Напоминание

"Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи "


Автор: Корчагина Татьяна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 69" г. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи "
Раздел: дошкольное образование





Назад




КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работаю воспитателем в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №

69»

г.

Перми

в

подготовительной

к

школе

группе

компенсирующей

направленности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и общим

недоразвитием речи (ОНР).

ТНР – тяжёлые нарушения речи

ОНР – общее недоразвитие речи

Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) – это дети с

поражением

центральной

нервной

системы,

у

которых

стойкое

речевое

расстройство

сочетается

с

различными

особенностями

психической

деятельности.

ОНР рассматривается как системное нарушение речевой деятельности,

сложные

речевые

расстройства,

при

которых

у

детей

нарушено

формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и

смысловой сторон при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина

Р.Е,, Филичева Т.Б, Чиркина Г.В.).

Речевая недостаточность при ОНР может варьироваться от полного

отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-

грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

Выделяют IV

уровня

речевого

развития,

отражающие

состояние

всех

компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т.Б.).

Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с

общим

недоразвитием

речи.

Для

данного

контингента

воспитанников

характерны:

системное

нарушение

речевой

деятельности,

недостаточная

речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей

сенсорной,

интеллектуальной

и

аффективно-волевой

сферы,

незрелость

психических

процессов,

пространственные

нарушения,

приводящие

к

расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройства в

эмоционально-волевой,

личностной

сферах,

снижение

работоспособности,

общая

соматическая

ослабленность,

отставание

в

развитии

двигательной

сферы,

которая

характеризуется

плохой

координацией

движений.

И

как

следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации

к школе.

Речевые расстройства у воспитанников подготовительной к школе

группы компенсирующей направленности № 2 «Почемучки»

Нарушения

речи

рассматриваются

в

логопедии

в

рамках клинико-

педагогического и психолого-педагогического подходов.

Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматривается с позиций

клинико-педагогического

подхода. Так,

нашим

учителем-логопедом

у

воспитанников,

посещающих

подготовительную

к

школе

группу

2

«Почемучки» детского сада № 69 г. Перми, обнаружены следующие речевые

расстройства:

-

у 17 воспитанников – ОНР III – IV уровня, дизартрия

-

у 1 воспитанника – ОНР III – IV уровня, моторная алалия

-

Состав группы: 18 человек.

Цель

коррекционной

работы

выравнивание

речевого

и

психофизического

развития

детей.

Все

специалисты

воспитатели,

музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию,

психолог -

и родители дошкольников во взаимодействии с учителем-

логопедом занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют

в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

По

мнению

нейрофизиологов,

кинезиологов,

определяющую

роль

в

возникновении

речевых

нарушений

играют

нарушения

функциональной

асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного

взаимодействия.

То

есть

одной

из

причин

является

«координационная

неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к

интеграции.

Для

преодоления

имеющихся

нарушений

необходимо

проведение

специализированной

комплексной

коррекционной

работы.

Одним

из

наиболее

результативных

методов

является

развитие

межполушарного

взаимодействия, который называется кинезиология.

Кинезиология

это наука о развитии умственных способностей и

физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга.

Единство

мозга

складывается

из

действий

двух

полушарий,

тесно

связанных между собой системой нервных волокон.

Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое. Отвечает за

тело,

координацию

движений,

пространственное,

зрительное

и

кинестетическое восприятие.

Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое,

аналитическое. Отвечает за восприятие слуховой

информации, постановку целей и построения программ

Кинезиологические программы направлены на:

развитие межполушарных связей;

развитие межполушарного взаимодействия;

синхронизациию работы полушарий;

развитие мелкой, средней, крупной моторики;

развитие памяти, внимания;

развитие речи, мышления.

устранение дислексии;

В коррекционной работе я использую:

«Комплекс упражнений для развития межполушарных связей»

«Комплекс упражнений для развития правого полушария»

«Комплекс упражнений для развития левого полушария»

Особенности данных комплексов

1.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают

мыслительную

деятельность,

синхронизируют

работу

полушарий,

способствуют

улучшению

запоминания,

повышают

устойчивость

внимания, облегчают процесс письма.

2.

Упражнения для развития левого полушария - в результате выполнения

упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно-

образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.

Методологическая основа:

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная

методика

позволяет

выявить

скрытые

способности

ребенка,

расширить

возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на

развитие

физических

и

психофизиологических

качеств,

на

сохранение

здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они

развивают

тело,

повышают

стрессоустойчивость

организма,

синхронизируют

работу

полушарий,

улучшают

зрительно-моторную

координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют

регулирующую

и

координирующую

роль

нервной

системы.

Упражнения

дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо

соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15

мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая

гимнастика

проводится

систематично,

без

пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2

недели.

Методы и приемы:

Растяжки

нормализуют

гипертонус

и

гипотонус

мышц

опорно-

двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,

улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и

повышают энергетизацию организма.

Телесные

движения

развивают

межполушарное

взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные

зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые

зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения

на

релаксацию

способствуют

расслаблению,

снятию

напряжения.

Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь

этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Весь материал

предлагаю детям в стихотворной форме, так как ритм стихов способствует

развитию

речевого

дыхания,

координации

и

произвольной

моторики,

речеслуховой

памяти

(включаются

слуховой,

речевой

и

кинестетический

анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих

коррекционно-развивающих

занятиях,

в

качестве

динамических

пауз

(отдыхалочек),

так

и

перед

занятиями

как

организующее

звено,

настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Широко использую в своей практике следующие приемы, которые

вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

собирание

счетных

палочек

одноименными

пальцами

рук,

рисование

в

воздухе

«лежащей

восьмерки»,

зеркальное

рисование,

«тактильные

ванночки» (стеклянные шарики, фасоль, зерно резиновые шарики, мягкие

резиночки).

«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» (Т.

Карлейль)

Использование кинезиологической гимнастики в работе с детьми с ТНР

(ОНР) позволяет достичь максимально возможных успехов в преодолении

речевых трудностей у детей.

Список использованной литературы

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи

дошкольников. – М.: Астрель, 2007

Гаврючина

Л.В.

«Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ:

методическое пособие». – М.: «Сфера», 2010 г.

Галкина

Г.Г.,

Дубинина

Т.И.

Пальцы

помогают

говорить.

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей /

Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Ихздательство «Гном и Д», 2006.

– 40 с.

Еромыгина

М.В.

«Картотека

упражнений

для

самомассажа

пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». – М.: «Детство-

Пресс», 2017 г.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф.

учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М.:

Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-хлоп. Нетрадиционные

приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. –

М.: «Гном и Д», 2004

Меджерицкая

Д.В.

Воспитателю

о

детской

игре/

Д.В.

Меджерицкая, Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

Педагогический

словарь:

учеб.

пособие

для

студ.

высш.

учеб.

заведений/ В.И. Загвязигнский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.

Под

ред.

В.И.

Загвязинского,

А.Ф.

Закировой.

М.:

Издаельский

центр «Академия», 2008. – 352 с.

Сидорова

У.М.

Формирование

речевой

и

познавательной

активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры,

логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

Смирнова Л.Н. Лопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 - 7 лет

с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов

и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003 - 96 с.

Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений/Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред.

Н.М.

Назаровой.

3-е

изд.,

испр.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2004. – 400 с.

Червякова

Н.А.

«Картотеки

артикуляционной

и

дыхательной

гимнастики, массажа и самомассажа». – М.: «Детство-Пресс»,

2015 г.



В раздел образования