Автор: Елена Анатольевна Доманская
Должность: заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им.А.И.Федорова" Томского района
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум по решению педагогических задач «Это вечная тема – конфликт!»
Раздел: начальное образование
Семинар-практикум по решению педагогических задач
«Это вечная тема – конфликт!»
Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
МБОУ «Богашевская СОш им. А.И.Федорова» Томского района
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного
процесса.
Задачи:
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в
конфликте;
• способствовать развитию способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и
регулировать их.
- «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом —
большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке
несправедливо. «Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет…» В. А. Сухомлинский
— Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в
конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов:
Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент. Надо выполнить определённые действия
с бумагой.
Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите
верхний правый угол, оторвите нижний правый угол.
А теперь посмотрите, что у каждого получилось? Разные узоры, безусловно, найдутся похожие
творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна.
— Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная
информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с
этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
- Что же такое конфликт? Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Предлагаем Вашему вниманию Тест «Насколько вы конфликтны?» Возьмите, пожалуйста, листочки с
вопросами и послушайте инструкцию.
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов. Каждый вопрос имеет три варианта ответов.
Выберите тот, который больше всего вам подходит.
Вопросы:
1.
Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2.
На собрании (совещании и т.п.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3.
Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только если они не обидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
4.
Дома на обед вам подали недосоленное блюдо. Ваши действия:
а) не замечаете такой пустяк;
б) молча возьмете солонку;
в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажитесь от еды.
5. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:
а) с возмущением посмотрите на обидчика;
б) сухо сделаете замечание;
в) выскажитесь, не стесняясь в выражениях.
5.
Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:
а) промолчите;
б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;
в) устроите скандал из-за пустой траты денег.
6.
Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?
а) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не
участвовать;
б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш;
в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.
Обработка результатов:
Каждый ответ
«а» оцените в 4 балла,
«б» – в 2 балла,
«в» – 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов по всем вопросам.
Если вы набрали:
От 20 до 28 баллов – вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда
же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или
приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.
От 10 до 18 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность, но на самом деле вы
конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво
отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении, при этом не
выходите за рамки корректности. За все это вас уважают.
8 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите
критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже
если не уверены, что правы.
— Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических задач и
ситуаций. В педагогической задаче или ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу
его конкретного поступка, действия.
- Давайте поговорим о том, что же такое педагогическая задача? (просмотр видеоролика)
А сейчас мы с вами проведем деловую игру «Педагогическая задача : учитель-родитель-ученик»
( название команды, от каждой команды по 1 члену в жюри)
1 Гейм – «Педагогический кейс» ( решить кейсы и дать правильный ответ)
Кейс № 1
Мальчик 7 лет.
Воспитывается в неполной семье, папой и бабушкой. Часто ведет себя недружелюбно, по отношению
к детям в классе. Может нагрубить учителям и другим сотрудникам школы : «Ты кто такая?», «Уходи
отсюда» ,«Ты чего сюда пришла?». Может нагрубить родителям других детей. На замечания
учителей, взрослых, что себя так вести плохо, что дети со взрослыми так не разговаривают и т.д.,
либо грубо отвечает или вообще уходит от разговора.
Выберите правильный ответ:
1.
Педагогу необходимо уделять больше внимание нравственному воспитанию.
2.
У мальчика проявляются признаки детского негативизма, необходимо привлечь детского
психолога для коррекции поведения.
3.
Не обращать внимание, на такое поведение ребёнка.
4.
Пожаловаться папе на поведение мальчика, попросить повлиять на его поведение. Провести
дома беседу.
5.
Учить ребенка играть вместе со всеми детьми.
- Кейс № 2
Мальчик, 7 лет.
Мальчик проявляет интерес к изо деятельности. Хорошо лепит, создает необычные конструкции,
хорошо развита фантазия. Педагог предложил родителям ,отдать ребенка в художественную студию,
но они ответили отказом, сказав , что решили отдать его заниматься спортом. В детском коллективе
мало играет с детьми, бывает конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить.
Замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от занятия любимым делом.
Выберите правильный ответ:
1.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить
им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был
увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что
мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
2.
Выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им
общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности.
3.
Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку,
чтобы повысить его авторитет в группе.
4.
Ребенок с заниженной самооценкой. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка,
предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех
оценили родители и дети.
– правильный ответ - № 1
Кейс № 3
На прогулке, дети играют в «Салочки». Маша и Лена, налетают друг на друга, во время игры. Лена с
плачем подходит к педагогу и жалуется, что Маша её стукнула.
Выберите правильный ответ:
1.
Воспитатель отстраняет Машу от игры.
2.
Воспитатель напоминает девочкам правила игры в «Салочки»
3.
Воспитатель предлагает детям поиграть в другие более спокойные игры.
4.
Воспитатель в первую очередь, смотрит, на сколько серьезно пострадали дети.
5.
Воспитатель пытается выяснить с детьми группы, что случилось и после принимает решение,
что делать.
– правильный ответ № 4
Кейс № 4
Ребенок обладает очень хорошей памятью, легко запоминает стихотворения, песни, информацию. Во
время проведения праздников, сидя на стульчике, суфлирует роли других персонажей, чем мешает
другим детям, дети сбиваются. Родители просят педагогов, принять какие- нибудь меры, чтобы их
дети могли проявить себя на праздниках.
Выберите правильный ответ:
1.
Провести перед праздником беседу с ребенком «Как ведёт себя настоящий артист».
2.
Заинтересовать ребенка другими видами деятельности .
3.
Для начала попробовать, дать ребенку особую роль – суфлер. Перед праздником сказать: « Ты
знаешь все роли, сегодня я попрошу тебя мне помочь. Ты будешь, суфлером, это человек
который помогает артистам, если они вдруг забудут слова. Твоя задача: следить за тем, чтобы
ребята не забывали свои слова во время выступления. Если кто то забудет, ты ему тихонько
подскажи».
4.
Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Предложить посетить с
ребенком занятия у психолога по формированию волевой сферы.
– правильный ответ № 3
Кейс № 5
Мамы по-разному оценивают возможности своих детей. Одни говорят: «Да что ты понимаешь,
вот научишься, тогда и говори! Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят!»
А другие говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь(делаешь) правильно,
молодец!»
Кто из матерей поступает правильно?
Выберите правильный ответ:
1.
Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-
то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную
позицию, помогают его самоутверждению, поднимают самооценку ребёнка.
2.
Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется
тревожность, снижается самооценка ребёнка, возникает склонность к пессимизму. («Если
мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)
– правильный ответ № 1
- Кейс № 6
Время 18.55. Смена воспитателя заканчивается, а за Светой мама не пришла. С запиской от мамы с
разрешением забрать ребенка из детского сада, появляется 14 летний брат.
Выберите правильный ответ:
1.
Воспитатель не отдает ребенка и отправляет старшего брата домой за мамой.
2.
Воспитатель не отдает ребенка, предупредив маму и старшего брата Светы о своих
намерениях, вызывает сотрудников полиции для передачи родителям.
3.
Отдает старшему брату, ведь смена закончена.
4.
Воспитатель звонит маме и говорит, т.к. старший брат несовершеннолетний, ему отдать Свету
она не может. Может только с с письменного разрешения мамы или папы, отдать третьему
лицу старше 18 лет или родителям.
5.
Воспитатель звонит маме, чтобы убедиться, что ребенка можно отдать.
– правильный ответ № 4
- Кейс № 7
Сережа взял конструктор «Железная дорога» с большим удовольствием начал раскладывать детали.
– Что ты хочешь построить? – спрашивает Максим.
– Железную дорогу – отвечает Сережа.
– Как же ты будешь строить?
– Буду строить увидишь.
Сережа начинает строить железную дорогу, Максим просит его взять его в игру. Сережа
прогоняет Максима, после чего Максим ломает железную дорогу. Сережа плачет и раскидывает
детали.
Выберите правильный ответ:
1.
Пусть лежит там, где оставил, кто-нибудь обязательно с ним поиграет.
2.
Попросить Сережу убрать всё на место.
3.
Воспитатель берет паровозики и вагоны, предлагает ребятам (Сереже и Максиму) вместе
построить железную дорогу.
4.
Привлечь Максима к уборке конструктора, так как именно он сломал железную дорогу.
5.
Убрать конструктор самой пока никто не упал.
– правильный ответ № 3
Кейс №8
Максим(5 л) только начал ходить в детский сад и по утрам, когда папа приводит его в детский сад, он
устраивает истерику, как только переступает порог группы, падает на пол, не хочет переодеваться.
Папа попросту быстро его переодевает и уходит, оставляя ребёнка в раздевалке, не предупредив
воспитателя. Воспитателю приходится оставлять остальных детей, и идти за Максимом ребёнком в
раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и
здоровье ребёнка.
- Выберите правильный ответ:
1.
Посоветовать папе, уговорить ребенка пойти в группу.
2.
Сказать папе, что ребенка необходимо передавать лично в руки, что прописано в родительском
договоре.
3.
Поговорить с папой о поведении Максима и его причинах. Договориться о времени прихода,
когда воспитатель встречает детей. Чтобы воспитатель мог уделить время Максиму, не
оставляя остальных детей одних в группе. Чтобы воспитатель мог найти подход к ребёнку,
привлечь его внимание. Объяснить папе, что передавать ребёнка нужно, лично воспитателю
обязательно.
4.
Попросить помощника воспитателя забирать ребенка из раздевалки.
– правильный ответ № 3
- Кейс № 9
Родители по личным соображениям не делают ребёнку никаких прививок. Пишут отказ, от
вакцинации по полиомиелиту . В группе планируется вакцинация других детей «живой» вакциной
полиомиелита, дети, которые не привиты, должны быть разобщены с привитыми детьми на 60 дней.
Родители отказываются от перевода ребёнка в другую группу и говорят о том что готовы написать
расписку, что берут на себя личную ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.
Выберите правильный ответ:
1.
Уведомить родителей о проходящей вакцинации в группе, которую посещает ребёнок , в
случае отказа, предложить подержать ребенка дома.
2.
Уведомить родителей о проходящей вакцинации в группе и перевести ребенка в другую
группу, где нет привитых детей на 60 дней.
3.
Можно взять заявление о личной ответственности родителей за жизнь и здоровье и принять
ребенка в группу
4.
Предложить сделать прививку, так как это необходимо и не нужно будет переводить ребёнка в
другую группу.
– правильный ответ № 2
- Кейс № 10
Мальчик 5 лет, ходит в общеразвивающую группу детского сада, с ребёнком занимаются психолог,
дефектолог, согласно своему плану. Ежедневно ребенок проявляет спонтанную агрессию по
отношению к другим детям: ругается, бьет, кусается. Родители в группе обратились к
администрации дошкольного учреждения, с письменной просьбой перевести ребенка в другую
группу.
Выберите правильный ответ:
1.
Воспитатель должен провести беседу с родителями и успокоить их, сказав, что работа
специалистами ведется.
2.
В ответ на жалобу родителей, перевести ребенка в другую группу или другое подразделение.
3.
Рекомендовать воспитателям держать ребенка под контролем, максимально занимать
ребенка.
4.
Вести работу по нравственному воспитанию. Объяснить обратившимся родителям, что и
ребенок с особым поведением имеет право на обучение.
5.
Провести беседу с родителями ребенка с целью выяснения причин проявления агрессии у
ребенка. Выстроить систему совместной работы воспитателя и психолога по снятию
агрессии ребенка. Отказать родителям, подавшим письменную просьбу о переводе
ребенка из группы, т.к. родитель в праве сам выбирать, где получать воспитание образование
ребенка.
– правильный ответ № 5
1
2
2
1
3
4
4
3
5
1
6
4
7
3
8
3
9
2
10
5
2 Гейм «Педагогические ситуации» ( группам выдаётся по одной ситуации , за 1 минуту дать
ответ к задаче)
1.
Ребенок посылает учителя матом…(песочные часы – ответы групп) предполагаемый ответ -
( Учитель говорит: «Знаешь, я с удовольствием схожу, но дорогу не знаю. Давай собери портфель, я
тоже оденусь, и пойдем вместе». В итоге ребенок в замешательстве, класс в ожидании. Ребенок
собирает вещи и извиняется)
2.
Ученик постоянно опаздывает на первый урок. Традиционная работа в виде нотаций и бесед
не помогает, тогда учитель… ( Учитель спросил ученика: «Как мне похвалить тебя, если ты придешь
вовремя?». Ученик ответил, что его устроит фраза, что он самый лучший на свете!)
3.
На уроке в десятом классе девочка уснула. Учительница… (Учительница не стала будить
ребенка. Весь класс перешел на шепот. После звонка девочка проснулась и извинилась)
ФИЗМИНУТКА – просмотр мультфильма «Конфликтная ситуация»( №1)
- 3 Гейм «Домашнее задание» (инсценировка)
Вашему вниманию предлагается педагогическая ситуация, разыгранная по ролям.
Остальные команды должны продумать окончание ситуации – то есть её решение и показать его
остальным.
Команда, представляющая ситуацию также показывает своё разрешение ситуации.
1. Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:
- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду
скандалить.
Ира возражает:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...- говорит убежденно мальчик. Набрав
удлиненные детали строителя, произносит:
- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру,
исключив отрицательную модель поведения мальчика и использовать его фразы для нравственного
воспитания.
2. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети
оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
* Я буду врачом, - кричала Наташа.
* А я- бортмехаником! - сказала Саша.
* Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.
* Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.
* А я первый сказал!
* Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры. Продумайте поведение воспитателя в данной
ситуации, каким образом можно продолжить игру, учитывая знание индивидуальных особенностей
детей, а также способствовать развитию коммуникативных навыков детей.
3. Во время занятий по математике воспитатель предложила детям задачу:
«Мама съела 3 конфеты, а сын - 2. Сколько они съели конфет?»
Сережа отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Другие дети поддержали
мальчика и начали говорить, что так нечестно. Разгорелся спор между детьми, в котором Маша
вспомнила, что Ксюша вчера угостила её конфеткой, а сама при этом съела две конфетки и ей было
очень обидно. Что должен сделать и сказать воспитатель, чтобы вернуть детей к занятию, используя
спор для развития и обучения?
Гейм. «Блиц-турнир»
Каждой команде предстоит дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Вопросы
и варианты ответов представлены в формате компьютерной презентации.
1.
Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж – пусть играет! Но
ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней.
« Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки.
А – родители поступают совершенно правильно, нужно предложить другую игрушку
Б – родителям не нужно покупать новые игрушки, пока не научится играть этой
В – родителям нужно показывать, как играть игрушками и играть некоторое время вместе с
малышом.
Г – ваш вариант ответа
2.
Если в группе проходит какая-либо групповая работа, то лидерство всегда захватывает
один и тот же ребенок. Другие воспитанники тоже готовы проявить лидерские
способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их,
высмеивает.
А – Воспитатель должен систематически наказывать ребенка за агрессивное поведение
Б – Воспитатель должен распределить обязанности в группе и назначить ответственными всех
лидеров, в том числе данного ребенка – желательно на физически-активное направление
В – Нужно поговорить с родителями и порекомендовать вести с ребенком беседы по данному
вопросу
Г – ваш вариант ответа
3. В группе вы видите, что двое детей ссорятся (дерутся). Их не останавливает даже то, что
Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают.
А – Вы сначала резко прекращаете ссору, разняв детей, а затем выясняете причину ссоры
Б – Вы продолжаете делать замечания, после чего разнимаете детей, разведя их в разные части
комнаты
В – Вы прекращаете ссору, наказав обоих детей, не выясняя кто прав
Г – ваш вариант ответа
4.Два мальчика старшего возраста шумно ведут себя в группе. Один «оседлал» другого и
катается на нем.
А – Вы предлагаете всем детям поиграть в такую игру, самим активно включившись в игру
Б – Вы резко прекращаете игру, отругав детей за непозволительное поведение
В – Вы предлагаете продолжить играть в лошадок, посадив на каждого из мальчиков по игрушке и
рассказавая о том, как ведут себя лошадки, постепенно переключая детей на более спокойную
игру
Г – ваш вариант ответа
5.
В группе к Вам достаточно регулярно подходит один из детей и «ябедничает» на своих
товарищей.
А – Вы не обращаете внимание на поведение ребенка
Б – Вы спокойно относитесь к такому поведению, пытаясь включить ребенка в игры других детей
В – Вы пытаетесь бороться с поведением ребенка, «отчитываете», объясняете, что так делать
плохо
Г – ваш вариант ответа
6.
В группе два лидера - положительный и отрицательный. Большинство детей являются
ведомыми в группе отрицательного лидера.
А - Вы постоянно говорите о плохих поступках отрицательного лидера, надеясь «отвадить» от
него других детей
Б – Вы постоянно устраиваете соревновательные игры, подыгрывая положительному лидеру
В – Вы не акцентируете внимание на поступках отрицательного лидера, всеми способами
повышаете популярность положительного лидера, пытаетесь подружить двух лидеров.
Г – ваш вариант ответа
7.
В группу пришла новая девочка, которую дети не принимают, из-за того, что она очень
отличается от других ребят.
А – Вы попытаетесь её сблизить прежде всего с «популярными» и активными детьми
Б – Вы будете проявлять к ней особое внимание, постоянно демонстрируя это детям.
В – Вы считаете, что нужно немного времени, чтобы дети привыкли к новой девочке
Г – ваш вариант ответа
8.
В одном группе собраны дети из семей с разным материальным положением. Вы
заметили, что дети состоятельных родителей дискриминируют воспитанников из
малообеспеченных семей.
А – Вы рассказываете детям о великих людях, которые сначала были бедные, а потом много чего
добились
Б – Вы часто предлагаете детям инсценировать сказки или истории, где распределяете роли без
учета материального достатка, а даже «напротив», предлагая незначительные роли и бедные
«атрибуты» детям из «богатых» семей
В – Вы активно боритесь с таким положением вещей, постоянно отчитывая родителей
Г – ваш вариант ответа
9.
Один из воспитанников приходит в ДОУ в синяках. По мнению воспитателя, это
следствие жестокого обращения с ребенком в семье, Однако, на все расспросы ребенок
утверждает, что он сам себя травмировал (упал, ударился и т.п.)
А – Вы незамедлительно «бьёте тревогу», сообщая медику, администрации, психологу и т.д.
Б – Вы стараетесь сблизиться с ребенком, больше играть, общаться с ним, наблюдая его
поведение и реакции, советуетесь с администрацией и психологом
В – Вы присматриваетесь какое-то время за поведением ребенка и его родителей.
Г – ваш вариант ответа
10. Один из воспитанников, в присутствии других детей, задает каверзный вопрос, на
который Вы не знаете ответа. Все дети вопросительно смотрят на Вас.
А – Вы предлагаете детям высказаться по данной теме и предлагаете всем задать этот вопрос
родителям, а завтра обсудить, кто и что узнал, а также подготовиться самому, найдя нужный
материал.
Б – Вы отчитываете ребенка за вопросы не по теме и говорите, что об этом вы будете говорить
через месяц
В – Вы начинаете говорить все, что приходит в голову, «уводя ребенка» от интересующей темы
Г – ваш вариант ответа
Просмотр мультфильма № 2 – жюри подводит итоги
Анкета
Семинар-практикум «Педагогические ситуации – «Это вечная тема – конфликт»
1.
Во время семинара-практикума, Я: 2. Моё настроение сейчас:
А – хорошо отдохнула А – спокойное
Б – узнала что-то новое Б – радостное
В – с удовольствием пообщалась В – грустное
с коллегами
Г – научилась чему-то новому Г – заинтересованное работой
Д – зря потеряла время Д – раздражительное
— Мы завершаем наше занятие и упражнение «Подарок» будет прекрасным финалом нашей встречи.
Инструкция.(на доске СМАЙЛИКИ)
Здесь в этом кабинете, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагаем выбрать смайлик, на
обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что
подскажет ваш подарок, — предназначено именно вам.
Примеры пожеланий:
— Чтобы контролировать ситуацию
надо оставаться спокойным
— Отстаивай свою точку зрения во время конфликта,
но не дави на собеседника
— В споре умей выслушивать собеседника до конца
— Уважай чувство других людей
— Любую проблему можно решить
— Будь внимательнее к людям,
с которыми общаешься
— Не сердись, улыбнись
— Начни свой день с улыбки
— Посмотри на других: в тебе и
окружающих так много общего
— Взгляни на своего обидчика –
может, ему просто нужна твоя помощь
— Раскрой сердце,
и мир раскроет свои объятия
— Всегда внимательно
выслушай своего собеседника
итоги семинара
Слово жюри: (в это же время происходит распределение дипломов участникам по номинациям:
«Самая мудрая команда», «Самая находчивая команда»;
«Самая творческая команда»)