Напоминание

«Использование технологии Кроссенс в речевом развитии ребенка посредством приобщение к художественной литературе»


Автор: Полухина Жанна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 95 "Снежинка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Тема: «Использование технологии Кроссенс в речевом развитии ребенка посредством приобщение к художественной литературе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка. Составила: Воспитатель Полухина Жанна Юрьевна МБДОУ «Детский

сад 95 «Снежинка» г. Норильск.

Тема: «Использование технологии Кроссенс в речевом развитии ребенка посредством приобщение

к художественной литературе»

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к организации

речевой работы с детьми.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных

условиях предусматривает поиск новых эффективных технологий развития детской речи

Представляю вашему вниманию технологию «Кроссенс», которую можно использовать в

развитии речи дошкольников, приобщению к художественной литературе.

Цель: Активизировать мозговую деятельность. Создать условия для самостоятельного творческого

поиска.

Задачи: Формировать умения детей выстраивать связь между картинками;

Развивать умственные и речевые способности дошкольников, коммуникативные умения.

Развивать о мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление:

умение анализировать, сравнивать.

Способствовать повышению интереса детей к художественной литературе.

Что же такое Кроссенс? Кроссенс – это ребус, головоломка, загадка.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Кроссенс это набор картинок.

Развивающий метод «кроссенс» способствует, на основе деятельностного подхода, формированию

креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Слово

"кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым -

писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук,

художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом

«кроссворд», которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые

опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное

поле из девяти квадратов, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в

нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная

объединяет по смыслу все картинки. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными,

но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Способы чтения кроссенса:

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить тематику, общую идею;

2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

3. Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность;

4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Задача ребенка - разгадать картинку, которая должна быть в центральном квадрате, выполнить

задания по взаимосвязанным изображениям.

Приведу несколько примеров заданий, которые использую в своей работе: «Как называется

произведение?», «Кто автор произведения?», «Рассказать по иллюстрациям (рассказ, сказку,

стихотворение)», «Придумай окончания …».

Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы , и даже сами составлять их в

самостоятельной деятельности, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

Применение кроссенса разнообразно. Я использую кроссенс:

- в организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных

изображений);

- обобщение материала, закрепление;

- при подведении итога работы на занятии, включаю как рефлексию.

в индивидуальной работе;

- в качестве творческого домашнего задания. (вместе с родителями подобрать иллюстрацию на

заданную тему в печатном или электронном виде, или нарисовать)

Считаю: использование технологии Кроссенс способствует, на основе деятельностного подхода,

формированию креативности, сотрудничества, развитию коммуникативных умений

воспитанников. Воспитатель чаще выступает лишь в роли лидера, организатора, создателя

условий для инициативы воспитанников. Внедрение инновационных педагогических технологий

позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного

развития.

Пособие, которое использую имеет магнитное поле, магнитные стрелки и карточки по темам

ламинированные с двух сторон.

Список используемой литературы:

Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2

Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.

Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПб.: ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2012г.

Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, - СПб.: ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2013г.

О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС

Кроссенс 1 вариант

Цель: Создать условия для самостоятельного творческого поиска. Повышать любознательность,

интерес к художественной литературе

Задачи:

- Расширить и систематизировать знания детей о творчестве, о прочитанных произведениях

автора.

- Продолжать знакомство с разнообразными жанрами детской литературы.

- Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь.

- Развивать память, внимание, умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и

отрывкам из них;

- Формировать коммуникативные умения ;

- Способствовать проявлению самостоятельности, инициативы

- Воспитывать интерес к читательской деятельности.

Задания: «Подбери иллюстрации из произведения», «Кто автор произведений?», «Угадай из

какого произведения отрывок, подбери иллюстрацию»

Тема: «Истории от К.И.Чуковского»

?

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький! «Телефон»

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит)

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки. (Чудо-дерево)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой: (Мойдодыр)

Эй вы, звери выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил (Краденое солнце)

Только вдруг из - за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает воробей (Тараканище)

Веселится народ

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого комара (Муха – Цокотуха)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушенными грибами (Путаница)

Тема: «Писатель детства – С. В. Михалков»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.( А что у вас?)

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча (Дядя Степа)

Женя празднует рожденье-

Юбиляру 8 лет.

Подарили гости Жене;

Пушку, танк и пистолет (Мир)

Весь укатанный,

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-ели

Забинтованным хвостом (Мой щенок)

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём (Песенка друзей)

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Котята)

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог.

(Трезор)

Если встанет на посту,

Все увидят за версту!

Возле площади затор

Поломался светофор:

Загорелся жёлтый свет,

А зелёного всё нет...

Сто машин стоят, гудят

С места тронуться хотят. (Дяда Степа-милиционер)

Кроссенс: 2 вариант «Любимы истории»

Цель: Создать условия для самостоятельного творческого поиска. Повышать любознательность.

Задачи: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его

произведениями.

Формировать навыки работы с иллюстрациями, последовательно располагать события и действия

персонажей;

Побудить к активной речевой деятельности;

Развивать память, внимание, коммуникативные умения, фантазию детей посредством придумывания

другого названия и окончания рассказа;

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Предполагаемые задания: «Как называется рассказ», «Кто автор рассказа», «Разложи в последовательности

иллюстрации и расскажи рассказ», «Придумай окончания рассказа»

Тема: «Живая шляпа»

1

2

3

4

5

?

6

7

8

9

Тема: «На горке»



В раздел образования