Автор: Черепанова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях рисования,лепки,аппликации
Раздел: дошкольное образование
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей
жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков
ребенка, начиная с раннего возраста. С малых лет дети неправильно держат
ложку и карандаш. При выполнении первых работ по аппликации, лепке,
рисованию у них возникают затруднения. В дошкольном учреждении для
малышей предоставляется огромная возможность развивать руки с раннего
возраста. И именно художественное творчество является уникальным
средством для развития мелкой моторики и речи. Ведь огромное количество
нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда
информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с
рецепторами слуха, обоняния и зрения. Многие специалисты утверждают,
что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что
развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного
мозга, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,
необходимо тренировать руки. Развитие мелкой моторики важно еще и
потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий. Актуальность и значимость такой работы
заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по
развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует
формированию речевой деятельности, интеллектуальных способностей, а
самое главное сохранению физического и психического развития ребенка. А
уровень развития мелкой моторики является одним из показателей
готовности к школе. Ребёнок, с высоким уровнем развития мелкой моторики
умеет логически рассуждать. У таких детей хорошо развиты связная речь,
память и внимание.
Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка,
аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп.
Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе
деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются. В процессе художественной деятельности дети делятся
своими знаниями, впечатлениями, настроением. В работе с детьми
применяют разные художественные средства: пластилин, соленое тесто,
крупы, природный материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки,
бросовый материал. А в лепке и пластилинографии отрабатываются
разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями
между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали
путем, сглаживания. Очень удобно применять в работе и природный
материал, который собирается во время прогулки самими детьми. Вышли
погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки,
листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и другое. Необычные
материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не
присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и
даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают
незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о
настроении ребенка, о том, что его радует и что его огорчает. Много
внимания уделяется в ДОУ нетрадиционному рисованию и аппликации.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных
интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт,
катушка ниток, свечи и т.д. И не обязательно рисовать только карандашом
или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу, на крупе.
Можно применять на практике и нетрадиционные виды аппликаций:
аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, аппликация из цветной
соли, цветного риса. Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:
сенсорное, умственное, речевое, нравственное, физическое.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от
систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и
переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям
радость. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к
творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Все виды
деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует
мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая
мелкую моторику, приобщяем детей к разным видам художественной
деятельности.