Напоминание

Этюды, игры, упражнения для чёткого произношения сложных слов.


Автор: Мишенёва Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №20 СП "Д/с "Василёк"
Населённый пункт: г.о.Новокуйбышевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Этюды, игры, упражнения для чёткого произношения сложных слов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс: Этюды, игры, упражнения для чёткого произношения

сложных слов.

музыкальный руководитель

ГБОУ ООШ №20

СП «Детский сад «Василёк»

г..о.Новокуйбышевск

Мишенёва Наталья Николаевна

Актуальность

Проблема дикции у детей дошкольного возраста является актуальной на

сегодняшний

день.

Практически

каждый

мальчик

или

девочка

имеют

нарушение произношения звуков, слогов и слов. Психологи отмечают, что

правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка,

способствует

более

быстрому

формированию

мыслительных

операций.

Нечеткая речь негативно отражается на успехах дошкольника, на качестве

общения со взрослыми и сверстниками. В дальнейшем от правильности

устной речи зависит грамотность письма в начальной школе.

Родителям

и педагогам важно заметить проблему в дикции на начальных

этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно

развиваться. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо

заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о

себе, но и для её профилактики.

Причинами плохой дикции у детей могут быть:

нарушение произношения звуков;

отсутствие некоторых звуков в речи;

замена глухих звуков на звонкие;

сокращение длинных и сложных слов;

перестановка слогов местами;

смягчение звуков;

замена звуков на сходные по звучанию.

При

прогрессе

педагогической

науки

и

медицины

многие

проблемы,

связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев

для

улучшения

дикции

достаточно

регулярных

занятий

артикуляционной

гимнастикой, а так же выполнение несложных упражнений в игровой форме.

Целью таких

упражнений

является

развитие

звукопроизношения

и

её

коррекция в работе по исправлению недостатков звукопроизношения у детей

дошкольного возраста.

Задачи:

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все

звуки родного языка.

Упражнять в назывании слов с определённым звуком, находить слова с

этим звуком в предложении, определять место звука в слове, используя

словесные игры и упражнения.

Отрабатывать

дикцию,

развивая

умение

внятно

и

отчётливо

произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Развивать

фонематический

слух,

речевое

дыхание

и

правильную

артикуляцию звуков родного языка.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук

«а».

«Трубочка»

-

максимально

вытянуть

губы

вперед.

Одновременно

с

этим

произносится звук «у».

«Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая

их.

«Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» - необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко

опустить язык с цокающим звуком;

«Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» - необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» - максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек»

-

дотянутся

языком

до

верхнего

неба,

так

чтобы

натянулась

уздечка.

«Индюшок» - высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в

сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на

распев произносить разные гласные).

«Барабанщик» - необходимо совершать удары языком по верхним зубам,

сопровождая это произнесением звука «д».

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» - тренировка заключается в повторении ребенком отдельных

звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Взрослый читает

стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

«Пантомима» - это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике.

Ребенку

предлагается

исключительно

при

помощи

лица

показать

разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка

мышц речевого аппарата.

«Полицейский»

-

для

игры

понадобятся

свистки.

Дети

при

команде

«нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот

раздувается,

при

выдохе

сжимается.

Плечи

во

время

этого

процесса

остаются на месте.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый

человек

знает

их

с

детства,

но

лишь

единицы

имеют

возможность

похвастаться

умением

произносить

их

правильно,

четко

и

быстро.

При

регулярной

тренировке

скороговорки

эффективно

устраняют

речевые

дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов

с

труднопроизносимыми

звуками.

Они

направлены

на

формирование

правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как

улучшить дикцию речи:

На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы

тренировать произношение определенного звука;

Текст произносится медленно и максимально четко;

Желательно заниматься перед зеркалом;

Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Голосовые игры

игра «Путешествие».

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор.

(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса)

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.

(дети

тянут

гласный «у» с

выдуванием

воздуха

через

плотно

сомкнутые

вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука: вверх, волнообразно и

вниз)

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у»).

Набирает

поезд

ход

(дети

произносят «чух-чух» с

ускорением

или

замедлением темпа,

Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш»).

На лошадке верхом все поскачем мы потом,

(дети

щелкают

языком,

изменяя форму губ

вытягивают

трубочкой

и

растягивают в улыбке,

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Тпру-у-у!

Чистоговорки.

Например, игра «Слон на арене». Дети выполняют движения по тексту и

повторяют последние слоги фраз.

Хоботом дудеть люблю! Лю-лю-лю! Лю-лю-лю!

Даже танцевать люблю! Лю-лю-лю! Лю-лю-лю!

Люблю кашу по утрам!

Трам-ра-рам! Трам-ра-рам!

Песни сочиняю сам!

Ам-ам-ам! Ам-ам-ам!

На одной ноге стою! Ту-ю-ю! Ту-ю-ю!

Достаю свою трубу!

Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!

Вальс сыграю я для вас!

Ас-ас-ас! Ас-ас-ас!

Приглашаю вас на вальс!

Ас-ас-ас! Ас-ас-ас!

Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие

сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.



В раздел образования