Напоминание

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»


Автор: Дмитриенко Алена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: ГО Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экспериментирование как средство развития по-

знавательной активности дошкольников»

Воспитатель: Дмитриенко Алена Александровна

Введение

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

В

современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возрас-

та признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного

возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследова-

тельских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в до-

школьном учреждении являются:

-

формирование у

детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как

ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических

технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе до -

школьников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств,

однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллю -

стративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у

него потребности в знаниях.

Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, тре-

бующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономер-

ность.

Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование

гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан

на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной

деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предпо-

лагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объяс -

няется с точки зрения современного знания.

Чтобы

исследовательская

деятельность

вызывала

у

детей

интерес,

необходимо

подби -

рать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны

ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систе -

матизируются

,

детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное зна-

чение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятель -

ность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным

образом,

как

поиск

знаний,

приобретение

знаний

самостоятельно

или

под

тактичным

руко -

водством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченно-

сти интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии спра -

виться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в

практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у

детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики

в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных из-

менений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском

саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то

есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и

макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявле-

ния самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то

самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между

воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспе -

риментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компе-

тентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведе-

ния)

Я поставила перед собой

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость,

изобретательность, творческую активность.

Через задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать позна-

вательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать

свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования

Формы работы

Практический выход, примечание.

Сроки.

Теоретический этап. Изучение методической литературы.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объек-

том- «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990.

4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности

детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

М., 2005.

5. Иванова А.И.

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.:

Сфера, 2004

6

. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7.

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного

возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волго-

град: Учитель, 2009. – 130с.

9. Интернет ресурсы

Изучение статей в журналах:

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

*Обруч.

Составление картотеки книг, статей из журналов.

Практический этап.

Работа с детьми

*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной рабо-

те с детьми.

* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

*Составление серии опытов для дошкольников.

* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- эксперимен-

тальной деятельности детей.

*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

*Открытые занятия.

Срок

Тема

Содержание работы Практический

выход

Сентябрь

П о д б о р

и

и з у ч е н и е

литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование

методики

«Выбор

деятельности»

Л . Н .

П р о х о р о в о й ,

направленная на изучение

м о т и в а ц и и

д е т с к о г о

экспериментирования.

Изучение места детского

экспериментирования

в

предпочтениях детей;

Ко н с ул ь т а ц и я

д л я

п е д а г о г о в

Д О У

«Значение

поисково-

исследовательской

д е я т е л ь н о с т и

в

развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание

п р ед м е т н о -

развивающей среды

И з у ч е н и е

у с л о в и й

организации

экспериментальной

деятельности

детей

в

группе,

создание

мини

лабораторий с объектами

неживой природы;

Ко н с ул ь т а ц и я

д л я

родителей на тему:

«Создание условий для

проведения

поисково-

исследовательской

деятельности.»

Январь

«Приборы-помощники»

Приобретение

навыков

р а б о т ы

с

исследовательскими

п р и б о р а м и

( л у п ы ,

микроскоп…)

Тематическое

занятие

«Волшебное

стеклышко»

Февраль

Инновационные

технологии-ТРИЗ

Использование элементов

ТРИЗ

при

проведении

опытов

Тематическое

занятие

«Какая

бывает

вода»

( ж и д ко е ,

т в е р д о е ,

газообразное

состояние)

Март

«Шаг за шагом»

С о з д а н и е

« к о п и л к и

Проведение

опытов

на

опытов и экспериментов»

занятиях и в свободное

время

Апрель

«Хочу все знать»

П о и с к

и н т е р е с н о й

информации

о

явлениях

природы

Папка-передвижка

для

родителей и детей

Апрель

Интернет-обмен

передового опыта

Обмен опытом на сайтах

«Самооб разовани е

в

п о и с к о в о

-

исследовательской

деятельности»

Ко н с ул ь т а ц и я

д л я

в о с п и т а т е л е й

п о

обмену опытом

Работа с родителями

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ре-

бенка»

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ре-

бенка»

*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних услови-

ях»

*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фотовыставки,

рекомендации.

Работа с воспитателями

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование

работы с детьми по экспериментированию»

*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

*Изучение опыта педагогов ДОУ

*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

*

Памятки о общих правилах исследовательского обучения.

*Оформление выставок литературы, дидактического материала.

*Проведение мастер-класса для педагогов.

Форма отчета

*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;

*Обобщение из опыта работы;

*Отчет на педсоветах;

*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

*Представление администрации аналитического отчета.

*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

*Презентации.

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в мето-

дических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех воз-

растных группах.

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена гене-

тически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспе -

риментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, лю-

бознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребно -

сти детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская

экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских

умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет

знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизнен -

но важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обя-

зательно будут.



В раздел образования