Автор: Курочкина Эльвира Валерьевна
Должность: учитель начальных классоа
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район С.Мужи
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Изобразительное искусство 3 класс ФГОС"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО)
на
основании
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования, авторской программы «Изобразительное искусство», под редакцией
Б.М. Неменского.
Содержание, структура и объем настоящей программы полностью соответствуют
структуре и объему содержания авторской программы.
Цели курса: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями,
развитие
воображения,
желания
и
умения
подходить
к
любой
своей
деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование
навыков
рисования
с
натуры,
по
памяти,
по
представлению,
ознакомление
с
особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства,
лепки и аппликации;
развитие
у
детей
изобразительных
способностей,
художественного
вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Систематизирующим
методом
является
выделение
трех
основных
видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три
способа
художественного
освоения
действительности
—
изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих
трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства»
Содержание
рабочей
программы
направлено
на
реализацию
приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений,
овладение
способами
художественной
деятельности,
развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются
такие
закономерности
изобразительного
искусства,
без
которых
невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают
представление
об
изобразительном
искусстве
как
целостном
явлении.
Это
дает
возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко
технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности
обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую
деятельность
(ученик
-
художник).
Это
дает
возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть
характер
диалога
между
художником
и
зрителем,
избежать
преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный
опыт
общения
ребенка
с
произведениями
искусства,
что
позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная
деятельность
школьников
на
уроках
находит
разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
уроках;
изучение
художественного
наследия;
подбор
иллюстративного
материала
к
изучаемым
темам;
прослушивание
музыкальных
и
литературных
произведений
(народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся
экскурсии
в
краеведческие
музеи;
используются
видеоматериалы
о
художественных
музеях и картинных галереях.
Основные
межпредметные
связи
осуществляются
с
уроками
музыки
и
литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные
связи
с
окружающим
миром
(«Путешествие
по
городам
и
странам»,
«Разнообразие
растений»,
«Опора
тела
и
движение»,
«Наша
безопасность»),
математикой
(геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные
материалы, отделка готовых изделий).
Описание место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном
плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное
искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится
34 часа.
Рабочая
программа
по
предмету «Изобразительное
искусство»
3
класс
разработана
на
основе
учебно-методического
комплекта
«Школа
России»,
а
именно
авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
Третьеклассник научится:
понимать
историко-географический
образ
России
(территория,
границы,
географические
особенности,
многонациональность,
основные
исторические
события);
уважать историю России, культурные и исторические памятники;
принимать
внутреннюю
позицию
школьника
на
уровне
соотнесения
качеств
«хорошего ученика» и собственных;
проявлять положительную учебную мотивацию, желание учиться;
проявлять уважение к семье, к культуре своего народа;
анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном
содержании собственных поступков и поступков других людей;
ответственно
относиться
к
собственному
здоровью,
к
окружающей
среде,
стремиться к сохранению живой природы;
проявлять дисциплинированность, последовательность в выполнении учебных и
учебно-трудовых заданий;
проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства,
наблюдениями за природой;
осуществлять учебную и внеурочную деятельность в различных формах (в классе,
группе, паре, индивидуально) в соответствии с нормами под руководством учителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Третьеклассник научится:
самостоятельно
организовывать
свое
рабочее
место
в
соответствии
с
целью
выполнения заданий;
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
соотносить свои действия с поставленной целью;
составлять
план
выполнения
заданий
на
уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя;
оценивать
правильность
выполненного
задания
на
основе
сравнения
с
предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Познавательные УУД
Третьеклассник научится:
ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при
изучении данного раздела;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация
таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);
использовать
преобразование
словесной
информации
в
условные
модели
и
наоборот;
анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные
связи (на доступном уровне);
выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД
Третьеклассник научится:
соблюдать
в
повседневной
жизни
нормы
речевого
этикета
и
правила
устного
общения;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики,
высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего
мнения;
участвовать
в
работе
группы
(в
том
числе
в
ходе
проектной
деятельности),
распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных
книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
иметь
первичных
представлений
о
трѐх
видах
художественной
деятельности:
изображение
на
плоскости
и
в
объѐме;
постройка
или
художественное
конструирование
на
плоскости,
в
объѐме
и
пространстве;
украшение
или
декоративная
художественная
деятельность
с
использованием
различных
художественных материалов;
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-
пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на
празднике;
освоение
умений
применять
в
художественно-творческой
деятельности
основы
цветоведения, основы графической грамоты;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Раздел I. Искусство в твоем доме (8 ч.)
Твои игрушки.
Игрушки, – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки,
самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома.
Повседневная
и
праздничная
посуда.
Конструкция,
форма
предметов,
роспись
и
украшение
посуды.
Работа
"Мастеров
Постройки,
Украшения
и
Изображения"
в
изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по
белой грунтовке.
Мамин платок.
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка,
колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная,
детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки.
Художник
и
книга.
Иллюстрации.
Форма
книги.
Шрифт.
Буквица.
Иллюстрирование
выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка.
Эскиз
открытки
или
декоративной
закладки
(по
растительным
мотивам).
Возможно
исполнение в технике гравюры наклейками или графической монотипии.
Закладка для книги.
Эскиз декоративной закладки по растительным мотивам
Труд художника для твоего дома(обобщение темы).
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали "Мастера
Изображения,
Украшения
и
Постройки".
Понимание
роли
каждого
из
них.
Форма
предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников
и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти.
Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают
людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не
работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало
бы
без
труда
художников,
без
изобразительного,
декоративно-прикладного
искусства,
архитектуры, дизайна - это итог и одновременно открытие.
Раздел II. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Памятники архитектуры – наследие веков.
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские
парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур
наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги
и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Волшебные фонари.
Какими
бывают
фонари?
Форму
фонарей
тоже
создает
художник:
праздничный,
торжественный
фонарь,
лирический
фонарь.
Фонари
на
улицах
городов.
Фонари
–
украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины
Роль
художника
в
создании
витрин.
Реклама.
Проект
оформления
витрины
любого
магазина (по выбору детей).
Удивительный транспорт.
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение
видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы
фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).
Возникает вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались
на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько
коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в
полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт.
Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно
играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о
роли художников, которые создают художественный облик города.
Раздел III. Художник и зрелище (11 ч.)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и
сегодня их роль незаменима. На уроках темы последовательно выполняются занавес,
декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить
театрализованное представление.
Театральные маски.
Карнавальные маски.
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Путешествие в мир кукольного театра. Из истории кукольного театра.
Изготовление головы куклы.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа
художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание
куклы на уроке.
Изготовление костюма.
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей.
Театральный занавес, декорации.
Роль
занавеса
в
театре.
Занавес
и
образ
спектакля.
Эскиз
занавеса
к
спектаклю
(коллективная работа, 2–4 человека).
Театральный плакат (афиша).
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Буклет, театральная программа.
Значение театральной программы, буклета. Образ спектакля, его выражение впрограмме.
Шрифт. Изображение.
Праздник в городе.
Роль художника в создании праздничного облика города.
Элементы
праздничного
украшения
города:
панно,
декоративные
праздничные
сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.
Художник в цирке.
Роль
художника
в
цирке.
Образ
радостного
и
таинственного
зрелища.
Изображение
циркового представления и его персонажей.
Художник и зрелище (обобщение по теме)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать
Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех
работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и
родителей.
Раздел IV. Художник и музей (8 ч.)
Музеи в жизни города.
Разнообразные
музеи.
Роль
художника
в
организации
экспозиции.
Крупнейшие
художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях.
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о
человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина — особый мир. Картина-пейзаж.
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван
Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением:
радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий
пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми
цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет.
Знакомство
с
жанром
портрета.
Портрет
по
памяти
или
по
представлению
(портрет
подруги, друга).
Картина-натюрморт.
Знакомство с жанром натюрморта.
Скульптура в музее и на улице.
Знакомство
со
скульптурой.
Скульптура
в
музее
и
на
улице.
Памятники.
Парковая
скульптура.
Лепка
фигуры
человека
или
животного
(в
движении)
для
парковой
скульптуры.
Картины исторические и бытовые
Знакомство
с
произведениями
исторического
и
бытового
жанра.
Изображение
по
представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории
средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и
т.д.).
Художественная выставка (обобщение темы).
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным
сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
I Для учителя:
1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».
II Для ученика:
1.
Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
2.
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
( 34ч.)
№
Тема урока
УУД. Деятельность учащихся
Дата
факт
Искусство в твоём доме.
1
Мастер
Изображения,
Постройки
и
Украшения
Личностные. Ответственно относятся к учебе. Имеют
мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на
проявление интереса к культурному наследию страны, к
сокровищам
народного
творчества;
ориентированы
на
бережное отношение к книге
Познавательные.
Вырабатывать
у
учащихся
умения
применять, верно и выразительно передавать в рисунке
простейшую
форму,
основные
пропорции,
общее
строение и цвет предметов.
Регулятивные. Принимают учебную задачу, планируют
алгоритм действий; осуществляют итоговый контроль
деятельности и пооперационный контроль; оценивают
результат своей работы.
Коммуникативные.
С т р оя т
п о н я т н ы е
р е ч е в ы е
высказывания, отстаивают собственное мнение.
07.09
2.
Твои игрушки
14.09
3.
Посуда у тебя
дома
21.09
4.
О б о и
и
шторы у тебя
дома.
28.09
5.
Мамин платок
05.10
6.
Твои книжки.
12.10
7.
Поздравитель
ная открытка
19.10
8.
Ч то
с д е л а л
художник
в
нашем
доме
(обобщение
темы
четверти)
02.11
Искусство на улицах твоего города
9.
Памятники
архитектуры -
наследие
веков
Личностные. Выражают положительное отношение к
процессу
познания:
проявляют
внимание,
удивление,
желание больше узнать
Познавательные.
И з в л е к а ю т
и н ф о р м а ц и ю
и з
прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют
особенности
(качества,
признаки)
разных
объектов
в
процессе
их
рассматривания;
осуществляют
поиск
информации из разных источников.
Регулятивные. Принимают учебную задачу, планируют
алгоритм действий; корректируют деятельность: вносят
изменения в процессе с учётом возникших трудностей и
о ш и б о к ;
н а м еч а ют
с п о с о б ы
и х
у с т р а н е н и я
Коммуникативные.
Участвуют
в
коллективных
обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,
отстаивают собственное мнение, формулируют ответы
на вопросы.
09.11
10.
Парки,
скверы,
бульвары.
16.11
11.
Ажурные
ограды
23.11
12.
Ф о н а р и
н а
улицах
и
в
парках
30.11
13.
В и т р и н ы
магазинов
07.12
14.
Удивительны
й транспорт.
14.12
15.
Ч то
с д е л а л
художник
на
улицах
моего
села.
(обобщение
темы
четверти)
21.12
Художник и зрелище.
16.
Художник
в
цирке.
Личностные. Ответственно относятся к учебе, имеют
мотивацию
к
учебной
деятельности,
понимают
роль
культуры и искусства в жизни общества
11.01
17.
Художник
в
театре.
Познавательные.
И з в л е к а ю т
и н ф о р м а ц и ю
и з
прослушанного объяснения, анализируют её.
Регулятивные.
Удерживают
цель
деятельности
до
получения её результата, планируют решение учебной
задачи. Выстраивают последовательность необходимых
операций.
Коммуникативные.
Участвуют
в
кол л е кт и в н ы х
обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,
формулируют ответы на вопросы.
18.01
18,
19
Театр кукол
25.01
1.02
20.
Маска
08.02
21.
А ф и ш а
и
плакат
15.02
22.
Праздник
в
городе
22.02
23.
Школьный
карнавал.
(обобщение
темы
четверти)
29.02
Художник и музей.
24.
М у з е й
в
жизни города.
Личностные. Проявляют
интерес
к
художественной
деятельности; сориентированы на проявление интереса к
предметно-практической
деятельности,
на
соблюдение
норм
и
правил
поведения;
обладают
первичными
умениями оценки работ и ответов одноклассников на
основе заданных критериев.
Познавательные.
И з в л е к а ю т
и н ф о р м а ц и ю
и з
прослушанного объяснения, анализируют её, осознанно
читают тексты.
Регулятивные.
Анализируют
собственную
работу,
соотносят план и совершенные операции.
Коммуникативные.
Участвуют
в
кол л е кт и в н ы х
обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,
формулируют ответы на вопросы.
07.03
25.
К а р т и н а
–
особый мир.
14.03
26,
27
Картина-
пейзаж
21.03
04.04
28,
29
Картина-
портрет
11.04
18.04
30.
Картина-
натюрморт
25.04
31,
32.
Картины
исторические
и
к а р т и н ы
бытового
жанра
16.05
23.05
33.
Скульптура
в
музее
и
н а
улице
34.
Художественн
ая выставка