Автор: Делидова Евгения Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: город Невьянск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свет вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 «Радуга»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие»
(конспект)
Составила: Делидова Евгения Альбертовна,
воспитатель, СЗД
Невьянск, 2018
Группа: 4-5 лет
Тема: «Свет вокруг нас»
Цель: пополнение знаний детей об источниках света и его значении посредством опытно-экспериментальной
деятельности.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об источниках света; пополнить словарный запас: исследования,
природные, искусственные источники света; закрепить знания о частях суток, временах года, учить узнавать посуду с
гжельской росписью.
Развивающие: развивать умение делать выводы по результатам эксперимента, исследования.
Воспитательные: воспитывать любознательность, вежливое отношение друг к другу; вызывать стремление к поисково-
познавательной деятельности.
Планируемый результат: дети знают и умеют различать природные и искусственные источники света, знают значение
света для жизни живых организмов; имеют представления о временах года, частях суток; узнают посуду с гжельской
росписью.
Предварительная работа: беседа «Что нужно растениям для роста». Эксперимент: посадили лук в воду в 2 стаканчика
(1 ставим в темное место, 2 ставим на свет, подоконник).
Методическое обеспечение: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, картинка «Гжель»; картинки с
изображениями источников света: солнце, луна, звезды, месяц, свеча, люстра, лампа, фонарик, стол, кастрюля; картинки-
обозначения источников света: дерево, человек; маски птиц для игры и музыкальная колонка для сопровождения игры.
Теоретическое обеспечение: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста».
Этап, его
продолжи-
тельность
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Методы,
приемы,
возможные
виды
деятельности
Результат
Мотивационно-
побудительный
1 мин
Формирование
представлений
о
предстоящей
деятельности,
ее задачах.
В
группе
на
столе
накидкой
закрыта
коробка.
Воспитатель говорит слова:
«За руки возьмемся, встанем в круг. Друг
другу
улыбнемся,
я
твой
друг
и
ты
мой
друг!»
-
Ребята,
сегодня
у
нас
гости,
давайте
поздороваемся с ними.
- Сегодня мы с вами превратимся в ученых,
и будем проводить исследования со светом.
- а вы знаете, что такое исследования?
Исследования –
это изучение чего-либо с
помощью опытов.
Так вот, мы с вами сегодня будем проводить
опыты со светом.
А чтобы превратиться в ученых, закройте
глаза…
и представьте,
что
мы
с
вами
находимся в научной лаборатории.
Пока у детей закрыты глаза, воспитатель
снимает накидку с коробки.
- Открывайте глаза.
- ну вот, мы с вами ученые в лаборатории, а
вот
эта
коробка
сегодня
будет
нашей
помощницей.
Дети
встают
в
круг,
берут ся
за
р у к и ,
продолжают
говорить
слова
с
воспитателем.
З д о р о в а ю т с я
с
гостями.
С л у ш а ю т
о
предстоящей
деятельности.
Закрывают,
открывают глаза.
Обращают
внимание
на коробку.
Художественно
е слово
Сюрпризный
момент
Формальная
г о т о в н о с т ь
к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
внимания
Актуализация
знаний
3 мин
Актуализация
имеющихся
знаний,
представлений
о частях суток,
Но сначала давайте вспомним: какое сейчас
время года?
- Правильно, осень. А какая: ранняя или
поздняя?
- Правильно поздняя осень. Скоро наступит
Внимательно
слушают воспитателя
Отвечают на вопросы
Рассказывают
свои
в е р с и и
п оход а
в
Беседа
Вопросы
Актуализация
имеющихся
з н а н и й
и
представлений.
Воспроизведение
временах года.
другое время года. Какое?
- Правильно – наступит зима.
- Ребята, а вы знаете, что зимой дни очень
короткие. Утром долго темно и вечером
рано темнеет. Вы уже сейчас это заметили:
когда утром вы идете в детский сад на улице
темно или светло? (ответы детей)
- А обратно из детского сада домой? (ответы
детей)
- Правильно, ребята. Вы заметили, что день
стал намного короче….
д е т с к и й
с а д
и
обратно.
информации,
необходимой
для
успешного
усвоения нового.
Расширение
имеющихся
представлений
7-8 мин
Расширение
з н а н и й
о б
источниках
света. Создание
с и т у а ц и и ,
в
которой
возникает
необходимость
в
п о л у ч е н и и
новых
представлений.
- Теперь присаживайтесь на стульчики.
- Скажите, ребята, что является главным
источником света для нас днем? (солнце), а
ночью на небе светит… (луна).
А скажите, пожалуйста, что помогает людям
видеть в темноте, когда нет ни солнца, ни
луны? (ответы детей)
-Правильно, значит: свет бывает
природным. Природные источники света:
солнце, луна, месяц, звезды. (Воспитатель
проговаривает, показывая картинки)
- это всё природные источники света,
повторите, пожалуйста. (Природные!)
- И бывают искусственные источники света
т. е. что изобрели люди, то, что излучает
свет – электрические лампочки, лампы
дневного света, свечи, фонарики.
(показывая картинки)
-Это искусственные источники света,
повторите, пожалуйста. (Искусственные!)
Повторите, пожалуйста, какие природные
источники света вы запомнили…
С а д я т с я
н а
стульчики.
Слушают
воспитателя
Проговаривают
источники
с в е т а :
п р и р о д н ы е
и
искусственные
Подходят к коробке.
По очереди смотрят в
отверстие, ничего не
видят
Предполагают:
почему
ничего
не
видно.
Предлагают
открыть
к о р о б к у,
ч т о б ы
Проблемная
ситуация.
Экспериментир
ование.
Беседа.
Вопросы.
Просьба.
Похвала.
Сформирован-
н о с т ь
н о в ы х
представлений.
Расширение
представлений
д е т е й
о б
источниках света.
С т р е м л е н и е
к
поисково-
познавательной
деятельности.
А искусственные … Молодцы!
- Свет помогает нам видеть окружающие
вещи.
- Хотите узнать, что находится в
коробке? (Да)
-Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте
посмотрим в это отверстие. Что лежит в
коробке? (дети ничего не видят)
- Почему ничего не видно? (потому, что в
коробке темно).
- Как сделать, чтобы в коробке стало
светлее? (Открыть коробку, тогда попадет
свет и осветит все внутри нее.)
Воспитатель открывает коробку, туда
попал свет, и все видят фонарик.
- А если мы не будем открывать коробку, как
сделать, чтобы в ней было светло? (ответы
детей)
- Что вы видите в коробке? (картинку)
- Что на картинке? (посуда «Гжель»)
Как вы узнали, что это Гжель? (рисунок
синий на белом)
(достаю картинку)
- Молодцы! Правильно, это посуда
расписана гжелью.
- Теперь мы с вами можем сделать вывод:
когда в коробке темно мы ничего не видим,
а включили фонарик и увидели картинку в
коробке. Свет помогает нам видеть
окружающие предметы.
- Правильно, ребята! Первое наше
исследование доказывает, что свет помогает
нам видеть окружающие предметы.
увидеть, что в ней.
Предлагают
включить фонарик.
Включают фонарик,
опускают его в
коробку, сквозь
прорезь,
рассматривают
картинку в коробке.
Отвечают на
вопросы
Делают вывод
совместно с
воспитателем.
Динамическая
пауза
2 мин
С м е н а
в и д а
деятельности,
предупреждени
е утомляемости
Теперь я приглашаю вас на ковер, давайте
поиграем в игру «День – ночь»
Вы все превращаетесь в птичек, одевайте
маски, а Маша будет сова.
Что сова днем делает? (ответы детей)
А птички днем… (летают). А ночью птички
спят, а сова просыпается и летит на охоту.
Какая птичка не спит, шевелится, то ее сова
забирает к себе в дупло.
Пока звучит музыка – день, как только
музыка закончилась – наступила ночь.
Днем птички поют песенку: Прилетели
птички, птички-невелички. Всё летали, всё
летали – крыльями махали. На дорожку
сели зернышек поели: «Клю, клю, клю, клю,
клю клю, а я зернышки люблю!».
(2 раза)
Д е т и
п р и н и м а ю т
предложение
воспитателя поиграть
в игру.
Проговаривают
правила игры.
Одевают маски
Двигаются
и
ведут
себя в соответствии с
р оль ю ,
н а п е в а ю т
слова в соответствии
с ролью.
Играют в игру,
соблюдая правила.
В
к о н ц е
и г р ы
ребенок в роли совы
п е р е д а е т
м а с к у
другому ребенку.
Малоподвижна
я игра
Художественно
е слово
Правила игры
Снятие
напряжения,
эмоциональная и
физическая
разрядка.
Практическая
работа
6 мин
Применение
и
закрепление
полученных
знаний.
- Молодцы, ребята, хорошо поиграли!
Давайте вернемся в нашу лабораторию.
- А теперь определите: сейчас на улице
светло или темно? (светло)
- Как вы думаете, что светит
сейчас? (солнце)
Вы уверены, что солнце? Мы не видим
лучики? (в зависимости от погоды)
- Конечно солнце, ребята, ведь облака
пропускают лучи света и на улице светло.
Теперь давайте поиграем в игру «Найди
лишнее»
Карточки с изображением источников
света (солнце, луна, звезды, месяц, лампа,
фонарик, фонарный столб, свеча, два
Слушают
воспитателя
Смотрят в окно
Определяют:
светло
или темно.
Высказывают
свое
мнение.
Принимают
предложение
воспитателя поиграть
Вспоминают
источники света,
по одному подходят
Дидактическая
игра «Найди
лишнее»
Выполнение
задания
Вопросы
Похвала
Наблюдение
Овладение
умениями
р а б о т а т ь
п о
правилу, слушать
в з р о с л о г о
и
выполнять
е го
инструкции.
Закрепление
полученных
знаний.
Способность
самостоятельно
действовать,
решать
интеллектуальны
е
з а д а ч и ,
адекватные
предмета, не дающие свет).
- Предлагаю вам разложить картинки на 2
группы: природные и искусственные
источники света.
- Давайте вспомним, какие источники света
мы назовем природными, а какие
искусственными и почему?
- Берите по одной картинке и подходите к
магнитной доске. Обратите внимание:
картинка «дерево» будет обозначать
природные источники, а картинка «человек»
- искусственные.
(Каждого ребенка спросить какую картинку,
куда и почему прикрепил).
На столе остаётся 2 картинки, которые
никто не выбрал. Ребёнок выходит и
выясняем, что картинки с источниками
света закончились. Объясняет, почему эти
картинки лишние. (Эти предметы не дают
света)
-Молодцы! Вы хорошо отличаете источники
света и правильно выполнили задания.
Ребята, вы знаете, зачем людям, животным и
растениям нужен свет?
(Для роста, чтобы были плоды)
Мы с вами ученые и проводим еще один
эксперимент.
Какой? (Мы посадили в стаканчиках лук.
Один стаканчик поставили на подоконник,
другой в темный шкаф.)
Давайте проверим, что у нас получилось?
(Достаем посадку лука. Рассматриваем
лук)
и выбирают одну
картинку и
располагают ее на
магнитной доске под
нужной картинкой,
обозначающей,
искусственные
источники – человек
или природные –
дерево.
О д и н
р е б е н о к
объясняет,
почему
картинки лишние.
Отвечают на вопросы
Проверяют
эксперимент с луком
и делают вывод
совместно с
воспитателем: в
темном месте лук не
пророс, на свету
выросли стрелки
лука.
Свет нужен для
роста растений.
опыта
возрасту.
- Давайте сделаем вывод: для роста
растений нужен свет.
Свет нужен всем живым
организмам для роста и развития.
Заключительны
й этап
1 мин
Подведение
итогов,
обобщение
полученного
опыта.
А теперь, ребята, я приглашаю вас на
стульчики, и мы можем подвести итоги
нашего исследования.
Что мы сегодня исследовали?
Какие источники света вы сегодня узнали?
Назовите природные источники света.
Зачем нам нужен свет?
А растениям?
Свет необходим человеку, чтобы видеть лучше
предметы его окружения. Свет нужен живым
организмам для роста и развития.
Что вам больше запомнилось и понравилось
сегодня?
Легко ли вам было отвечать на вопросы и
выполнять задания?
Молодцы!
Мне
тоже
наше
исследование
очень
понравилось.
Теперь
вы
больше
знаете
о
значении света.
Присаживаются
на
стульчики.
Отвечают на вопросы
воспитателя.
Высказываются
по
поводу
полученной
информации.
Вопросы.
Похвала.
Осознание
себя
как
у ч а с т н и к а
познавательного
процесса.
Сформированнос
ть
элементарных
навыков
самооценки.