливые
слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Основные виды деятельности:
Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие четкой, ясной речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие потребности изучать предмет, увлеченности русским языком.
4 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. Фразеологизмы. Диалектизмы.
Сравнение,
эпитеты,
олицетворение.
Метафора.
Пословицы
и
поговорки.
Афоризмы.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся должны знать:
- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- монолог и диалог как разновидность речи;
- лексическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- иностранные заимствования;
- устаревшие слова;
- речевой этикет: формы обращения.
Обучающиеся должны уметь:
-
исправлять,
редактировать
свою
речь,
работать
над
наиболее
распространёнными речевыми и грамматическими ошибками; редактировать
свои и специально подобранные тексты;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового
словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Художественный
стиль.
Общее
понятие.
Рифма.
Диалог
и
монолог.
Драматические
импровизации.
Композиции
текста.
Основные
элементы
композиции. Работа с деформированным текстом. Публицистический стиль.
Газетно-публицистический
стиль.
Официально-деловой
стиль.
Тезисы.
Конспект.
Аннотация. Я пишу письмо. Объявление, афиша, анонс, реклама.
Лингвистический турнир. Работа с текстом.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся должны знать:
-предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
-
типы
текста:
пове ствование,
описание,
рассуждение,
о ц е н ка
действительности;
композицию текста.
Обучающиеся должны уметь:
- редактировать простое и сложное предложение;
- определять стили речи с учётом особенностей текста;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,
распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение
красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на
основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
3. Тематическое планирование
2 класс (34 ч)
№
Наименование
раздела
программы
Кол-
во
часов
Тема урока
1
Речь. Техника и
выразительност
ь речи. Слово.
13 ч.
1.Слово или не слово? Значение слова.
2. Многозначные слова.
3. Омонимы.
4. Омофоны, омоформы.
5. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
6. Антонимы. Употребление антонимов в речи.
7. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в
речи.
8. Работа со словарями.
9. Пословицы и поговорки.
10. Употребление пословиц и поговорок в речи.
11. Загадки. Составление загадок.
12. Изобразительные средства языка. Сравнение.
13. Изобразительные средства языка. Олицетворение.
2
Предложение и
словосочетание.
Текст.
15 ч.
1. Текст. Тема текста. Заглавие.
2. Текст. Опорные слова.
3. Текст. Опорные слова. Тема текста. Заглавие.
4. Проверочная работа по теме: «Текст».
5. Работа над ошибками.
6. Виды плана.
7. Виды плана.
8. Связь между предложениями в тексте.
9. Связь между частями текста.
10. Работа с деформированным текстом.
11. Типы текста. Описание.
12. Текст - сравнительное описание.
13. Типы текста. Повествование.
14. Типы текста. Рассуждение.
15. Редактирование текста (тип текста – по выбору).
3
Культура
общения.
6 ч.
1.Сочинение на тему: « Мой выходной день».
2. Анализ сочинений. Работа над ошибками.
3. Этикетные слова и выражения.
4. Использование вежливых слов с учётом речевой
ситуации в устной и письменной речи.
5. КВН «Я люблю русский язык».
6. Проверь себя. Ребусы, игры со словами.
3 класс (34 ч)
№
Наименование
раздела
программы
Кол-
во
часов
Тема урока
1
Речь. Техника и
выразительност
ь речи. Слово.
18 ч.
1.Многозначные слова.
2. Омонимы, омоформы и омофоны.
3. Фразеологизмы.
4. Сравнения. Олицетворение.
5. Пословицы и поговорки. Употребление пословиц и
поговорок в речи.
6. Изобразительно-выразительные средства языка.
Эпитеты.
7. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
8. Откуда приходят слова?
9. Этимология. Этимологический словарь.
10. Почему их так назвали? (названия растений и
животных).
11. Как тебя зовут?
12. Наши фамилии.
13. Топонимы.
14. Устаревшие слова. Употребление устаревших
слов.
15. Сочинение по картине В.М. Васнецова
«Богатыри».
16. Работа над ошибками.
17. Проверочная работа по теме: «Изобразительно-
выразительные средства языка».
18. Работа над ошибками. Ребусы, шарады,
головоломки.
2
Предложение и
словосочетание.
Текст.
10 ч.
1. Типы текстов.
2. Тема текста. Заглавие текста. Микро-тема.
Опорные слова.
3. Связь предложений в тексте.
4. Цепная связь предложений в тексте.
5. Цепная связь предложений в тексте.
6. Параллельная связь предложений в тексте.
7. Сочинение по картине В. Е. Маковского
«Свидание».
8. Работа над ошибками.
9. Единый временной план текста.
10. Единый временной план текста.
3
Культура
общения.
6 ч.
1.Стили речи.
2. Художественный стиль. Общее понятие.
3. Редактирование текста художественного стиля.
4. Научный стиль. Общее понятие.
5. Этикетные слова и выражения.
6. Проверь себя. Ребусы, головоломки.
4 класс (34 ч)
№
Наименование
раздела
программы
Кол-
во
часов
Тема урока
1
Речь. Техника и
выразительност
ь речи. Слово.
16 ч.
1.Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.
2. Исконно русские слова. Устаревшие слова,
употребление их в речи.
3. Слова-пришельцы (иноязычные слова).
Употребление иноязычных слов. Работа со словарем
иностранных слов.
4. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.
5. Диалектизмы.
6. Этикетные слова: обращения.
7. Сравнение, эпитеты, олицетворение.
8. Метафора.
9. Пословицы и поговорки. Употребление пословиц и
поговорок в речи. Работа со словарем пословиц и
поговорок русского народа.
10. Сочинение по пословице.
11. Афоризмы. Крылатые слова и выражения.
12. Художественный стиль.
13. Сочинение – пейзажная зарисовка.
14. Анализ сочинений. Работа над ошибками.
15. Рифма. Виды рифм.
16. Диалог и монолог.
2
Предложение и
словосочетание.
Текст.
18 ч.
1. Композиция текста. Основные элементы
композиции.
2. Композиция. Работа с деформированным текстом.
3. Творческая работа. Шуточный рассказ на тему:
«Что произошло после того, как наша кошка Мурка
научилась разговаривать» (примерная тема)
4. Сочинение – миниатюра в художественном стиле.
5. Работа над ошибками.
6. Творческая работа. Сказка «наоборот».
7. Публицистический стиль.
8. Газетно- публицистический стиль.
9. Деловая игра « Верстка газеты».
10. Официально- деловой стиль.
11. Научные слова. Работа с толковым словарем,
справочниками.
12. Тезисы. Конспект.
13. Аннотация.
14. Я пишу письмо.
15. Объявления. Реклама.
16. Афиша, анонс.
17. Редактирование текста официально-делового
стиля.
18. Лингвистический турнир. Головоломки, игры со
словами.