Напоминание

Совершенствование навыков теннисной игры в рамках летнего профильного лагеря


Автор: Рубаненко Александра Львовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование навыков теннисной игры в рамках летнего профильного лагеря
Раздел: среднее образование





Назад




Совершенствование навыков теннисной игры в рамках летнего

профильного лагеря

Рубаненко Александра Львовна

педагог дополнительного образования,

Объединение «Теннис»

ЦТ «На Вадковском», Москва

Детские

оздоровительные

лагеря

являются

важной

формой

физкультурно-

оздоровительной

работы

с

детьми

в

летний

период.

Физическое

воспитание

детей

в

профильных детских лагерях – это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из

основных

направлений

деятельности

детских

лагерей

является

активный

отдых

с

использованием

физических

упражнений,

игр,

соревнований. Согласно

материалам

ряда

исследований физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди

других видов деятельности школьников в лагере. Условия детского лагеря могут обеспечить

правильный

двигательный

режим

для

детей

во

время

каникул,

что

является

мощным

оздоровительным средством.

В статье представлен опыт реализации программы «Школа тенниса для детей» ГБУ

ЦТ «На Вадковском» в летний период. Данная программа воплощает единство спортивного,

познавательного,

нравственно-коммуникативного

и

культурно-социального

аспектов

развития ребенка. В рамках выполнения этой программы подразумевается выезд в летний

творческий

многопрофильный

лагерь

«БРИЗ»,

который

ежегодно

проводит

ЦТ

«На

Вадковском».

В лагерь выезжают воспитанники различных объединений ЦТ «На Вадковском»,

различной

направленности,

старше

12

лет,

разной

степени

подготовленности.

В

с о о т в е т с т в и и

с

э т и м

составляется

программа

«Школа тенниса для детей»,

п о з в о л я ю щ а я

д е т я м

с

разным уровнем физической

подготовки

улучшить

свои

т е н н и с н ы е

н а в ы к и ,

повысить

уровень

своего

мастерства, развить

общую

физическую

подготовку,

коммуникативные

способности,

позитивные

л и ч н о с т н ы е

к а ч е с т в а .

М н о г и е

м е р о п р и я т и я

физкультурно-

оздоровительной

направленности

организуются

при

активном

участии

воспитанников

объединения

«Теннис».

Основными

методами

физического

воспитания

в

лагере

являются

игровой

и

соревновательный метод:

1.Физкультурные мероприятия в режиме дня. Они называются так потому, что входят

в ежедневный распорядок дня и в той или иной мере обязательны для всех ребят. К ним

относятся утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание.

2. Массовая спортивная работа. Сюда входят спортивные игры (спортивные конкурсы,

соревнования по различным видам спорта, подвижные и спортивные игры), Олимпиада в

лагере «БРИЗ».

3. Учебно-тренировочные занятия объединений, команд по разным видам спорта

(теннис, ЗОЖ).

4. Общественно-полезные формы труда. Лагерь «БРИЗ» долгое время выезжает на

одно и то же место. Лагерь имеет возможность подготовить комплекс спортивных площадок,

сооружений, спортивный инвентарь, необходимый для занятий. Много приходится делать

самим ребятам. И в том, что они принимают участие в строительстве и разметке площадок,

ремонте инвентаря, есть неоспоримая польза.

Дети, которые регулярно проводят время на корте, намного более ловкие, активные и

быстрые

по

сравнению

с

ровесниками.

Они

быстрее

сближаются

с

людьми,

умеют

устанавливать доброжелательные отношения и меньше болеют. Именно поэтому, проведение

летних

каникул

в

нашем

лагере

для

ребенка,

увлеченного

теннисом,

это

не

только

несомненная

польза

для

организма,

но

и

отличный

досуг,

наполненный

новыми

впечатлениями и яркими событиями.

Наш лагерь расположен на зеленой территории, поэтому все тренировки проводятся

на открытом воздухе. В программу пребывания в лагере входит:

регулярные занятия теннисом,

общая физическая подготовка,

постоянный контроль процесса тренировок и занятий,

специально разработанные программы,

подвижные и спортивные игры на свежем воздухе,

активные прогулки и развлекательные мероприятия.

Каждый будний день воспитанники совершенствуют свои навыки игры в теннис

непосредственно на кортах в безопасной и комфортной атмосфере. Группы формируются

исходя из уровня игры участников, вне зависимости от возраста. Тренер занимается не более,

чем с восьмью детьми, что позволяет ему уделять много внимания каждому ребёнку.

Занятия

включают

демонстрацию

тренером

различных

приёмов

игры,

практику,

обратную связь и анализ видео – эффективный способ наглядно показать игрокам их ошибки,

быстро исправить их и закрепить новые техники игры. Программа подойдёт как новичкам,

так и теннисистам с большим

опытом игры. Новички освоят

азы

игры

в

теннис:

подачу,

движения, удары по мячу, а

продвинутые

игроки

смогут

ул у ч ш и т ь

т е х н и ч е с к и е ,

тактические

и

физические

аспекты своей игры.

Помимо

совершенствования

теннисных

навыков,

вс е

в ы п ол н я ют

с п о р т и в н ы е

упражнения, направленные на

усиление выдержки, развитие

скорости и мышц ног.

Так как воспитанники

разного

уровня

подготовленности,

они

делятся

на

три

группы

(по

уровню

теннисной

подготовки) для занятий теннисом и на две группы (по уровню двигательной активности) для

занятий общей физической подготовкой (ОФП).

После

деления

детей

для

занятий

ОФП

на

группы

«с

высокой

двигательной

активностью»

и

«низкой

двигательной

активностью»,

используются

средства

и

методы

физического воспитания, которые позволяют повысить эффективность процесса физического

воспитания

и

оптимизировать

психофизическое

состояние

подростков

с

«низкой

двигательной активностью» (таблица 1).

Таблица 1. Методика физического воспитания подростков в летнем

оздоровительном лагере

Группы

Задачи

Основные средства физического

воспитания

С

высокой

дви-

гательн о й

а к-

тивностью

1 .

О бу ч и т ь

т е о р е т и ч е с к и м

аспектам

(правила

судейства,

принципы честной игры).

Проведение

спорт.

мероприятий.

Просмотр спорт. соревнований.

2 .

С о в е р ш е н с т в о в а н и е

т е х н и ч е с к и х

э л е м е н т о в

в

спортивных

играх

в

качестве

разминки

(футбол,

волейбол,

баскетбол и т.д.).

Специальные

беговые,

прыжковые

у п р а ж н е н и я ,

о б щ е р а з в и в а ю щ и е

упражнения

3.Развить гибкость, выносливость

и скоростно - силовые качества.

Локальные

силовые

упражнения,

кроссы,

специальные

гимнастические

упражнения

4 .

Ф о р м и р о в а н и е

с в о й с т в

л и ч н о с т и

( и н т е л л е к т ,

общительность).

Разбор тактических схем в спорт. играх,

активное участие в творческой жизни

л а ге р я .

Суд е й с т в о

с п о р т и в н ы х

мероприятий.

Ведение

дневников

спортивной нагрузки и т.д.

С

н и з к о й

двигательной

активностью

1 .

О бу ч и т ь

т е о р е т и ч е с к и м

аспектам (знания о ЗОЖ).

Беседы

об

истории

развития

тенниса.

Просмотр

видеозаписей

с

турниров

Большого Шлема.

2 .

О с в о е н и е

т е х н и ч е с к и х

элементов

в

спортивных

играх

(футбол,

волейбол,

баскетбол

и

т.д.).

Спортивные,

подвижные

игры

в

качестве разминки, медленный бег

3 . Р а з в и т и е

в ы н о с л и в о с т и ,

координации, гибкости.

Плавание,

кросс

с

уменьшенной

нагрузкой,

общие

гимнастические

упражнения

4 .

Ф о р м и р о в а н и е

с в о й с т в

л и ч н о с т и

( с а м о о ц е н к а ,

о б щ и т е л ь н о с т ь ,

с м е л о с т ь ) .

Снижение

уровня

тревожности,

напряженности

Участие

в

спортивной

и

творческой

жизни

лагеря.

Создание

ситуации

у с п еха .

Суд е й с т в о

с п о р т и в н ы х

мероприятий.

План занятий по теннисной подготовке различных групп после определения состава

подгрупп составляется, исходя из особенностей детского состава.

Цели и задачи объединения на время лагеря:

Совершенствование игры в теннис на открытом корте.

Оздоровление воспитанников.

Отработка движений по корту и взаимодействие при парной игре.

Занятия проходят каждый день (за исключением дней проведения Олимпийских игр и

экскурсий

на

целый

день),

занятие

состоит

из

занятия

ОФП

(1,5

часа)

и

занятия

непосредственно на теннисном корте (1,5 часа). Занятия проходят на свежем воздухе на

открытом корте. Группы формируются исходя из уровня игры участников, вне зависимости

от возраста. В каждой группе не более восьми человек, это позволяет тренеру уделять много

внимания каждому ребёнку.

Занятия

включают

демонстрацию

тренером

различных

приёмов

игры,

практику,

обратную связь и анализ видео. Это эффективный способ наглядно показать игрокам их

ошибки, быстро исправить их и закрепить новые техники игры. Программа подходит как

новичкам, так и теннисистам с большим опытом игры. Новички освоят азы игры в теннис:

подачу, движения, удары по мячу, а продвинутые игроки смогут улучшить технические,

тактические и физические аспекты своей игры.

Помимо совершенствования теннисных навыков, все также выполняют спортивные

упражнения, направленные на усиление выдержки, развитие скорости и мышц ног. Регулярно

проводятся небольшие турниры, соревнования, игры.

В таблице 2 показан примерный план занятий разных групп по освоению техник и

теннисной

игры

в

летнем

лагере,

а

так

же

тактик

и

психологической

подготовок

воспитанников.

Таблица 2. Примерный план по освоению техники и тактики теннисной игры,

психологической подготовки подростков в летнем оздоровительном лагере

Группы

Задачи

Основные средства тренировки

Высокий

уровень игровой

подготовки

1. Техническая подготовка

контроль за величиной усилия и

направлением движения ракетки при

окончании удара;

отработка силы и направленности ударов;

отработка использования крученых и

резаных ударов в игре.

2. Тактическая подготовка.

тактика игры в парной комбинации.

установка на игру, разбор тренировочных игр

3. Психологическая

подготовка

разбор психологического состояния

теннисиста во время парных соревнований;

особенности взаимодействия при парной

игре.

Средний

уровень игровой

подготовки

1. Техническая подготовка

основные хватки ракетки, устойчивая смена

хватки ракетки в игре;

оптимальный по величине и форме замах;

своевременный удар ракеткой по мячу;

совершенствование силы и длины удара на

открытом корте.

2. Тактическая подготовка.

тактические схемы в одиночной игре

3. Психологическая

подготовка

разбор психологического состояния

теннисиста во время соревнований

Низкий игровой

уровень

подготовки

(новички)

1. Техническая подготовка

основные хватки ракетки;

качественный подход к мячу;

обучение основным ударам и элементам

тенниса.

2. Тактическая подготовка.

основы тактики игры в нападение

основы тактики игры в обороне

3. Психологическая

подготовка

психические качества игры в теннис

просмотр и судейство соревнований в

других группах

Таким образом, большой теннис решает одновременно две серьезные задачи. Он

развивает детей с физической и психологической точки зрения, так как, эти процессы тесно

взаимосвязаны друг с другом. Отличная физическая подготовка ребенка будет обязательно

влиять на его психическое состояние. Ежедневные занятия в летний период держат ребят в

постоянной готовности, позволяя им развиваться и совершенствоваться.



В раздел образования