Напоминание

"Свет вокруг нас"


Автор: Делидова Евгения Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: город Невьянск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свет вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 «Радуга»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие»

(конспект)

Составила: Делидова Евгения Альбертовна,

воспитатель, СЗД

Невьянск, 2018

Группа: 4-5 лет

Тема: «Свет вокруг нас»

Цель: пополнение знаний детей об источниках света и его значении посредством опытно-экспериментальной

деятельности.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей об источниках света; пополнить словарный запас: исследования,

природные, искусственные источники света; закрепить знания о частях суток, временах года, учить узнавать посуду с

гжельской росписью.

Развивающие: развивать умение делать выводы по результатам эксперимента, исследования.

Воспитательные: воспитывать любознательность, вежливое отношение друг к другу; вызывать стремление к поисково-

познавательной деятельности.

Планируемый результат: дети знают и умеют различать природные и искусственные источники света, знают значение

света для жизни живых организмов; имеют представления о временах года, частях суток; узнают посуду с гжельской

росписью.

Предварительная работа: беседа «Что нужно растениям для роста». Эксперимент: посадили лук в воду в 2 стаканчика

(1 ставим в темное место, 2 ставим на свет, подоконник).

Методическое обеспечение: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, картинка «Гжель»; картинки с

изображениями источников света: солнце, луна, звезды, месяц, свеча, люстра, лампа, фонарик, стол, кастрюля; картинки-

обозначения источников света: дерево, человек; маски птиц для игры и музыкальная колонка для сопровождения игры.

Теоретическое обеспечение: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста».

Этап, его

продолжи-

тельность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

приемы,

возможные

виды

деятельности

Результат

Мотивационно-

побудительный

1 мин

Формирование

представлений

о

предстоящей

деятельности,

ее задачах.

В

группе

на

столе

накидкой

закрыта

коробка.

Воспитатель говорит слова:

«За руки возьмемся, встанем в круг. Друг

другу

улыбнемся,

я

твой

друг

и

ты

мой

друг!»

-

Ребята,

сегодня

у

нас

гости,

давайте

поздороваемся с ними.

- Сегодня мы с вами превратимся в ученых,

и будем проводить исследования со светом.

- а вы знаете, что такое исследования?

Исследования –

это изучение чего-либо с

помощью опытов.

Так вот, мы с вами сегодня будем проводить

опыты со светом.

А чтобы превратиться в ученых, закройте

глаза…

и представьте,

что

мы

с

вами

находимся в научной лаборатории.

Пока у детей закрыты глаза, воспитатель

снимает накидку с коробки.

- Открывайте глаза.

- ну вот, мы с вами ученые в лаборатории, а

вот

эта

коробка

сегодня

будет

нашей

помощницей.

Дети

встают

в

круг,

берут ся

за

р у к и ,

продолжают

говорить

слова

с

воспитателем.

З д о р о в а ю т с я

с

гостями.

С л у ш а ю т

о

предстоящей

деятельности.

Закрывают,

открывают глаза.

Обращают

внимание

на коробку.

Художественно

е слово

Сюрпризный

момент

Формальная

г о т о в н о с т ь

к

предстоящей

деятельности,

привлечение

произвольного

внимания

Актуализация

знаний

3 мин

Актуализация

имеющихся

знаний,

представлений

о частях суток,

Но сначала давайте вспомним: какое сейчас

время года?

- Правильно, осень. А какая: ранняя или

поздняя?

- Правильно поздняя осень. Скоро наступит

Внимательно

слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Рассказывают

свои

в е р с и и

п оход а

в

Беседа

Вопросы

Актуализация

имеющихся

з н а н и й

и

представлений.

Воспроизведение

временах года.

другое время года. Какое?

- Правильно – наступит зима.

- Ребята, а вы знаете, что зимой дни очень

короткие. Утром долго темно и вечером

рано темнеет. Вы уже сейчас это заметили:

когда утром вы идете в детский сад на улице

темно или светло? (ответы детей)

- А обратно из детского сада домой? (ответы

детей)

- Правильно, ребята. Вы заметили, что день

стал намного короче….

д е т с к и й

с а д

и

обратно.

информации,

необходимой

для

успешного

усвоения нового.

Расширение

имеющихся

представлений

7-8 мин

Расширение

з н а н и й

о б

источниках

света. Создание

с и т у а ц и и ,

в

которой

возникает

необходимость

в

п о л у ч е н и и

новых

представлений.

- Теперь присаживайтесь на стульчики.

- Скажите, ребята, что является главным

источником света для нас днем? (солнце), а

ночью на небе светит… (луна).

А скажите, пожалуйста, что помогает людям

видеть в темноте, когда нет ни солнца, ни

луны? (ответы детей)

-Правильно, значит: свет бывает

природным. Природные источники света:

солнце, луна, месяц, звезды. (Воспитатель

проговаривает, показывая картинки)

- это всё природные источники света,

повторите, пожалуйста. (Природные!)

- И бывают искусственные источники света

т. е. что изобрели люди, то, что излучает

свет – электрические лампочки, лампы

дневного света, свечи, фонарики.

(показывая картинки)

-Это искусственные источники света,

повторите, пожалуйста. (Искусственные!)

Повторите, пожалуйста, какие природные

источники света вы запомнили…

С а д я т с я

н а

стульчики.

Слушают

воспитателя

Проговаривают

источники

с в е т а :

п р и р о д н ы е

и

искусственные

Подходят к коробке.

По очереди смотрят в

отверстие, ничего не

видят

Предполагают:

почему

ничего

не

видно.

Предлагают

открыть

к о р о б к у,

ч т о б ы

Проблемная

ситуация.

Экспериментир

ование.

Беседа.

Вопросы.

Просьба.

Похвала.

Сформирован-

н о с т ь

н о в ы х

представлений.

Расширение

представлений

д е т е й

о б

источниках света.

С т р е м л е н и е

к

поисково-

познавательной

деятельности.

А искусственные … Молодцы!

- Свет помогает нам видеть окружающие

вещи.

- Хотите узнать, что находится в

коробке? (Да)

-Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте

посмотрим в это отверстие. Что лежит в

коробке? (дети ничего не видят)

- Почему ничего не видно? (потому, что в

коробке темно).

- Как сделать, чтобы в коробке стало

светлее? (Открыть коробку, тогда попадет

свет и осветит все внутри нее.)

Воспитатель открывает коробку, туда

попал свет, и все видят фонарик.

- А если мы не будем открывать коробку, как

сделать, чтобы в ней было светло? (ответы

детей)

- Что вы видите в коробке? (картинку)

- Что на картинке? (посуда «Гжель»)

Как вы узнали, что это Гжель? (рисунок

синий на белом)

(достаю картинку)

- Молодцы! Правильно, это посуда

расписана гжелью.

- Теперь мы с вами можем сделать вывод:

когда в коробке темно мы ничего не видим,

а включили фонарик и увидели картинку в

коробке. Свет помогает нам видеть

окружающие предметы.

- Правильно, ребята! Первое наше

исследование доказывает, что свет помогает

нам видеть окружающие предметы.

увидеть, что в ней.

Предлагают

включить фонарик.

Включают фонарик,

опускают его в

коробку, сквозь

прорезь,

рассматривают

картинку в коробке.

Отвечают на

вопросы

Делают вывод

совместно с

воспитателем.

Динамическая

пауза

2 мин

С м е н а

в и д а

деятельности,

предупреждени

е утомляемости

Теперь я приглашаю вас на ковер, давайте

поиграем в игру «День – ночь»

Вы все превращаетесь в птичек, одевайте

маски, а Маша будет сова.

Что сова днем делает? (ответы детей)

А птички днем… (летают). А ночью птички

спят, а сова просыпается и летит на охоту.

Какая птичка не спит, шевелится, то ее сова

забирает к себе в дупло.

Пока звучит музыка – день, как только

музыка закончилась – наступила ночь.

Днем птички поют песенку: Прилетели

птички, птички-невелички. Всё летали, всё

летали – крыльями махали. На дорожку

сели зернышек поели: «Клю, клю, клю, клю,

клю клю, а я зернышки люблю!».

(2 раза)

Д е т и

п р и н и м а ю т

предложение

воспитателя поиграть

в игру.

Проговаривают

правила игры.

Одевают маски

Двигаются

и

ведут

себя в соответствии с

р оль ю ,

н а п е в а ю т

слова в соответствии

с ролью.

Играют в игру,

соблюдая правила.

В

к о н ц е

и г р ы

ребенок в роли совы

п е р е д а е т

м а с к у

другому ребенку.

Малоподвижна

я игра

Художественно

е слово

Правила игры

Снятие

напряжения,

эмоциональная и

физическая

разрядка.

Практическая

работа

6 мин

Применение

и

закрепление

полученных

знаний.

- Молодцы, ребята, хорошо поиграли!

Давайте вернемся в нашу лабораторию.

- А теперь определите: сейчас на улице

светло или темно? (светло)

- Как вы думаете, что светит

сейчас? (солнце)

Вы уверены, что солнце? Мы не видим

лучики? (в зависимости от погоды)

- Конечно солнце, ребята, ведь облака

пропускают лучи света и на улице светло.

Теперь давайте поиграем в игру «Найди

лишнее»

Карточки с изображением источников

света (солнце, луна, звезды, месяц, лампа,

фонарик, фонарный столб, свеча, два

Слушают

воспитателя

Смотрят в окно

Определяют:

светло

или темно.

Высказывают

свое

мнение.

Принимают

предложение

воспитателя поиграть

Вспоминают

источники света,

по одному подходят

Дидактическая

игра «Найди

лишнее»

Выполнение

задания

Вопросы

Похвала

Наблюдение

Овладение

умениями

р а б о т а т ь

п о

правилу, слушать

в з р о с л о г о

и

выполнять

е го

инструкции.

Закрепление

полученных

знаний.

Способность

самостоятельно

действовать,

решать

интеллектуальны

е

з а д а ч и ,

адекватные

предмета, не дающие свет).

- Предлагаю вам разложить картинки на 2

группы: природные и искусственные

источники света.

- Давайте вспомним, какие источники света

мы назовем природными, а какие

искусственными и почему?

- Берите по одной картинке и подходите к

магнитной доске. Обратите внимание:

картинка «дерево» будет обозначать

природные источники, а картинка «человек»

- искусственные.

(Каждого ребенка спросить какую картинку,

куда и почему прикрепил).

На столе остаётся 2 картинки, которые

никто не выбрал. Ребёнок выходит и

выясняем, что картинки с источниками

света закончились. Объясняет, почему эти

картинки лишние. (Эти предметы не дают

света)

-Молодцы! Вы хорошо отличаете источники

света и правильно выполнили задания.

Ребята, вы знаете, зачем людям, животным и

растениям нужен свет?

(Для роста, чтобы были плоды)

Мы с вами ученые и проводим еще один

эксперимент.

Какой? (Мы посадили в стаканчиках лук.

Один стаканчик поставили на подоконник,

другой в темный шкаф.)

Давайте проверим, что у нас получилось?

(Достаем посадку лука. Рассматриваем

лук)

и выбирают одну

картинку и

располагают ее на

магнитной доске под

нужной картинкой,

обозначающей,

искусственные

источники – человек

или природные –

дерево.

О д и н

р е б е н о к

объясняет,

почему

картинки лишние.

Отвечают на вопросы

Проверяют

эксперимент с луком

и делают вывод

совместно с

воспитателем: в

темном месте лук не

пророс, на свету

выросли стрелки

лука.

Свет нужен для

роста растений.

опыта

возрасту.

- Давайте сделаем вывод: для роста

растений нужен свет.

Свет нужен всем живым

организмам для роста и развития.

Заключительны

й этап

1 мин

Подведение

итогов,

обобщение

полученного

опыта.

А теперь, ребята, я приглашаю вас на

стульчики, и мы можем подвести итоги

нашего исследования.

Что мы сегодня исследовали?

Какие источники света вы сегодня узнали?

Назовите природные источники света.

Зачем нам нужен свет?

А растениям?

Свет необходим человеку, чтобы видеть лучше

предметы его окружения. Свет нужен живым

организмам для роста и развития.

Что вам больше запомнилось и понравилось

сегодня?

Легко ли вам было отвечать на вопросы и

выполнять задания?

Молодцы!

Мне

тоже

наше

исследование

очень

понравилось.

Теперь

вы

больше

знаете

о

значении света.

Присаживаются

на

стульчики.

Отвечают на вопросы

воспитателя.

Высказываются

по

поводу

полученной

информации.

Вопросы.

Похвала.

Осознание

себя

как

у ч а с т н и к а

познавательного

процесса.

Сформированнос

ть

элементарных

навыков

самооценки.



В раздел образования