Автор: Рубаненко Александра Львовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование навыков теннисной игры в рамках летнего профильного лагеря
Раздел: среднее образование
Совершенствование навыков теннисной игры в рамках летнего
профильного лагеря
Рубаненко Александра Львовна
педагог дополнительного образования,
Объединение «Теннис»
ЦТ «На Вадковском», Москва
Детские
оздоровительные
лагеря
являются
важной
формой
физкультурно-
оздоровительной
работы
с
детьми
в
летний
период.
Физическое
воспитание
детей
в
профильных детских лагерях – это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из
основных
направлений
деятельности
детских
лагерей
является
активный
отдых
с
использованием
физических
упражнений,
игр,
соревнований. Согласно
материалам
ряда
исследований физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди
других видов деятельности школьников в лагере. Условия детского лагеря могут обеспечить
правильный
двигательный
режим
для
детей
во
время
каникул,
что
является
мощным
оздоровительным средством.
В статье представлен опыт реализации программы «Школа тенниса для детей» ГБУ
ЦТ «На Вадковском» в летний период. Данная программа воплощает единство спортивного,
познавательного,
нравственно-коммуникативного
и
культурно-социального
аспектов
развития ребенка. В рамках выполнения этой программы подразумевается выезд в летний
творческий
многопрофильный
лагерь
«БРИЗ»,
который
ежегодно
проводит
ЦТ
«На
Вадковском».
В лагерь выезжают воспитанники различных объединений ЦТ «На Вадковском»,
различной
направленности,
старше
12
лет,
разной
степени
подготовленности.
В
с о о т в е т с т в и и
с
э т и м
составляется
программа
«Школа тенниса для детей»,
п о з в о л я ю щ а я
д е т я м
с
разным уровнем физической
подготовки
улучшить
свои
т е н н и с н ы е
н а в ы к и ,
повысить
уровень
своего
мастерства, развить
общую
физическую
подготовку,
коммуникативные
способности,
позитивные
л и ч н о с т н ы е
к а ч е с т в а .
М н о г и е
м е р о п р и я т и я
физкультурно-
оздоровительной
направленности
организуются
при
активном
участии
воспитанников
объединения
«Теннис».
Основными
методами
физического
воспитания
в
лагере
являются
игровой
и
соревновательный метод:
1.Физкультурные мероприятия в режиме дня. Они называются так потому, что входят
в ежедневный распорядок дня и в той или иной мере обязательны для всех ребят. К ним
относятся утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание.
2. Массовая спортивная работа. Сюда входят спортивные игры (спортивные конкурсы,
соревнования по различным видам спорта, подвижные и спортивные игры), Олимпиада в
лагере «БРИЗ».
3. Учебно-тренировочные занятия объединений, команд по разным видам спорта
(теннис, ЗОЖ).
4. Общественно-полезные формы труда. Лагерь «БРИЗ» долгое время выезжает на
одно и то же место. Лагерь имеет возможность подготовить комплекс спортивных площадок,
сооружений, спортивный инвентарь, необходимый для занятий. Много приходится делать
самим ребятам. И в том, что они принимают участие в строительстве и разметке площадок,
ремонте инвентаря, есть неоспоримая польза.
Дети, которые регулярно проводят время на корте, намного более ловкие, активные и
быстрые
по
сравнению
с
ровесниками.
Они
быстрее
сближаются
с
людьми,
умеют
устанавливать доброжелательные отношения и меньше болеют. Именно поэтому, проведение
летних
каникул
в
нашем
лагере
для
ребенка,
увлеченного
теннисом,
это
не
только
несомненная
польза
для
организма,
но
и
отличный
досуг,
наполненный
новыми
впечатлениями и яркими событиями.
Наш лагерь расположен на зеленой территории, поэтому все тренировки проводятся
на открытом воздухе. В программу пребывания в лагере входит:
регулярные занятия теннисом,
общая физическая подготовка,
постоянный контроль процесса тренировок и занятий,
специально разработанные программы,
подвижные и спортивные игры на свежем воздухе,
активные прогулки и развлекательные мероприятия.
Каждый будний день воспитанники совершенствуют свои навыки игры в теннис
непосредственно на кортах в безопасной и комфортной атмосфере. Группы формируются
исходя из уровня игры участников, вне зависимости от возраста. Тренер занимается не более,
чем с восьмью детьми, что позволяет ему уделять много внимания каждому ребёнку.
Занятия
включают
демонстрацию
тренером
различных
приёмов
игры,
практику,
обратную связь и анализ видео – эффективный способ наглядно показать игрокам их ошибки,
быстро исправить их и закрепить новые техники игры. Программа подойдёт как новичкам,
так и теннисистам с большим
опытом игры. Новички освоят
азы
игры
в
теннис:
подачу,
движения, удары по мячу, а
продвинутые
игроки
смогут
ул у ч ш и т ь
т е х н и ч е с к и е ,
тактические
и
физические
аспекты своей игры.
Помимо
совершенствования
теннисных
навыков,
вс е
в ы п ол н я ют
с п о р т и в н ы е
упражнения, направленные на
усиление выдержки, развитие
скорости и мышц ног.
Так как воспитанники
разного
уровня
подготовленности,
они
делятся
на
три
группы
(по
уровню
теннисной
подготовки) для занятий теннисом и на две группы (по уровню двигательной активности) для
занятий общей физической подготовкой (ОФП).
После
деления
детей
для
занятий
ОФП
на
группы
«с
высокой
двигательной
активностью»
и
«низкой
двигательной
активностью»,
используются
средства
и
методы
физического воспитания, которые позволяют повысить эффективность процесса физического
воспитания
и
оптимизировать
психофизическое
состояние
подростков
с
«низкой
двигательной активностью» (таблица 1).
Таблица 1. Методика физического воспитания подростков в летнем
оздоровительном лагере
Группы
Задачи
Основные средства физического
воспитания
С
высокой
дви-
гательн о й
а к-
тивностью
1 .
О бу ч и т ь
т е о р е т и ч е с к и м
аспектам
(правила
судейства,
принципы честной игры).
Проведение
спорт.
мероприятий.
Просмотр спорт. соревнований.
2 .
С о в е р ш е н с т в о в а н и е
т е х н и ч е с к и х
э л е м е н т о в
в
спортивных
играх
в
качестве
разминки
(футбол,
волейбол,
баскетбол и т.д.).
Специальные
беговые,
прыжковые
у п р а ж н е н и я ,
о б щ е р а з в и в а ю щ и е
упражнения
3.Развить гибкость, выносливость
и скоростно - силовые качества.
Локальные
силовые
упражнения,
кроссы,
специальные
гимнастические
упражнения
4 .
Ф о р м и р о в а н и е
с в о й с т в
л и ч н о с т и
( и н т е л л е к т ,
общительность).
Разбор тактических схем в спорт. играх,
активное участие в творческой жизни
л а ге р я .
Суд е й с т в о
с п о р т и в н ы х
мероприятий.
Ведение
дневников
спортивной нагрузки и т.д.
С
н и з к о й
двигательной
активностью
1 .
О бу ч и т ь
т е о р е т и ч е с к и м
аспектам (знания о ЗОЖ).
Беседы
об
истории
развития
тенниса.
Просмотр
видеозаписей
с
турниров
Большого Шлема.
2 .
О с в о е н и е
т е х н и ч е с к и х
элементов
в
спортивных
играх
(футбол,
волейбол,
баскетбол
и
т.д.).
Спортивные,
подвижные
игры
в
качестве разминки, медленный бег
3 . Р а з в и т и е
в ы н о с л и в о с т и ,
координации, гибкости.
Плавание,
кросс
с
уменьшенной
нагрузкой,
общие
гимнастические
упражнения
4 .
Ф о р м и р о в а н и е
с в о й с т в
л и ч н о с т и
( с а м о о ц е н к а ,
о б щ и т е л ь н о с т ь ,
с м е л о с т ь ) .
Снижение
уровня
тревожности,
напряженности
Участие
в
спортивной
и
творческой
жизни
лагеря.
Создание
ситуации
у с п еха .
Суд е й с т в о
с п о р т и в н ы х
мероприятий.
План занятий по теннисной подготовке различных групп после определения состава
подгрупп составляется, исходя из особенностей детского состава.
Цели и задачи объединения на время лагеря:
Совершенствование игры в теннис на открытом корте.
Оздоровление воспитанников.
Отработка движений по корту и взаимодействие при парной игре.
Занятия проходят каждый день (за исключением дней проведения Олимпийских игр и
экскурсий
на
целый
день),
занятие
состоит
из
занятия
ОФП
(1,5
часа)
и
занятия
непосредственно на теннисном корте (1,5 часа). Занятия проходят на свежем воздухе на
открытом корте. Группы формируются исходя из уровня игры участников, вне зависимости
от возраста. В каждой группе не более восьми человек, это позволяет тренеру уделять много
внимания каждому ребёнку.
Занятия
включают
демонстрацию
тренером
различных
приёмов
игры,
практику,
обратную связь и анализ видео. Это эффективный способ наглядно показать игрокам их
ошибки, быстро исправить их и закрепить новые техники игры. Программа подходит как
новичкам, так и теннисистам с большим опытом игры. Новички освоят азы игры в теннис:
подачу, движения, удары по мячу, а продвинутые игроки смогут улучшить технические,
тактические и физические аспекты своей игры.
Помимо совершенствования теннисных навыков, все также выполняют спортивные
упражнения, направленные на усиление выдержки, развитие скорости и мышц ног. Регулярно
проводятся небольшие турниры, соревнования, игры.
В таблице 2 показан примерный план занятий разных групп по освоению техник и
теннисной
игры
в
летнем
лагере,
а
так
же
тактик
и
психологической
подготовок
воспитанников.
Таблица 2. Примерный план по освоению техники и тактики теннисной игры,
психологической подготовки подростков в летнем оздоровительном лагере
Группы
Задачи
Основные средства тренировки
Высокий
уровень игровой
подготовки
1. Техническая подготовка
контроль за величиной усилия и
направлением движения ракетки при
окончании удара;
отработка силы и направленности ударов;
отработка использования крученых и
резаных ударов в игре.
2. Тактическая подготовка.
тактика игры в парной комбинации.
установка на игру, разбор тренировочных игр
3. Психологическая
подготовка
разбор психологического состояния
теннисиста во время парных соревнований;
особенности взаимодействия при парной
игре.
Средний
уровень игровой
подготовки
1. Техническая подготовка
основные хватки ракетки, устойчивая смена
хватки ракетки в игре;
оптимальный по величине и форме замах;
своевременный удар ракеткой по мячу;
совершенствование силы и длины удара на
открытом корте.
2. Тактическая подготовка.
тактические схемы в одиночной игре
3. Психологическая
подготовка
разбор психологического состояния
теннисиста во время соревнований
Низкий игровой
уровень
подготовки
(новички)
1. Техническая подготовка
основные хватки ракетки;
качественный подход к мячу;
обучение основным ударам и элементам
тенниса.
2. Тактическая подготовка.
основы тактики игры в нападение
основы тактики игры в обороне
3. Психологическая
подготовка
психические качества игры в теннис
просмотр и судейство соревнований в
других группах
Таким образом, большой теннис решает одновременно две серьезные задачи. Он
развивает детей с физической и психологической точки зрения, так как, эти процессы тесно
взаимосвязаны друг с другом. Отличная физическая подготовка ребенка будет обязательно
влиять на его психическое состояние. Ежедневные занятия в летний период держат ребят в
постоянной готовности, позволяя им развиваться и совершенствоваться.