Автор: Шинкаренко Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: ГО Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами
театрализованного искусства»
Воспитатель: Шинкаренко Елена Ивановна
«Мы понимаем, что главное в детстве - игра,
Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,
В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –
Учим идти их по жизни дорогой добра…»
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их
основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая
помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является
театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир
театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал
театрализованной
деятельности.
Кукольный
театр
–
первое
приобщение
дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного
представления
в
глазах
воспитанников
загораются
искорки,
слышится
веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда.
Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство,
она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников.
Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка,
впитывает каждое слово.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует
тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу
различных кружков; продукты театрализованной деятельности
(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в
содержание праздников и развлечений.
Разнообразие театрализованных игр представлено в программе «Детство» в
разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение
художественной литературы», где указано, в какие игры должны играть дети
соответственно возрасту (режиссерские, игры-драматизации).
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в
ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач,
связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием
и развитием движений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает
театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В
занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные
знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует
раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная
деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые
ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение
художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных
эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему,
строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в
самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты,
взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза,
создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие
сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности
детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению
самостоятельной театрализованной игры детей.
Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она
всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного
сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста,
зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое
отношение к передаваемому образу, свои чувства. Недаром
К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей способности
перевоплощаться, по его словам, их игру отличает «вера» и «правда».
С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги
дошкольных образовательных организаций используют разные методы и
формы работы с воспитанниками.
Основная цель данной работы – развитие творческих способностей,
интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных
ценностей средствами театрализованного искусства.
Определены следующие задачи:
воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной
деятельности;
развитие монологической и диалогической речи, совершенствование
интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;
развитие навыков коммуникативного общения и игрового
взаимодействия в театрализованных играх;
поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их
возрастных особенностей;
знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить
движение куклы и слова;
совершенствование исполнительских умений в создании
художественного образа с использованием игровых, песенных и
танцевальных импровизаций.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных
произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их
приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом
игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют
готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена
текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную
направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном
произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это
дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся
образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в
полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает
свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми
позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в
соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества
поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев
хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым
достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое
служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального
благополучия
дошкольников,
развивает
способность
сопереживать,
сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению
литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности,
знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы
с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-
речевой, музыкальной и двигательной.
Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках,
конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики,
пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для
подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений
выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты
зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Основные требования к организации театрализованных игр:
мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;
доступность, содержательность и разнообразие театрализованных
игр;
использование в играх-драматизациях знакомого литературного
материала;
создание предметно-развивающей среды в группах в
соответствии с возрастом воспитанников;
обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу
формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения
образов.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные
игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой
театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является
действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа –
объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его
интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует
неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,
который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые
на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует
свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в
играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в
него, живет его жизнью.
В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации
«Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и
песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка»,
«Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения
театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление.
Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения,
памяти, координации и мимики.
В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения,
сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова,
драматизация простейших сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительности старшим
дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов,
фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти,
страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся
передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные
действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то,
чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить
словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация»,
«премьера», «кулисы», «грим».
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и
являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры
появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает
расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру:
творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и
организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-
ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой
игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры
развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого –
содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за
собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата
игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный
спектакль, инсценировка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические
задачи, касающиеся формирования выразительности речи
интеллектуального, коммуникативного, художественно —
эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих
способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве
занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр
-театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в
каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами
кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным
видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности
в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности
может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников
интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,
интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полу-
ченные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной
жизни.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся
сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.