Напоминание

"Планета друзей"


Автор: Белицкая Лариса Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Детский дом № 10
Населённый пункт: город Железноводск , пос Иноземцево
Наименование материала: Методическая разработка для развития коммуникативных навыков
Тема: "Планета друзей"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ № 10 ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ»

Методическая разработкадля

развития коммуникативных навыков.

Тема: «Планета друзей»

(Ролевая игра)

Составитель:

Белицкая Лариса Владимировна

воспитатель высшей категории

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: определить принципы (правила)

жизнедеятельности в детском коллективе и коллективе вообще;

развивать коммуникативные возможности воспитанников,

умения правильного общения в обществе.

Оборудование: нарисованные

плакаты или оформленная

доска: «Добро не

наука,

оно

действие»

()Р.

Роллан),

«Познай

самого

себя»

(надпись

на

Дельфийском храме).

Приглашенные: в качестве приглашенных могут выступать

: дети других

групп, воспитатели,

педагог-психолог, социальный педагог.

Подготовительный этап: за несколько дней до занятия можно пред

ложить

воспитанникам

сформировать

несколько

микрогрупп,

т.е.

«сообщество

обитателей

планеты».

Микрогруппы

формируются

по

принципу

«Парад

планет»: название, население, правила взаимоотношений, события, решение

конфликтов.

Ход занятия

Игровая ситуации: «Учимся общаться»

В исполнении группы воспитанников звучит песня Александра

Дольского «Мне звезда упала на ладошку…»

Ведущая: Добрый день всем, я рада видеть вас и приветствую всех вас на

нашей игре «Планета друзей».

Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых

планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с

кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения-активатора. Вам нужно хорошо

понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки… А

теперь

выполните

первое

задание:

придумайте

название

и

население

планеты.

Каждая команда представляет название и население своей планеты.

Ведущая: Моя задача – дать вам возможность доказать, что вы достойные

представители

своих

планет.

Но

прежде

определите

п р а в и л а

взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть

друзьями. Эти правила должны вам помочь дружно выполнить задание.

Каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете.

Ведущая: Вы знаете, мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на

планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, что происходит на

вашей планете.

Команды рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на

их планете.

Ведущая: А вот событие на планете Земля. Но прежде чем я вам расскажу о

нем,

выполните

четвертое

задание:

сформулируйте

основные

правила

разрешения конфликтов на вашей планете.

Каждая команда называет эти правила.

Ведущая: А теперь я вам расскажу о событии, происшедшем на планете

Земля (Учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг?..»)

А вдруг?..

С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро

шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил

синюю шапочку Тани Шибановой.

Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней

всю дорогу.

Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет… Только вот что

сказать? Больше недели как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня,

пойдем в кино сегодня?» А может, подарить ей гладкий черный камушек,

который он привез с моря?..

А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он

мне нужен?!»

Алеша сбавил было шаг, но взглянув на синюю шапочку, вновь

заторопился.

Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат

колесами

по

мокрой

мостовой.

Вот

она

оглянулась

и

увидела

Алешку,

который как раз перепрыгивал через лужу.

Она пошла потише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он

догнал

ее

возле

вон

того

палисадника.

Они

пошли

бы

вместе,

и

Таня

спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у

других желтые?» Алешка посмотрит-посмотрит и… А может, и не посмотрит

совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь».

Ведь поссорились…

За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка,

пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь

просто так, посреди тротуара..

В большом доме был магазин «Пиджаки и брюки», Таня подошла к

витрине и принялась разглядывать манекены.

Алешка подошел и встал рядом… Таня посмотрела на него и чуть

улыбнулась… «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Алешка и, чтобы

опередить Таню, проговорил:

- А-а, это ты, Шиба… Здравствуй…

-= Привет, Вертишеев, - бросила она.

Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины.

Снова начал накрапывать дождь.

Ведущая: что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?

Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.

Ведущая: Вы начали действовать и поступили правильно, но и действовать

надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше

плохого, чем хорошего», - писал М. Горький. А знаменитый герой Сервантеса

Дон-Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорил

ему: «Напряги свою память, и да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя

примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу,

встревожится или смутится, услышав мое имя?». Этого Дон-Кихота мало, он

просит запомнить, стояла или сидела Дульсинея, не повторяла ли она дважды

или трижды свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую или же из

упрямой в приветливую, поднимала ли руку, чтобы поправить прическу, хотя

бы та была у нее в полном порядке. «Наблюдай за всеми действиями ее,

движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в

глубине

души

она

питает

ко

мне

чувства»,

-

напутствовал

Дон-Кихот

оруженосца.

Мини-игры на развитие коммуникативных навыков

Воспитатель: В

технике

общения

нужно

научиться

распознавать

язык

жестов,

индивидуальные

особенности

мимики,

как

бы

«читать»

людей,

настраиваясь на коммуникативную волну.

Как это делать?

Вот несколько нехитрых правил:

1.

Излучайте положительные эмоции (Веселый, бодрый, жизнерадостный,

спокойный человек всегда привлекает).

2.

Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.

3.

Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

4.

Называйте его по имени и так, как он хочет сам.

5.

Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

6.

Говорите комплименты.

7.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.

Воспитатель: Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле.

А правила, существующие на ваших планетах? Давайте подумаем, почему же

предлагаемые образцы жизни не всегда достигаются на Земле?

А теперь напишите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание,

которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно

назвать «Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти

правила, у вас будет очень много друзей.

Игровые группы и отдельные воспитанники называют правила, которые

необходимо соблюдать в общении и взаимодействии людей.

Воспитатель читает стихотворение Е .Евтушенко «Людей неинтересных

в мире нет…»

Идет обсуждение стихотворения.

Подведение итогов занятия

В ходе занятия (ролевой игры) могут быть созданы своды или

правила

жизнедеятельности

коллектива

воспитанников.

Свод

правил

жизнедеятельности в ведущий или воспитатель еще раз зачитывает перед

ребятами и предлагает оформить их для уголка или стенгазеты.

В заключительном диалоге с воспитанниками воспитатель обсуждает

проблемы:

«Что

мы

сегодня

сделали

на

занятии?»,

«Чему

мы

сегодня

научились?», «Чего достигли?».



В раздел образования