Автор: Сафронова Анастасия Юрьевна
Должность: Преподаватель декоративно-прикладного отделения
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: с. Иогач
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Мезенская роспись
Раздел: дополнительное образование
МУДО Турочакская ДШИ Иогачский филиал
Открытое занятие по предмету
роспись
тема
«Мезенская роспись по
дереву»
преподаватель: Сафронова Анастасия Юрьевна
Иогач 2020
Тема: «Мезенская роспись по дереву»
Цель урока: Знакомство с мезенской росписью по дереву.
Задачи урока:
1.
Формирование умений и навыков графического письма.
2.
Освоение основных приемов, элементов мезенской росписи.
3.
Воспитание интереса к народному искусству, ответственности за
сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Типурока: изучение нового материала
Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,
фронтальная и индивидуальная, игровая.
План занятия:
1. Организация начала урока– 2 мин.
2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 7 мин.
3. Игра на закрепление значений элементов мезенской росписи 3 мин.
4. Повтор основных элементов с помощью прописей: небо, вода, земля, семена,
конь, – 10 мин.
5. Игра «Что зашифровано в картине»3 мин.
6. Выполнение росписи (самостоятельная работа, основанная на принципах
пошаговой работы по мотивам мезенской росписи – создание композиции из
изученных элементов) – 15 мин.
7. Просмотр работ.
Материалы и инструменты:
Фотографии изделий украшенных мезенской росписью
Прописи (образец прилагается)
Карточки с элементами росписи (для игры)
Деревянные отшлифованные и про грунтованные плашки 18 х18см
Банки для воды
Пластиковые палитры
Кисти колонковые №0 или №1 и №2
Хлопковая ткань
Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая.
Ход занятия
1. Организация начала занятия – 2 мин.
Приветствие, организация рабочего места. Инструкция по технике
безопасности. Начало занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность и активизацию внимания.
2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 7 мин.
Начинаем? Расскажу я вам сегодня почти сказку.
На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и
полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село
Палащелье.
Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить
деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.
Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой
птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме
того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить
коней и оленей.
Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по
названию села Палащелье.
Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не
помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных
предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.
(показываю фотографию прялки)
Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок.
Из бересты или дерева изготавливали изделия – туески, лукошки, короба и,
конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят,
что доходами с росписи деревянных предметов зарабатывало здесь все
население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми
семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они
расходились по огромной территории северного края.
Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую
получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала
с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос,
работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской
глухариным пером.
Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.
Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках
распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки
солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. Все дело в
образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь
вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка
солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми
рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный
художник работает не от ума, а от души и от сердца.
3.
Игра на закрепление значений элементов мезенской росписи 3 мин.
Ученики делятся на две команды. Им необходимо правильно распределить
карточки, где изображены элементы росписи, (по разделам: ветер, солнце, вода,
звери, земля, растения.)
4. Повтор основных элементов с помощью прописей – (15 мин.)
А теперь мы сами попробуем стать мастерами. Поучимся сначала.
Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и
элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-
прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.
Берем кисточку потолще - №2, и красной краской аккуратно, держа кисточку
строго вертикально, выполняем подмалевки.
Мезенские «поля - земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после
вертикальными делим их на квадраты.
Далее показано в какой последовательности изображается конь – сначала
намечается животик, потом шея, загривок, спина.
Затем берем тоненькую кисточку - №0 или 1 и работаем черной краской
осторожными тонкими линиями.
(работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя,
помогая).
5. Игра «Что зашифровано в картине» (3 мин.)
Раздаю ученикам фотографии с мезенской росписи, их задача рассказать какие
символы там изображены. Что хотел рассказать мастер, своей росписью.
6. Роспись плашки – (15 мин.)
Теперь я раздам вам деревянные плашки. Задание будет сложнее. Сейчас вам
предстоит создать композицию из элементов, которые изучили в прописях.
Сначала мы выбираем орнаментальную полосу, которая будет обозначать небо
в нашей работе, изображаем ее (работаю с каждым ребенком индивидуально,
подсказывая, направляя, помогая) затем выбираем орнаментальную полосу,
которая будет обозначать почву. Дальше повторно, пошагово показываю
изображение лошадки (слежу за правильностью выполнения элементов) Затем
берем тоненькую кисточку - №0 или №1 и работаем черной краской
осторожными тонкими линиями прорисовываем гриву, хвостик и ножки,
лошадкам.
И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень
важных элементов: перышко, завиток, солнце, елочка
7. Просмотр работ – 5 мин.
Какие замечательные получились у вас работы. Конечно, чтобы стать
настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области
мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым
лошадкам.
(устраивается выставка работ!)
Литература:
Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. –
М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. –
М.: Просвещение, 1984
Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. –
Архангельск: Правда Севера, 1992
Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000
Самоанализ занятия Сафроновой А.Ю.
Это занятие посвящено изучению нового материала – мезенской росписи по
дереву.
Использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес
детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера. Преподаватель одет в
традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких
условиях быть неинтересно? Конечно нет!
Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было
напилить плашек и подшлифовать затем про грунтовать клеем ПВА
разработать вариант прописей. Кисти и краски принесла свои. Так как работаю
профессиональными материалами хорошего качества, не все мои ученики
имеют такие. Качественные материалы и инструменты значительно облегчают
путь к успешному результату.
Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать
благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры,
пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц.
Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь.
Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется
уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не
скажет: «А, это Анастасия Юрьевна тебе нарисовала!»
(кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на
коленке»).
Объясню, почему мой выбор пал на простой квадратный формат плашки, не
только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера,
роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его
удобно держать в руке.
Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку
заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для
обучающихся, а положительный результат важен.
Устроили просмотр работ в конце занятия, высказали свое мнение о работах
друзей. Замечательно, что занятие всем понравилось.
Обучающиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?»
Обязательно будем!