Напоминание

Диагностика уровня развития детского творчества


Автор: Фролова Наталья Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3 "Сказка"
Населённый пункт: город Абдулино
Наименование материала: Статья
Тема: Диагностика уровня развития детского творчества
Раздел: дошкольное образование





Назад




Диагностика уровня развития детского творчества.

Чтобы понять уровень развития творческих способностей у ребенка,

часто используют различные диагностические тесты, работы. Как правило,

все

они

направлены

на

выявления

интереса,

возможностей

ребенка.

Благодаря

подобным

диагностическим

мероприятиям,

педагогу

проще

понимать,

каким

уровнем

творческой

деятельности

владеет

ребенок

на

данный

период,

какие

направления

ему

наиболее

интересы

и

даются

с

легкостью, а где помощь педагога необходима. Для проведения диагностики

разрабатываются

различные

задания,

программы,

которые

нацелены

на

развитие детского творчества, к примеру, изобразительного, стимулирующее

творческие

способности

ребенка,

применять

полученный

им

опыт,

осмысливать

свои

действия.

Для

дошкольников

можно

применять

темы,

связанные с применением в рисунке различных геометрических форм. Так, к

примеру, имея общую основу круг или квадрат, ребенку дается задание на то,

чтобы продумать и дополнить эти формы так, чтобы получился рисунок.

Например, предложено 6 кружков. Из них ребенок может получить: цветок,

солнышко, какое-то животное, снеговика, футбольный мяч, яблоко и т.п.

Критериями такой диагностики является:

1. Продуктивность. Сколько из 6 кругов ребенок приспособил под то

или иное изображение?

2.

Оригинальность.

Этот

критерий

характеризует

разнообразность

используемых ребенком изображений.

3.

Качество

выполнения

задания.

Данный

критерий

отвечает

за

разнообразия цветовой гаммы, применяемой ребенком, изображение каких-

либо дополнительных деталей, сама техника закрашивания предмета.

Данная методика на первый взгляд весьма проста. Но она показывает

уровень

развития

творчества

ребенка

и

очевидно

его

демонстрирует.

Желательно, чтобы подобная диагностика осуществлялась индивидуально,

чтобы дети не могли срисовать друг у друга или перенять идею цвета или

деталей изображения. Проведение результатов диагностики возможно, как

индивидуально, так и по группе, чтобы понимать общий уровень творческих

способностей.

Психологи рекомендуют при анализе творческих способностей детей

обращать внимание на следующие характеристики:

1. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы.

2. Ребенок предлагает идеи, отвечает на вопросы, ищет пути решения

задач.

3.

Ребенок

свободно

рассуждает,

высказывает

свое

мнение,

часто

отстаивает его.

4. Ребенок фантазирует, воображает.

5. У ребенка развито чувство юмора.

6.

Ребенок

замечает

красоту

предметов,

явлений,

говорит

об

этом,

замечает эстетические свойства вещей.

7. Ребенок активен, ему не страшно выделиться.

8. Ребенок стремится к творческому выражению.

Диагностика

творческих

способностей

имеет

особенности

в

отличии

от

других видов диагностики:

Проводить данную диагностику лучше не в учебное время для более

точных результатов.

Оценка должна ориентироваться не столько на результат, сколько на

процесс.

Игровые тренинги могут быть основным методом.

Необходим

подготовительный

период

для

снятия

напряжения

у

ребенка.

Время прохождения диагностики может быть «свободным»

Показателями при диагностировании служат:

Беглость выполнения

Количество идей

Оригинальность выполнения (ответа)

Устойчивость интереса

При

диагностике

желательно

не

включать

детские

пояснения,

т.к.

ребенок больше чувствует, чем говорит, понимает интуицией.



В раздел образования