Автор: Садыков Валир Маратович
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Школьное ученическое самоуправление в системе ФГОС
Тема: Школьное самоуправление
Раздел: среднее образование
Школьное ученическое самоуправление в системе ФГОС нового поколения
Садыков Валир Маратович, студент магистратуры
Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань
Перемены
в
общественной
жизни,
экономические
перестройки
в
стране,
необратимо привели к разрушению тех идеалов, которые на протяжении десятилетий
формировались
в
обществе.
Отошли
на
задний
план,
когда-то
непоколебимые,
нравственные и духовные ценности. От многолетней позиции «делай как все и для всех»
происходит
резкий
поворот
к
индивидуальности
каждой
единицы
человеческого
общества.
Сегодня,
учитывая
требования
ФГОС,
в
основу
воспитательной
системы
закладыватся
личностно-ориентированный подход, при котором каждый ребёнок, как
личность
имеет
свою
цель
и
жизненную
программу,
включающаю
самопознание,
самоопределение, саморегуляцию, а также самореализацию. [1, с.43]. Именно школьное
самоуправление в полной мере способствует реализации главной воспитательной задачи
современной
школы,
согласно
требования
ФГОСов,
а
именно
создает
условия
образовательного процесса, при которых основой воспитательной системы становится
личностно-ориентированный
подход.
Как
известно,
при
таком
подходе,
развитие
и
совершенствование
индивидуальных
способностей
каждого
ученика
будет
намного
эффективней.
Федеральный
государственный
стандарт
среднего
общего
образования
регламентирует
формирование
коммуникативной
компетентности
выпускника,
что
выражается
не
только
в
готовности
и
способности
осознанно,
уважительно
и
доброжелательно относиться к другому человеку, но и в готовности и способности вести
диалог
с
другими
людьми
и
достигать
в
нём
взаимопонимания.
Особенностью
коммуникативной
компетентности
является
её
способность
формирования
успешной
деятельности
личности
в
меняющихся
условиях
социального
окружения.
Развитие
коммуникации
учащихся
является
одним
из
главных
направлений
в
современном
образовании,
так
как
общество
требует
наличия
высокого
уровня
коммуникативной
культуры у человека. Для качественно развитой коммуникации школьника, необходима
самореализация и самоактуализация личности в социуме со стороны ребенка. [2, с.800].
Первостепенная
задача
в
современной
школы -
создание
условий
для
индивидуального
развития
личности
каждого
ребёнка,
совершенствование
его
индивидуальных способностей в условиях
образовательного процесса. И каким бы
ученик не был в учёбе, круглым отличником или двоечником - он яркая, индивидуальная
личность,
со
своими
характерными
особенностями
Здесь
в
школе
его
место
для
самовыражения
и
самореализации.
Личность, имеющая
высоконравственные
идеалы,
разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и
самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить
счастливой жизнью. Одним из требований, прописанных во ФГОС, является создание и
развитие школьного ученического самоуправления на базе образовательных организаций.
Школьное самоуправление, в первую очередь, является формой самостоятельной
жизни учащихся, в которой каждый из них может определить своё место и реализовать
свои
способности
и
возможности.
Но
при
этом,
стоит
отметить,
что
ученическое
самоуправление
требует
обязательного
взаимодействия
детей
с
педагогическим
коллективом. Важно
также
учитывать тот факт, что работу самоуправления легче
реализовать там, где есть бурная общественная жизнь: клубы и кружки по интересам,
коллективные
творческие
дела,
спортивные
секции
а
также
активное
участие
обучающихся, педагогов и родителей в событиях школьной жизни. [3, с.332].
Заметим, то, что многие годы ученическое самоуправление рассматривалось, в
первую
очередь,
как
средство
укрепления
и
поддержания
дисциплины.
Сегодня
же,
самоуправление должно стать примером того, как формирование активной социальной
позиции ученика помогает организовать необходимый уровень комфорта всех учащихся
образовательного учреждения.
Литература:
1. Юзефавичус Т.А. Комплементарный подход к терминологическому сопровождению процесса
формирования готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности в условиях
введения ФГОС ООО в школе: Сборник статей X Международной научно-практической
конференции / под ред. С.Г. Воровщикова, О.А. Шкляровой. – М.: Изд-во 5 за знания, 2018. – Вып.
2. – С. 43–48.
2. Цабаева Н.Ю. Возможности развития коммуникации учащихся 15-16 лет посредством
организации школьного ученического самоуправления // Аллея науки. – 2019. – №1(17). – с.799 –
802
3. Шустова И.Ю., Беляев Г.Ю., Круглов В.В., Лизинский В.М. Значимые идеи теории коллективного
воспитания в контексте воспитательного компонента ФГОС ОО: Материалы Международной
научно-практической конференции/ под ред С.В. Ивановой. – М.: Изд-во Институт стратегии
развития образования Российской академии образования, 2019. . – Вып. 1. – С. 330–347.