Напоминание

Музицирование как форма развития интонационного слуха


Автор: Храмцова Евгения Станиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: РМБУ ДО
Населённый пункт: р.п. Знаменка, Тамбовская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: Музицирование как форма развития интонационного слуха
Раздел: дополнительное образование





Назад




Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Знаменская ДШИ».

Доклад на тему: «МУЗИЦИРОВАНИЕ

КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА»

Преподаватель

народных инструментов

Храмцова Е

.С.

МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА

Одной из важных задач является проблема развития музыкального слуха.

Данная статья посвящена феномену музицирования в условиях современной

системы образования и воспитания.

Говоря о музицировании, необходимо прояснить само значение этого термина, не

столь

однозначного.

Толковые

словари

отождествляют

музицирование

с

исполнительством, происходящим вне концертной обстановки [2]. Однако это верно

лишь в отношении так называемого домашнего музицирования, когда человек играет

или поет «для себя». Если вспомнить салонное музицирование, предназначенное для

небольшого круга слушателей, то это тот же концерт в миниатюре. Распространенное в

наше время коллективное музицирование (инструментальное или вокальное) также

предполагает элемент публичности, поскольку оно требует общения и взаимодействия

хотя бы между участниками ансамбля. Очевидно, что классификация по принципу

условий бытования не может приблизить нас к пониманию сути явления. Авторам,

пишущим

на

эту

тему,

приходится

лишь

констатировать

многозначность

самого

термина и

описывать разнообразные формы музицирования в исполнительской и

учебной практике [3].

Между тем, трудно различимая но существенная разница между просто игрой на

инструменте и музицированием коренится в другом, она находится в плоскости смысла

и цели. Что первично: мир музыки, редставленный в исполняемом произведении, или я

сам как часть этого мира? Что важнее: как можно более точное следование замыслу

композитора или самовыражение? В чем главная цель: овладеть мастерством или

обрести

радость

творчества?

Музицирование

дает

ответ

на

льтернативную

часть

заданных вопросов. Оно позволяет реализовать заложенное в человеке стремление к

красоте

и

к

самовыражению

в

простейших

формах,

ибо

важнее

не

«конечный

продукт»,

а

само

действие.

Данное

обстоятельство

объясняет

успех

и

всемирное

признание

системы

Карла

Орфа

и

метода

Золтана

Кодая.

Оба

этих

выдающихся

композитора и педагога стремились воспитать в каждом ребенке творческое начало,

что является необходимым для формирования гармонично развитой личности.

Разнообразные формы сиюминутного творчества и музыкальной импровизации –

начиная

с

хлопков

и

игры

на

шумовых

инструментах

и

заканчивая

сочинением

вариаций и вставных каденций – также вытекают из личностного смысла. По сути,

музицирование

является

интонированием

в

Асафьевском

понимании,

то

есть

проникновением в музыкальный смысл и, одновременно, его творением.

Смысловую

и

эмоциональную

сторону

звучания

В.В.

Медушевкий

назвал

интонационной формой музыки (в отличие от высотно-ритмической схемы, то есть

аналитической формы) [6]. Однако музицирование можнорассматривать не только как

результат создания музыкальной формы, но и как способ вхождения в творческое

состояние.

Всем

художникам,

музыкантам,

певцам

знакомо

это

удивительное

состояние осредоточенности и одновременно радости и легкости, которое приходит в

момент творчества и обеспечивается правым полушарием мозга.

Музыкальная импровизация связана с работой музыкального слуха в го высшей

фазе, развивая слух интонационный. «Интонационный слух – это нерв музыкального

восприятия

и

творчества,

средоточие

живости

и

осмысленности

музыкального

искусства»,

пишет

в

своем

исследовании

музыкальных

способностей

Д.К.

Кирнарская [4, с. 65]. Азербайджанский музыковед И.Г. Алиева обращает внимание и

на другие свойства музыкального слуха, выделяя слух интуитивно-эмпирический и

когнитивно организованный [1]. Если когнитивно организованный слух воспринимает,

анализирует

и

усваивает

музыку,

опираясь

на

теоретические

знания

о

строении

музыкальной речи – интервалах, аккордах, ладах, музыкальной форме и т. д. – то

интуитивно-эмпирический слух участвует в исполнении, сочинении, импровизации

непосредственно, без помощи теоретических представлений. Это тонкое наблюдение

помогает объяснить, почему иногда дети, которые прекрасно поют и играют, не могут

справиться с диктантом, пределить на слух интервалы и аккорды, плохо читают с

листа. В таких случаях говорят о неразвитом слухе, хотя на самом деле ребенок может

обладать яркими природными музыкальными способностями. Сложившаяся практика

преподавания сольфеджио превратила этот предмет в дисциплину по практическому

изучению музыкальной грамоты и теории музыки («озвученную теорию музыки», по

словам ведущего петербургского сольфеджиста Л.М. Масленковой [5]).

Между тем, овладение специальностью требует от учеников выработки таких качеств,

как чувство формы, стиля, умение быстро переключаться от одного эмоционального

состояния к другому. Все это тоже относится к музыкальным способностям, а значит,

и к музыкальному слуху.

Наличие интуитивно-эмпирического и когнитивно организованного слуха имеет, на

наш взгляд, аналогию с разным типом мышления – лево- и правополушарным. Левое

полушарие

отвечает

за

логику,

правое

за

интуицию

и

пространственное

воображение

(конечно,

такое

разделение

достаточно

условно).

Имеет,

вероятно,

значение и локализация в коре головного мозга. Вербальный анализатор речи (Центр

Вернике) расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария

правшей),

а

центр

музыкального

слуха,

как

показали

последние

исследования

ученых Центра когнитивной неврологии Дартмутского колледжа в Ганновере, штат

Нью-Гемпшир (США), находится сразу за лобной костью. Свои наблюдения И.Г.

Алиева подкрепляет важным выводом: «В процессе обучения должен формироваться и

интуитивно-эмпирический слух

без участия логического анализа, в результате

непосредственного

воздействия

музыкальных

явлений

и

ритмо-интонаций

окружающей действительности, и к этому также надо готовить музыканта с детства –

улавливать,

различать,

запоминать,

использовать»

[1].

Именно

такую

важнейшую

задачу

выполняет,

на

наш

взгляд,

музицирование.

Оно

развивает

и

закрепляет

эмпирически найденные интонации, обогащая слуховой опыт.

Индивидуальный слуховой опыт накапливается под влиянием всей окружающей

среды – музицирование не происходит в безвоздушном пространстве. Еще в 1980-е

годы М.Е. Таракановым было предложено понятие фоносферы. Опираясь на учение

В.И. Вернадского о ноосфере, известный советский музыковед писал, что в XX веке

«реальностью

стало

80

новое

ощущение

музыкального

пространства

как

его

наглядных, увственно воспринимаемых проявлений, так и тех его воображаемых форм,

которые

конструирует

человеческое

сознание

под

воздействием

музыкально

организованных звучаний» [7, с. 32]. По мнению М.Е.

Тараканова, радиоволны

привели к тотальному охвату музыкой реальной среды обитания, и в результате музыка

стала важной составной частью звукового фона Земли.

Идея о фоносфере, к сожалению, не получила должного развития, хотя она является

весьма плодотворной и могла бы быть применена в самых разных направлениях

музыкальной

науки

таких

как

философия

музыки,

музыкальная

психология

и

музыкальная терапия. Раздвижение пространственных координат позволило бы по-

новому взглянуть и на феномен музицирования.

Во

времена

барокко

ценность

музицирования

определялась,

прежде

всего,

практическими

целями:

музыкант

и

композитор

существовали

в

одном

лице.

В

классико-романтическую

эпоху

на

первое

место

выходит

исполнитель:

носителем

индивидуального начала становится импровизационность. В современной культуре

музицирование

сохраняет

свое

значение

для

сочинения

музыки

и

сиюминутной

импровизации

(на

искусстве

импровизации

выросло

такое

мощное

музыкальное

течение, как джаз), но к этому теперь добавились новые возможности. Сама по себе

привлекательность

практического

музицирования

оборачивается

для

ученика

и

учителя добавочным выигрышем: повышается мотивация к учебе, развиваются слух и

память, быстрее усваиваются навыки игры на инструменте. Но самое главное, конечно,

в другом: музицирование воспитывает любовь к музыке, это путь гармонии человека с

миром и с самим собою.

Литература:

1. Алиева И. Когнитивно организованный и интуитивно эмпирический слух. Введение

понятий и диалектика связи.

2. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и

словосочетаний / Под ред. А.Д. Ушакова. – М.: Альта-Принт [и др.], 2008. – 1239 с.

3. Дьяченко И.Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом

явлении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 283–288.

4.

Кирнарская

Д.К.

Психология

музыкальных

способностей.

Музыкальные

способности.

– М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

5. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для

педагогов. – СПб.: Союз художников, 2003. – 174 с.

6. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993. – 268 с.

7. Тараканова Е.М. Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий // Звуковая среда

современности: Сборник статей памяти М.Е. Тараканова. – М.: ГИИ, 2012. – С. 27

–31.



В раздел образования