Напоминание

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»


Автор: Шинкаренко Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: ГО Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей дошкольников средствами

театрализованного искусства»

Воспитатель: Шинкаренко Елена Ивановна

«Мы понимаем, что главное в детстве - игра,

Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,

В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –

Учим идти их по жизни дорогой добра…»

Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их

основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая

помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является

театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир

театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал

театрализованной

деятельности.

Кукольный

театр

первое

приобщение

дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного

представления

в

глазах

воспитанников

загораются

искорки,

слышится

веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда.

Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство,

она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников.

Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка,

впитывает каждое слово.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может

пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в

совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,

осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует

тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу

различных кружков; продукты театрализованной деятельности

(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в

содержание праздников и развлечений.

Разнообразие театрализованных игр представлено в программе «Детство» в

разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение

художественной литературы», где указано, в какие игры должны играть дети

соответственно возрасту (режиссерские, игры-драматизации).

Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в

ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач,

связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием

и развитием движений.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает

театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В

занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные

знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует

раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная

деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые

ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение

художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных

эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему,

строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в

самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты,

взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза,

создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие

сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности

детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению

самостоятельной театрализованной игры детей.

Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она

всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного

сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста,

зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое

отношение к передаваемому образу, свои чувства. Недаром

К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей способности

перевоплощаться, по его словам, их игру отличает «вера» и «правда».

С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги

дошкольных образовательных организаций используют разные методы и

формы работы с воспитанниками.

Основная цель данной работы – развитие творческих способностей,

интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных

ценностей средствами театрализованного искусства.

Определены следующие задачи:

воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной

деятельности;

развитие монологической и диалогической речи, совершенствование

интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;

развитие навыков коммуникативного общения и игрового

взаимодействия в театрализованных играх;

поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их

возрастных особенностей;

знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить

движение куклы и слова;

совершенствование исполнительских умений в создании

художественного образа с использованием игровых, песенных и

танцевальных импровизаций.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных

произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их

приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом

игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют

готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена

текстом произведения.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную

направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном

произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это

дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся

образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в

полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает

свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми

позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в

соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества

поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев

хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым

достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое

служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального

благополучия

дошкольников,

развивает

способность

сопереживать,

сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению

литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности,

знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы

с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-

речевой, музыкальной и двигательной.

Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках,

конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики,

пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для

подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений

выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты

зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.

Основные требования к организации театрализованных игр:

мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;

доступность, содержательность и разнообразие театрализованных

игр;

использование в играх-драматизациях знакомого литературного

материала;

создание предметно-развивающей среды в группах в

соответствии с возрастом воспитанников;

обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу

формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения

образов.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные

группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные

игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой

театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является

действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа –

объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его

интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует

неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,

который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые

на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует

свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в

играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в

него, живет его жизнью.

В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации

«Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и

песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка»,

«Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения

театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление.

Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения,

памяти, координации и мимики.

В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения,

сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова,

драматизация простейших сказок.

Овладеть средствами интонационной выразительности старшим

дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов,

фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти,

страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся

передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные

действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то,

чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить

словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация»,

«премьера», «кулисы», «грим».

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и

являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры

появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает

расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру:

творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и

организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-

ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой

игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры

развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого –

содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за

собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата

игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный

спектакль, инсценировка.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические

задачи, касающиеся формирования выразительности речи

интеллектуального, коммуникативного, художественно —

эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих

способностей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве

занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр

-театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в

каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами

кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным

видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности

в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности

может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников

интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,

интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полу-

ченные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной

жизни.

Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся

сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.



В раздел образования