Напоминание

Развитие мелкой моторики на занятиях рисования,лепки,аппликации


Автор: Черепанова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях рисования,лепки,аппликации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей

жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков

ребенка, начиная с раннего возраста. С малых лет дети неправильно держат

ложку и карандаш. При выполнении первых работ по аппликации, лепке,

рисованию у них возникают затруднения. В дошкольном учреждении для

малышей предоставляется огромная возможность развивать руки с раннего

возраста. И именно художественное творчество является уникальным

средством для развития мелкой моторики и речи. Ведь огромное количество

нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда

информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с

рецепторами слуха, обоняния и зрения. Многие специалисты утверждают,

что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо

начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что

развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного

мозга, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,

необходимо тренировать руки. Развитие мелкой моторики важно еще и

потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,

координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы

одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

бытовых и учебных действий. Актуальность и значимость такой работы

заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по

развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует

формированию речевой деятельности, интеллектуальных способностей, а

самое главное сохранению физического и психического развития ребенка. А

уровень развития мелкой моторики является одним из показателей

готовности к школе. Ребёнок, с высоким уровнем развития мелкой моторики

умеет логически рассуждать. У таких детей хорошо развиты связная речь,

память и внимание.

Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка,

аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп.

Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе

деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,

движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев

дифференцируются. В процессе художественной деятельности дети делятся

своими знаниями, впечатлениями, настроением. В работе с детьми

применяют разные художественные средства: пластилин, соленое тесто,

крупы, природный материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки,

бросовый материал. А в лепке и пластилинографии отрабатываются

разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями

между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали

путем, сглаживания. Очень удобно применять в работе и природный

материал, который собирается во время прогулки самими детьми. Вышли

погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки,

листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и другое. Необычные

материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не

присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и

даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают

незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о

настроении ребенка, о том, что его радует и что его огорчает. Много

внимания уделяется в ДОУ нетрадиционному рисованию и аппликации.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая

деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных

интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт,

катушка ниток, свечи и т.д. И не обязательно рисовать только карандашом

или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу, на крупе.

Можно применять на практике и нетрадиционные виды аппликаций:

аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, аппликация из цветной

соли, цветного риса. Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:

сенсорное, умственное, речевое, нравственное, физическое.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от

систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и

переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям

радость. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к

творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Все виды

деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует

мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая

мелкую моторику, приобщяем детей к разным видам художественной

деятельности.



В раздел образования