Автор: Лапо Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: село Ижма
Наименование материала: Проект " Бидончик"
Тема: Познавательно - исследовательская деятельность "Бидончик"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №3 с.Ижма»
Лапо Татьяна Анатольевна
Проект «Бидончик»
ноябрь 2019
Многие предметы из недавнего прошлого уже начинают забываться за ненадобностью.
Нынешнее поколение уже не застало эти вещи, без которых мы раньше не могли
обходиться (скалки, пельменницы, кочерга, самовар, бидоны и другие)..
Он и по сей день
стоит где-то в наших посудных закромах. Среди нечасто используемых эмалированных
тазов и трехлитровых банок, предназначенных для солений и маринадов. Имя ему –
бидон... Они хранят тепло и прикосновения человеческих рук. Жаль, вещи не могут
говорить.
Иначе,
они
бы
поведали
нам
историю
наших
далеких
предков.
Немного
грустную, в чем-то непонятную, но точно теплую и близкую. Именно это заставляет
нас лишний раз, взглянув на ту или иную вещь, вспомнить своё происхождение и отдать
д о л ж н о е
п р е д к а м ,
б л а г о д а р я
к о т о р ы м
м ы
с у щ е с т в у е м .
Как то раз я занесла в группу игрушечный бидончик и спросила у ребят: «Ребята, что
это такое, как называется этот предмет?» К моему удивлению, ребята не смогли
о т в е т и т ь
н а
п о с т а в л е н н ы й
в о п р о с .
Вот с этого и началось изучение и эксперименты с бидоном. С помощью родителей мы
собрали
коллекцию
бидонов.
Оказалось, что поиск
бидонов
дело
не
простое,
т.к.
в
хозяйстве эта вещь уже давно не используется. Тут началась поисковая работа. Бидоны
искали по соседям, обращались к пожилым людям. В течении недели, гремя крышечками
от бидонов, дети довольные своей находкой шли в детский сад, а заходя в группу
счастливые
кричали:
"Я бидончик принёс.
Это
мой бидончик".
И
ставили
их
на
специально отведённое место. Собрав коллекцию бидонов, мы приступили к их изучению.
Тема исследовательской работы: «А знают ли ваши дети, что такое бидончик?».
Автор проекта: Лапо Т. А.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, родители и родственники, воспитатели
Возраст детей: 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: "Что такое
бидон? Из каких материалов созданы бидончики? Какими они свойствами обладают?
Почему именно из этих материалов сделан бидон?»
Цель проекта: направить работу на формирование представлений детей о свойствах и
качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта
Для детей:
- обучающие:
-Приобщить к процессу познания, побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
-Расширять и закреплять представления о материалах, из которых сделаны
окружающие нас предметы ( железо, пластмасса, алюминий).
-Учить выделять свойства и качества материалов: вес, прочность, температура, и.т.д.
-Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности. Упражнять в умении
проводить несложные опыты с предметами, сделанными из разных материалов, на
основе этого делать выводы.
- развивающие:
-Развивать и поддерживать познавательный интерес у детей.
-Развивать познавательно-поисковую активность ребенка, умение устанавливать
причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах
материалов.
-Обогащать детско-родительские отношений в процессе совместной творческой
деятельности.
-Развивать речевые умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать
о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная
речь), формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
- воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
-Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой
окружающих предметов, сделанных из разных материалов.
-Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства
материала, из которого сделаны эти предметы.
Для педагогов:
-Подбор материала по данной теме.
-Создать развивающую среду, направленную на развитие интереса детей к теме
проекта.
-Создать условия, стимулирующие развитию опытно-экспериментальной деятельности
детей.
-Организовать совместную деятельность детей и родителей.
Для родителей:
-Формировать позицию сотрудничества, умение организовывать и осуществлять
детскую деятельность.
- Разработать перспективный план работы по ознакомлению с предметами быта и
народными традициями.
Продукт проекта:
Выставка коллекции бидонов из алюминия, металла, пластмассы,
Выставка детско-родительских работ,
Оформление фотоматериалов по опытно - экспериментальной деятельности.
Итоговое мероприятие проекта:
выставка: "Такие разные бидоны".
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Имеют представление о свойствах бидончиков из алюминия, металла, пластмассы;
различают их, выделяют их качества.
Определяют, как и где может использоваться этот предмет.
Для родителей:
Приобщение ребенка к истории предметов и вещей.
Привлечение родителей в деятельность ДОУ
Для педагогов:
Выполнение проекта, выполнение поставленных задач
Презентация проекта.
Этапы
проекта
Проводимая работа
Д е й с т в и я
д е т е й
и
родителей
1 этап:
Подготовит
ельный
Выделение
и
постановка
проблемы
Сбор бидончиков для коллекции.
Подготовка
презентации
«История
бидончика»
-Поиск бидонов,
-
Привлечение
родителей к
осуществлению
соответствующих разделов
проекта
- Р а з в и в а е м
у м е н и е
оценивать
принесенные
на
в ы с т а в к у
б и д о н ч и к и
сверстников,
формировать
положительное отношение,
-Развиваем монологическую,
пояснительную
речь
при
описании своего предмета
2 этап:
Деятельнос
тный (непос
редственная
деятельност
ь по проекту,
поэтапная
оценка)
Исследовательская деятельность:
-
Из
каких
материалов
с д ел а н ы
предметы?
-Какими они свойствами обладают?
-Почему
именно
из
этих
материалов
сделаны те или иные предметы?
- Д л я
ч е г о
м е т а л л и ч е с к и й
б и д о н
покрывают эмалью?
-Какой материал тяжелее: алюминий или
пластмасса?
-Что холоднее: металл или пластмасса?
-Какой
звук
издает
материал
при
постукивании?
Практическая деятельность:
Измерение объема воды в самом большом
бидоне самым маленьким.
Творческая деятельность:
-«Укрась свой бидончик» (аппликация),
-«Наш
бидончик»
(рисование
в
паре:
ребёнок родитель).
Чтение художественной литературы:
-Я. Аким «Песенка про ослика»,
-Я Белоусов «Про питона и бидон»,
-Н. Матвеева «Путаница»,
- С .
Т у т а б а л и н
« Б и д о н
м о л о к а »
(сокращённо),
-И. Пивоварова «Великанский бидон».
-а
ктивное
непосредственное
участие
детей в исследовательской
деятельности;
-совместное участие детей
и родителей в рисовании;
-самостоятельный поиск и
чтение
художественной
литературы по теме.
3 этап:
Заключител
ьный
Активное
участие
в
в ы с т а в к е
совместных работ.
Презентация по теме проекта
Определение
направлений
дальнейшей
работы.
Оформление фотоматериалов в группе
-выставка работ в группе и
о ц е н к а
и х
с в о и м и
товарищами.
Обучающий
цикл
:
Знакомим
с
новым
материалом
.
-«
Разные
материалы
»,
-«
Из
чего
сделано
?»,
-«
Кому
нужен
этот
материал
?»,
-«
Назови
этот
материал
»,
-«
Угадай
по
описанию
(
материал
),
-«
Найди
пару
», «
Сколько
каких
предметов
», «
Найди
такой
же
», «
Что
лишнее
?»,
-«
Который
по
счету
?»,
-«
Что
можно
сделать
из
этого
материала
?»,
-«
ДА
–
нет
»
-«
Разложи
по
размеру
».
На
развитие
мелкой
моторики
-«
Собери
фрукты
в
бидончик
»,
-«
Составь
картинку
»,
-«
Укрась
бидончик
»
-«
Вылепи
бидончики
для
3
медведей
»
Игры
для
самостоятельной
деятельности
детей
:
-«
Найди
такой
же
»,
Игры
-
эксперименты
с
разными
материалами
«
Волшебные
звуки
».
Опыты
и
эксперименты
:
-«
Эмалированный
,
алюминиевый
,
пластмассовый
»
-«
Холодный
–
теплый
»,
-«
Звонкий
-
глухой
»
-«
Что
легче
,
а
что
тяжелее
?»
-«
Какая
она
пластмасса
?"
-«
Какой
бидончик
не
утонет
?»
Познание
Экскурсия
по
группе
; "
Из
каких
материалов
сделаны
предметы
в
нашей
группе
?"
Беседа
с
детьми
«
Предметы
и
разные
материалы
".
Игровые
ситуации
во
время
утреннего
приема
: «
Из
какого
материала
твой
бидончик
», «
Какой
материал
безопаснее
».
Игры
на
развитие
речи
-«
Какой
предмет
?» (
подбор
определений
)
-«
Закончи
предложение
»,
-«
Опиши
предмет
»,
-«
Один
–
много
».
Какой же
бидончик
тяжелее?
Мой самый
большой
бидон –
великан!!!
Наливаем,
наливаем,
наливаем-
заполняем!
Наша коллекция