Автор: Евграфова Айгуль Фаритовна
Должность: преподаватель по классу аккордеона, баяна
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Ансамблевое музицирование в детской музыкальной школе в классе баяна, аккордеона»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка по теме «Ансамблевое музицирование в
детской музыкальной школе в классе баяна, аккордеона»
А.Ф. Евграфова
Преподаватель МБУДО «ДМШ № 10» г. Казани
Основная
проблема
нашего
общества
в
целом
–
это
образование,
музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков,
воспитание конкурентно-способной личности.
Целью
моей
педагогической
деятельности
является
не
только
дать
профессиональную
ориентацию
ребенку,
но
и
приобщить
большое
количество детей к миру музыки.
В Детской музыкальной школе я работаю 19 лет. В настоящее время в
моем
классе
обучается
19
человек.
В
результате
первого
года
обучения
оказывается кто-то из них более талантлив, кто-то менее. Для того, чтобы у
ребенка не пропал интерес к занятиям, я использую одну из результативных
форм
участия
детей
в
музицировании
–
это
ансамбль,
где
ребенок
почувствовал бы себя востребованным и его талант бы раскрылся наиболее
полно.
Мы
знаем,
что
ансамбль
–
это
вид
совместного
музицирования,
которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом
уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся
композиторы.
Писали
как
для
домашнего
музицирования,
так
и
для
интенсивного обучения и концертных выступлений.
Занятия
в
ансамбле
являются
одной
из
эффективных
форм
музыкального воспитания и развития учащегося. И будущему музыканту-
профессионалу,
и
участнику
самодеятельности
игра
в
ансамбле,
коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль
радует
его
своими
неожиданными
возможностями,
новыми
тембровыми
сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи,
объединяет и направляет музыкальные эмоции.
Ансамбль
–
это
коллективная
форма
игры,
в
процессе
которой
несколько
музыкантов
исполнительскими
средствами
сообща
раскрывают
художественное
содержание
произведения.
Исполнения
в
ансамбле
предусматривает
не
только
умение
играть
вместе,
здесь
важно
другое
–
чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с
определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью
целого.
В
тоже
время,
игра
в
ансамбле
воспитывает
у
исполнителя
ряд
ценных
профессиональных
качеств
–
она
дисциплинирует
в
отношении
ритма,
дает
ощущение
нужного
темпа,
способствует
развитию
мелодического,
полифонического,
гармонического
слуха,
вырабатывает
уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Более слабые
учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, а благодаря
продолжительному
рабочему
общению
воспитываются
такие
качества
личности, как взаимопонимание, взаимоуважение и чувство коллективизма.
Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета,
который способствует творческому развитию музыканта:
ансамблевое
творчество
расширяет
исполнительские
возможности
музыкантов,
делая
доступным
исполнение
сложных
произведений,
тем
самым
расширяя
и
обогащая
музыкальный
кругозор
исполнителя;
повышенное
эмоциональное
состояние,
вызываемое
совместной
игрой, обогащает
музыканта
и
способствует
развитию
его
как
сольного
исполнителя;
коллективное музицирование даёт возможность реализоваться даже
самому
слабому
учащемуся,
способствуя
его
активному
участию
в
концертной деятельности.
Многие учащиеся за все годы обучения в школе, по причине недостатка
игровых навыков, музыкальности, технических данных, работоспособности,
психологической неустойчивости и других причин, не имеют возможности
выступать как солисты в школьных концертах. Не редки и другие
случаи,
когда
общее
развитие
учащихся
опережает
и х исполнительские
возможности. Это не удовлетворяет учащихся, и, в свою очередь, приводит к
потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях
делает
учащихся
разной
подвинутости
равноправными исполнителями и, независимо от степени
трудности партий, даёт возможность выступления на самых ответственных
концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в
занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя
музыкантом, коллективно творящим музыку.
Ансамблевое музицирование помогает педагогу и
в решении самых
насущных
вопросов
его
ежедневной
работы:
как
заинтересовать
ребенка
музыкой, игрой на инструменте; как добиться, чтобы он регулярно занимался
дома; как создать и «удержать» свой класс. Практика показывает, что даже
самые
слабые
ребята
«преображаются»
в
ансамбле,
начинают
успешнее
осваивать инструмент, больше времени уделять домашней подготовке. Они
стремятся достойно выглядеть в своей партии, чтобы не подвести партнера,
не испортить «общей картины» звучания и, вообще, « не ударить в грязь
лицом».
Громадную роль в создании интереса к занятиям играет репертуар.
Начинать
занятия
по
ансамблю
с
учащимися
со
средними
музыкальными
данными
надо
с
доступных
детям
произведений.
Ученик
проявляет
интерес
к
занятиям
только
тогда,
когда
не
чувствует
своей
беспомощности,
а
получает
удовольствие
от
результатов
своей
работы.
Задачи педагога является правильный выбор таких пьес. Лучше разучить
несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне,
чем так и не сыграть одну более сложную, не добравшись до ее творческой
интерпретации. Зачастую приходится самим придумывать, оформлять, делать
доступные переложения музыкальных произведений. Важное значение в этом
случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое
музыкальное произведение.
В 2007 году я решила поэкспериментировать и попробовать себя в
другом
направлении,
то
есть
сыграть
ансамблем
под
фонограмму.
Современные средства электроники существенно расширили, как палитру
музыкальных
звуков,
так
и
возможности
музицирования
с
их
использованием. Ребятам это очень понравилось. Они почувствовали себя
настоящими артистами, которые выступают на большой сцене.
Сейчас
для
этого
существуют
все
необходимые
технические
возможности, выходят репертуарные сборники с приложениями CD-дисков,
да и в интернете постоянно появляются новинки. Прежде, чем начинать с
детьми такой вид работы, желательно научить ребят
хорошо «дружить» с
метрономом, т. к. «ритмическая синхронизация» становиться для детей здесь
самым трудным делом.
Работа с фонограммами обычно нравиться детям,
добавляет
интерес
к
занятиям.
Использование
автоаккомпанемента
синтезатора,
шумовых
инструментов,
ударных
установок,
разнообразных
функций электропиано – все это позволяет разнообразить партии ансамбля,
требует творческого отношения учеников и преподавателя к выбранному
материалу,
помогает
поддерживать
интерес
к
занятиям
коллективного
музицирования.
Использование
музыкально
–
технических
средств
на
уроках
специальности и ансамбля в детской музыкальной школе – это современное
направление, которое можно использовать в музыкальной учебной практике.
Музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребёнка,
сделать занятия музыкой интересными, перспективными. Введение новых
методов,
новых
интерпретаций,
нового
наполнения
содержания
образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.
Большое
значение
необходимо
уделять
и
подбору
участников
ансамбля. Следует
учитывать
межличностные
отношения
участников
ансамбля, т е. желание учащихся играть с тем или иным партнёром.
Важным
является и близость музыкального вкуса участников, их интересов, уровня
развития
и
степень
владения
инструментом.
Благоприятный
моральный
климат в ансамбле – залог успешной работы.
Сольные выступления на зачётах и экзаменах являются для многих
детей
стрессовой
ситуацией,
а
при ансамблевой
игре
ребёнок
меньше
волнуется, чувствуя «плечо друга», участники
ансамбля
выступают
более
ярко, уверенно, так как увлечены образом и эмоциональным содержанием
музыки.
Концерт,
выступление
-
является
творческим
итогом
любого
коллектива.
Предметом
внимания
руководителя
должна
стать
подготовка
ансамбля
к
выступлению,
поведение
на
эстраде,
выработка
устойчивого
внимания,
чёткости
и
продуманности
действий.
Участникам
необходимо
чётко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за
тем,
чтобы
каждый
выходил
внешне
активно
с
правильной
осанкой,
соблюдал интервал в движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё
место
на
сцене,
красиво
стоял
или
сидел,
красиво
держал
при
выходе
инструмент. Не менее сложный организационный момент - уход со сцены.
Немаловажное значение имеет и требовательность к внешнему виду
выступающих. Строгий внешний вид настраивает учеников на достойное
выступление, мобилизует их морально и психологически, прививает чувство
вкуса.
Участие ансамблей школ дополнительного музыкального образования
в
различного
рода
концертах
имеет
большое
учебно-воспитательное
значение. Практика занятий дала множество примеров того, как благотворно
влияет на детей игра в ансамбле. Вызывая интерес к музыке, уроки ансамбля
побуждают даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям в
музыкальной школе.
Из всего сказанного мне хочется сделать вывод, что через коллективное
музицирование
можно
дать
детям
возможность
полностью
раскрыться,
показать себя. Очень важно выстроить методику преподавания, грамотно
подобрать репертуар. Правильно подобранный репертуар
–
это
90 %
успеха. В этом случае, результат достигается без каких-либо сложностей,
скорее на основе удовольствия.
Задача преподавателя – увлечь учащихся,
привить им радость совместной работы в ансамбле, развивать их творческие
способности.
Список использованных источников:
1.
Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего
обучения. - М., 2005.
2.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002г.- 288с.
3.
Ризоль
Н.
Очерки
о
работе
в
ансамбле
баяниста.
М.:Советский
композитор.1986.-224с.
4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Москва, 1998
5.
Ушенин
В.В.
Школа
ансамблевого
музицирования
баянистов
(аккордеонистов): Часть 1: 2-4 классы ДМШ: учебно - методическое пособие.
Ростов н/Дону: Феникс,2011.- 123с.
6.
Ушенин
В.В.
Школа
ансамблевого
музицирования
баянистов
(аккордеонистов): Часть 2: 4-6 классы ДМШ: учебно- методическое пособие.
Ростов н/Дону: Феникс,2011.- 117с.