Автор: Аверьянова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДШИ им.А.С.Голубкиной
Населённый пункт: г.о.Зарайск Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль педагога в воспитании нравственности".
Раздел: дополнительное образование
Роль педагога в воспитании нравственности.
Аверьянова Ольга Николаевна
МБУ ДО ДШИ им.А.С.Голубкиной
Город Зарайск
На
протяжении
всех
периодов
развития
общества
вопросы
нравственности,
нравственного
воспитания,
духовного
становления
личности
были
и
остаются
предметом
рассмотрения
в
психологии,
философии, педагогики. Нравственность – правила, нормы поведения человека в обществе. Проявление таких
нравственных качеств, как милосердие, способность любить, сострадать, наличие чувства стыда, чувства
ответственности за свои действия и поступки и составляют уровень духовности человека. Нравственность не
исчерпывается обычаями и традициями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение,
прежде всего, в идеалах добра и зла. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце
человека,
его
душа.
Духовность
базируется
на
прошлом,
соприкасается
с
настоящим,
ориентируется
на
будущее. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития,
как
политическая
и
экономическая
стабильность…
и
общество
лишь
тогда
способно
ставить
и
решать
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране
хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является
базой
для
укрепления
единства
и
суверенитета
страны,
служит
основой
нашей
повседневной
жизни,
фундаментом для экономических и политических отношений». В
настоящее время размыты нравственные
ориентиры,
подрастающее
поколение
можно
обвинять
в
бездуховности,
безверии,
агрессивности.
В
современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный массой источников как позитивного,
так и негативного характера. Они оказывают сильное воздействие на неокрепший интеллект и чувства ребенка,
на еще только
формирующуюся сферу нравственности. Наше общество нуждается в подготовке широко
образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами
личности. Однако само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо
воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к
другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние
нравственное составляет главную задачу воспитания».
Развитие
морального
сознания
ребенка
происходит
через
восприятие
и
осознание
содержания
воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих
воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Таким
образом, педагог, учитель– посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных
поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а
несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно
передает
им
свой
характер,
предстает
перед
ними,
как
образец
человечности.
Для
ребенка
знания
не
существуют без учителя, только через любовь к своему педагогу ребенок входит в мир знаний, осваивает
моральные ценности общества. Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и
улыбка,
и
строгость,
и
сдержанность,
и
скромность,
и
чуткость,
и
искренность,
и
интеллигентность,
и
общительность,
и
любовь
к
жизни.
Отношения
педагога
с
учениками
должны
строится
как
совместная
творческая деятельность; абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное
суждение, самостоятельный поступок - главные принципы педагогического воздействия. Для детей отношение
учителя к окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не
«заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу. Отношение к требованиям у детей зависит от
отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они
воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. Понимать детей – значит не подчинять их
нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая
движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным
воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого
понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более
высокий
уровень
эмоционального
развития,
не
имеет
проблем
в
общении
с
окружающими,
он
гораздо
устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.
«Закономерность нравственного воспитания» сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат
добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной
деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — все это имеет
первостепенное
значение
для
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
подрастающего
поколения.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для
обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Истинное назначение педагога –
духовное
творение
и
развитие
человека,
приобщение
к
духовным
ценностям,
формирование
духовности.
Учитель
–
не
просто
предметник,
а
учитель
жизни,
который
помогает
воспитанникам найти
свое
предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель должен и может убедить детей
в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта
человечества,
должен
учить
самостоятельному,
творческому,
личностному
подходу
к
окружающей
действительности, к своей личности и обществу. Именно он должен встать на защиту нравственного, духовного
становления
и
гражданской
позиции
личности
подрастающего
поколения,
воспитывать
людей
не
только
знающих, но и желающих действовать на благо общества.
Среди многочисленных воспитательных средств воздействия на детей важное место принадлежит
искусству. Искусство, постепенно и целенаправленно делает человека, приобщающегося к нему, нравственнее и
чище, оно облагораживает и возвышает его. При постоянных встречах школьника с высоким искусством
душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий молодого человека иначе жить,
иначе думать и действовать.
Музыка наиболее сильно воздействует на эмоциональную сферу восприятия
человека,
она
активно
участвует
в
формировании
чувств
и
эмоций.
При
разучивании
и
исполнении
произведений закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Этот процесс оказывает многостороннее
воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, обостряя способность к наблюдениям и
обобщениям, делая более тонким и восприимчивым его слух. Я считаю, что ответственна за формирование
личности учащегося на своих хоровых
уроках, за воспитание будущего поколения. Детский хор – живой
организм, удивительное существо, постоянно растущее, меняющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее
энергетику юности, обаяния и оптимизма. Это особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий
и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого
чувства. Только этот инструмент нужно вырастить, научить, настроить, воспитать… Приходится искать и
пробовать, экспериментировать и ошибаться, думать и анализировать. Но всегда следует помнить, что главной
особенностью
работы
с
детским
хором
является
умелое
сочетание
обучения
(развитие
музыкальных
способностей, певческих навыков, голосового аппарата), музыкального воспитания (сознательное отношение к
искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. А основой в
этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится, растет и
воспитывается детский хор. Поэтому особое внимание я уделяю выбору репертуара для своего коллектива. Ещё
не слыша звучание хора, но зная его репертуар, можно в определённой мере судить о творческом лице
коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях.
Репертуар
должен
быть
одновременно
высокохудожественным,
интересным
и
разнообразным,
соответствующим возрасту и пониманию детей, развивающим и обогащающим их музыкальный кругозор.
Произведения,
входящие
в
состав
репертуара
должны
отличаться
по
стилистической
и
жанровой
направленности. Особую ценность освоения и концертного исполнения составляют произведения русской и
зарубежной хоровой классики, русская народная музыка и музыка народов мира, произведения a cappella,
духовные
произведения,
музыка
современных
композиторов.
Знакомство
с
произведениями
русских
композиторов-классиков необходимо детям – это не только музыка, но и замечательная русская поэзия, это наши
истоки, наши корни, наша духовность.
Разучивание и исполнение русских народных песен позволяет хору
прикоснуться к источнику национальной культуры. «Фольклор - коллективное художественное творчество
народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт и знания»,- В.Попов.
К включению в репертуар и
исполнению духовной музыки, на мой взгляд, надо относиться очень осторожно. Многолетний запрет на
исполнение музыки религиозного содержания практически полностью уничтожил многовековые традиции
исполнения
духовных
песнопений.
Такая
музыка
требует
особого
исполнения
и
звучания
–
тонкого,
возвышенного, сокровенного. Прежде чем исполнять сочинения духовной музыки, необходимо осмыслить и
понять содержание и текст, сделать тщательную смысловую расшифровку. Что касается эстрадной и джазовой
музыки. Я думаю, учащихся нужно знакомить со всеми направлениями музыкального искусства. Невозможно
их искусственно изолировать от того, с чем они встречаются каждый день. Важно привить им вкус к хорошей
эстраде, научить отличать профессиональную музыку от так называемой «попсы». Исполнение джазовой
музыки требует знания её теоретических основ, особой стилистики, манеры пения, которая отличается от
академической. Кроме того, необходимо приличное знание английского языка.
Занимаясь хоровым пением, разучивая с хором высокую музыку, мы не только учим детей петь, но и
воспитываем
поэтическое
мировосприятие
и
душевную
отзывчивость.
Но
всегда
следует
помнить,
что
примером и образцом для подражания должны быть руководители и педагоги. Зная собственные слабые
стороны, оставаясь самими собой, мы, педагоги должны постоянно следить за своими словами и поступками,
знать допустимую меру расслабления и во всех случаях оставаться на высоте.
Список используемой литературы.
1.
Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002.
2.
Нравственное и эстетическое воспитание: Внеклассная работа со старшеклассниками. / Под ред. Д.И.
Водзинского. – Мн.: «Народная асвета», 1982.
3.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
4.
Ю. Б. Алиев « Настольная книга школьного учителя-музыканта». /»Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2000.
5.
А. С. Понамарев «Воспитание музыкой». / М.: Просвещение, 1991.
6.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
7.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.