Напоминание

формирование и изучение фольклорный традиций русского населения Алтая


Автор: Гунько Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель народного вокала
Учебное заведение: МУ ДО
Населённый пункт: Республика Алтай Турочакский район с.Иогач
Наименование материала: статья
Тема: формирование и изучение фольклорный традиций русского населения Алтая
Раздел: дополнительное образование





Назад




История формирования и изучение фольклорных традиций русского

населения Алтая.

1.1

История заселения Алтая

Заселение

русскими

Алтая

происходило

в

рамках

единого

общесибирского

процесса

формирования

постоянного

русского

населения

на

территории

Зауралья

Сибири.

Поэтому

фольклорно

этнографические традиции

Алтая характеризуются

рядом общих закономерностей исторического развития русской народной культуры на

территории всей Сибири.

Исследователи русского сибирского фольклора отмечают, что фольклорно –

этнографический

облик

Сибири

представляет

собой

чрезвычайно

сложное,

многоплановое и многослойное явление, а фольклорная карта имеет пестрый, лоскутный

вид. Причины данного кроются как в историко – культурных процессах заселения, так и

в хозяйственно – экономических особенностях освоения Сибири.

Новосибирский

музыковед

Н.В.

Леонова

выявила

факторы,

характеризующие

фольклорно

этнографическую

ситуацию

«сибирского

края»

и

определившие

особенности фольклора русских сибирских

переселенцев. Под «переселенцами» Н.В.

Леонова понимает всех поселенцев Сибири в отличие от коренных народов – ненцев,

чукчей, бурят, хакасов, алтайцев и др. – вне зависимости от этапов переселения (с конца

XVI – до XX в.).

Русские сибирские переселенцы прочно обосновались на территории Сибири в

ходе российской колонизации, начавшейся в конце XVI в. легендарным походом Ермака,

поэтому

фольклорные

традиции

русских

(как

прочих

некоренных

сибиряков

украинцев, белорусов, чувашей, мордвы, немцев и т. д.) относятся к числу традиций

позднего формирования, т. е. они являются вторичными фольклорными традициями,

образованными на базе русских культурно – исторических источников.

В

самом

общем

плане

культурные

традиции

русских

Сибири

разделяются

в

исторической науке на старожильческие, формировавшиеся в течение XVII – XVIII вв., и

позднепоселенческие, относящиеся к концу

XIX – началу XX вв., то есть фольклор

русских сибиряков состоит из разновозрастных традиций, оторвавшихся от корневой

культуры в различные временные периоды с конца XVI в. до XVIII столетия. Между

двумя историко – культурными пластами существуют связующие звенья, которые можно

определить как традиции смешанного типа.

Русские старожилы – сибиряки принадлежат к разным социальным слоям – это

«гулящие»

люди,

казаки,

государственные

и приписные

крестьяне, горнорабочие

«бергалы», ссыльные поселенцы. По конфессиональным и религиозным особенностям –

православные

(новообрядцы)

и

старообрядцы

различных

толков

и

согласий.

Следовательно,

социальные,

конфессиональные

и

другие

обстоятельства

также

обусловили неординарность сибирского, и, в частности, Алтайского фольклора.

В целом характер исторического развития фольклорных традиций определили

следующие факторы: старожилы – сибиряки, являясь выходцами из разных территорий

Европейской России – Русского Севера и Юга, Урала, Поволжья и других регионов,

принадлежали к различному сословному, социальному и конфессиональному составу.

Иными словами, «уже на первом этапе русского освоения Сибири состав населения был

весьма пестрым, а его культура носила многоцветный, мозаический характер» (39, с. 7).

В новых сибирских условиях носители одной традиции вследствие внутрисибирских

миграционных процессов оказывались в разных географических районах, одни селились

в смешанных этнокультурных поселениях, другие - компактно, обычно по религиозному

(старообрядцы) либо социальному (казаки, горнорабочие) признаку.

В связи с этим М.Н. Мельников, обобщая данные историко – этнографических

исследований разных лет, делает вывод, что «множество исходных областных традиций;

относительно короткий исторический период территориальной общности выходцев из

разных местностей; пространственная разобщенность (расстояние между поселениями

исчислялось десятками и сотнями километров), сводившая до минимума продуктивные

контакты женской части старожилов – основных носителей песенности; социальная и

религиозная разнородность при низкой плотности населения вплоть до второй половины

XIX в., обусловили возникновение множества локализованных очагов русской культуры»

(39, с.52). Это относится к характеристике всей Сибири в целом, но в нашей работе

помимо этого следует указать ряд отличительных особенностей русского освоения Алтая,

также обусловивших специфику развития фольклорных традиций на территории того

края.

Диалектологи И.А. Воробьев, О.А.Любимова отмечают, что территория Алтая

начала заселяться русскими на целое столетие позже, чем это происходило в других

местах Сибири (56, 36, 37). Все соседние районы стали русскими еще в XVII в., а Верхнее

Приобье и Причумышье (Алтай) было присоединено и освоено лишь в XVIII в. В связи с

более поздним временем освоения сюда в массовом количестве переходили сибирские

крестьяне, т. е. внутрисибирская миграция старожилов (из Тобольска, Томска, Кузнецка,

и

др.)

обеспечивала

распространение

на

Алтае

уже

сложившихся

в

других

местах

сибирских культурных традиций, которые в то же время не повлияли на фольклорную

специфику возникших позже локально замкнутых групп.

Русское

освоение

Алтая

характеризуется

сочетанием

принудительной

и

добровольной

колонизации.

Алтайский

округ

осваивался

не

только

как

сельскохозяйственная

территория,

но,

в первую очередь,

как

район горнозаводского

производства, основанного уральским заводчиком Акинфиев Никитичем Демидовым, с

чем связан принудительный перевод на Алтае работных и мастеровых людей с Урала и

Европейской

части

России.

Развитие

горнодобывающей

и

обрабатывающей

промышленности закрепощало крестьян на заводских работах, так как приписка крестьян

с 1736 г. из окрестных деревень для выполнения заводской повинности с 1747 г. (с

переходом

заводов

и

рудников

в

собственность

императорского

Кабинета)

распространяется на всю территорию Колывано – Воскресенского округа, что повлекло

новые

внутримиграционные

потоки,

направленные

на

изменение

места

жительства

крестьян ближе к заводам.

Построение

оборонительных

укрепленных

линий

обусловило

формирование

алтайских

полков

Сибирского

казачьего

войска,

собравшего

в

своем

составе

как

казачество различных регионов России – Дона, Яика, Запорожья, так и представителей

этнических групп «записных» казаков (на Алтае при недостатке казаков сословных в

казаки

«верстали»

крестьян,

разночинцев,

«инородцев»,

а

с

поселением

вдоль

оборонительных линий ссыльных старообрядцев – «поляков», даже мужское «поляцкое»

население).

Как следует из выше изложенного, этап русской колонизации Алтай отличает еще

большая пестрота культурно – областных традиций поселенцев, нежели в других местах

Сибири. Это неизбежно повлияло на формирование уже на Алтае этнокультурных групп

как сословных (горнорабочих, казаков, крестьян), так и религиозных старообрядческих

(поляков, каменщиков и др. толков).



В раздел образования