Автор: Мишенёва Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №20 СП "Д/с "Василёк"
Населённый пункт: г.о.Новокуйбышевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Этюды, игры, упражнения для чёткого произношения сложных слов.
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс: Этюды, игры, упражнения для чёткого произношения
сложных слов.
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ №20
СП «Детский сад «Василёк»
г..о.Новокуйбышевск
Мишенёва Наталья Николаевна
Актуальность
Проблема дикции у детей дошкольного возраста является актуальной на
сегодняшний
день.
Практически
каждый
мальчик
или
девочка
имеют
нарушение произношения звуков, слогов и слов. Психологи отмечают, что
правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка,
способствует
более
быстрому
формированию
мыслительных
операций.
Нечеткая речь негативно отражается на успехах дошкольника, на качестве
общения со взрослыми и сверстниками. В дальнейшем от правильности
устной речи зависит грамотность письма в начальной школе.
Родителям
и педагогам важно заметить проблему в дикции на начальных
этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно
развиваться. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо
заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о
себе, но и для её профилактики.
Причинами плохой дикции у детей могут быть:
нарушение произношения звуков;
отсутствие некоторых звуков в речи;
замена глухих звуков на звонкие;
сокращение длинных и сложных слов;
перестановка слогов местами;
смягчение звуков;
замена звуков на сходные по звучанию.
При
прогрессе
педагогической
науки
и
медицины
многие
проблемы,
связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев
для
улучшения
дикции
достаточно
регулярных
занятий
артикуляционной
гимнастикой, а так же выполнение несложных упражнений в игровой форме.
Целью таких
упражнений
является
развитие
звукопроизношения
и
её
коррекция в работе по исправлению недостатков звукопроизношения у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все
звуки родного языка.
Упражнять в назывании слов с определённым звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове, используя
словесные игры и упражнения.
Отрабатывать
дикцию,
развивая
умение
внятно
и
отчётливо
произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Развивать
фонематический
слух,
речевое
дыхание
и
правильную
артикуляцию звуков родного языка.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
1. Упражнения для разминки губ:
«Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук
«а».
«Трубочка»
-
максимально
вытянуть
губы
вперед.
Одновременно
с
этим
произносится звук «у».
«Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая
их.
«Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о».
2. Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» - необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко
опустить язык с цокающим звуком;
«Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Маятник» - необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Иголочка» - максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек»
-
дотянутся
языком
до
верхнего
неба,
так
чтобы
натянулась
уздечка.
«Индюшок» - высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в
сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на
распев произносить разные гласные).
«Барабанщик» - необходимо совершать удары языком по верхним зубам,
сопровождая это произнесением звука «д».
Игры, развивающие речь ребенка:
«Повторюшка» - тренировка заключается в повторении ребенком отдельных
звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Взрослый читает
стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.
«Пантомима» - это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике.
Ребенку
предлагается
исключительно
при
помощи
лица
показать
разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка
мышц речевого аппарата.
«Полицейский»
-
для
игры
понадобятся
свистки.
Дети
при
команде
«нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот
раздувается,
при
выдохе
–
сжимается.
Плечи
во
время
этого
процесса
остаются на месте.
Скороговорки
Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый
человек
знает
их
с
детства,
но
лишь
единицы
имеют
возможность
похвастаться
умением
произносить
их
правильно,
четко
и
быстро.
При
регулярной
тренировке
скороговорки
эффективно
устраняют
речевые
дефекты, значительно улучшают качество дикции.
Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов
с
труднопроизносимыми
звуками.
Они
направлены
на
формирование
правильного произношения согласных.
Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как
улучшить дикцию речи:
На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы
тренировать произношение определенного звука;
Текст произносится медленно и максимально четко;
Желательно заниматься перед зеркалом;
Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.
Голосовые игры
игра «Путешествие».
Мы на машину сядем и заведем мотор.
Повезет машина нас за большой забор.
(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса)
На машине ехали, город весь проехали.
Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают).
Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.
С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.
(дети
тянут
гласный «у» с
выдуванием
воздуха
через
плотно
сомкнутые
вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука: вверх, волнообразно и
вниз)
Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у»).
Набирает
поезд
ход
(дети
произносят «чух-чух» с
ускорением
или
замедлением темпа,
Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш»).
На лошадке верхом все поскачем мы потом,
(дети
щелкают
языком,
изменяя форму губ
–
вытягивают
трубочкой
и
растягивают в улыбке,
Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?
Тпру-у-у!
Чистоговорки.
Например, игра «Слон на арене». Дети выполняют движения по тексту и
повторяют последние слоги фраз.
Хоботом дудеть люблю! Лю-лю-лю! Лю-лю-лю!
Даже танцевать люблю! Лю-лю-лю! Лю-лю-лю!
Люблю кашу по утрам!
Трам-ра-рам! Трам-ра-рам!
Песни сочиняю сам!
Ам-ам-ам! Ам-ам-ам!
На одной ноге стою! Ту-ю-ю! Ту-ю-ю!
Достаю свою трубу!
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Вальс сыграю я для вас!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас!
Приглашаю вас на вальс!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас!
Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие
сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.