Автор: Пишикина Анжелика Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 58
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность учителя – логопеда по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традициях Донского края.
Раздел: дошкольное образование
Деятельность учителя – логопеда по воспитанию
дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно –
исторических традициях Донского края.
«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется
творческой силой народного духа в мысль, в картину голос родной природы»
К.Д. Ушинский.
В период дошкольного детства основой ценностно-смыслового развития
выступают
«ценностно-смысловые
отношения
дошкольников
к
культуре
родного края», которое понимается как сложноорганизованная категориальная
система
связей,
ценностей,
смыслов,
включающих:
способы
познания
ценностей культуры, обеспечивающих культурную идентификацию ребенка,
открытие
на
основе
любознательности
первичных
смысловых
единиц
и
скрытых признаков (причины, мотивы, смыслы и т.п.) предметов, явлений
культуры
личности,
её
отношений
и
осознание
личностных
смыслов
в
активной
творческой
деятельности;
субъективный
опыт
как
сочетание
компетенций (культурно-познавательных, информационно-коммуникативных,
эмоционально-ценностных, действенно-практических), нашедших отражение
в позиции ребенка в социальной группе сверстников и взрослых, в личностном
успехе в игровых, художественных видах деятельности, в эмоциональных
переживаниях
и
чувствах,
проявленных
в
процессе
познания
ценностей
культуры родного края.
В этом смысле цель моей работы как учителя-логопеда предполагает
развитие ценностной сферы ребенка дошкольника на основе первичных
смысловых
единиц
(слово,
образ,
средства
выразительности
и
т.п.)
в
специфических
видах
детской
деятельности,
в
первую
очередь
информационно-коммуникативной,
деятельностно-продуктивной,
путем
приобщения
их
к
историческому
наследию
донского
казачества,
культурным особенностям языковой, природной и архитектурной среды
донского края.
Родной
язык
является
источником
представлению
ребенку
народной
концепции мироустройства. Тексты фольклора символически представляют
целостные,
мощные,
емкие
образы
главных
жизненных
смыслов.
Психологическое значение этих текстов в создании доверительного отношения
к окружающему мира и осознание своего места в нем.
Работа проводилась в следующих направлениях и имела блочное планирование,
что помогало погрузиться в одну тему во всех видах и формах организованной и
совместной деятельности:
1блок.Обследование
уровня
знаний
дошкольников
о
родном
крае,
отбор
содержания
регионального
компонента,
планирование
работы
по
данному
направлению;
2 блок. Ознакомление детей с возникновением нашего города и с архитектурными и
природными памятниками Ростова-на-Дону.
3 блок. Изучение жизни и быта донских казаков
4блок. Использование
в
работе
с
детьми
народных
подвижных
игр,
малых
фольклорных форм.
5блок. Ознакомление с природой родного края (животный, растительный мир)
народные приметы, пословицы, поговорки.
6блок. Взаимодействие с семьями воспитанников при ознакомлении с Донским
краем.
Содержание образовательной деятельности построено на интеграции ценностей
культуры Донского края и раскрывает культурно-познавательные, гуманистическо-
нравственные,
эстетические
ценности
народа,
проживающего
на
данной
территории, и раскрывает региональный аспект дошкольного образования в нашем
регионе.
1 . Была проведена диагностика уровня знаний детей. На основе первичных
данных подобран тематический и лексический материал по ознакомлению детей с
Донским
краем.
Мною
были
изучена
программно-методическая
литература
по
приобщению дошкольников к истории и культуре Донского края: Р.М. Чумичевой,
Н.А.
Платохиной,
О.Л.
Ведмедь,
Л.В.
Абдульмановой,
Л.В.
Кампанцевой,
что
помогло систематизировать работу и составить перспективный план ознакомления
дошкольников с Донским краем, разработать лексические темы.
2. Содержание
работы
осуществлялось
в
процессе
знакомства
детей
с
архитектурными
сооружениями
и
природными
памятниками
ближайшего
микрорайона, их значением в жизни людей. Акцентировала внимание детей на
ближайшем расположении зданий, улиц, парков: Парк Октября, зона отдыха на реке
Темерник, школа № 7, Соловьиная роща, памятник освободителям г. Ростова-на-
Дону на ул. Оганова и др. На тематических занятиях и в проектной деятельности
дети моделировали территорию детского сада, городские здания и парковые зоны,
презентовали их детям, родителям, педагогам. Был организован флэш-моб «Мы
любим Темерник», проект «Откуда начался Ростов» и др.
3 блок – Изучение «жизни и быта донских казаков» осуществлялось через
просмотр
фотографий,
иллюстраций,
презентаций,
рассказами
и
чтением
художественной
литературы,
прослушиванием
песен.
Т.к.
группа
работает
по
лексическим
темам,
поэтому
были
разработаны
конспекты
интегрированных
занятий познавательного цикла: «Мы – жители Дона», «Путешествие по городам
Ростовской области», «Город вольных казаков», «Конь – верный друг казака» и др.
Первоначально рассказала детям о том, кто же такие казаки, их характерные
особенности (мужественные, трудолюбивые люди). На вопрос «Расскажи, что ты
знаешь о казаках?», дети в основном отвечали: едут на лошадях, ходят в шапках, у
них должны быть усы. Беседовала с детьми о людях, прославивших донской край:
художники, писатели, спортсмены.
В процессе занятий знакомила детей со старинными казачьими обычаями (роль
казачки в воспитании казака, рождение сына), с казачьими символами и знаками
(флаг, герб, гимн, булава и т.д.). Обращала внимание детей на то, какими воинами
были казаки и кто был верным другом казака в боевом походе.В план работы по
ознакомлению с Донским краем включила создание выставки «Бабулин сундучок»,
мини – музея, в которых были собраны подлинные предметы и фотографии быта
наших предков. Именно здесь впервые дети увидели элементы казачьего костюма,
старинную
посуду,
предметы
труда,
украшения.
Все
эти
предметы
старины
вызывают
у
детей
неподдельный
интерес,
знакомят
с
традициями
нашего
культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
4 блок –Обряды
и
праздники,
которые
в
народной
традиции
имеют
характер
игры.Ритм
праздников
и
обрядов
приобщает
дошкольников
к
эмоционально-
ценностной системе способов взаимодействия с природой: призыв: «Гори, гори
ясно, чтобы не погасло!»;восхищение, выражение восторга и радости: Душа моя
Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная ты краса...!»; договор:
«Весна, весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью с великой
милостью:
со
льном
высоким,
с
корнем
глубоким,
с
хлебами
обильными...»;
приметы
и
пословицы:
май
радость,
июнь-счастье,
июль-краса
лета,
август-
густарь-страды государь».Такая система взаимоотношений с природой является
символом закона существования общества: закона всеобщей доброжелательности.
Народные игры учат тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое,
которое не противоречиво вписано в жизнь детского сообщества. В игре создаются
дополнительные условия для реализации речевых задач. В работе с детьми и в
процессе занятий и в свободное время широко использую игровой фольклор, в
котором
радость
движения
сочетается
с
духовным
обогащением.
Любимые
фольклорные игры детей моей группы: «В утку», «Плетень», «Завивайся капустка»,
«Путы», «В шапку» и др. Участие детей в народных играх позволяет им в игре
усвоить культуру народа, обогатить словарный запас, выразительность речи. Дети
моей
группы
любят
веселые
считалки,
жеребьевки,
сопровождающие
игры.
Я
заметила, что благодаря игре, дети научились самостоятельно находить выход из
критического
положения,
быстро
принимать
решение
и
осуществлять
их,
проявлять
инициативу,
т.е.
приобретали
важные
качества,
необходимые
им
в
будущей жизни. Предлагала малоактивным, неуверенным в себе детям выбрать
ведущего в игре считалкой, что позволяло им совместному общению с другими
детьми, развитию коммуникативных навыков. В начале выбирала легкие считалки
в
произношении,
затем
посложнее
–
это
помогало
им
разнообразить
словарь,
повысить
уровень
речевого
развития
ребенка,
правильно
выстроить
фразы.
Обратила внимание, как слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще
большей силой, помогало детям координировать речь с движением, использовать
музыкальное сопровождение для выработки плавности речи, четкости ритма той
или иной фольклорной формы, развить внимание, наблюдательность, мышление,
побороть свою замкнутость. Поэтому огромную роль в народных традиционных
играх играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Песня для казаков имеет большое значение. В них говорится о важных событиях в
жизни казаков, о глубочайшей преданности своей малой Родине. Слушание и пение
песен способствует развитию плавности речи, силы и высоты голоса, речевому
дыханию,
звукопроизношению,
что
является
важным
для
детей
с
речевыми
нарушениями. Обращала внимание детей на особенность пения казачьих песен при
просмотре
фильма
«Вешенская
весна».
В
детском
саду
были
организованы
тематические
развлечения (Жаворонки
прилетели,
Масленица),
где
были
объединены песни, игры, загадки, разученные ранее.
5 блок – Знакомя детей с природой Донского края, я старалась показать красоту
окружающего
нас
мира
опираясь
на
тексты
материнского
фольклора,
который
вводит ребенка в животный мир языковыми образами: утка-поплавутка, курка-
гарабурка, конь-брыконь, животные приносят ребенку еду, здоровье, сон, подарки,
сапожки в которых он затем самостоятельно выйдет на дорогу жизни...
Мир
растений одаривает ребенка эмоциональностью и поэтичностью образов донских
трав:травушка-муравушка-спорышь,
шелкова
трава
–ковыль,
солдатская
трава-
тысячелистник,
печаль
трава-полынь,
одолень
трава-кувшинка
и
т.д.
.
Эстетическими
звучаниями:
красава,
красоля,
краса,
красотная
трава,
чистец,
чистотел... образными выражениями: ритмичностью речи: травка-гречанка-попарь
плечики, травка репеек-попарь животок..
Примером этой работы стали экскурсии к реке Темерник в разный период, где дети
наблюдали за насекомыми, птицами, земноводными, а также растительностью.
Сравнивали
с
детьми
животный
и
растительный
мир
в
разное
время
года:
отсутствие насекомых в холодное время года, изменение состояния воды в реке
(покрылась
льдом),
не
слышно
пения
птиц
и
т.д.
Просматривали
с
детьми
презентации
«Водоемы
области»,
«Кто
живет
в
воде?»
с
последующим
обсуждением увиденного. Рассматривали иллюстрации лекарственных растений
нашей области, обращала внимание детей на их значимость в жизни человека.
Проводила
ознакомительные
беседы
о
животных
и
птицах
Дона,
среде
их
обитания. Проводились наблюдения на территории детского сада, за растениями,
деревьями,
насекомыми,
птицами,
которые
потом
отражались в
дневниках
наблюдений.
Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности
Родине: Донская
земля
дармоедов
не
кормит
(на
Дону
трудом
будешь
сыт),
как
ложкой,
так
и
шашкой
(и
за
столом,
и
в
сражении
го р а зд ) ,
Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни);
на
Дону
что
ни
хутор,
то
своя
запевка
(в
каждом
хуторе
всё
по-своему);
казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что
н и
в о з ь м и
–
к а з а к
у м е е т
в с ё ) ;
не атаман при булаве, а булава при атамане (личные качества важнее причастности
к власти).
6 блок – Взаимодействие с семьями воспитанников.
... слово «Отечество» происходит от слова «отец». Язык, как всегда отражает самое
важное в сознании народа. М.Ю. Новицкая
Моя работа с родителями основана на устойчивости народных, этнических идеалах
воспитания, которые приводились в жизнь не только с помощью слов, но и в
конкретной деятельности.
Родительские
собрания,
консультации,
беседы,
информационный
материал
(памятки, буклеты)- традиционные формы работы с родителями направлены на
передачу
ребенку
социально-исторического
опыта,
в
первую
очередь
опыта
эмоциональных
и
духовных
взаимоотношений.
Родительские
собрания
сопровождаются обязательным показом детской деятельности. Особый интерес у
родителей вызывал показ фрагментов занятий на основе народных праздников:
«Осенины –капустины именины», «Пришел казак из похода», «Матушка красная,
словно солнышко ясное», «Кумушка, подруженька моя».
Привлекла родителей к написанию авторских сказок совместно с детьми о жизни
казаков.
Родители приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды,
в оснащении и оборудовании мини сред: музея в группе, выставки предметов и
фотографий казачьего быта, пополнении аудиотеки с записями казачьих песен.
Рекомендовала
родителям
посетить
памятные
места
нашего
города,
сделать
фотоотчеты и познакомить с ним других детей. Дети с интересом обменивались
своими
впечатлениями,
настроением,
что
способствовало
развитию
коммуникативных навыков. Обращала внимание родителей на то, как важно и
полезно слушание казачьих песен в домашних условиях, обыгрывание казачьих
обрядов, проведение казачьих игр. В процессе всей этой деятельности речь ребенка
активно развивается: обогащается словарь, формируется грамматический строй,
развивается
диалогическая
и
монологическая
речь,
формируется
связная
речь. Деятельность,
направленная
на
внедрение
регионального
компонента
в
образовательный
процесс,
построена в соответствии с ФГОС ДО на основе
интеграции
ценностей
культуры
Донского
края,
методов
развития
ценностного отношения к культуре родного края: познавательно-развивающие
(наблюдения, экскурсии, проекты, проблемные ситуации), диалоговые (игровые
диалоги, диалоги персонажей, рассказ и т.д.), оценочно-рефлексивные (общение,
ситуации, совместная деятельность), экспериментальные (моделирование, опыты и
эксперименты);
фор
организации
деятельности(игровая,
интеллектуально-
познавательная, творческая и др.). Работа проводилась на основе взаимодействия
педагогов ДОУ и родителей. Работа по данному направлению стала предпосылкой
воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности, это
является направлением, над которым моя работа будет строиться в дальнейшем. В
настоящее время взаимодействие нашего образовательного учреждения и семьи
реализуется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в
новых
формах
совместных
детско-родительских
семинаров,
общих
активных
занятиях по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности
и иных вариантах сотрудничества.
Благодаря
диалогу
учреждения
с
родительской
общественностью,
в
основе
которого
заложены
партнерские
отношения,
стало
возможным
участие
воспитанников
в
различных
проектах,
смотрах,
конкурсах. Формирование
нравственно-патриотических чувств
считаю одной из своих задач, поэтому на
логопедических
занятиях
использую
лексические
темы
«День
защитника
Отечества», «Военные профессии и военная техника», «День Победы», «Земля –
наш
общий
дом»
для того,
чтобы
как
можно
раньше
пробудить
в
растущем
человеке любовь к родной земле, с первых шагов
формировать у детей черты
характера,
которые
помогут
ему
стать
человеком
и
гражданином
общества;
воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,
бабушке, к родному дому, чувства гордости за достижения своей страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным
ребенку
явлениям
общественной
жизни.
На
занятиях
дети
заучивают
стихи
о
защитниках
Отечества,
читают
рассказы
и
баллады
о
солдатах
войны.
В
информационном
логопедическом
уголке
родители
могут
ознакомиться
с
рекомендациями по той или иной лексической теме. Из наблюдений за детьми,
бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши
воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину,
русскую
культуру,
интересуются
народными
традициями.
Большинство
детей
успешно
осваивают
социальные
навыки
и
нормы
поведения,
применяют
полученные знания в добрых делах и поступках.
Литература
1.Платохина
Н.А.
Научно-методическое
сопровождение
процесса
развития
ценностно-смыслового
отношения
дошкольников
к
культуре
родного
края.
//Известия
Южного
федерального
университета.
Педагогические
науки.2010.
№2.с.67-72.
2.
Осорина
М.В.
Картина
мира
в
колыельных
песняхи
рисунках
маленьких
детей//Секретный мир детейв пространстве мира взрослых.СПб.:Питер.1999.
3.Рыбаков Б.А.Язычество древних славян.М.:Русское слово,1997.
4. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методическое обеспечение к
региональной
программе
«Родники
Дона»:
учеб.метод.пособие.Ростов
н/Д:ДПК.2005.
5. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностно-смысловое развитие
дошкольников (на материале истории и культуры Донского края).Ростов н/Д,2005.