Напоминание

"Изобразительное искусство 3 класс ФГОС"


Автор: Курочкина Эльвира Валерьевна
Должность: учитель начальных классоа
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район С.Мужи
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Изобразительное искусство 3 класс ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

(ФГОС

НОО)

на

основании

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования, авторской программы «Изобразительное искусство», под редакцией

Б.М. Неменского.

Содержание, структура и объем настоящей программы полностью соответствуют

структуре и объему содержания авторской программы.

Цели курса: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой

части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями,

развитие

воображения,

желания

и

умения

подходить

к

любой

своей

деятельности

творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков

сотрудничества в художественной деятельности.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование

навыков

рисования

с

натуры,

по

памяти,

по

представлению,

ознакомление

с

особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства,

лепки и аппликации;

развитие

у

детей

изобразительных

способностей,

художественного

вкуса,

творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и

понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Систематизирующим

методом

является

выделение

трех

основных

видов

художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три

способа

художественного

освоения

действительности

изобразительный,

декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве

хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:

изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих

трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства»

Содержание

рабочей

программы

направлено

на

реализацию

приоритетных

направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту

поколений,

овладение

способами

художественной

деятельности,

развитие

индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются

такие

закономерности

изобразительного

искусства,

без

которых

невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают

представление

об

изобразительном

искусстве

как

целостном

явлении.

Это

дает

возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко

технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности

обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную

художественно-творческую

деятельность

(ученик

-

художник).

Это

дает

возможность

показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть

характер

диалога

между

художником

и

зрителем,

избежать

преимущественно

информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный

эмоциональный

опыт

общения

ребенка

с

произведениями

искусства,

что

позволяет

вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная

деятельность

школьников

на

уроках

находит

разнообразные

формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная

работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение

работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на

уроках;

изучение

художественного

наследия;

подбор

иллюстративного

материала

к

изучаемым

темам;

прослушивание

музыкальных

и

литературных

произведений

(народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся

экскурсии

в

краеведческие

музеи;

используются

видеоматериалы

о

художественных

музеях и картинных галереях.

Основные

межпредметные

связи

осуществляются

с

уроками

музыки

и

литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные

связи

с

окружающим

миром

(«Путешествие

по

городам

и

странам»,

«Разнообразие

растений»,

«Опора

тела

и

движение»,

«Наша

безопасность»),

математикой

(геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные

материалы, отделка готовых изделий).

Описание место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном

плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное

искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится

34 часа.

Рабочая

программа

по

предмету «Изобразительное

искусство»

3

класс

разработана

на

основе

учебно-методического

комплекта

«Школа

России»,

а

именно

авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Личностные результаты

Третьеклассник научится:

понимать

историко-географический

образ

России

(территория,

границы,

географические

особенности,

многонациональность,

основные

исторические

события);

уважать историю России, культурные и исторические памятники;

принимать

внутреннюю

позицию

школьника

на

уровне

соотнесения

качеств

«хорошего ученика» и собственных;

проявлять положительную учебную мотивацию, желание учиться;

проявлять уважение к семье, к культуре своего народа;

анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном

содержании собственных поступков и поступков других людей;

ответственно

относиться

к

собственному

здоровью,

к

окружающей

среде,

стремиться к сохранению живой природы;

проявлять дисциплинированность, последовательность в выполнении учебных и

учебно-трудовых заданий;

проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства,

наблюдениями за природой;

осуществлять учебную и внеурочную деятельность в различных формах (в классе,

группе, паре, индивидуально) в соответствии с нормами под руководством учителя.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Третьеклассник научится:

самостоятельно

организовывать

свое

рабочее

место

в

соответствии

с

целью

выполнения заданий;

осуществлять само- и взаимопроверку работ;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,

соотносить свои действия с поставленной целью;

составлять

план

выполнения

заданий

на

уроках,

внеурочной

деятельности,

жизненных ситуациях под руководством учителя;

оценивать

правильность

выполненного

задания

на

основе

сравнения

с

предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;

оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Познавательные УУД

Третьеклассник научится:

ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при

изучении данного раздела;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация

таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);

использовать

преобразование

словесной

информации

в

условные

модели

и

наоборот;

анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные

связи (на доступном уровне);

выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД

Третьеклассник научится:

соблюдать

в

повседневной

жизни

нормы

речевого

этикета

и

правила

устного

общения;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики,

высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего

мнения;

участвовать

в

работе

группы

том

числе

в

ходе

проектной

деятельности),

распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;

осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных

книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

Предметные результаты

Третьеклассник научится:

иметь

первичных

представлений

о

трѐх

видах

художественной

деятельности:

изображение

на

плоскости

и

в

объѐме;

постройка

или

художественное

конструирование

на

плоскости,

в

объѐме

и

пространстве;

украшение

или

декоративная

художественная

деятельность

с

использованием

различных

художественных материалов;

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,

скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и

прикладные виды искусства);

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих

произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о

содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных

музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-

пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на

празднике;

освоение

умений

применять

в

художественно-творческой

деятельности

основы

цветоведения, основы графической грамоты;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных

(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты

природы, человека, народных традиций.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Раздел I. Искусство в твоем доме (8 ч.)

Твои игрушки.

Игрушки, – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки,

самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома.

Повседневная

и

праздничная

посуда.

Конструкция,

форма

предметов,

роспись

и

украшение

посуды.

Работа

"Мастеров

Постройки,

Украшения

и

Изображения"

в

изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по

белой грунтовке.

Мамин платок.

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка,

колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме.

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная,

детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки.

Художник

и

книга.

Иллюстрации.

Форма

книги.

Шрифт.

Буквица.

Иллюстрирование

выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка.

Эскиз

открытки

или

декоративной

закладки

(по

растительным

мотивам).

Возможно

исполнение в технике гравюры наклейками или графической монотипии.

Закладка для книги.

Эскиз декоративной закладки по растительным мотивам

Труд художника для твоего дома(обобщение темы).

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали "Мастера

Изображения,

Украшения

и

Постройки".

Понимание

роли

каждого

из

них.

Форма

предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников

и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти.

Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают

людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не

работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало

бы

без

труда

художников,

без

изобразительного,

декоративно-прикладного

искусства,

архитектуры, дизайна - это итог и одновременно открытие.

Раздел II. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

Памятники архитектуры – наследие веков.

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары.

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские

парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур

наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги

и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Волшебные фонари.

Какими

бывают

фонари?

Форму

фонарей

тоже

создает

художник:

праздничный,

торжественный

фонарь,

лирический

фонарь.

Фонари

на

улицах

городов.

Фонари

украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины

Роль

художника

в

создании

витрин.

Реклама.

Проект

оформления

витрины

любого

магазина (по выбору детей).

Удивительный транспорт.

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение

видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы

фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).

Возникает вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались

на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько

коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в

полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт.

Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно

играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о

роли художников, которые создают художественный облик города.

Раздел III. Художник и зрелище (11 ч.)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и

сегодня их роль незаменима. На уроках темы последовательно выполняются занавес,

декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить

театрализованное представление.

Театральные маски.

Карнавальные маски.

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике.

Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Путешествие в мир кукольного театра. Из истории кукольного театра.

Изготовление головы куклы.

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа

художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание

куклы на уроке.

Изготовление костюма.

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей.

Театральный занавес, декорации.

Роль

занавеса

в

театре.

Занавес

и

образ

спектакля.

Эскиз

занавеса

к

спектаклю

(коллективная работа, 2–4 человека).

Театральный плакат (афиша).

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Буклет, театральная программа.

Значение театральной программы, буклета. Образ спектакля, его выражение впрограмме.

Шрифт. Изображение.

Праздник в городе.

Роль художника в создании праздничного облика города.

Элементы

праздничного

украшения

города:

панно,

декоративные

праздничные

сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.

Художник в цирке.

Роль

художника

в

цирке.

Образ

радостного

и

таинственного

зрелища.

Изображение

циркового представления и его персонажей.

Художник и зрелище (обобщение по теме)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать

Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех

работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и

родителей.

Раздел IV. Художник и музей (8 ч.)

Музеи в жизни города.

Разнообразные

музеи.

Роль

художника

в

организации

экспозиции.

Крупнейшие

художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях.

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о

человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван

Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением:

радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий

пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми

цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет.

Знакомство

с

жанром

портрета.

Портрет

по

памяти

или

по

представлению

(портрет

подруги, друга).

Картина-натюрморт.

Знакомство с жанром натюрморта.

Скульптура в музее и на улице.

Знакомство

со

скульптурой.

Скульптура

в

музее

и

на

улице.

Памятники.

Парковая

скульптура.

Лепка

фигуры

человека

или

животного

движении)

для

парковой

скульптуры.

Картины исторические и бытовые

Знакомство

с

произведениями

исторического

и

бытового

жанра.

Изображение

по

представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории

средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и

т.д.).

Художественная выставка (обобщение темы).

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным

сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

I Для учителя:

1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»

2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».

II Для ученика:

1.

Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»

2.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

( 34ч.)

Тема урока

УУД. Деятельность учащихся

Дата

факт

Искусство в твоём доме.

1

Мастер

Изображения,

Постройки

и

Украшения

Личностные. Ответственно относятся к учебе. Имеют

мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на

проявление интереса к культурному наследию страны, к

сокровищам

народного

творчества;

ориентированы

на

бережное отношение к книге

Познавательные.

Вырабатывать

у

учащихся

умения

применять, верно и выразительно передавать в рисунке

простейшую

форму,

основные

пропорции,

общее

строение и цвет предметов.

Регулятивные. Принимают учебную задачу, планируют

алгоритм действий; осуществляют итоговый контроль

деятельности и пооперационный контроль; оценивают

результат своей работы.

Коммуникативные.

С т р оя т

п о н я т н ы е

р е ч е в ы е

высказывания, отстаивают собственное мнение.

07.09

2.

Твои игрушки

14.09

3.

Посуда у тебя

дома

21.09

4.

О б о и

и

шторы у тебя

дома.

28.09

5.

Мамин платок

05.10

6.

Твои книжки.

12.10

7.

Поздравитель

ная открытка

19.10

8.

Ч то

с д е л а л

художник

в

нашем

доме

(обобщение

темы

четверти)

02.11

Искусство на улицах твоего города

9.

Памятники

архитектуры -

наследие

веков

Личностные. Выражают положительное отношение к

процессу

познания:

проявляют

внимание,

удивление,

желание больше узнать

Познавательные.

И з в л е к а ю т

и н ф о р м а ц и ю

и з

прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют

особенности

(качества,

признаки)

разных

объектов

в

процессе

их

рассматривания;

осуществляют

поиск

информации из разных источников.

Регулятивные. Принимают учебную задачу, планируют

алгоритм действий; корректируют деятельность: вносят

изменения в процессе с учётом возникших трудностей и

о ш и б о к ;

н а м еч а ют

с п о с о б ы

и х

у с т р а н е н и я

Коммуникативные.

Участвуют

в

коллективных

обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,

отстаивают собственное мнение, формулируют ответы

на вопросы.

09.11

10.

Парки,

скверы,

бульвары.

16.11

11.

Ажурные

ограды

23.11

12.

Ф о н а р и

н а

улицах

и

в

парках

30.11

13.

В и т р и н ы

магазинов

07.12

14.

Удивительны

й транспорт.

14.12

15.

Ч то

с д е л а л

художник

на

улицах

моего

села.

(обобщение

темы

четверти)

21.12

Художник и зрелище.

16.

Художник

в

цирке.

Личностные. Ответственно относятся к учебе, имеют

мотивацию

к

учебной

деятельности,

понимают

роль

культуры и искусства в жизни общества

11.01

17.

Художник

в

театре.

Познавательные.

И з в л е к а ю т

и н ф о р м а ц и ю

и з

прослушанного объяснения, анализируют её.

Регулятивные.

Удерживают

цель

деятельности

до

получения её результата, планируют решение учебной

задачи. Выстраивают последовательность необходимых

операций.

Коммуникативные.

Участвуют

в

кол л е кт и в н ы х

обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,

формулируют ответы на вопросы.

18.01

18,

19

Театр кукол

25.01

1.02

20.

Маска

08.02

21.

А ф и ш а

и

плакат

15.02

22.

Праздник

в

городе

22.02

23.

Школьный

карнавал.

(обобщение

темы

четверти)

29.02

Художник и музей.

24.

М у з е й

в

жизни города.

Личностные. Проявляют

интерес

к

художественной

деятельности; сориентированы на проявление интереса к

предметно-практической

деятельности,

на

соблюдение

норм

и

правил

поведения;

обладают

первичными

умениями оценки работ и ответов одноклассников на

основе заданных критериев.

Познавательные.

И з в л е к а ю т

и н ф о р м а ц и ю

и з

прослушанного объяснения, анализируют её, осознанно

читают тексты.

Регулятивные.

Анализируют

собственную

работу,

соотносят план и совершенные операции.

Коммуникативные.

Участвуют

в

кол л е кт и в н ы х

обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,

формулируют ответы на вопросы.

07.03

25.

К а р т и н а

особый мир.

14.03

26,

27

Картина-

пейзаж

21.03

04.04

28,

29

Картина-

портрет

11.04

18.04

30.

Картина-

натюрморт

25.04

31,

32.

Картины

исторические

и

к а р т и н ы

бытового

жанра

16.05

23.05

33.

Скульптура

в

музее

и

н а

улице

34.

Художественн

ая выставка



В раздел образования