Напоминание

Формирование психологического здоровья детей: здоровьесберегающие технологии в системе работы психолога детского сада (из опыта работы)


Авторы: Бизимова Лена Васильевна, Шаравина Юлия Валерьевна
Должность: педагог-психолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 156
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Формирование психологического здоровья детей: здоровьесберегающие технологии в системе работы психолога детского сада (из опыта работы)
Тема: Формирование психологического здоровья детей: здоровьесберегающие технологии в системе работы психолога детского сада (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование психологического здоровья детей:

здоровьесберегающие технологии

в системе работы психолога детского сада

(из опыта работы)

Бизимова Л.В, Шаравина Ю.В.

МБДОУ г. Иркутска детского сада №156

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в

становлении

личности

ребенка

и

формирования

психологического

здоровья.

Многие

основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От

того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение

здоровья

детей

и

предупреждение

эмоционального

неблагополучия.

Главное

условие,

позволяющее сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это

создание

теплой,

радушной

атмосферы

в

группе,

налаживание

положительных

взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение

ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Поддержание

и

сохранение

психологического

здоровья,

является

одной

из

важнейших

задач

дошкольного

образовательного

учреждения.

Тема

поддержания

и

сохранения здоровья ребенка, в том числе и психологического, освещена в «Законе об

образовании в РФ», ФГОС и в структуре основной общеобразовательной программы

нашего

дошкольного

учреждения.

Сохранение

психологического

здоровья

детей

дошкольного возраста является важнейшей задачей для педагогов ДОУ и родителей детей.

Психологическое

здоровье

-

важное

составляющее

для

нормального

функционирования и развития ребенка. Общеизвестно, что именно в дошкольный период

формируется здоровье и закладываются основы личности. В Концепции дошкольного

воспитания

подчеркивается,

что

ключевой

позицией

обновления

детского

сада

на

современном этапе развития общества, является охрана и укрепление здоровья детей.

В последние годы во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детей. Проблема сохранения здоровья дошкольников является актуальной. За последние

годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья дошкольников.

По

данным

исследований,

лишь

10%

выпускников

детских

садов

могут

считаться

здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго ребенка

выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Обращает на себя внимание,

сколь

значимое

место

в

современном

понимании

здоровья

в

нем

отводится

психологическому компоненту. Важной составной частью здоровья человека является его

психологическое здоровье.

Сегодня

проблема

психологического

здоровья

является

актуальной

и

разрабатывается

рядом

исследователей

(В.А.Ананьев,

Б. С. Братусь,

И.Н.Гурвич,

Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев,

В.Э.

Пахальян,

А.М.

Степанов,

А.Б.Холмогорова

и

др.).

Проблеме

психологического

здоровья

детей

посвящены

труды

И.В.Дубровиной,

В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Что

понимать

под

психологическим

здоровьем?

Термин

«психологическое

здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим ас-

пекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной

связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является

необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе

его

жизнедеятельности.

Таким

образом,

с

одной

стороны,

оно

является

условием

адекватного

выполнения

человеком

(ребенком

или

взрослым)

своих

возрастных,

со-

циальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность

непрерывного развития в течение всей его жизни.

По

О.В.Хухлаевой,

под

формированием

психологического

здоровья

следует

понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей

через организацию их жизнедеятельности.

Необходимо

различать

понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические

показатели психического

здоровья

и

благополучия

дошкольников

следующие:

поведение,

мысли

и

чувства

ребенка,

адекватные

окружающим

условиям

и

событиям;

социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к

эмоциональному сопереживанию;

равномерное

и

своевременное

развитие

основных

психических

процессов,

устойчивая познавательная активность;

доброжелательное

отношение

к

окружающим,

полноценное

общение,

характер

которого соответствует возрастным нормам.

В

теории

и

практике

дошкольного

воспитания

встречается

термин

«эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание

термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной,

Т.А.

Репиной,

«эмоциональное

благополучие»

можно

определить,

как

устойчивое

эмоционально-положительное

самочувствие

ребенка,

основой

которого

является

удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один

из основных показателей эмоциональное благополучия детей - физическое здоровье.

Если говорить о формировании психологического здоровья ребенка, то для этого

важно не только удовлетворение его познавательных интересов, но и насыщение его

социальной потребности в общении и психологической потреб ности в уважении к его

достоинству, чувствам, способностям. Только в этом случае психологическое здоровье

постепенно взращивает в личности самодостаточность и духовность, которые, однако, не

появляются

сами

по

себе,

а

воспитываются

в

постоянной

заботе

и

внимании

к

внутреннему миру ребенка.

К психолого-педагогическим условиям формирования психологически здорового

ребенка можно отнести также: наличие положительного фона настроения у ребенка;

наличие в процессе его развития некоторого напряжения, побуждающего его к активным

действиям, которое после сменяется состоянием расслабления; фиксация окружения на

прогрессе ребенка.

Одним

из

приоритетных

направлений

деятельности

нашего

дошкольного

образовательного

учреждения

является

сохранение

и

укрепление

психологического

и

физического

здоровья

воспитанников. По этому здоровьесберегающие

технологии

находят

все

более

широкое

применение

в

оптимизации

образовательного

процесса

сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении.

Данный опыт работы ставит своей целью организацию работы педагога-психолога

по

обеспечению

и

формированию

положительного

эмоционального

состояния

с

использованием

возможностей

современных

образовательных

технологий,

как

основу

психологического здоровья воспитанников.

Воспитатели и узкие специалисты во всех видах детской деятельности и режимных

моментах используют разнообразные здоровьесберегающие методы и технологии такие

как: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, музыкальная релаксация, игровая терапия,

медитативные сказки, мнемотехнические приемы и другие.

Для

эффективной

психологической

поддержки

детей

психологу

необходимо

использовать как групповые, так

и индивидуальные формы работы по профилактике и

коррекции психологического здоровья в зависимости от выраженности нарушений развития

ребенка-дошкольника и поставленных целей.

Виды нарушений развития ребенка-дошкольника:

1.

Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка.

2.

Нарушения,

вызванные

систематическим

негативным

отношением

к

ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных

компонентов психики.

3.

Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.

4.

Глобальное отставание всех сфер и процессов.

В

поведении

и

развитии

детей

дошкольного

возраста

часто

встречаются

нарушения

поведения

(агрессивность,

вспыльчивость,

пассивность,

гиперактивность,

застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) и др.

В

работе

с

детьми

педагог-психолог

успешно

используют

различные

здоровьесберегающие

технологии:

технологию

традиционных

и

нетрадиционных

пальчиковых игр, игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, песочную

терапию,

Су

Джок

терапию,

психогимнастические

упражнения

по

методам

психогимнастики Е.А. Алябьевой и М.И. Чистяковой, создание «ситуаций успеха» в

игровой деятельности) и другие технологии.

Одним

из

средств

укрепления

психоэмоционального

здоровья

ребенка

в

ДОУ

являются театрализованные игры и театрализованные постановки в детском саду. Именно

театрализованные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации, от лица

какого-либо

персонажа,

являясь

огромным

потенциалом

ф о рм и р о ва н и я

здоровьесберегающего

поведения

детей.

Театрализованные

игры

помогают

ребенку

решать

многие

проблемные

ситуации,

преодолевать

робость,

неуверенность

в

себе,

застенчивость.

Кроме

того,

позволяют

развивать

память,

внимание,

воображение,

инициативность, самостоятельность, речь детей. Таким образом, театрализованные игры

помогают развивать и сохранять психологическое здоровье детей.

В процессе групповой и индивидуальной работы используются приемы, содержание

которых

отвечает

развивающим,

профилактическим

и

коррекционным

задачам

профилактики и коррекции психологического здоровья.

У многих детей, прошедших курс индивидуальных или групповых коррекционно-

развивающих

занятий,

вырабатываются

положительные

черты

характера

(смелость,

уверенность, доброта и др.) становится легче общаться со сверстниками, они лучше

понимают

чувства

других

и

легче

выражают

свои.

У

детей

снижается

уровень

или

изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания,

сотрудничества,

самоуважения,

уверенность

в

своих

силах

и

в

себе,

повышается

самооценка.

Таким

образом,

коррекционно-развивающая

работа

психолога

в

условиях

дошкольного

учреждения

представляет

собой

дифференцированные

циклы

игр,

специальных

и

комбинированных

занятий,

направленных

на

стабилизацию

и

структурирование психического развития, профилактику и укрепление психологического

здоровья детей.

Оценка показателей психологического здоровья проводилась нами в соответствии

классификации нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам (см.

таблицу.

Таблица.

Классификация

нарушений

психологического

здоровья

по

поведенческим

признакам

Время появления

проблем развития

Личностные

нарушения

Нарушение поведения

Активная форма

Пассивная

форма

Младенчество

Чувство

незащищенности

Защитная

агрессивность

Страх

Ранний возраст

Чувство несвободы,

зависимости

Деструктивная

агрессивность

Социальные

страхи

Дошкольный возраст

Чувство одиночества

Демонстративная

агрессивность

Страх

самовыражения

Подростковый возраст

Чувство

неполноценности

Компенсаторная

агрессивность

Страх

взросления

Оценка показателей психологического здоровья проводилась посредством методов

наблюдения

за

детьми

в

различных

видах

деятельности,

диагностических

методик,

проективных рисуночных методик. Также оценка показателей психологического здоровья

проводится через аутентичные формы оценивания, в том числе через портфолио ребенка и

через педагогический мониторинг, в соответствие с требованиями ФГОС ДО и основной

образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Психологическое

здоровье

у

дошкольника

ассоциируется

со

счастьем,

добром,

красотой, силой ума, с хорошим настроением. Очень важно в дошкольном учреждении

формировать

все

аспекты

душевного

комфорта

и

благополучия,

для

положительной

динамики личностного роста детей.

Таким образом, психологическое здоровье дошкольника в ДОУ зависит от создания

благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытого доброжелательного

общения между педагогами и детьми, созданной в детском саду развивающей среды и

использования здоровьесберегающих технологий.

Все

вышеизложенное

свидетельствует,

что

существует

необходимость

формирования основ психологического здоровья у детей, начиная с дошкольного возраста.

Такое

обучение

и

развитие

будет

служить

эффективным

средством

профилактики

психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект.

Список литературы

1.

Дубровина И. В. «Психологическое здоровье детей и подростков» - М.: Академия,

2000 - 256 с.

2.

Кондаленко Л.К. Психологическое здоровье и творческая одаренность. - Мн., 1996

3.

Михеева

Е.

В,

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ

//

Методические

рекомендации, М., 2009. с102,108.

4.

Савина

Л.П.

Пальчиковая

гимнастика

для

развития

речи

дошкольников.

-

М.:

Родничок, 2012. - 185с.

5.

Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7

лет. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.

6.

Хухлаева.О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и

младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:

Издательство: Академия, 2003 г.



В раздел образования