Напоминание

Деятельность учителя – логопеда по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традициях Донского края.


Автор: Пишикина Анжелика Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 58
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность учителя – логопеда по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традициях Донского края.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деятельность учителя – логопеда по воспитанию

дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно –

исторических традициях Донского края.

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется

творческой силой народного духа в мысль, в картину голос родной природы»

К.Д. Ушинский.

В период дошкольного детства основой ценностно-смыслового развития

выступают

«ценностно-смысловые

отношения

дошкольников

к

культуре

родного края», которое понимается как сложноорганизованная категориальная

система

связей,

ценностей,

смыслов,

включающих:

способы

познания

ценностей культуры, обеспечивающих культурную идентификацию ребенка,

открытие

на

основе

любознательности

первичных

смысловых

единиц

и

скрытых признаков (причины, мотивы, смыслы и т.п.) предметов, явлений

культуры

личности,

её

отношений

и

осознание

личностных

смыслов

в

активной

творческой

деятельности;

субъективный

опыт

как

сочетание

компетенций (культурно-познавательных, информационно-коммуникативных,

эмоционально-ценностных, действенно-практических), нашедших отражение

в позиции ребенка в социальной группе сверстников и взрослых, в личностном

успехе в игровых, художественных видах деятельности, в эмоциональных

переживаниях

и

чувствах,

проявленных

в

процессе

познания

ценностей

культуры родного края.

В этом смысле цель моей работы как учителя-логопеда предполагает

развитие ценностной сферы ребенка дошкольника на основе первичных

смысловых

единиц

(слово,

образ,

средства

выразительности

и

т.п.)

в

специфических

видах

детской

деятельности,

в

первую

очередь

информационно-коммуникативной,

деятельностно-продуктивной,

путем

приобщения

их

к

историческому

наследию

донского

казачества,

культурным особенностям языковой, природной и архитектурной среды

донского края.

Родной

язык

является

источником

представлению

ребенку

народной

концепции мироустройства. Тексты фольклора символически представляют

целостные,

мощные,

емкие

образы

главных

жизненных

смыслов.

Психологическое значение этих текстов в создании доверительного отношения

к окружающему мира и осознание своего места в нем.

Работа проводилась в следующих направлениях и имела блочное планирование,

что помогало погрузиться в одну тему во всех видах и формах организованной и

совместной деятельности:

1блок.Обследование

уровня

знаний

дошкольников

о

родном

крае,

отбор

содержания

регионального

компонента,

планирование

работы

по

данному

направлению;

2 блок. Ознакомление детей с возникновением нашего города и с архитектурными и

природными памятниками Ростова-на-Дону.

3 блок. Изучение жизни и быта донских казаков

4блок. Использование

в

работе

с

детьми

народных

подвижных

игр,

малых

фольклорных форм.

5блок. Ознакомление с природой родного края (животный, растительный мир)

народные приметы, пословицы, поговорки.

6блок. Взаимодействие с семьями воспитанников при ознакомлении с Донским

краем.

Содержание образовательной деятельности построено на интеграции ценностей

культуры Донского края и раскрывает культурно-познавательные, гуманистическо-

нравственные,

эстетические

ценности

народа,

проживающего

на

данной

территории, и раскрывает региональный аспект дошкольного образования в нашем

регионе.

1 . Была проведена диагностика уровня знаний детей. На основе первичных

данных подобран тематический и лексический материал по ознакомлению детей с

Донским

краем.

Мною

были

изучена

программно-методическая

литература

по

приобщению дошкольников к истории и культуре Донского края: Р.М. Чумичевой,

Н.А.

Платохиной,

О.Л.

Ведмедь,

Л.В.

Абдульмановой,

Л.В.

Кампанцевой,

что

помогло систематизировать работу и составить перспективный план ознакомления

дошкольников с Донским краем, разработать лексические темы.

2. Содержание

работы

осуществлялось

в

процессе

знакомства

детей

с

архитектурными

сооружениями

и

природными

памятниками

ближайшего

микрорайона, их значением в жизни людей. Акцентировала внимание детей на

ближайшем расположении зданий, улиц, парков: Парк Октября, зона отдыха на реке

Темерник, школа № 7, Соловьиная роща, памятник освободителям г. Ростова-на-

Дону на ул. Оганова и др. На тематических занятиях и в проектной деятельности

дети моделировали территорию детского сада, городские здания и парковые зоны,

презентовали их детям, родителям, педагогам. Был организован флэш-моб «Мы

любим Темерник», проект «Откуда начался Ростов» и др.

3 блок – Изучение «жизни и быта донских казаков» осуществлялось через

просмотр

фотографий,

иллюстраций,

презентаций,

рассказами

и

чтением

художественной

литературы,

прослушиванием

песен.

Т.к.

группа

работает

по

лексическим

темам,

поэтому

были

разработаны

конспекты

интегрированных

занятий познавательного цикла: «Мы – жители Дона», «Путешествие по городам

Ростовской области», «Город вольных казаков», «Конь – верный друг казака» и др.

Первоначально рассказала детям о том, кто же такие казаки, их характерные

особенности (мужественные, трудолюбивые люди). На вопрос «Расскажи, что ты

знаешь о казаках?», дети в основном отвечали: едут на лошадях, ходят в шапках, у

них должны быть усы. Беседовала с детьми о людях, прославивших донской край:

художники, писатели, спортсмены.

В процессе занятий знакомила детей со старинными казачьими обычаями (роль

казачки в воспитании казака, рождение сына), с казачьими символами и знаками

(флаг, герб, гимн, булава и т.д.). Обращала внимание детей на то, какими воинами

были казаки и кто был верным другом казака в боевом походе.В план работы по

ознакомлению с Донским краем включила создание выставки «Бабулин сундучок»,

мини – музея, в которых были собраны подлинные предметы и фотографии быта

наших предков. Именно здесь впервые дети увидели элементы казачьего костюма,

старинную

посуду,

предметы

труда,

украшения.

Все

эти

предметы

старины

вызывают

у

детей

неподдельный

интерес,

знакомят

с

традициями

нашего

культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

4 блок –Обряды

и

праздники,

которые

в

народной

традиции

имеют

характер

игры.Ритм

праздников

и

обрядов

приобщает

дошкольников

к

эмоционально-

ценностной системе способов взаимодействия с природой: призыв: «Гори, гори

ясно, чтобы не погасло!»;восхищение, выражение восторга и радости: Душа моя

Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная ты краса...!»; договор:

«Весна, весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью с великой

милостью:

со

льном

высоким,

с

корнем

глубоким,

с

хлебами

обильными...»;

приметы

и

пословицы:

май

радость,

июнь-счастье,

июль-краса

лета,

август-

густарь-страды государь».Такая система взаимоотношений с природой является

символом закона существования общества: закона всеобщей доброжелательности.

Народные игры учат тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое,

которое не противоречиво вписано в жизнь детского сообщества. В игре создаются

дополнительные условия для реализации речевых задач. В работе с детьми и в

процессе занятий и в свободное время широко использую игровой фольклор, в

котором

радость

движения

сочетается

с

духовным

обогащением.

Любимые

фольклорные игры детей моей группы: «В утку», «Плетень», «Завивайся капустка»,

«Путы», «В шапку» и др. Участие детей в народных играх позволяет им в игре

усвоить культуру народа, обогатить словарный запас, выразительность речи. Дети

моей

группы

любят

веселые

считалки,

жеребьевки,

сопровождающие

игры.

Я

заметила, что благодаря игре, дети научились самостоятельно находить выход из

критического

положения,

быстро

принимать

решение

и

осуществлять

их,

проявлять

инициативу,

т.е.

приобретали

важные

качества,

необходимые

им

в

будущей жизни. Предлагала малоактивным, неуверенным в себе детям выбрать

ведущего в игре считалкой, что позволяло им совместному общению с другими

детьми, развитию коммуникативных навыков. В начале выбирала легкие считалки

в

произношении,

затем

посложнее

это

помогало

им

разнообразить

словарь,

повысить

уровень

речевого

развития

ребенка,

правильно

выстроить

фразы.

Обратила внимание, как слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще

большей силой, помогало детям координировать речь с движением, использовать

музыкальное сопровождение для выработки плавности речи, четкости ритма той

или иной фольклорной формы, развить внимание, наблюдательность, мышление,

побороть свою замкнутость. Поэтому огромную роль в народных традиционных

играх играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Песня для казаков имеет большое значение. В них говорится о важных событиях в

жизни казаков, о глубочайшей преданности своей малой Родине. Слушание и пение

песен способствует развитию плавности речи, силы и высоты голоса, речевому

дыханию,

звукопроизношению,

что

является

важным

для

детей

с

речевыми

нарушениями. Обращала внимание детей на особенность пения казачьих песен при

просмотре

фильма

«Вешенская

весна».

В

детском

саду

были

организованы

тематические

развлечения (Жаворонки

прилетели,

Масленица),

где

были

объединены песни, игры, загадки, разученные ранее.

5 блок – Знакомя детей с природой Донского края, я старалась показать красоту

окружающего

нас

мира

опираясь

на

тексты

материнского

фольклора,

который

вводит ребенка в животный мир языковыми образами: утка-поплавутка, курка-

гарабурка, конь-брыконь, животные приносят ребенку еду, здоровье, сон, подарки,

сапожки в которых он затем самостоятельно выйдет на дорогу жизни...

Мир

растений одаривает ребенка эмоциональностью и поэтичностью образов донских

трав:травушка-муравушка-спорышь,

шелкова

трава

–ковыль,

солдатская

трава-

тысячелистник,

печаль

трава-полынь,

одолень

трава-кувшинка

и

т.д.

.

Эстетическими

звучаниями:

красава,

красоля,

краса,

красотная

трава,

чистец,

чистотел... образными выражениями: ритмичностью речи: травка-гречанка-попарь

плечики, травка репеек-попарь животок..

Примером этой работы стали экскурсии к реке Темерник в разный период, где дети

наблюдали за насекомыми, птицами, земноводными, а также растительностью.

Сравнивали

с

детьми

животный

и

растительный

мир

в

разное

время

года:

отсутствие насекомых в холодное время года, изменение состояния воды в реке

(покрылась

льдом),

не

слышно

пения

птиц

и

т.д.

Просматривали

с

детьми

презентации

«Водоемы

области»,

«Кто

живет

в

воде?»

с

последующим

обсуждением увиденного. Рассматривали иллюстрации лекарственных растений

нашей области, обращала внимание детей на их значимость в жизни человека.

Проводила

ознакомительные

беседы

о

животных

и

птицах

Дона,

среде

их

обитания. Проводились наблюдения на территории детского сада, за растениями,

деревьями,

насекомыми,

птицами,

которые

потом

отражались в

дневниках

наблюдений.

Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности

Родине: Донская

земля

дармоедов

не

кормит

(на

Дону

трудом

будешь

сыт),

как

ложкой,

так

и

шашкой

за

столом,

и

в

сражении

го р а зд ) ,

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни);

на

Дону

что

ни

хутор,

то

своя

запевка

каждом

хуторе

всё

по-своему);

казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что

н и

в о з ь м и

к а з а к

у м е е т

в с ё ) ;

не атаман при булаве, а булава при атамане (личные качества важнее причастности

к власти).

6 блок – Взаимодействие с семьями воспитанников.

... слово «Отечество» происходит от слова «отец». Язык, как всегда отражает самое

важное в сознании народа. М.Ю. Новицкая

Моя работа с родителями основана на устойчивости народных, этнических идеалах

воспитания, которые приводились в жизнь не только с помощью слов, но и в

конкретной деятельности.

Родительские

собрания,

консультации,

беседы,

информационный

материал

(памятки, буклеты)- традиционные формы работы с родителями направлены на

передачу

ребенку

социально-исторического

опыта,

в

первую

очередь

опыта

эмоциональных

и

духовных

взаимоотношений.

Родительские

собрания

сопровождаются обязательным показом детской деятельности. Особый интерес у

родителей вызывал показ фрагментов занятий на основе народных праздников:

«Осенины –капустины именины», «Пришел казак из похода», «Матушка красная,

словно солнышко ясное», «Кумушка, подруженька моя».

Привлекла родителей к написанию авторских сказок совместно с детьми о жизни

казаков.

Родители приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды,

в оснащении и оборудовании мини сред: музея в группе, выставки предметов и

фотографий казачьего быта, пополнении аудиотеки с записями казачьих песен.

Рекомендовала

родителям

посетить

памятные

места

нашего

города,

сделать

фотоотчеты и познакомить с ним других детей. Дети с интересом обменивались

своими

впечатлениями,

настроением,

что

способствовало

развитию

коммуникативных навыков. Обращала внимание родителей на то, как важно и

полезно слушание казачьих песен в домашних условиях, обыгрывание казачьих

обрядов, проведение казачьих игр. В процессе всей этой деятельности речь ребенка

активно развивается: обогащается словарь, формируется грамматический строй,

развивается

диалогическая

и

монологическая

речь,

формируется

связная

речь. Деятельность,

направленная

на

внедрение

регионального

компонента

в

образовательный

процесс,

построена в соответствии с ФГОС ДО на основе

интеграции

ценностей

культуры

Донского

края,

методов

развития

ценностного отношения к культуре родного края: познавательно-развивающие

(наблюдения, экскурсии, проекты, проблемные ситуации), диалоговые (игровые

диалоги, диалоги персонажей, рассказ и т.д.), оценочно-рефлексивные (общение,

ситуации, совместная деятельность), экспериментальные (моделирование, опыты и

эксперименты);

фор

организации

деятельности(игровая,

интеллектуально-

познавательная, творческая и др.). Работа проводилась на основе взаимодействия

педагогов ДОУ и родителей. Работа по данному направлению стала предпосылкой

воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности, это

является направлением, над которым моя работа будет строиться в дальнейшем. В

настоящее время взаимодействие нашего образовательного учреждения и семьи

реализуется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в

новых

формах

совместных

детско-родительских

семинаров,

общих

активных

занятиях по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности

и иных вариантах сотрудничества.

Благодаря

диалогу

учреждения

с

родительской

общественностью,

в

основе

которого

заложены

партнерские

отношения,

стало

возможным

участие

воспитанников

в

различных

проектах,

смотрах,

конкурсах. Формирование

нравственно-патриотических чувств

считаю одной из своих задач, поэтому на

логопедических

занятиях

использую

лексические

темы

«День

защитника

Отечества», «Военные профессии и военная техника», «День Победы», «Земля –

наш

общий

дом»

для того,

чтобы

как

можно

раньше

пробудить

в

растущем

человеке любовь к родной земле, с первых шагов

формировать у детей черты

характера,

которые

помогут

ему

стать

человеком

и

гражданином

общества;

воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,

бабушке, к родному дому, чувства гордости за достижения своей страны, любовь и

уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным

ребенку

явлениям

общественной

жизни.

На

занятиях

дети

заучивают

стихи

о

защитниках

Отечества,

читают

рассказы

и

баллады

о

солдатах

войны.

В

информационном

логопедическом

уголке

родители

могут

ознакомиться

с

рекомендациями по той или иной лексической теме. Из наблюдений за детьми,

бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши

воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину,

русскую

культуру,

интересуются

народными

традициями.

Большинство

детей

успешно

осваивают

социальные

навыки

и

нормы

поведения,

применяют

полученные знания в добрых делах и поступках.

Литература

1.Платохина

Н.А.

Научно-методическое

сопровождение

процесса

развития

ценностно-смыслового

отношения

дошкольников

к

культуре

родного

края.

//Известия

Южного

федерального

университета.

Педагогические

науки.2010.

№2.с.67-72.

2.

Осорина

М.В.

Картина

мира

в

колыельных

песняхи

рисунках

маленьких

детей//Секретный мир детейв пространстве мира взрослых.СПб.:Питер.1999.

3.Рыбаков Б.А.Язычество древних славян.М.:Русское слово,1997.

4. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методическое обеспечение к

региональной

программе

«Родники

Дона»:

учеб.метод.пособие.Ростов

н/Д:ДПК.2005.

5. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностно-смысловое развитие

дошкольников (на материале истории и культуры Донского края).Ростов н/Д,2005.



В раздел образования