Автор: Храмцова Евгения Станиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: РМБУ ДО
Населённый пункт: р.п. Знаменка, Тамбовская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: Музицирование как форма развития интонационного слуха
Раздел: дополнительное образование
Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Знаменская ДШИ».
Доклад на тему: «МУЗИЦИРОВАНИЕ
КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА»
Преподаватель
народных инструментов
Храмцова Е
.С.
МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА
Одной из важных задач является проблема развития музыкального слуха.
Данная статья посвящена феномену музицирования в условиях современной
системы образования и воспитания.
Говоря о музицировании, необходимо прояснить само значение этого термина, не
столь
однозначного.
Толковые
словари
отождествляют
музицирование
с
исполнительством, происходящим вне концертной обстановки [2]. Однако это верно
лишь в отношении так называемого домашнего музицирования, когда человек играет
или поет «для себя». Если вспомнить салонное музицирование, предназначенное для
небольшого круга слушателей, то это тот же концерт в миниатюре. Распространенное в
наше время коллективное музицирование (инструментальное или вокальное) также
предполагает элемент публичности, поскольку оно требует общения и взаимодействия
хотя бы между участниками ансамбля. Очевидно, что классификация по принципу
условий бытования не может приблизить нас к пониманию сути явления. Авторам,
пишущим
на
эту
тему,
приходится
лишь
констатировать
многозначность
самого
термина и
описывать разнообразные формы музицирования в исполнительской и
учебной практике [3].
Между тем, трудно различимая но существенная разница между просто игрой на
инструменте и музицированием коренится в другом, она находится в плоскости смысла
и цели. Что первично: мир музыки, редставленный в исполняемом произведении, или я
сам как часть этого мира? Что важнее: как можно более точное следование замыслу
композитора или самовыражение? В чем главная цель: овладеть мастерством или
обрести
радость
творчества?
Музицирование
дает
ответ
на
льтернативную
часть
заданных вопросов. Оно позволяет реализовать заложенное в человеке стремление к
красоте
и
к
самовыражению
в
простейших
формах,
ибо
важнее
не
«конечный
продукт»,
а
само
действие.
Данное
обстоятельство
объясняет
успех
и
всемирное
признание
системы
Карла
Орфа
и
метода
Золтана
Кодая.
Оба
этих
выдающихся
композитора и педагога стремились воспитать в каждом ребенке творческое начало,
что является необходимым для формирования гармонично развитой личности.
Разнообразные формы сиюминутного творчества и музыкальной импровизации –
начиная
с
хлопков
и
игры
на
шумовых
инструментах
и
заканчивая
сочинением
вариаций и вставных каденций – также вытекают из личностного смысла. По сути,
музицирование
является
интонированием
в
Асафьевском
понимании,
то
есть
проникновением в музыкальный смысл и, одновременно, его творением.
Смысловую
и
эмоциональную
сторону
звучания
В.В.
Медушевкий
назвал
интонационной формой музыки (в отличие от высотно-ритмической схемы, то есть
аналитической формы) [6]. Однако музицирование можнорассматривать не только как
результат создания музыкальной формы, но и как способ вхождения в творческое
состояние.
Всем
художникам,
музыкантам,
певцам
знакомо
это
удивительное
состояние осредоточенности и одновременно радости и легкости, которое приходит в
момент творчества и обеспечивается правым полушарием мозга.
Музыкальная импровизация связана с работой музыкального слуха в го высшей
фазе, развивая слух интонационный. «Интонационный слух – это нерв музыкального
восприятия
и
творчества,
средоточие
живости
и
осмысленности
музыкального
искусства»,
–
пишет
в
своем
исследовании
музыкальных
способностей
Д.К.
Кирнарская [4, с. 65]. Азербайджанский музыковед И.Г. Алиева обращает внимание и
на другие свойства музыкального слуха, выделяя слух интуитивно-эмпирический и
когнитивно организованный [1]. Если когнитивно организованный слух воспринимает,
анализирует
и
усваивает
музыку,
опираясь
на
теоретические
знания
о
строении
музыкальной речи – интервалах, аккордах, ладах, музыкальной форме и т. д. – то
интуитивно-эмпирический слух участвует в исполнении, сочинении, импровизации
непосредственно, без помощи теоретических представлений. Это тонкое наблюдение
помогает объяснить, почему иногда дети, которые прекрасно поют и играют, не могут
справиться с диктантом, пределить на слух интервалы и аккорды, плохо читают с
листа. В таких случаях говорят о неразвитом слухе, хотя на самом деле ребенок может
обладать яркими природными музыкальными способностями. Сложившаяся практика
преподавания сольфеджио превратила этот предмет в дисциплину по практическому
изучению музыкальной грамоты и теории музыки («озвученную теорию музыки», по
словам ведущего петербургского сольфеджиста Л.М. Масленковой [5]).
Между тем, овладение специальностью требует от учеников выработки таких качеств,
как чувство формы, стиля, умение быстро переключаться от одного эмоционального
состояния к другому. Все это тоже относится к музыкальным способностям, а значит,
и к музыкальному слуху.
Наличие интуитивно-эмпирического и когнитивно организованного слуха имеет, на
наш взгляд, аналогию с разным типом мышления – лево- и правополушарным. Левое
полушарие
отвечает
за
логику,
правое
–
за
интуицию
и
пространственное
воображение
(конечно,
такое
разделение
достаточно
условно).
Имеет,
вероятно,
значение и локализация в коре головного мозга. Вербальный анализатор речи (Центр
Вернике) расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария
(у
правшей),
а
центр
музыкального
слуха,
как
показали
последние
исследования
ученых Центра когнитивной неврологии Дартмутского колледжа в Ганновере, штат
Нью-Гемпшир (США), находится сразу за лобной костью. Свои наблюдения И.Г.
Алиева подкрепляет важным выводом: «В процессе обучения должен формироваться и
интуитивно-эмпирический слух
–
без участия логического анализа, в результате
непосредственного
воздействия
музыкальных
явлений
и
ритмо-интонаций
окружающей действительности, и к этому также надо готовить музыканта с детства –
улавливать,
различать,
запоминать,
использовать»
[1].
Именно
такую
важнейшую
задачу
выполняет,
на
наш
взгляд,
музицирование.
Оно
развивает
и
закрепляет
эмпирически найденные интонации, обогащая слуховой опыт.
Индивидуальный слуховой опыт накапливается под влиянием всей окружающей
среды – музицирование не происходит в безвоздушном пространстве. Еще в 1980-е
годы М.Е. Таракановым было предложено понятие фоносферы. Опираясь на учение
В.И. Вернадского о ноосфере, известный советский музыковед писал, что в XX веке
«реальностью
стало
80
новое
ощущение
музыкального
пространства
как
его
наглядных, увственно воспринимаемых проявлений, так и тех его воображаемых форм,
которые
конструирует
человеческое
сознание
под
воздействием
музыкально
организованных звучаний» [7, с. 32]. По мнению М.Е.
Тараканова, радиоволны
привели к тотальному охвату музыкой реальной среды обитания, и в результате музыка
стала важной составной частью звукового фона Земли.
Идея о фоносфере, к сожалению, не получила должного развития, хотя она является
весьма плодотворной и могла бы быть применена в самых разных направлениях
музыкальной
науки
–
таких
как
философия
музыки,
музыкальная
психология
и
музыкальная терапия. Раздвижение пространственных координат позволило бы по-
новому взглянуть и на феномен музицирования.
Во
времена
барокко
ценность
музицирования
определялась,
прежде
всего,
практическими
целями:
музыкант
и
композитор
существовали
в
одном
лице.
В
классико-романтическую
эпоху
на
первое
место
выходит
исполнитель:
носителем
индивидуального начала становится импровизационность. В современной культуре
музицирование
сохраняет
свое
значение
для
сочинения
музыки
и
сиюминутной
импровизации
(на
искусстве
импровизации
выросло
такое
мощное
музыкальное
течение, как джаз), но к этому теперь добавились новые возможности. Сама по себе
привлекательность
практического
музицирования
оборачивается
для
ученика
и
учителя добавочным выигрышем: повышается мотивация к учебе, развиваются слух и
память, быстрее усваиваются навыки игры на инструменте. Но самое главное, конечно,
в другом: музицирование воспитывает любовь к музыке, это путь гармонии человека с
миром и с самим собою.
Литература:
1. Алиева И. Когнитивно организованный и интуитивно эмпирический слух. Введение
понятий и диалектика связи.
2. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и
словосочетаний / Под ред. А.Д. Ушакова. – М.: Альта-Принт [и др.], 2008. – 1239 с.
3. Дьяченко И.Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом
явлении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 283–288.
4.
Кирнарская
Д.К.
Психология
музыкальных
способностей.
Музыкальные
способности.
– М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
5. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для
педагогов. – СПб.: Союз художников, 2003. – 174 с.
6. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993. – 268 с.
7. Тараканова Е.М. Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий // Звуковая среда
современности: Сборник статей памяти М.Е. Тараканова. – М.: ГИИ, 2012. – С. 27
–31.