Напоминание

методическая помощь учителю


Автор: Родыгина Ирина Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)"
Тема: методическая помощь учителю
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа учебного предмета

Родной язык (русский)

наименование учебного курса

___

Родной язык и литературное чтение на родном языке

предметная область

начальное общее образование

уровень образования

3 года

срок реализации программы

Составитель: Родыгина И.С., учитель начальных классов МАОУ «СОШ

№43» (город Сыктывкар)

Сыктывкар 2018

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Родной язык (русский)».

Личностными

результатами

изучения

предмета

«Родной

язык

(русский)»

являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия

умение осознавать

и определять

эмоции

других

людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты (художественные

произведения, статьи словарей и справочников), вопросы и задания к ним,

проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык (русский)»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

в

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и определять

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с

этими критериями.

Средством

формирования

регулятивных

УУД

служит

технология

продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений

(учебных успехов).

Познавательные УУД:

пользоваться

разными

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной

текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в

другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой

ситуации;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать

и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;

задавать вопросы.

Предметными

результатами

изучения

курса

«Родной

язык

(русский)»

является сформированность следующих умений:

исправлять,

редактировать

свою

речь,

работать

над

наиболее

распространёнными речевыми и грамматическими ошибками.

определять значение многозначного слова и омонимов с помощью

толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.

выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили

речи с учётом особенностей текста.

редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок

слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, редактировать

текст.

распространять предложение, добавлять пропущенные части текста.

правильно оформлять

письменный текст:

размещение заголовка,

соблюдение красной строки, правильное заполнение строк.

создавать тексты по образцу (изложения), затем – собственных

текстов

на

основе

увиденного,

прочитанного,

услышанного

(сочинения).

2 класс

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей

и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению

курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Родной

язык

(русский)»

является формирование универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

-

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

учебных

заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

-

вступать

в

диалог

(отвечать

на

вопросы,

задавать

вопросы,

уточнять

непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций;

-

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

-

изобразительно-выразительные

средства

языка:

метафоры,

сравнения,

олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов.

Уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях

(жесты, мимика, телодвижения, интонация);

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,

прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

-

отличать

текст

как

тематическое

и

смысловое

единство

от

набора

предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные

слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

3 класс

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

эмоциональность;

умение

осознавать

и

определять

(называть)

свои

эмоции;

эмпатия

умение

осознавать

и

определять

эмоции

других

людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Родной

язык

(русский)»

является формирование универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

в

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с

этими критериями.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

пользоваться

разными

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

ознакомительным;

извлекать

информацию,

представленную

в

разных

формах

(сплошной

текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать

и

преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой

ситуации;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач;

владеть

монологической

и

диалогической

формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

определять

вид

предложения

по

цели

высказывания

и

интонации,

правильно

произносить

предложения

с

восклицательной

и

невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое,

ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них

относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения

сочетания слов, связанных между собой;

видеть

в

предложении

однородные

члены,

ставить

запятую

в

предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом

и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков

препинания в письменном общении;

читать

художественные

тексты,

осмысливая

их

до

чтения,

во

время

чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с

опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,

пересказывать текст по плану;

читать

и

понимать

учебно-научные

тексты

(определять

количество

частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать

по плану);

письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного

текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка,

сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в

собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию

своей речи.

4 класс

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей

и чувств;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Родной

язык

(русский)»

является формирование универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью;

в

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с

этими критериями.

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной

текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

задавать вопросы;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

и взрослыми;

выражать

свои

мысли

с

соответствующими

возрасту

полнотой

и

точностью;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

основные

качества

речи:

правильность,

точность,

богатство,

выразительность;

монолог и диалог как разновидность речи;

лексическое значение слов;

прямое и переносное значение слов;

иностранные заимствования;

устаревшие слова;

речевой этикет: формы обращения;

предложение: простое и сложное;

тему, микротему, основную мысль текста;

стили речи: разговорный, книжный, художественный;

типы

текста:

повествование,

описание,

рассуждение,

оценка

действительности;

композицию текста.

Уметь:

-

исправлять,

редактировать

свою

речь,

работать

над

наиболее

распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;

- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового

словаря, отличать многозначные слова от омонимов;

- выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с

учётом особенностей текста;

- редактировать простое и сложное предложение; тексты различного стиля;

- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,

распространять предложение и так далее;

- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение

красной строки, правильное заполнение строк;

- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на

основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

2. Содержание учебного предмета

Программа

учебного

курса «Родной язык (русский)» на уровне начального

общего образования предполагает изучение следующих разделов:

2 класс

Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать

громкость

и

высоту

голоса.

Знание

скороговорок.

Умение

коллективно

разметить

текст

для

выразительного

чтения;

обсудить

тембр,

темп

чтения,

расставить

паузы,

выделить

логически

ударенные

слова

и

сочетания

слов,

продумать мелодику чтения.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы.

Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение,

олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять

лексиче ское

значение

слова

по

словарю,

контексту,

на

о с н о ве

словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и

переносное

значения,

определять

основу

переноса

значения.

Умение

сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу,

из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением

при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного

характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Основные виды деятельности:

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова

и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки

на

какой

вопрос

отвечает)

и

составлять

предложение

с

данным

словом.

Находить опасные места в словах.

Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять

порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять

неудачно

употреблённые

слова.

Умение

интонационно

правильно

читать

(произносить) предложения разных типов.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение

редактировать

текст

с

точки

зрения

лексики

и

грамматики.

Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между

предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по

данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Основные виды деятельности:

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять

их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со

смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Уметь

распознавать

типы

текстов:

рассуждение,

сравнительное

описание,

повествование.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Раздел 3. Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной

интонацией, мимикой.

Основные виды деятельности:

Уметь

писать

творческое

изложение

с

языковым

разбором,

сочинение

по

данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова,

которые

называют

одушевлённые

и

неодушевлённые

предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

3 класс

Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.

Речь.

Общее

понятие

о

культуре

речи.

Основные

качества

речи:

правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила,

темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение

самостоятельно

подготовиться

к

выразительному

чтению

произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной

подготовки.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства

языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в

тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в

художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения,

употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные

слова.

Умение

выделять

их

в

тексте,

объяснять

значение

с

помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь

слова.

Откуда

берутся

слова?

Как

живут

слова?

Основные

источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение,

стилистическую принадлежность.

Основные виды деятельности:

Повторить материал, изученный во 2-ом классе.

Знать

опознавательные

признаки

изученных

орфограмм

и

грамотно

писать

слова с данными орфограммами.

Иметь

представление

о

значении

слова,

словах

синонимах,

антонимах,

омонимах, фразеологизмах.

Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять

порядок

слов

и

порядок

частей,

заменять

неудачно

употреблённые

слова,

устранять

лишние

и

восстанавливать

недостающие

слова,

распространять

предложения.

Тема,

микротема,

основная

мысль

текста.

Опорные

слова.

Структура

текста. План, виды плана.

Стили

речи:

разговорный

и

книжный

(художественный

и

научный).

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст

в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять

описание

предметов

и

явлений,

рассуждение

в

художественном

и

научном

стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.

Средства

связи

при

цепном

построении

текста.

Средства

связи

в

тексте

с

параллельным

построением.

Видо-временная

соотнесённость

глаголов,

единообразие синтаксических конструкций.

Основные виды деятельности:

Обучающиеся должны знать:

-предложение: простое и сложное;

- тему, микротему, основную мысль текста;

- стили речи: разговорный, книжный, художественный;

-

типы

текста:

пове ствование,

описание,

рассуждение,

о ц е н ка

действительности;

- композицию текста.

Обучающиеся должны уметь:

- редактировать простое и сложное предложение;

- определять стили речи с учётом особенностей текста;

- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,

распространять предложение и так далее;

- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение

красной строки, правильное заполнение строк;

- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на

основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

Раздел 3. Культура общения.

«Волшебные

слова»:

слова

приветствия,

прощания,

просьбы,

благодарности,

извинения.

Умение

дискутировать,

использовать

вежливые

слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Основные виды деятельности:

Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие четкой, ясной речи.

Развитие мелкой моторики.

Развитие потребности изучать предмет, увлеченности русским языком.

4 класс

Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. Фразеологизмы. Диалектизмы.

Сравнение,

эпитеты,

олицетворение.

Метафора.

Пословицы

и

поговорки.

Афоризмы.

Основные виды деятельности:

Обучающиеся должны знать:

- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;

- монолог и диалог как разновидность речи;

- лексическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- иностранные заимствования;

- устаревшие слова;

- речевой этикет: формы обращения.

Обучающиеся должны уметь:

-

исправлять,

редактировать

свою

речь,

работать

над

наиболее

распространёнными речевыми и грамматическими ошибками; редактировать

свои и специально подобранные тексты;

- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового

словаря, отличать многозначные слова от омонимов;

- выделять в тексте стилистически окрашенные слова.

Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.

Художественный

стиль.

Общее

понятие.

Рифма.

Диалог

и

монолог.

Драматические

импровизации.

Композиции

текста.

Основные

элементы

композиции. Работа с деформированным текстом. Публицистический стиль.

Газетно-публицистический

стиль.

Официально-деловой

стиль.

Тезисы.

Конспект.

Аннотация. Я пишу письмо. Объявление, афиша, анонс, реклама.

Лингвистический турнир. Работа с текстом.

Основные виды деятельности:

Обучающиеся должны знать:

-предложение: простое и сложное;

- тему, микротему, основную мысль текста;

- стили речи: разговорный, книжный, художественный;

-

типы

текста:

пове ствование,

описание,

рассуждение,

о ц е н ка

действительности;

композицию текста.

Обучающиеся должны уметь:

- редактировать простое и сложное предложение;

- определять стили речи с учётом особенностей текста;

- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,

распространять предложение и так далее;

- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение

красной строки, правильное заполнение строк;

- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на

основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

3. Тематическое планирование

2 класс (34 ч)

Наименование

раздела

программы

Кол-

во

часов

Тема урока

1

Речь. Техника и

выразительност

ь речи. Слово.

13 ч.

1.Слово или не слово? Значение слова.

2. Многозначные слова.

3. Омонимы.

4. Омофоны, омоформы.

5. Синонимы. Употребление синонимов в речи.

6. Антонимы. Употребление антонимов в речи.

7. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в

речи.

8. Работа со словарями.

9. Пословицы и поговорки.

10. Употребление пословиц и поговорок в речи.

11. Загадки. Составление загадок.

12. Изобразительные средства языка. Сравнение.

13. Изобразительные средства языка. Олицетворение.

2

Предложение и

словосочетание.

Текст.

15 ч.

1. Текст. Тема текста. Заглавие.

2. Текст. Опорные слова.

3. Текст. Опорные слова. Тема текста. Заглавие.

4. Проверочная работа по теме: «Текст».

5. Работа над ошибками.

6. Виды плана.

7. Виды плана.

8. Связь между предложениями в тексте.

9. Связь между частями текста.

10. Работа с деформированным текстом.

11. Типы текста. Описание.

12. Текст - сравнительное описание.

13. Типы текста. Повествование.

14. Типы текста. Рассуждение.

15. Редактирование текста (тип текста – по выбору).

3

Культура

общения.

6 ч.

1.Сочинение на тему: « Мой выходной день».

2. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

3. Этикетные слова и выражения.

4. Использование вежливых слов с учётом речевой

ситуации в устной и письменной речи.

5. КВН «Я люблю русский язык».

6. Проверь себя. Ребусы, игры со словами.

3 класс (34 ч)

Наименование

раздела

программы

Кол-

во

часов

Тема урока

1

Речь. Техника и

выразительност

ь речи. Слово.

18 ч.

1.Многозначные слова.

2. Омонимы, омоформы и омофоны.

3. Фразеологизмы.

4. Сравнения. Олицетворение.

5. Пословицы и поговорки. Употребление пословиц и

поговорок в речи.

6. Изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитеты.

7. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

8. Откуда приходят слова?

9. Этимология. Этимологический словарь.

10. Почему их так назвали? (названия растений и

животных).

11. Как тебя зовут?

12. Наши фамилии.

13. Топонимы.

14. Устаревшие слова. Употребление устаревших

слов.

15. Сочинение по картине В.М. Васнецова

«Богатыри».

16. Работа над ошибками.

17. Проверочная работа по теме: «Изобразительно-

выразительные средства языка».

18. Работа над ошибками. Ребусы, шарады,

головоломки.

2

Предложение и

словосочетание.

Текст.

10 ч.

1. Типы текстов.

2. Тема текста. Заглавие текста. Микро-тема.

Опорные слова.

3. Связь предложений в тексте.

4. Цепная связь предложений в тексте.

5. Цепная связь предложений в тексте.

6. Параллельная связь предложений в тексте.

7. Сочинение по картине В. Е. Маковского

«Свидание».

8. Работа над ошибками.

9. Единый временной план текста.

10. Единый временной план текста.

3

Культура

общения.

6 ч.

1.Стили речи.

2. Художественный стиль. Общее понятие.

3. Редактирование текста художественного стиля.

4. Научный стиль. Общее понятие.

5. Этикетные слова и выражения.

6. Проверь себя. Ребусы, головоломки.

4 класс (34 ч)

Наименование

раздела

программы

Кол-

во

часов

Тема урока

1

Речь. Техника и

выразительност

ь речи. Слово.

16 ч.

1.Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

2. Исконно русские слова. Устаревшие слова,

употребление их в речи.

3. Слова-пришельцы (иноязычные слова).

Употребление иноязычных слов. Работа со словарем

иностранных слов.

4. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.

5. Диалектизмы.

6. Этикетные слова: обращения.

7. Сравнение, эпитеты, олицетворение.

8. Метафора.

9. Пословицы и поговорки. Употребление пословиц и

поговорок в речи. Работа со словарем пословиц и

поговорок русского народа.

10. Сочинение по пословице.

11. Афоризмы. Крылатые слова и выражения.

12. Художественный стиль.

13. Сочинение – пейзажная зарисовка.

14. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

15. Рифма. Виды рифм.

16. Диалог и монолог.

2

Предложение и

словосочетание.

Текст.

18 ч.

1. Композиция текста. Основные элементы

композиции.

2. Композиция. Работа с деформированным текстом.

3. Творческая работа. Шуточный рассказ на тему:

«Что произошло после того, как наша кошка Мурка

научилась разговаривать» (примерная тема)

4. Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

5. Работа над ошибками.

6. Творческая работа. Сказка «наоборот».

7. Публицистический стиль.

8. Газетно- публицистический стиль.

9. Деловая игра « Верстка газеты».

10. Официально- деловой стиль.

11. Научные слова. Работа с толковым словарем,

справочниками.

12. Тезисы. Конспект.

13. Аннотация.

14. Я пишу письмо.

15. Объявления. Реклама.

16. Афиша, анонс.

17. Редактирование текста официально-делового

стиля.

18. Лингвистический турнир. Головоломки, игры со

словами.



В раздел образования