Напоминание

Мезенская роспись


Автор: Сафронова Анастасия Юрьевна
Должность: Преподаватель декоративно-прикладного отделения
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: с. Иогач
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Мезенская роспись
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУДО Турочакская ДШИ Иогачский филиал

Открытое занятие по предмету

роспись

тема

«Мезенская роспись по

дереву»

преподаватель: Сафронова Анастасия Юрьевна

Иогач 2020

Тема: «Мезенская роспись по дереву»

Цель урока: Знакомство с мезенской росписью по дереву.

Задачи урока:

1.

Формирование умений и навыков графического письма.

2.

Освоение основных приемов, элементов мезенской росписи.

3.

Воспитание интереса к народному искусству, ответственности за

сохранение и развитие традиций народного северного искусства.

Типурока: изучение нового материала

Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,

фронтальная и индивидуальная, игровая.

План занятия:

1. Организация начала урока– 2 мин.

2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 7 мин.

3. Игра на закрепление значений элементов мезенской росписи 3 мин.

4. Повтор основных элементов с помощью прописей: небо, вода, земля, семена,

конь, – 10 мин.

5. Игра «Что зашифровано в картине»3 мин.

6. Выполнение росписи (самостоятельная работа, основанная на принципах

пошаговой работы по мотивам мезенской росписи – создание композиции из

изученных элементов) – 15 мин.

7. Просмотр работ.

Материалы и инструменты:

Фотографии изделий украшенных мезенской росписью

Прописи (образец прилагается)

Карточки с элементами росписи (для игры)

Деревянные отшлифованные и про грунтованные плашки 18 х18см

Банки для воды

Пластиковые палитры

Кисти колонковые №0 или №1 и №2

Хлопковая ткань

Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая.

Ход занятия

1. Организация начала занятия – 2 мин.

Приветствие, организация рабочего места. Инструкция по технике

безопасности. Начало занятия, создание психологического настроя на учебную

деятельность и активизацию внимания.

2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 7 мин.

Начинаем? Расскажу я вам сегодня почти сказку.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и

полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село

Палащелье.

Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить

деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.

Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой

птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме

того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить

коней и оленей.

Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по

названию села Палащелье.

Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не

помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных

предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.

(показываю фотографию прялки)

Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок.

Из бересты или дерева изготавливали изделия – туески, лукошки, короба и,

конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят,

что доходами с росписи деревянных предметов зарабатывало здесь все

население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми

семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они

расходились по огромной территории северного края.

Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую

получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала

с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос,

работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской

глухариным пером.

Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.

Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках

распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки

солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. Все дело в

образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь

вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка

солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми

рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный

художник работает не от ума, а от души и от сердца.

3.

Игра на закрепление значений элементов мезенской росписи 3 мин.

Ученики делятся на две команды. Им необходимо правильно распределить

карточки, где изображены элементы росписи, (по разделам: ветер, солнце, вода,

звери, земля, растения.)

4. Повтор основных элементов с помощью прописей – (15 мин.)

А теперь мы сами попробуем стать мастерами. Поучимся сначала.

Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и

элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-

прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.

Берем кисточку потолще - №2, и красной краской аккуратно, держа кисточку

строго вертикально, выполняем подмалевки.

Мезенские «поля - земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после

вертикальными делим их на квадраты.

Далее показано в какой последовательности изображается конь – сначала

намечается животик, потом шея, загривок, спина.

Затем берем тоненькую кисточку - №0 или 1 и работаем черной краской

осторожными тонкими линиями.

(работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя,

помогая).

5. Игра «Что зашифровано в картине» (3 мин.)

Раздаю ученикам фотографии с мезенской росписи, их задача рассказать какие

символы там изображены. Что хотел рассказать мастер, своей росписью.

6. Роспись плашки – (15 мин.)

Теперь я раздам вам деревянные плашки. Задание будет сложнее. Сейчас вам

предстоит создать композицию из элементов, которые изучили в прописях.

Сначала мы выбираем орнаментальную полосу, которая будет обозначать небо

в нашей работе, изображаем ее (работаю с каждым ребенком индивидуально,

подсказывая, направляя, помогая) затем выбираем орнаментальную полосу,

которая будет обозначать почву. Дальше повторно, пошагово показываю

изображение лошадки (слежу за правильностью выполнения элементов) Затем

берем тоненькую кисточку - №0 или №1 и работаем черной краской

осторожными тонкими линиями прорисовываем гриву, хвостик и ножки,

лошадкам.

И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень

важных элементов: перышко, завиток, солнце, елочка

7. Просмотр работ – 5 мин.

Какие замечательные получились у вас работы. Конечно, чтобы стать

настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области

мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым

лошадкам.

(устраивается выставка работ!)

Литература:

Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. –

М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. –

М.: Просвещение, 1984

Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. –

Архангельск: Правда Севера, 1992

Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного

искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000

Самоанализ занятия Сафроновой А.Ю.

Это занятие посвящено изучению нового материала – мезенской росписи по

дереву.

Использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес

детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера. Преподаватель одет в

традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких

условиях быть неинтересно? Конечно нет!

Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было

напилить плашек и подшлифовать затем про грунтовать клеем ПВА

разработать вариант прописей. Кисти и краски принесла свои. Так как работаю

профессиональными материалами хорошего качества, не все мои ученики

имеют такие. Качественные материалы и инструменты значительно облегчают

путь к успешному результату.

Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать

благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры,

пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц.

Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь.

Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется

уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не

скажет: «А, это Анастасия Юрьевна тебе нарисовала!»

(кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на

коленке»).

Объясню, почему мой выбор пал на простой квадратный формат плашки, не

только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера,

роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его

удобно держать в руке.

Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку

заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для

обучающихся, а положительный результат важен.

Устроили просмотр работ в конце занятия, высказали свое мнение о работах

друзей. Замечательно, что занятие всем понравилось.

Обучающиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?»

Обязательно будем!



В раздел образования