Напоминание

Мы все в ответе за нашу планету Земля


Автор: Панчикова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Богдановка детский сад
Населённый пункт: село Богдановка Нефтегорского района Самарской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Мы все в ответе за нашу планету Земля
Раздел: дошкольное образование





Назад




14.04.2020г.

Дошкольное образование

Автор: Панчикова Любовь Александровна

Воспитатель первой категории

ГБОУ СОШ с.Богдановка, Самарской обл., Нефтегорского района

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Мы все в ответе за нашу планету»

Тип проекта: познавательный, опытно – исследовательский, практико –

ориентировочный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: воспитатели, родители (законные представители), дети группы

«Солнышко».

Актуальность: в современном мире проблема взаимодействия человека с природой

очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных,

занесѐнных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек

неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо

воспитывать экологическую культуру наших детей. Обретение экологической культуры,

экологического

сознания,

экологического

мышления

это

единственный

для

человечества

выход

из

сложившейся

ситуации.

И

чем

раньше

начнѐтся

процесс

экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше

богатство будет в сохранности.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической

культуры,

начальный

этап

формирования

личности

человека.

Именно

в

это

время

формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся

основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти

представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед

глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут

служить

для

ребѐнка

примером

для

подражания.

И

родители,

и педагоги

должны

с

раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться еѐ красотой, внести

свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатств природы. А уж что

говорить о восприятии красоты и гармонии форм, красок и звуков…

Поэтому

в

дошкольном

возрасте

экологическое

воспитание

проходит

через

ознакомление

детей

с

природой,

а

это

является

важным

аспектом

всестороннего

и

гармоничного

развития

личности

ребѐнка.

Общение

с

природой,

познание

еѐ

тайн

облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать

природу своей Родины, тем больше они будут любить еѐ. Дети в наше время должны

любить нашу планету, тот еѐ уголок, где мы живѐм, где мы провели своѐ детство. Пусть

это будут тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими и цветущими травами,

тихие заводи рек, широкие степи с яркими тюльпанами весной, заснеженная тундра с

северным сиянием зимой и пѐстрым ковром низкорослых цветов летом, высокие горы с

белоснежными вершинами, скалистые берега морей… Долг живущих на земле людей –

сохранить всю эту красоту и богатства природы для будущих поколений.

Проведение

массовых экологических мероприятий

играет

большую

роль

в экологическом образовании и воспитании, так как через непосредственное участие в

такой

деятельности ребѐнок

лучше и

глубже

может

понять

и

запомнить

изучаемый

материал.

К вопросам экологического воспитания дошкольников в своѐ время обращалось много

учѐных:

С.Н.

Николаев,

Т.И.

Гризик,

С.

А.

Веретенникова,

Р.

И.

Жуковская,

П.

Г.

Саморукова.

Вот почему выбрана эта тема, мы согласны с мнением великих педагогов и осознаѐм

всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их

родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности

(тематические

мини

-

проекты),

выстроенной

согласно

датам

Международного

экологического

календаря.

Данный

проект

интегрирован

в

разработанный годовой план мероприятий. Новизна экологического проекта заключается

в

использовании

информационных

компьютерных

технологий,

обеспечивающих

эффективность

воспитательного

процесса,

личностную

включенностью

детей

и

родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения

технологии, можно обеспечить эту включенность, дающую бесспорные положительные

результаты.

Проблема: как воспитать у подрастающего поколения внимательное, разумное, бережное

отношение к окружающей природе, еѐ животному и растительному миру.

В настоящее время большое значение отводится развитию технического прогресса. С

развитием

информационных

технологий,

система

«ребѐнок

-

компьютер»

вышла

на

первое место. С малых лет дети все больше времени уделяют технике, и, к сожалению,

реже общаются с природой. Это «общение» подчас заменяет детям возможность погулять

во дворе, понаблюдать за птицами или животными, насладиться красотой окружающей

природы. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само

собой, не даѐтся от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно,

если

будет

вестись

систематическая

работа

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания об экологических объектах и

влиянии на них человека, будут, бережнее к ним относится.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому,

гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении

природы.

Задачи:

создать оптимальные условия для организации экологического воспитания детей;

развивать

познавательную

активность

детей

в

процессе ознакомления с окружающим;

развивать способность к поисковой деятельности: определению задач, исходя из

поставленной проблемы; планирование этапов своих действий в соответствии с

поставленными

задачами;

выбору

материала

и

способу

действия;

умению

аргументировать

свой

выбор;

развивать

желание

экспериментировать

с

природными объектами;

формировать

любовь

к

природе,

приобщение

к

красоте

природы,

бережному

отношению;

развивать

у

детей

внимание,

наблюдательность,

мышление

и

воображение,

представление о взаимосвязях в окружающей среде;

знакомить с правилами поведения в природе;

развивать осознание ребѐнком себя как части природы, понимание того, что в

природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведѐт за собой другие

изменения,

происходит

«цепная

реакция»,

что

нельзя

уничтожать

то,

что

не

возможно создать;

формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах

обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных

сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные

умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

воспитывать

у

детей

чувства

сопричастности

ко

всему

живому,

гуманное

отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении

природы

через

практическую

природоохранную

деятельность,

эмоционально

-

положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и

неповторимость.

Формы

реализации

проекта:

работа

с

родителями,

беседы,

образовательная

деятельность,

детское

творчество,

игры,

викторины,

конкурсы,

исследовательская

и

опытно – экспериментальная деятельность.

Результат проекта:

Создание альбомов «Дикие животные»,

«Деревья нашего леса»:

экспериментальная

деятельность

с

фотографиями,

совместные

работы

детей

и

их

родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о

природе. Презентация проекта: «Прогулка в лес».

Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются:

экологические знания, экологическая культура;

сознание важности природоохранных мероприятий;

навыки правильного поведения в природной среде;

чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

эстетическое

отношение

к

окружающей

действительности,

желание

отражать

впечатления,

полученные

в

процессе общения

с природой

в художественно

творческой деятельности.

У родителей:

расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

гармонизируются детско-педагогические отношения;

повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

повысится профессионализм;

внедрение

новых

методов

и

технологий

в

работе

с

детьми

и

родителями

по экологическому воспитанию.

1 этап. Организационно - подготовительный.

Постановка

проблемы.

Определение

темы,

целей,

задач,

содержание

проекта,

прогнозирование результата.

Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.

Анкетирование родителей (приложение 1).

Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей,

средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов

работы с родителями.

Составление плана реализации проекта.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Поиск различных средств достижения целей;

Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

Создание дидактического и методического материала

2 этап. Основной (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

Работу с детьми.

Работу с родителями.

Самостоятельная деятельность детей.

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Без экологии,

друзья, нам прожить никак нельзя»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры:

Пожарные

Защитники природы

Экскурсия в парк

Экскурсия по городу (видеоролик

«Достопримечательности города Нефтегорска»

Игры – драматизации по произведениям

Настольно – печатные игры

Дидактические игры:

С какого дерева лист?

Назови друзей леса.

Кто лишний.

Найди животных нашего края.

Когда это бывает.

Грибная поляна.

Кто живѐт в озере.

Кому, что нужно для работы.

Что нам нужно взять в поход.

Что перепутал художник.

Подвижные, речевые народные игры.

Оформление игрового уголка игрушками: животные, птицы,

рыбы Поволжья.

Социальное развитие

Тематические занятия.

Беседы:

«Красная книга»

«Природа нашей Родины»

«Земля и другие планеты»

«Почему надо беречь планету Земля»

«Человек и природа»

Экскурсии,

праздники

и

развлечения,

выпуск

семейных

газет, оформление альбомов (фотографии)

Трудовая деятельность

Уход за растениями и посадками в группе.

«Трудовой

и

экологический

десант»

детей

и

родителей

(создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями,

посадка деревьев, подрезка, уборка мусора весной, осенью

на участке).

«Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек,

подкормка птиц)

«Огород круглый год»

«Цветник на подоконнике»

«Сохрани подснежник»

«Чей дом лучше» (изготовление скворечников)

«Земля наш дом – пусть чисто будет в нѐм» (месячник по

благоустройству территории детского сада).

«Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»

«Посади дерево и сохрани его»

«Спасѐм ѐлочку».

Конкурс на лучшую ледяную постройку.

Задание на лето: собрать гербарий растений с. Богдановка.

Поделки из природного материала.

Изготовление макетов.

Изготовление символики города.

Художественно

-

эстетическая

деятельность

Продуктивная деятельность:

рисование;

лепка;

аппликация;

прикладная деятельность;

конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально

досуговая

деятельность,

экологические

праздники.

Выставки творческих работ на тему:

«Волшебница зима» (Фото – работы)

«Природа и творчество» «Заходи в зелѐный дом, чудеса

увидишь в нѐм!» (Фото - работы)

«Цветущий май» (Фото - работы)

«Краски осени» (Фото - работы)

Здоровье

и

физическое

развитие

Спортивные, подвижные игры.

Спортивные досуги, праздники экологического содержания

Познавательная - речевая

деятельность

Тематические НОД экологической направленности:

«Посади дерево», «Вырасти цветок».

Познавательные

занятия:

«В

гостях

у

зимующих

птиц»,

«Разнообразие растительного мира», «Царство животных»

(приложение 2).

Познавательно - исследовательская деятельность.

Чтение художественной литературы по проектной тематике.

Рассматривание иллюстраций экологического содержания,

презентаций, видеофильмов;

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.

Создание собственных проблемных ситуаций с помощью

экологических моделей.

Сочинение

экологических

сказок;

викторина,

«Что,

где,

когда»

Работа с родителями

Консультация на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по

экологическому

образованию

дошкольников

в

процессе

ознакомления с природой родного края»,

Семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и

сохранение здоровья ребѐнка в современных условиях».

Анкетирование родителей (законных представителей)

по

вопросам экологического образования детей в семье

.

Оформление информационного уголка. Советы родителям

на тему: «Научите детей любить и беречь природу!».

Оформление

папок-передвижек,

проведение

бесед

экологического содержания.

Информирование

родителей

через

создание

природоохранных памяток, газет.

Участие в

выставке

поделок

«Природа

и

творчество»,

в

фотовыставках

на

тему:

«Заходи

в

зелѐный

дом,

чудеса

увидишь в нѐм!», «Цветущий май», «Краски осени».

Привлечение к участию в природоохранных акциях.

Проведение праздников, развлечений.

Привлечение родителей к активной реализации проектной

деятельности в группах.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тематические мини -

проекты)

КАЛЕНДАРЬ

Вид деятельности

ЯНВАРЬ

11 января День заповедников и

национальных парков

Проект «Красная книга»

Февраль

19 февраля Всемирный день защиты

морских млекопитающих

Проект «Что мы знаем о дельфинах?»

МАРТ

1 марта Всемирный день кошек

Проект «Домашнее животное - кошка»

21 марта Всемирный день леса

Проект «Прогулка в лес»

22 марта Всемирный день Воды

Проект «Секреты воды»

АПРЕЛЬ

1 апреля Международный день птиц

Проект «Птицы нашего двора»

22 апреля День Земли

Проект «Мы все в ответе за нашу планету»

МАЙ

3мая - День солнца

Проект «Пусть всегда будет солнце»

15 мая - Международный день климата

Проект - «Природные явления»

июнь

5 июня - Всемирный день охраны

окружающей среды

«Берегите свою планету с тѐплым именем

Земля»

8 июня - Всемирный день океанов

Проект «Кто такие киты?»

ИЮЛЬ

10 июля День Рыбака

Проект «Рыбы живут не только в аквариуме»

АВГУСТ

18 (31) августа - Лошадиный праздник

Проект «Чем нас удивляют лошади»

СЕНТЯБРЬ

15 — 17 сентября Российский день леса

Проект «Деревья наши зелѐные друзья»

25 сентября Всемирный день моря

Проект «Подводный мир морей»

ОКТЯБРЬ

4 октября Всемирный день защиты

животных

Проект «Они просят защиты»

НОЯБРЬ

12 ноября Синичкин день

Проект «Чудо в перьях»

15ноября День вторичной переработки

Проект «Вторая жизнь бутылки»

ДЕКАБРЬ

11 декабря Международный день гор

Проект «Удивительный мир камней»

29 декабря Международный день

биологического разнообразия

Проект - «Путешествие снеговика»

Третий этап. Заключительный (обобщающий).

Презентация проекта.

Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.

Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почѐтного

значка.

Создание выставки методического и творческого материала.

Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм -

передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).

Дети:

освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

у

детей

проявилось

развитие

инициативы,

активности,

самостоятельности

в

экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам

экологического воспитания детей;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности,

высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического

воспитания детей;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребѐнка в освоении экологических

знаний, экологической культуры;

– осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его

влияние на развитие компетенций ребѐнка, его личностных качеств.

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация.

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!;

О.А. Воронкевич – СПб : Детство – пресс, 2002

2. Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В.

Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008

3. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В.

Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

4. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи.

Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2003г

5. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва:

Педагогическое общество России, 2000г.

6. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов

и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.

7. Ягоды садовые. Наглядно – дидактическое пособие. Издательство «Мозаика – Синтез».

Москва 2005г.

8. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна

Фантазий» 2003г.

9. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для

занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.

10. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных

занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

11. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для

воспитателей. Москва. 2010г.

12. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство

ООО «Книголюб» 2000г.

13. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей;

Книголюб, 2003.

14. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.

15. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями:

Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

16. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.

17. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи.

Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

18. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи.

Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

19. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи.

Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

20. Материалы интернет – сайтов.

Приложение 1

Анкета для родителей по вопросам экологического образования детей в семье

Уважаемые родители!

Для организации эффективного сотрудничества в рамках экологического образования

детей просим Вас ответить на следующие вопросы.

Ф.И.О. (мама/папы)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Возраст ребѐнка _____________________________________________________________

Знаете ли Вы, что такое экология (что изучает эта наука, чем занимаются экологи)?

___________________________________________________________________________

Достаточно ли внимания, на ваш взгляд, в дошкольном образовательном учреждении

уделяется экологическому образованию детей? ___________________________________

Как это отражается на вашем ребѐнке:

ребѐнок делится впечатлениями от наблюдений за объектами живой и неживой природы,

результатов экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду;

__________________________________________________________________________

обращает внимание на окружающую его природу;_______________________________

интересуется стихами, рассказами, пословицами, просмотром фильмов, слайдов о

природе, растительном и животном мире.______________________________________

Учите ли Вы ребѐнка видеть и чувствовать красоту природы, понимать экологические

связи, место и роль человека в природе? ________________________________________

Знакомите ли Вы ребѐнка с правилами поведения на природе? (Перечислите эти

правила) ___________________________________________________________________

Нравится ли вашему ребѐнку искать в окружающем мире что-то новое, интересное,

загадочное, увлекательное? ____________________________________________________

Бывая в лесу, на лугу, в поле, знакомите ли Вы ребѐнка:

с разнообразием цветочных растений, их связью со средой обитания;_________________

растениями, насекомыми, занесѐнными в Красную книгу.___________________________

Есть ли у вашей семьи дача, приусадебный участок, где Вы наслаждаетесь общением с

природой вместе с ребѐнком? _________________________________________________

Есть ли у вашего ребѐнка любимые растения, домашние животные? Какие?

____________________________________________________________________________

Ухаживает ли ребѐнок за ними самостоятельно? ___________________________________

Учите ли Вы ребѐнка понимать состояние растений, животных, сочувствовать и помогать

им? _________________________________________________________________________

Участвует ли ваш ребѐнок в посеве семян для выращивания рассады овощей, цветов и

последующем регулярном наблюдении за всходами?

_____________________________________________________________________________

Интересуетесь ли Вы материалами по воспитанию у детей экологической культуры,

размещѐнными на стенде? Есть ли у Вас предложения по изменению или дополнению

этого материала?

__________________________________________________________________

Принимаете ли Вы участие вместе с ребѐнком в оформлении цветника, посадке деревьев

около вашего дома?

_________________________________________________________________

Будете ли Вы участвовать в фотовыставках, конкурсах и других мероприятиях,

планируемых в дошкольном образовательном учреждении, в рамках экологического

образования детей?

_________________________________________________________________

Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому образованию

дошкольников?

__________________________________________________________________

Ваши предложения, пожелания

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных».

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных;

ввести

и

обосновать

классификацию

животных

на

диких

и

домашних

(по

взаимоотношениям с человеком).

Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок,

побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с

удивительным царством.

- Давайте закроем глаза и перенесѐмся в волшебную страну – царство животных: вот мы

видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на

бок, ведѐт своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась - за кем-то

охотится, мишка - косолапый проснулся от зимней спячки и сосѐт лапу, зайчата играют в

чехарду.

- Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и

просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем?

Ответы детей: - Да, поможем!

Воспитатель: - Злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на

которых надо правильно указать – какое сейчас время года. Обитатели не знают – какое

сейчас время года: то снег пойдѐт, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад

начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать,

толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос.

Воспитатель раздаѐт детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной

цветной бумагой (белой - зима, жѐлтой - осень, зелѐной - весна, красной - лето).

Воспитатель: - С первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас

время года?

Ответы детей: - Весна.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть

такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая

колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти

свои домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребѐнком: домик, деревья, льдина).

Воспитатель: - Дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем?

Ответы детей: - Домашние.

Воспитатель: - А животные, которые не живут с человеком?

Ответы детей: - Дикие.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой-большой (поднимают руки над головой).

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают).

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Проводится 2-3 раза.

Воспитатель: - Представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не

вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала еѐ, но смогла найти только

на третий день. Корова была изранена, напуганная.

- Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы еѐ не нашла хозяйка? Смогла бы

она выжить в лесу одна без человека.

Ответы детей: - Нет, не смогла бы выжить.

Воспитатель: - Охотник нашѐл волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из

них он принѐс домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос,

хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете,

что произойдѐт с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу?

Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему?

Ответы детей: - Нет, не смогли бы выжить в лесу.

Воспитатель: - Правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и

растут в ней – им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А

если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда – животное погибает. Вот

поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом.

Воспитатель: - Дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких

странах, попали на Север, а животные с Севера – в тропический лес. Нужно помочь

животным вернуться к себе домой.

- Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там?

Почему нет?

Ответы

детей: -

Он

перегреется

у

него

слишком

тѐплая

шкура

и

большой

слой

подкожного жира. Он не сможет охотиться – его отовсюду будет видно, и в саване нет

животных, на каких он охотится.

Воспитатель: - А, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить?

Ответы детей: - Он замѐрзнет – его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет

охотиться – он заметен на белом снегу.

Воспитатель: - А зебра? А слон?

Ответы детей: - Нет.

Воспитатель: - Дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно

расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно соединить

их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. Перед детьми лежат пазлы-

животные, нужно их собрать.

Воспитатель: -

Молодцы,

все

справились

с

этим

заданием.

Мы

помогли

царству

животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его

заколдовала. Нужно каждое брѐвнышко расколдовать.

- Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и

расколдуем брѐвнышки.

1. Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2)

2. Щука – это птица? (Нет).

3. Большая рыба с усами? (Сом).

4. Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка).

5. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль).

6. Жилище муравьѐв? (Муравейник).

7. Лохматые любители мѐда? (Медведи).

8. Кто носит своих детѐнышей в сумке? (Кенгуру).

9. Мелкие летающие «кровососы». (Комары).

10. Объясните название «Красная книга».

Воспитатель: - Молодцы! Все брѐвнышки правильно расколдовали, потому что правильно

ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого

же он боится.

Воспитатель читает стихотворение.

Я боюсь. Я боюсь

волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат

ушки на макушке.

Я боюсь, я боюсь

муравья и мушки,

и ужа, и ежа,

и чижа, и стрижа.

Воспитатель: - Каких животных испугался зайчик?

Ответы детей: - Волка, ежа.

Воспитатель: - Каких птиц?

Ответы детей: - Кукушки, стрижа, чижа.

Воспитатель: - Каких насекомых?

Ответы детей: - Жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа.

Воспитатель: - Молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство

животных, где мы помогали всем еѐ обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в

царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись – и вот мы снова с вами

в группе.



В раздел образования