Автор: Белицкая Лариса Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Детский дом № 10
Населённый пункт: город Железноводск , пос Иноземцево
Наименование материала: Методическая разработка для развития коммуникативных навыков
Тема: "Планета друзей"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ № 10 ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ»
Методическая разработкадля
развития коммуникативных навыков.
Тема: «Планета друзей»
(Ролевая игра)
Составитель:
Белицкая Лариса Владимировна
воспитатель высшей категории
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: определить принципы (правила)
жизнедеятельности в детском коллективе и коллективе вообще;
развивать коммуникативные возможности воспитанников,
умения правильного общения в обществе.
Оборудование: нарисованные
плакаты или оформленная
доска: «Добро не
наука,
оно
действие»
()Р.
Роллан),
«Познай
самого
себя»
(надпись
на
Дельфийском храме).
Приглашенные: в качестве приглашенных могут выступать
: дети других
групп, воспитатели,
педагог-психолог, социальный педагог.
Подготовительный этап: за несколько дней до занятия можно пред
ложить
воспитанникам
сформировать
несколько
микрогрупп,
т.е.
«сообщество
обитателей
планеты».
Микрогруппы
формируются
по
принципу
«Парад
планет»: название, население, правила взаимоотношений, события, решение
конфликтов.
Ход занятия
Игровая ситуации: «Учимся общаться»
В исполнении группы воспитанников звучит песня Александра
Дольского «Мне звезда упала на ладошку…»
Ведущая: Добрый день всем, я рада видеть вас и приветствую всех вас на
нашей игре «Планета друзей».
Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых
планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с
кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения-активатора. Вам нужно хорошо
понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки… А
теперь
выполните
первое
задание:
придумайте
название
и
население
планеты.
Каждая команда представляет название и население своей планеты.
Ведущая: Моя задача – дать вам возможность доказать, что вы достойные
представители
своих
планет.
Но
прежде
определите
п р а в и л а
взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть
друзьями. Эти правила должны вам помочь дружно выполнить задание.
Каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете.
Ведущая: Вы знаете, мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на
планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, что происходит на
вашей планете.
Команды рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на
их планете.
Ведущая: А вот событие на планете Земля. Но прежде чем я вам расскажу о
нем,
выполните
четвертое
задание:
сформулируйте
основные
правила
разрешения конфликтов на вашей планете.
Каждая команда называет эти правила.
Ведущая: А теперь я вам расскажу о событии, происшедшем на планете
Земля (Учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг?..»)
А вдруг?..
С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро
шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил
синюю шапочку Тани Шибановой.
Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней
всю дорогу.
Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет… Только вот что
сказать? Больше недели как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня,
пойдем в кино сегодня?» А может, подарить ей гладкий черный камушек,
который он привез с моря?..
А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он
мне нужен?!»
Алеша сбавил было шаг, но взглянув на синюю шапочку, вновь
заторопился.
Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат
колесами
по
мокрой
мостовой.
Вот
она
оглянулась
и
увидела
Алешку,
который как раз перепрыгивал через лужу.
Она пошла потише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он
догнал
ее
возле
вон
того
палисадника.
Они
пошли
бы
вместе,
и
Таня
спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у
других желтые?» Алешка посмотрит-посмотрит и… А может, и не посмотрит
совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь».
Ведь поссорились…
За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка,
пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь
просто так, посреди тротуара..
В большом доме был магазин «Пиджаки и брюки», Таня подошла к
витрине и принялась разглядывать манекены.
Алешка подошел и встал рядом… Таня посмотрела на него и чуть
улыбнулась… «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Алешка и, чтобы
опередить Таню, проговорил:
- А-а, это ты, Шиба… Здравствуй…
-= Привет, Вертишеев, - бросила она.
Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины.
Снова начал накрапывать дождь.
Ведущая: что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?
Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.
Ведущая: Вы начали действовать и поступили правильно, но и действовать
надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше
плохого, чем хорошего», - писал М. Горький. А знаменитый герой Сервантеса
Дон-Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорил
ему: «Напряги свою память, и да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя
примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу,
встревожится или смутится, услышав мое имя?». Этого Дон-Кихота мало, он
просит запомнить, стояла или сидела Дульсинея, не повторяла ли она дважды
или трижды свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую или же из
упрямой в приветливую, поднимала ли руку, чтобы поправить прическу, хотя
бы та была у нее в полном порядке. «Наблюдай за всеми действиями ее,
движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в
глубине
души
она
питает
ко
мне
чувства»,
-
напутствовал
Дон-Кихот
оруженосца.
Мини-игры на развитие коммуникативных навыков
Воспитатель: В
технике
общения
нужно
научиться
распознавать
язык
жестов,
индивидуальные
особенности
мимики,
как
бы
«читать»
людей,
настраиваясь на коммуникативную волну.
Как это делать?
Вот несколько нехитрых правил:
1.
Излучайте положительные эмоции (Веселый, бодрый, жизнерадостный,
спокойный человек всегда привлекает).
2.
Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
3.
Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
4.
Называйте его по имени и так, как он хочет сам.
5.
Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
6.
Говорите комплименты.
7.
Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
Воспитатель: Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле.
А правила, существующие на ваших планетах? Давайте подумаем, почему же
предлагаемые образцы жизни не всегда достигаются на Земле?
А теперь напишите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание,
которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно
назвать «Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти
правила, у вас будет очень много друзей.
Игровые группы и отдельные воспитанники называют правила, которые
необходимо соблюдать в общении и взаимодействии людей.
Воспитатель читает стихотворение Е .Евтушенко «Людей неинтересных
в мире нет…»
Идет обсуждение стихотворения.
Подведение итогов занятия
В ходе занятия (ролевой игры) могут быть созданы своды или
правила
жизнедеятельности
коллектива
воспитанников.
Свод
правил
жизнедеятельности в ведущий или воспитатель еще раз зачитывает перед
ребятами и предлагает оформить их для уголка или стенгазеты.
В заключительном диалоге с воспитанниками воспитатель обсуждает
проблемы:
«Что
мы
сегодня
сделали
на
занятии?»,
«Чему
мы
сегодня
научились?», «Чего достигли?».