Автор: Дмитриенко Алена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: ГО Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Экспериментирование как средство развития по-
знавательной активности дошкольников»
Воспитатель: Дмитриенко Алена Александровна
Введение
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
В
современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возрас-
та признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного
возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследова-
тельских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в до-
школьном учреждении являются:
-
формирование у
детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как
ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических
технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе до -
школьников.
Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств,
однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллю -
стративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
•
Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у
него потребности в знаниях.
•
Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, тре-
бующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономер-
ность.
•
Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование
гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
•
Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан
на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной
деятельности дошкольников.
Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предпо-
лагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объяс -
няется с точки зрения современного знания.
Чтобы
исследовательская
деятельность
вызывала
у
детей
интерес,
необходимо
подби -
рать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны
ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систе -
матизируются
,
детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Актуальность темы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное зна-
чение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятель -
ность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным
образом,
как
поиск
знаний,
приобретение
знаний
самостоятельно
или
под
тактичным
руко -
водством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченно-
сти интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии спра -
виться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в
практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у
детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики
в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных из-
менений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском
саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то
есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и
макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявле-
ния самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то
самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между
воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспе -
риментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компе-
тентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведе-
ния)
Я поставила перед собой
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость,
изобретательность, творческую активность.
Через задачи:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать позна-
вательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать
свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Этапы реализации программы самообразования
Формы работы
Практический выход, примечание.
Сроки.
Теоретический этап. Изучение методической литературы.
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объек-
том- «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990.
4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности
детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
М., 2005.
5. Иванова А.И.
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.:
Сфера, 2004
6
. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7.
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного
возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волго-
град: Учитель, 2009. – 130с.
9. Интернет ресурсы
Изучение статей в журналах:
*Воспитатель ДОУ,
*Дошкольное воспитание,
*Ребенок в детском саду,
*Обруч.
Составление картотеки книг, статей из журналов.
Практический этап.
Работа с детьми
*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной рабо-
те с детьми.
* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.
*Составление серии опытов для дошкольников.
* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- эксперимен-
тальной деятельности детей.
*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.
*Открытые занятия.
Срок
Тема
Содержание работы Практический
выход
Сентябрь
П о д б о р
и
и з у ч е н и е
литературы по теме;
Памятки для родителей «Я познаю мир»
Октябрь
Использование
методики
«Выбор
деятельности»
Л . Н .
П р о х о р о в о й ,
направленная на изучение
м о т и в а ц и и
д е т с к о г о
экспериментирования.
Изучение места детского
экспериментирования
в
предпочтениях детей;
Ко н с ул ь т а ц и я
д л я
п е д а г о г о в
Д О У
«Значение
поисково-
исследовательской
д е я т е л ь н о с т и
в
развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь
Создание
п р ед м е т н о -
развивающей среды
И з у ч е н и е
у с л о в и й
организации
экспериментальной
деятельности
детей
в
группе,
создание
мини
лабораторий с объектами
неживой природы;
Ко н с ул ь т а ц и я
д л я
родителей на тему:
«Создание условий для
проведения
поисково-
исследовательской
деятельности.»
Январь
«Приборы-помощники»
Приобретение
навыков
р а б о т ы
с
исследовательскими
п р и б о р а м и
( л у п ы ,
микроскоп…)
Тематическое
занятие
«Волшебное
стеклышко»
Февраль
Инновационные
технологии-ТРИЗ
Использование элементов
ТРИЗ
при
проведении
опытов
Тематическое
занятие
«Какая
бывает
вода»
( ж и д ко е ,
т в е р д о е ,
газообразное
состояние)
Март
«Шаг за шагом»
С о з д а н и е
« к о п и л к и
Проведение
опытов
на
опытов и экспериментов»
занятиях и в свободное
время
Апрель
«Хочу все знать»
П о и с к
и н т е р е с н о й
информации
о
явлениях
природы
Папка-передвижка
для
родителей и детей
Апрель
Интернет-обмен
передового опыта
Обмен опытом на сайтах
«Самооб разовани е
в
п о и с к о в о
-
исследовательской
деятельности»
Ко н с ул ь т а ц и я
д л я
в о с п и т а т е л е й
п о
обмену опытом
Работа с родителями
*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ре-
бенка»
*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ре-
бенка»
*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних услови-
ях»
*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фотовыставки,
рекомендации.
Работа с воспитателями
*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование
работы с детьми по экспериментированию»
*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.
*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
*Изучение опыта педагогов ДОУ
*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
*
Памятки о общих правилах исследовательского обучения.
*Оформление выставок литературы, дидактического материала.
*Проведение мастер-класса для педагогов.
Форма отчета
*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;
*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;
*Обобщение из опыта работы;
*Отчет на педсоветах;
*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне
*Представление администрации аналитического отчета.
*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.
*Презентации.
Предполагаемый результат:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
-желание улучшить образовательный процесс;
-разработка презентаций.
-разработка и внедрение дидактических материалов.
-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в мето-
дических журналах.
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех воз-
растных группах.
-доклады и выступления по распространению опыта работы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена гене-
тически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспе -
риментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, лю-
бознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребно -
сти детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская
экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских
умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет
знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизнен -
но важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обя-
зательно будут.